Напоминание

"Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)"

Автор: Севрюгин Владимир Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Тацинская СОШ № 2
Населённый пункт: ст. Тацинская Ростовская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тацинская общеобразовательная школа № 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО) на занятиях по физической культуре. Автор: Севрюгин В.С.- учитель физической культуры МБОУ Тацинской средней общеобразовательной школы № 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Введение:

1.

Актуальность выбранной темы……………………………….3

2.

Паспорт проекта…………………………………………………4

3.

Противоречия учебно-воспитательного процесса…………..5

4.

Путь решения…………………………………………………….5

Основная часть:

1. Планирование деятельности ………………………….………6

2. Этапы реализации проекта………………………………........7-8

3. Метод взаимного обмена заданиями по КСО………….…….9-10

4. Критерии продуктивности метода взаимообмена

заданиями…………………………………………………………10

5. Способы контроля……………………….………………………11-12

6. Итоги деятельности…………………………………………......12-14

7. Анализ деятельности………………………………...................14

Заключение…………………………………………………………….15

Ресурсное обеспечение………………………………………………..16

План - конспект коллективного учебного занятия………………17-19

«Приучай ученика работать. Приучай его к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы»
Дистервег

1. Введение


Задача современного учителя состоит в коренной перестройке учебно-воспитательного процесса на основе решительного повышения самостоятельности учащихся и всемерного усиления коллективизма. Проблема обучения учащихся самостоятельно приобретать знания была и остается одной из актуальных проблем в педагогике. Целью самостоятельной работы школьников является обеспечение глубокого и прочного усвоения ими учебного материала, формирование активной жизненной позиции. Решение этой проблемы может осуществляться различными способами, в том числе с помощью коллективного способа обучения (КСО). На мой взгляд, именно коллективный способ обучения (КСО) на занятиях по физической культуре, как показывает опыт моей работы, дают не только высокое качество знаний и умений, но и развивают педагогические и творческие способности детей, формируют самостоятельность, а в итоге нравственно и физически здоровую личность. Двадцатилетний опыт моей работы по КСО дает возможность анализировать положительные стороны, накапливать и внедрять методики в учебный процесс. 3

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта
Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО) на занятиях по физической культуре.
Автор проекта

Севрюгин В.С.-
учитель физической культуры
Цели и задачи проекта
- Подготовка физически образованной, нравственно и физически здоровой, самостоятельной, ответственной, компетентной личности. -Анализ и корректировка концепции, программ, технологии сотрудничества в обучении (по КСО) -Разработка дидактического материала -Разработка и внедрение метода взаимообмена заданиями (по КСО) на занятиях физической культуры. - разработка и апробация методики и содержания входной и итоговой диагностики для каждого года обучения
Продолжительность реализации

проекта
4 года 4
Почему школе необходим коллективный способ обучения (КСО)?

Существуют шесть основных противоречий группового способа обучения ГСО в современном учебном заведении, которые обусловливают необходимость перехода к КСО: 1. Между конечной, отдаленной целью обучения и вос питания в школе и целями ближними, акту альными, постоянными. 2. Между созерцательными и действенно-преобразоват ельными процессами деятельности ученика. 3. Между единым одинаковым темпом работы группы (класса) и большим различием в способностях и трудо любии учеников. 4. Между индивидуальным характером преподавания при ГСО и коллективной (общественной) сущностью вос питания. 5. Между структурами общения в жизни и их примене нием в школе, на учебных занятиях
.
В жизни человека общение с разными людьми по оче реди является основным. Именно оно присуще всем. Без группового общения люди обходятся, а если и прибегают к нему, то в порядке исключения. Следуя терминологии А. Г. Ривина, общение с каждым человеком по очереди можно назвать диалогическими сочетаниями. Путь решения, на мой взгляд, один,- коллективный способ обучения.
Коллективные занятия в школе — это и есть внесение в учебный про

цесс

диалогических сочетаний или включение естественной (основной) структуры

общения между людьми
. Диалогические сочетания, или общение в парах смен ного состава, или общение каждого с каждым по очереди (все это одно и то же) не только основная структура общения, но и главное средство индивидуального развития. 5
Планирование деятельности заключается в изучении методического материала по коллективным учебным занятиям, разработке авторских (рабочих) программ, необходимого дидактического материала, методических разработок, технологических карт коллективных занятий, способов и методов контроля коллективных занятий, в анализе работы. 6

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы Сроки реализации Краткое описание 1-й, Подготовительный 2012-2013 учебный год Изучение опыта и теории технологии педагогики сотрудничества (КСО). Подготовка и согласование проекта и необходимой сопроводительной документации. Согласование и распределение ролей и функций участников проекта. Составление индивидуальных планов 2-й, Основной (исследовательский) 2013-2014 учебный год Разработка и апробация рабочих программ изучения учебного материала по физической культуре, варианты методик коллективных занятий, учёта изученного и контроля над успеваемостью и качеством знаний, способы достижения результатов в обучении и развитии. Разработка системы методического обеспечения
обучения. Разработка дидактического обеспечения учебного процесса. 3-й, Итоговый (внедренческий) 2014-2015 учебный год Разработка и апробация методики и содержания входной и итоговой диагностики для каждого года обучения. Подведение итогов работы по КСО 4-й, Аналитический 2015-2016 учебный год Обобщение материалов исследования Публикация методических материалов и рекомендаций для распространения опыта работы по КСО на занятиях по физической культуре. 8
Метод взаимного обмена заданиями по КСО

на занятиях по физической культуре

На протяжении 20 лет в своей педагогической деятельности используем метод взаимообмена заданиями по коллективному способу обучения. Последние три года вплотную заняты разработкой и внедрением данного метода на занятиях по физической культуре в Тацинской средней общеобразовательной школе № 2 в 3- 5 классах. Как же выглядит работа учебного коллектива в целом? Сначала организуется по нескольку групп делением группы класса по 5—7 учеников в каждой группе. Са мое трудное - «запуск»: в классе учеников может работать одновременно 5—6 групп и по разным темам. Например, первая группа приступает к выполнению заданий по теме 1: «Передача баскетбольного мяча», вторая по теме 2: «Техника выполнения броска баскетбольного мяча в корзину», третья по теме 3: «Техника ведения баскетбольного мяча» и т. д. В начале коллективного занятия готовится мультимедийная доска (для просмотра презентаций и др.), учебная доска, на которой отражается: дата занятия, темы, цели занятия, оборудование; указывается алгоритм (ход) занятия, таблица учета передачи тем (таблица учета работы учеников). Итак, алгоритм метода взаимообмена заданиями по КСО выглядит следующим образом: 1. Изучи и закрепи практическими упражнениями данную тему 1: 2. Свою готовность к работе в паре сменного состава отметь в таблице учета на учебной доске знаком + напротив своей фамилии и своей темы 1 3. Как только будет готов рассказать и показать упражнения по тему 2 другой ученик, создается пара сменного состава, ученики работают вместе и работают в паре: - каждый обучает своему заданию, упражнению другого, анализируют свою деятельность (ошибки, недочёты, успехи и т.д.) по своим темам; 9 - проверяют усвоение теоритического и практического материала
4. Первую передачу своей темы отмечают в таблице учета обведением знака + в кружок. 5. Вступает в сотрудничество с учеником готовым научить своей теме 3 (или 1,2…) работает в паре сменного состава 6. Очередную передачу темы отмечает в таблице учета обведением знака + во второй кружок; очередную передачу своей темы другому следующим обведением знака + в кружок. 7. Идет сдавать зачет учителю по всему разделу (не всегда обязательно) Как определить продуктивность метода, формы? На мой взгляд, надо исходить из главных критериев продуктивности , а именно: - развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся; - реализация методов и приёмов «педагогики сотрудничества» Условия развития познавательной активности и самостоятельности учащихся я вижу во включении всех обучаемых в самостоятельную поисковую мыслительную деятельность и в обязательном развитии мыслительных способностей (умении анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения). Условия реализации методов и приёмов «педагогики сотрудничества» является следующие: - владение учителем своим предметом; - владение педагогической технологией; - владение методикой; 10 - умение организовать работу учащихся;
- умение сопереживать учащимся; - владение педагогическим тактом; - наличие педагогических новаций; - умение управлять собой, сохранять здоровье.
«Значение контроля в том, что он позволяет получить информацию о ходе

процесса формирования личности» Я. Турбовский

Способы контроля усвоения знаний,

используемые на коллективных занятиях:
1. Альтернативный ответ - ученику даётся вопрос и два возможных ответа, из которых необходимо выбрать правильный. 2. Анализ - выявление сильных и слабых сторон учебной деятельности с целью повышения эффективности обучения. 3. Анкета – структурированное письменное интервью. 4. Аудитивный устный – оценивание способности ученика слушать, интерпретировать, выражать идеи и поддерживать разговор 5. Журнал – ведение учениками записей своего собственного прогресса 6. Изучение обстоятельств – предоставление ученикам возможности показывать свои навыки в принятии решений 7. Итоговая оценка – измерение конечного уровня достижения по учебному результату. 8. Компетенция – способность выполнять определённую деятельность в соответствии со стандартами. 9. Оценка по ссылке на норму – сравнение успеваемости ученика с успеваемостью других. 11
10. Практическое упражнение - предоставление учащимся возможности проявлять практические навыки. 11. Процесс – навыки процедуры и мыслительные процессы, демонстрируемые во время деятельности. 12. Ролевая игра – предоставление ученикам возможности проявить поведенческие и межличностные навыки. 13. Самоотчёт – классификация любой формы оценки, при которой ученики производят свидетельства их успеваемости, прогресса, опыта, отношения и личных чувств. Главное это то, что коллективные занятия по физической культуре приобретают личностно-ориентированный подход. Физическая культура становится не только средством укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и явлением общечеловеческой культуры, проявляющейся в культуре здоровья, культуре телосложения, культуре движения, и как способ жизнедеятельности человека, проявляющийся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми.Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям. Как следствие этого, для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. 12
Ориентация на самостоятельную деятельность, связанную с удовлетворением индивидуальных интересов, побуждает учащихся к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, активному взаимодействию и творческому сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми людьми. Таким образом, содержание образования по физической культуре, ориентированное в государственном стандарте на формирование самостоятельности, посредством обучения учащихся основам физкультурной (двигательной) деятельности, создает возможности целостного развития личности, способной творчески заниматься собственным физическим развитием и укреплением собственного здоровья. Автоматически решается проблема дисциплины. Ребёнок формируется как физически и нравственно здоровая личность. У учащихся развивается речь, память, мышление, ораторские и организаторские способности, формируется ответственность, самостоятельность вырабатывается активная жизненная позиция. Всё это прямо указывает на укрепление здоровья, содей ствие гармоничному физическому, нрав ственному и социальному разви тию, успеш ному обучению, формирование умений саморегуляции средствами физичес кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. На коллективных занятиях царит деловая, рабочая обстановка. При этом учитель индивидуально работает с каждым учеником: объясняет, показывает, если надо оценивает. Ярко проявляется организаторская и вместе с тем воспитательная функция учителя. 13
Работа в парах сменного состава обеспечивает высокую успеваемость, и высокое качество знаний учеников, которые проявляются на итогах занятий, контрольных работ, зачетах, экзаменах. Успеваемость 100%, качество знаний 80-90% и выше .
Диаграмма качества знаний учащихся обучающихся по КСО:
Учащиеся неоднократно становились и становятся победителями и призёрами школьных, районных спортивных соревнований и олимпиад. Опросы, проводимые с детьми и их родителями, показывают положительные отзывы о коллективных учебных занятиях. 14

i.

Заключение
Обучение может осуществляться либо вместе, либо порознь. Наиболее эффективно обучение проходит, если оно осуществляется и вместе, и порознь, т.е. если оно ведется в следующих четырех формах: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Возникла острая необходимость у каждого учителя, у каждого учащегося осваивать коллективную форму организации учебной работы, разрабатывать методики изучения всех учебных предметов в условиях перехода от ГСО к КСО. В современных условиях нуждаются в коренных преобразованиях, способных поднять всю работу на качественный уровень, ограничиться частными, несущественными поправками, просто нельзя. В отдельных случаях методические приемы, творчество учителей-новаторов стали выходить за рамки ГСО. Так, в своем опыте они иногда прибегают к коллективной форме учебных занятий и делают попытки организовать в процессе обучения совместную работу учащихся. Все это - явление прогрессивного характера. Но если весь новаторский опыт не приводит к перестройке классно- урочной системы, этот опыт утрачивает свою прогрессивность. Применяя на протяжении 20 лет коллективный способ обучения на учебных занятиях, я пришел к выводу, что именно данный способ обучения гарантирует не только высокое качество знаний учащихся, но и формирует активную жизненную позицию молодых людей, дает возможность развитию педагогических способностей, самостоятельности, инициативы учащихся, формирует чувство ответственности перед обществом и государством. Попытки выдвинуть какие-то новые приемы обучения или новые педагогические теории должны рассматриваться и оцениваться по тому, насколько они способствуют объективному ходу развития учебного процесса, помогают освободиться от старой системы обучения и перейти к новой, более прогрессивной. 15

Ресурсное обеспечение:
1. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»- Москва, 1991. 2. Дьяченко В.К. «Общие формы организации процесса обучения»- Красноярск, 1984. 3. Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса и ее развитие» - Москва, 1989. 4. Казакова А.Г. «Организация нетрадиционных форм обучения»,- Иркутск, 1990. 5. Гульчевская В.Г. « Концептуальные основы организации образовательного процесса в системе индивидуального обучения», Ростов-на – Дону 1998.

16

Технологическая карта

коллективного учебного занятия № 62

Предмет: « Физическая культура»

Класс 5

Дата:
11.02. 2014г.
Количество времени: 45 мин.

Раздел:
«Баскетбол»
Темы:
1. Техника ведения баскетбольного мяча. 2. Техника передачи баскетбольного мяча. 3. Техника броска баскетбольного мяча в корзину
Цели занятий:

Воспитательная:
Воспитать дисциплинированность, чувство ответственности, культуру поведения, сознательность, формировать общечеловеческие ценности, самостоятельность. Формировать организаторские способности. Формировать педагогические способности, а также взаимовыручку, чувство коллективизма.
Развивающая:
Развивать физическое совершенствование, укреплять здоровье. Развивать речь, память, логику, мышление, внимание, умение работать с в парах сменного состава, умение анализировать, давать оценку деятельности.
Образовательная:
Знать и соблюдать: Инструкцию по ТБ Овладеть приёмами
:
игры в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять технические приемы: ведения баскетбольного мяча, передачи баскетбольного мяча, броска баскетбольного мяча в корзину. Дать необходимый объем знаний и умений по разделу; акцентировать внимание учащихся на приёмах выполнения упражнений, а также терминах и понятиях. 17

Методические указания:


Прежде чем приступать к выполнению заданий, необходимо ознакомиться с материалом учебной литературы по обсуждаемым темам и вопросам. Проверить состояние здоровья учащихся, психофизическое состояние. Провести инструктаж по ТБ. Провести физическую разминку.
Методы обучения:
1. Словесные - сообщение информации при помощи слова; 2. Наглядные - сообщение учебной информации при помощи наглядных средств; 3. Практические – получение информации на основании практических действий; 4. Репродуктивные - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний; 5. Поисковые – овладение обучаемыми методами научного познания, развить логическое мышление, постепенная подготовка к самостоятельной постановке и решении проблем; 6. Методы самостоятельной работы ( взаимообмена заданиями по КСО )- развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда; 7. Информационно - перцептивный- организация усвоения информации путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия 8 Соревновательный (игровой) - круговая тренировка
Межпредметные связи:
Химия, биология, физика, статистика, медицина.
Наглядные пособия и технические средства к занятию:
М.Я. Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Стр. 158-162 Инструкция по ТБ. Аптечка медицинская Спортивная форма и обувь секундомер, свисток. Баскетбольные мячи. Компьютер, мультимедийный проектор, экран. 18

План коллективного занятия:

1.Организационная часть:
приветствие, отметка отсутствующих объявление темы, постановка целей и задач занятия, раздача тем (запуск).
2
.
Работа в парах сменного состава:
2.1Работа с текстом (книгой): анализ текста, составление плана ответа, контрольных вопросов к тексту. 2.2.Отметка готовности к сотрудничеству в паре сменного состава в таблице учета на доске знаком +. 2.3.Передача своей темы 1 товарищу с темой 2 (рассказ своей темы, выслушивание темы своего товарища, практическая работа по закреплению приёмов деятельности) Цель учащихся на занятии непросто передать тему, показать, но и научить овладеть практическими приёмами. 2.4.Отметка в таблице учета передачи темы обведением знака + в кружок. 2.5.Смена пары (вступает в сотрудничество с товарищем с новой темой 3) 2.6.По окончании, отметка в таблице учета передачи темы обведением знака + вторым кружком. 3.
Сдача зачета преподавателю (по необходимости)

Таблица учета работы (учет передачи тем)

учеников 5 класса на коллективных занятиях по физической культуре

№ Фамилия студентов

Тема 1

Тема 2

Тема 3
1. Иванов С. + 2. Сидоров А. + 3. Петров В. 4.
Подведение итогов занятия, выставление отметок (зачета).
5.
Дифференцированное творческое домашнее задание:
(по усмотрению преподавателя) рефераты, тесты, сообщения, соцопрос и т.п. Учитель физической культуры: Севрюгин В.С. 19