Автор: Бубело Татьяна Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКС(К)ОУ "Школа-интернат"
Населённый пункт: город Долинск, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Закрепление темы "Бессоюзное сложное предложение"
План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему:
"Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»"
Цели урока:
1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
2)сформировать умения:
а) самостоятельной творческой работы и самостоятельной работы с текстом;
б) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в
бессоюзных сложных предложениях;
в) использовать различные синонимические конструкции для передачи
одного и того же смысла;
г) определять смысловые отношения между частями бессоюзного
предложения в зависимости от интонации в устной речи;
д) правильно расставлять знаки препинания в указательных конструкциях.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение по теме
«Бессоюзные сложные предложения».
Вызов к доске двух учеников, которые задают друг другу вопросы по теме
(класс следит за грамотной постановкой вопроса и ответами работающих у
доски).
Вопросы:
какие сложные предложения называются бессоюзными?
от чего зависят смысловые отношения между частями?
как выражаются отношения в устной речи? На письме?
какие знаки могут быть в бессоюзном предложении?
в какие случаях ставятся ,, ;, :, -?
Пейзажная зарисовка «Зимний лес»
Учащимся предъявляются картины с изображением зимнего пейзажа.
- Давайте посмотрим на эти замечательные картины с зимним пейзажем. Что
на них изображено? А теперь представьте себя критиками-искусствоведами!
Ваше задание описать картины, дать им оценку, используя бессоюзные
сложные предложения.
Ученики (несколько человек, по желанию) выбирают картины и пишут
сочинение в художественном стиле описывая картины. Другая часть класса в
это время выполняет задание:
Продолжить предложения:
Прекрасен зимний лес: ...
Плывут по небу облака,....
Крикнешь - ...
(Можно дать опорные слова-наречия: кое-где, далеко-далеко, вдали, справа,
по-зимнему, сплошь и т. д. и попросить учащихся составить бессоюзное
сложное предложение, используя данные наречия, объяснить орфограммы)
Вывод: благодаря использованию бессоюзных сложных предложений текст
становится динамичным.
Работа над определением смысловых отношений между частями в сложных
предложениях. Разные виды их передачи.
Упражнения:
Индивидуальные задания.
(Три ученика работают одновременно у доски)
Карточка 1.
Даны два предложения: Солнце взошло. Туман рассеялся.
Задание: построить сложные предложения различных видов:
сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное.
Варианты ответов:
Солнце взошло - туман рассеялся (бессоюзное)
Солнце взошло и туман рассеялся (сложносочиненное)
Когда солнце взошло, туман рассеялся (сложноподчиненное)
Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных
предложений. Менее четко они очерчены в бессоюзных сложных
предложениях.
Карточка 2.
Составить два предложения: одно простое с обобщающим словом перед
однородными членами, другое - бессоюзное сложное, вторая часть которого
поясняет первую.
Карточка 3.
Составить два предложения: одно простое с однородными членами и
обобщающим словом после них, второе - бессоюзное сложное, в котором
между частями ставится тире.
Вывод: двоеточие и тире могут быть и в простых, и в сложных
предложениях.
Работа с грамматическими синонимами.
Задание классу: опустить союзы в данном тексте, проставить знаки.
Осень. По лесу шагу нельзя ступить бесшумно, потому что сухие листья
хрустят под ногами, предупреждая лесных жителей, что охотник идет.
Дополнительные задания:
начертить схему;
дать характеристику предложения;
объяснить смысловые отношения между частями.
Вывод: полученное бессоюзное сложное предложение - грамматический
синоним данному. Оно передает быструю смену действий.
Проверка индивидуальных заданий.
Литературно-синтаксическая викторина.
Задания:
назвать произведение, автора;
выписать предложения, где одна часть противопоставлена другой;
объяснить смысловые отношения;
расставить знаки препинания;
назвать группы орфограмм.
Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.
Везде передо мной подвижные картины: здесь вижу двух озер лазурные
равнины.
Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой - в нем ничто не
затрепещет...
Один в вышине стою под снегами у каря стремнины; орел, с отдаленной
поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.
Графический диктант.
Задание: определить на слух виды предложений, передать схемами их
структуру.
Было тихо, только плеск волн доносился из-за высокого борта. Ничто не
шевелилось: ни травка, ни лист. Лес, сурово молчавший, поредел; появились
пихты и кедры. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто. Прекрасен
лес в солнечный день: прохлада освежает, чудеса световые радуют глаз.
Работа над употреблением бессоюзных сложных предложений в речи.
Задание:
прослушать отрывок из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Деревня» и
передать содержание, употребив бессоюзные сложные предложения.
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край.
Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем - не то плывет, не
то тает. Безветрие, теплынь... воздух - молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки;
лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая
хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой - и дегтем маленько - и маленько кожей.
Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.
Проверка сочинений. Ученики зачитывают перед классом свои произведения.
Итоговая проверочная работа. Работа с текстом на определение вида
сложного предложения.
Дети заполняют таблицу, проставляя только номера прочитанных
предложений соответственно знаку.
Код задания
-ССП
-СПП
-БСП
После грозы вдруг стало очень холодно, начался сильный северный ветер.
По строгой заре, когда ветер немного поунялся, мы определили погоду на
завтра.
Я брожу по лесу и не могу узнать знакомых мест: березки надели весенний
праздничный наряд.
Я опять вспомнил те горы, от которых пахнуло на меня старыми
преданиями.
Мелкий дождь сеет с утра - выйти невозможно.
Белым ландышем заканчивается лесная весна, и наступает тенистое лето.
Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ребята собирали
подснежники.
Чехов любил всё простое, настоящее, и у него была своеобразная манера
опрощать людей.
Солнце еще греет по-летнему, однако листва чуть-чуть пожелтела.
Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем сердце расцветет
благородство.
Либо весна запаздывает, либо зима не хочет сдаваться.
Было густо, и место казалось непроходимым, но так было только вблизи
террасы.
Подведение итогов. Домашнее задание упр.158.