Закрепление темы "Бессоюзное сложное предложение"

Автор: Бубело Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКС(К)ОУ "Школа-интернат"
Населённый пункт: город Долинск, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Закрепление темы "Бессоюзное сложное предложение"
Дата публикации: 15.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

"Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»"
Цели урока: 1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; 2)сформировать умения: а) самостоятельной творческой работы и самостоятельной работы с текстом; б) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях; в) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; г) определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи; д) правильно расставлять знаки препинания в указательных конструкциях. Ход урока: Организационный момент. Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Вызов к доске двух учеников, которые задают друг другу вопросы по теме (класс следит за грамотной постановкой вопроса и ответами работающих у доски). Вопросы:  какие сложные предложения называются бессоюзными?  от чего зависят смысловые отношения между частями?  как выражаются отношения в устной речи? На письме?  какие знаки могут быть в бессоюзном предложении?  в какие случаях ставятся ,, ;, :, -? Пейзажная зарисовка «Зимний лес» Учащимся предъявляются картины с изображением зимнего пейзажа. - Давайте посмотрим на эти замечательные картины с зимним пейзажем. Что на них изображено? А теперь представьте себя критиками-искусствоведами! Ваше задание описать картины, дать им оценку, используя бессоюзные сложные предложения. Ученики (несколько человек, по желанию) выбирают картины и пишут сочинение в художественном стиле описывая картины. Другая часть класса в это время выполняет задание:
Продолжить предложения: Прекрасен зимний лес: ... Плывут по небу облака,.... Крикнешь - ... (Можно дать опорные слова-наречия: кое-где, далеко-далеко, вдали, справа, по-зимнему, сплошь и т. д. и попросить учащихся составить бессоюзное сложное предложение, используя данные наречия, объяснить орфограммы) Вывод: благодаря использованию бессоюзных сложных предложений текст становится динамичным. Работа над определением смысловых отношений между частями в сложных предложениях. Разные виды их передачи. Упражнения: Индивидуальные задания. (Три ученика работают одновременно у доски) Карточка 1. Даны два предложения: Солнце взошло. Туман рассеялся. Задание: построить сложные предложения различных видов: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное. Варианты ответов: Солнце взошло - туман рассеялся (бессоюзное) Солнце взошло и туман рассеялся (сложносочиненное) Когда солнце взошло, туман рассеялся (сложноподчиненное) Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных предложений. Менее четко они очерчены в бессоюзных сложных предложениях. Карточка 2. Составить два предложения: одно простое с обобщающим словом перед однородными членами, другое - бессоюзное сложное, вторая часть которого поясняет первую. Карточка 3. Составить два предложения: одно простое с однородными членами и обобщающим словом после них, второе - бессоюзное сложное, в котором между частями ставится тире.
Вывод: двоеточие и тире могут быть и в простых, и в сложных предложениях. Работа с грамматическими синонимами. Задание классу: опустить союзы в данном тексте, проставить знаки. Осень. По лесу шагу нельзя ступить бесшумно, потому что сухие листья хрустят под ногами, предупреждая лесных жителей, что охотник идет. Дополнительные задания: начертить схему; дать характеристику предложения; объяснить смысловые отношения между частями. Вывод: полученное бессоюзное сложное предложение - грамматический синоним данному. Оно передает быструю смену действий. Проверка индивидуальных заданий. Литературно-синтаксическая викторина. Задания: назвать произведение, автора; выписать предложения, где одна часть противопоставлена другой; объяснить смысловые отношения; расставить знаки препинания; назвать группы орфограмм. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман. Везде передо мной подвижные картины: здесь вижу двух озер лазурные равнины. Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой - в нем ничто не затрепещет... Один в вышине стою под снегами у каря стремнины; орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Графический диктант. Задание: определить на слух виды предложений, передать схемами их структуру. Было тихо, только плеск волн доносился из-за высокого борта. Ничто не шевелилось: ни травка, ни лист. Лес, сурово молчавший, поредел; появились
пихты и кедры. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто. Прекрасен лес в солнечный день: прохлада освежает, чудеса световые радуют глаз. Работа над употреблением бессоюзных сложных предложений в речи. Задание: прослушать отрывок из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Деревня» и передать содержание, употребив бессоюзные сложные предложения. Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем - не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь... воздух - молоко парное! Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами. И дымком-то пахнет, и травой - и дегтем маленько - и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух. Проверка сочинений. Ученики зачитывают перед классом свои произведения. Итоговая проверочная работа. Работа с текстом на определение вида сложного предложения. Дети заполняют таблицу, проставляя только номера прочитанных предложений соответственно знаку. Код задания -ССП -СПП -БСП После грозы вдруг стало очень холодно, начался сильный северный ветер. По строгой заре, когда ветер немного поунялся, мы определили погоду на завтра. Я брожу по лесу и не могу узнать знакомых мест: березки надели весенний праздничный наряд. Я опять вспомнил те горы, от которых пахнуло на меня старыми преданиями. Мелкий дождь сеет с утра - выйти невозможно. Белым ландышем заканчивается лесная весна, и наступает тенистое лето. Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ребята собирали подснежники.
Чехов любил всё простое, настоящее, и у него была своеобразная манера опрощать людей. Солнце еще греет по-летнему, однако листва чуть-чуть пожелтела. Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем сердце расцветет благородство. Либо весна запаздывает, либо зима не хочет сдаваться. Было густо, и место казалось непроходимым, но так было только вблизи террасы. Подведение итогов. Домашнее задание упр.158.