"Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)"
Автор: Севрюгин Владимир Сергеевич Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Тацинская СОШ № 2
Населённый пункт: ст. Тацинская Ростовская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская общеобразовательная школа № 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование и развитие образованной, нравственно и
физически здоровой личности путём внедрения и
использования коллективного способа обучения (КСО)
на занятиях по физической культуре.
Автор: Севрюгин В.С.- учитель
физической культуры
МБОУ Тацинской средней
общеобразовательной школы № 2
2. Этапы реализации проекта………………………………........7-8
3. Метод взаимного обмена заданиями по КСО………….…….9-10
4. Критерии продуктивности метода взаимообмена
заданиями…………………………………………………………10
5. Способы контроля……………………….………………………11-12
6. Итоги деятельности…………………………………………......12-14
7. Анализ деятельности………………………………...................14
Заключение…………………………………………………………….15
Ресурсное обеспечение………………………………………………..16
План - конспект коллективного учебного занятия………………17-19
«Приучай ученика работать.
Приучай его к тому, чтобы он
самостоятельно думал, искал,
проявлял себя, развивал свои
дремлющие силы»
Дистервег
1. Введение
Задача современного учителя состоит в коренной перестройке
учебно-воспитательного процесса на основе решительного повышения
самостоятельности учащихся и всемерного усиления коллективизма.
Проблема обучения учащихся самостоятельно приобретать знания была и
остается одной из актуальных проблем в педагогике.
Целью самостоятельной работы школьников является обеспечение глубокого и
прочного усвоения ими учебного материала, формирование активной жизненной
позиции.
Решение этой проблемы может осуществляться различными способами, в том
числе с помощью коллективного способа обучения (КСО).
На мой взгляд, именно коллективный способ обучения (КСО) на занятиях по
физической культуре, как показывает опыт моей работы, дают не только высокое
качество знаний и умений, но и развивают педагогические и творческие
способности детей, формируют самостоятельность, а в итоге нравственно и
физически здоровую личность.
Двадцатилетний опыт моей работы по КСО дает возможность анализировать
положительные стороны, накапливать и внедрять методики в учебный процесс.
3
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта
Формирование и развитие образованной,
нравственно и физически здоровой
личности путём внедрения и
использования коллективного способа
обучения (КСО) на занятиях по
физической культуре.
Автор проекта
Севрюгин В.С.- учитель
физической культуры
Цели и задачи проекта
- Подготовка физически образованной,
нравственно и физически здоровой,
самостоятельной, ответственной,
компетентной личности.
-Анализ и корректировка концепции,
программ, технологии сотрудничества в
обучении (по КСО)
-Разработка дидактического материала
-Разработка и внедрение метода
взаимообмена заданиями (по КСО) на
занятиях физической культуры.
- разработка и апробация методики и
содержания входной и итоговой
диагностики для каждого года обучения
Продолжительность реализации
проекта
4 года
4
Почему школе необходим коллективный способ обучения (КСО)?
Существуют шесть основных противоречий группового способа обучения
ГСО в
современном учебном заведении, которые обусловливают необходимость
перехода к КСО:
1. Между конечной, отдаленной целью обучения и вос питания в школе и
целями ближними, акту альными, постоянными.
2. Между созерцательными и действенно-преобразоват ельными процессами
деятельности ученика.
3. Между единым одинаковым темпом работы группы
(класса) и большим
различием в способностях и трудо любии учеников.
4. Между индивидуальным характером преподавания при ГСО и
коллективной (общественной) сущностью вос питания.
5. Между структурами общения в жизни и их примене нием в школе, на
учебных занятиях .
В жизни человека общение с разными людьми по оче
реди является основным.
Именно оно присуще всем. Без
группового общения люди обходятся, а если и
прибегают к нему, то в порядке исключения. Следуя терминологии
А. Г. Ривина, общение с каждым человеком по очереди
можно назвать
диалогическими сочетаниями.
Путь решения, на мой взгляд, один,- коллективный способ обучения.
Коллективные занятия в школе — это и есть внесение в учебный про
цесс
диалогических сочетаний или включение естественной (основной) структуры
общения между людьми .
Диалогические сочетания, или общение в парах смен
ного состава, или общение
каждого с каждым по очереди (все это одно и то же) не только основная структура
общения, но и главное средство индивидуального развития.
5
Планирование деятельности заключается в изучении методического
материала по коллективным учебным занятиям, разработке авторских (рабочих)
программ, необходимого дидактического материала, методических разработок,
технологических карт коллективных занятий, способов и методов контроля
коллективных занятий, в анализе работы.
6
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы
Сроки реализации
Краткое описание
1-й,
Подготовительный
2012-2013 учебный год
Изучение опыта и теории
технологии педагогики
сотрудничества (КСО).
Подготовка и согласование
проекта и необходимой
сопроводительной
документации.
Согласование и
распределение ролей и
функций участников
проекта.
Составление
индивидуальных планов
2-й,
Основной
(исследовательский)
2013-2014 учебный год
Разработка и апробация
рабочих программ изучения
учебного материала по
физической культуре,
варианты методик
коллективных занятий,
учёта изученного и контроля
над успеваемостью и
качеством знаний, способы
достижения результатов в
обучении и развитии.
Разработка системы
методического обеспечения
обучения.
Разработка дидактического
обеспечения учебного
процесса.
3-й,
Итоговый
(внедренческий)
2014-2015 учебный год
Разработка и апробация
методики и содержания
входной и итоговой
диагностики для каждого
года обучения.
Подведение итогов работы
по КСО
4-й,
Аналитический
2015-2016 учебный год
Обобщение материалов
исследования
Публикация методических
материалов и рекомендаций
для распространения опыта
работы по КСО на занятиях
по физической культуре.
8
Метод взаимного обмена заданиями по КСО
на занятиях по физической культуре
На протяжении 20 лет в своей педагогической деятельности используем
метод взаимообмена заданиями по коллективному способу обучения. Последние
три года вплотную заняты разработкой и внедрением данного метода на
занятиях по физической культуре в Тацинской средней общеобразовательной
школе № 2 в 3- 5 классах.
Как же выглядит работа
учебного коллектива в целом? Сначала
организуется по нескольку групп делением группы класса по 5—7 учеников в
каждой группе. Са
мое трудное - «запуск»: в классе учеников может работать
одновременно 5—6 групп и по разным темам. Например, первая
группа
приступает к выполнению заданий по теме 1: «Передача баскетбольного мяча»,
вторая по теме 2: «Техника выполнения броска баскетбольного мяча в
корзину», третья по теме 3: «Техника ведения баскетбольного мяча»
и т. д.
В начале коллективного занятия готовится мультимедийная доска (для
просмотра презентаций и др.), учебная доска, на которой отражается: дата
занятия, темы, цели занятия, оборудование; указывается алгоритм (ход)
занятия, таблица учета передачи тем (таблица учета работы учеников).
Итак, алгоритм метода взаимообмена заданиями по КСО выглядит
следующим образом:
1.
Изучи и закрепи практическими упражнениями данную тему 1:
2.
Свою готовность к работе в паре сменного состава отметь в таблице
учета на учебной доске знаком + напротив своей фамилии и своей темы 1
3.
Как только будет готов рассказать и показать упражнения по тему 2
другой ученик, создается пара сменного состава, ученики работают
вместе и работают в паре:
-
каждый обучает своему заданию, упражнению другого,
анализируют свою деятельность (ошибки, недочёты, успехи и т.д.)
по своим темам;
9
-
проверяют усвоение теоритического и практического материала
4.
Первую передачу своей темы отмечают в таблице учета обведением знака
+ в кружок.
5.
Вступает в сотрудничество с учеником готовым научить своей
теме 3 (или 1,2…) работает в паре сменного состава
6.
Очередную передачу темы отмечает в таблице учета обведением знака +
во второй кружок; очередную передачу своей темы другому следующим
обведением знака + в кружок.
7.
Идет сдавать зачет учителю по всему разделу (не всегда обязательно)
Как определить продуктивность метода, формы?
На мой взгляд, надо исходить из
главных критериев продуктивности
, а
именно:
- развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся;
- реализация методов и приёмов «педагогики сотрудничества»
Условия развития познавательной активности и самостоятельности
учащихся я вижу во включении всех обучаемых в самостоятельную
поисковую мыслительную деятельность и в обязательном развитии
мыслительных способностей (умении анализировать, сравнивать,
сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения).
Условия реализации методов и приёмов «педагогики сотрудничества»
является следующие:
- владение учителем своим предметом;
- владение педагогической технологией;
- владение методикой;
10
- умение организовать работу учащихся;
- умение сопереживать учащимся;
- владение педагогическим тактом;
- наличие педагогических новаций;
- умение управлять собой, сохранять здоровье.
«Значение контроля в том, что он позволяет получить информацию о ходе
процесса формирования личности» Я. Турбовский
Способы контроля усвоения знаний,
используемые на коллективных занятиях:
1. Альтернативный ответ - ученику даётся вопрос и два возможных ответа, из
которых необходимо выбрать правильный.
2. Анализ - выявление сильных и слабых сторон учебной деятельности с целью
повышения эффективности обучения.
3. Анкета – структурированное письменное интервью.
4. Аудитивный устный – оценивание способности ученика слушать,
интерпретировать, выражать идеи и поддерживать разговор
5. Журнал – ведение учениками записей своего собственного прогресса
6. Изучение обстоятельств – предоставление ученикам возможности
показывать свои навыки в принятии решений
7. Итоговая оценка – измерение конечного уровня достижения по учебному
результату.
8. Компетенция – способность выполнять определённую деятельность в
соответствии со стандартами.
9. Оценка по ссылке на норму – сравнение успеваемости ученика с
успеваемостью других.
11
10. Практическое упражнение - предоставление учащимся возможности
проявлять практические навыки.
11. Процесс – навыки процедуры и мыслительные процессы,
демонстрируемые во время деятельности.
12. Ролевая игра – предоставление ученикам возможности проявить
поведенческие и межличностные навыки.
13. Самоотчёт – классификация любой формы оценки, при которой ученики
производят свидетельства их успеваемости, прогресса, опыта, отношения и
личных чувств.
Главное это то, что коллективные занятия по физической культуре
приобретают личностно-ориентированный подход. Физическая культура
становится не только средством укрепления здоровья и развития физических
кондиций человека, но и явлением общечеловеческой культуры, проявляющейся в
культуре здоровья, культуре телосложения, культуре движения, и как способ
жизнедеятельности человека, проявляющийся через творческую активность,
культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми.Здесь
необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие
личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного
развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования
самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности,
готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы
решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно
относиться к новациям. Как следствие этого, для формирования
самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре
впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам
физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в
индивидуальных, так и коллективных формах занятий.
12
Ориентация на самостоятельную деятельность, связанную с удовлетворением
индивидуальных интересов, побуждает учащихся к самообразованию,
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей
информации, активному взаимодействию и творческому сотрудничеству, как со
своими сверстниками, так и взрослыми людьми. Таким образом, содержание
образования по физической культуре, ориентированное в государственном
стандарте на формирование самостоятельности, посредством обучения учащихся
основам физкультурной (двигательной) деятельности, создает возможности
целостного развития личности, способной творчески заниматься собственным
физическим развитием и укреплением собственного здоровья.
Автоматически решается проблема дисциплины.
Ребёнок формируется как физически и нравственно здоровая личность.
У учащихся развивается речь, память, мышление, ораторские и
организаторские способности, формируется ответственность,
самостоятельность вырабатывается активная жизненная позиция.
Всё это прямо указывает на
укрепление здоровья, содей ствие гармоничному
физическому, нрав ственному и социальному разви
тию, успеш ному обучению,
формирование умений саморегуляции средствами физичес
кой культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
На коллективных занятиях царит деловая, рабочая обстановка. При этом
учитель индивидуально работает с каждым учеником: объясняет, показывает,
если надо оценивает. Ярко проявляется организаторская и вместе с тем
воспитательная функция учителя.
13
Работа в парах сменного состава обеспечивает высокую успеваемость, и
высокое качество знаний учеников, которые проявляются на итогах занятий,
контрольных работ, зачетах, экзаменах.
Успеваемость 100%, качество знаний 80-90% и выше
.
Диаграмма качества знаний учащихся обучающихся по КСО:
Учащиеся неоднократно становились и становятся победителями и
призёрами школьных, районных спортивных соревнований и олимпиад.
Опросы, проводимые с детьми и их родителями, показывают
положительные отзывы о коллективных учебных занятиях.
14
i.
Заключение
Обучение может осуществляться либо вместе, либо порознь. Наиболее
эффективно обучение проходит, если оно осуществляется и вместе, и порознь, т.е.
если оно ведется в следующих четырех формах: коллективной, групповой, парной
и индивидуальной.
Возникла острая необходимость у каждого учителя, у каждого учащегося
осваивать коллективную форму организации учебной работы, разрабатывать
методики изучения всех учебных предметов в условиях перехода от ГСО к КСО.
В современных условиях нуждаются в коренных преобразованиях,
способных поднять всю работу на качественный уровень, ограничиться частными,
несущественными поправками, просто нельзя.
В отдельных случаях методические приемы, творчество учителей-новаторов
стали выходить за рамки ГСО. Так, в своем опыте они иногда прибегают к
коллективной форме учебных занятий и делают попытки организовать в процессе
обучения совместную работу учащихся. Все это - явление прогрессивного
характера. Но если весь новаторский опыт не приводит к перестройке классно-
урочной системы, этот опыт утрачивает свою прогрессивность.
Применяя на протяжении 20 лет коллективный способ обучения на учебных
занятиях, я пришел к выводу, что именно данный способ обучения гарантирует не
только высокое качество знаний учащихся, но и формирует активную жизненную
позицию молодых людей, дает возможность развитию педагогических
способностей, самостоятельности, инициативы учащихся, формирует чувство
ответственности перед обществом и государством.
Попытки выдвинуть какие-то новые приемы обучения или новые
педагогические теории должны рассматриваться и оцениваться по тому,
насколько они способствуют объективному ходу развития учебного процесса,
помогают освободиться от старой системы обучения и перейти к новой, более
прогрессивной.
15
Ресурсное обеспечение:
1.
Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»- Москва, 1991.
2.
Дьяченко В.К. «Общие формы организации процесса обучения»- Красноярск,
1984.
3.
Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса и ее
развитие» - Москва, 1989.
4.
Казакова А.Г. «Организация нетрадиционных форм обучения»,- Иркутск,
1990.
5.
Гульчевская В.Г. « Концептуальные основы организации образовательного
процесса в системе индивидуального обучения», Ростов-на – Дону 1998.
16
Технологическая карта
коллективного учебного занятия № 62
Предмет: « Физическая культура»
Класс 5
Дата: 11.02. 2014г.
Количество времени: 45 мин.
Раздел: «Баскетбол»
Темы: 1. Техника ведения баскетбольного мяча.
2. Техника передачи баскетбольного мяча.
3. Техника броска баскетбольного мяча в корзину
Цели занятий:
Воспитательная: Воспитать дисциплинированность, чувство ответственности,
культуру поведения, сознательность, формировать общечеловеческие ценности,
самостоятельность. Формировать организаторские способности. Формировать
педагогические способности, а также взаимовыручку, чувство коллективизма.
Развивающая: Развивать физическое совершенствование, укреплять здоровье.
Развивать речь, память, логику, мышление, внимание, умение работать с в парах
сменного состава, умение анализировать, давать оценку деятельности.
Образовательная:
Знать и соблюдать: Инструкцию по ТБ
Овладеть приёмами : игры в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять
технические приемы: ведения баскетбольного мяча, передачи баскетбольного
мяча, броска баскетбольного мяча в корзину.
Дать необходимый объем знаний и умений по разделу; акцентировать внимание
учащихся на приёмах выполнения упражнений, а также терминах и понятиях.
17
Методические указания:
Прежде чем приступать к выполнению заданий, необходимо ознакомиться с
материалом учебной литературы по обсуждаемым темам и вопросам.
Проверить состояние здоровья учащихся, психофизическое состояние.
Провести инструктаж по ТБ. Провести физическую разминку.
Методы обучения:
1. Словесные - сообщение информации при помощи слова;
2. Наглядные - сообщение учебной информации при помощи наглядных средств;
3. Практические – получение информации на основании практических действий;
4.
Репродуктивные - формирование навыков и умений использования и
применения полученных знаний;
5. Поисковые – овладение обучаемыми методами научного познания, развить
логическое мышление, постепенная подготовка к самостоятельной постановке и
решении проблем;
6. Методы самостоятельной работы ( взаимообмена заданиями по КСО )- развитие
самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного
труда;
7. Информационно - перцептивный-
организация усвоения информации путём
сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия
8 Соревновательный (игровой) - круговая тренировка
Межпредметные связи: Химия, биология, физика, статистика, медицина.
Наглядные пособия и технические средства к занятию:
М.Я. Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват.
учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Стр. 158-162 Инструкция по ТБ. Аптечка
медицинская Спортивная форма и обувь секундомер, свисток. Баскетбольные
мячи. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
18
План коллективного занятия:
1.Организационная часть: приветствие, отметка отсутствующих объявление
темы, постановка целей и задач занятия, раздача тем (запуск).
2 . Работа в парах сменного состава:
2.1Работа с текстом (книгой): анализ текста, составление плана ответа,
контрольных вопросов к тексту.
2.2.Отметка готовности к сотрудничеству в паре сменного состава
в таблице учета на доске знаком +.
2.3.Передача своей темы 1 товарищу с темой 2 (рассказ своей темы,
выслушивание темы своего товарища, практическая работа по закреплению
приёмов деятельности)
Цель учащихся на занятии непросто передать тему, показать, но и научить
овладеть практическими приёмами.
2.4.Отметка в таблице учета передачи темы обведением знака + в кружок.
2.5.Смена пары (вступает в сотрудничество с товарищем с новой темой 3)
2.6.По окончании, отметка в таблице учета передачи темы обведением
знака + вторым кружком.
3. Сдача зачета преподавателю (по необходимости)
Таблица учета работы (учет передачи тем)
учеников 5 класса на коллективных занятиях по физической культуре
№ Фамилия студентов
Тема 1
Тема 2
Тема 3
1.
Иванов С.
+
2.
Сидоров А.
+
3.
Петров В.
4. Подведение итогов занятия, выставление отметок (зачета).
5. Дифференцированное творческое домашнее задание:
(по усмотрению преподавателя) рефераты, тесты, сообщения, соцопрос и т.п.
Учитель физической культуры: Севрюгин В.С.
19