"Методика организации и проведения экскурсий на производство"

Автор: Шонина Галина Амировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика организации и проведения экскурсий на производство"
Дата публикации: 15.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Республика Татарстан г. Нижнекамск

Выполнила
Шонина Галина Амировна учитель высшей квалификационной категории
Методика организации и проведения экскурсий на

производство.
Учебной программой в каждом из I – IV классов предусматриваются экскурсии на производство. В обычных классных условиях учитель не всегда имеет возможность познакомить учащихся с современным производством. Например, из практики третьеклассники знают, как трудно обрезать ножом блок книги. На экскурсии дети могут понаблюдать, как быстро и качественно выполняет обрезку блока книги машина. Цель экскурсии состоит, прежде всего, в том, чтобы дать учащимся представление о современном производстве. Ведь в условиях учебных мастерских школьники, как правило, не имеют возможности знакомиться с такими способами обработки материалов, которые отражают последние достижения науки и техники. Поэтому экскурсии – единственно возможный путь приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации производства непосредственно в условиях предприятия. Большое значение экскурсия имеет не только для ознакомления с производством, но и для воспитания уважения к труду и людям труда. На экскурсии дети наблюдают, как трудятся взрослые, какие материалы обрабатывают, как пользуются инструментами и машинами, как организуют труд, как добиваются в труде. Экскурсии имеют большое значение для формирования многих важных понятий, в частности понятия «производительность труда». Раскрыть это понятие можно, конечно, путем объяснений и использования наглядных пособий. Но тогда оно не будет так прочно усвоено, как это можно быть достигнуто в практической деятельности учащихся, в том числе и во время экскурсий на производство. Закрепить и расширить у учащихся знания о производительности труда в ходе экскурсии в заготовительный цех деревообрабатывающего предприятия, где они видят работу дисковых и ленточных пил, пиление древесины на лесопильных рамах. На экскурсии дети наглядно убеждаются. Что с помощью механической пилы за одно и то же время можно сделать значительно больше, чем вручную. В свою очередь, механическая пила уступает лесопильной раме. На этом примере можно показать некоторые пути повышения производительности труда. Так, переход от ручной пилы к механической является одним из случаев замены ручного труда механизированным, а повышение производительности труда с помощью пилорамы по сравнению с работой дисковой или ленточной полой может быть примером того. Как для работы одновременно используют различный инструмент. Охарактеризовав процесс
пиления с точки зрения производительности труда, желательно предложить учащимся самостоятельно привести несколько примеров. Они выполняют это задание: строгание вручную и с помощью электрорубанка, правка вручную и на правильных машинах, резание вручную и механическими ножницами, клепание вручную и пневматическим молотком и т.д. Экскурсии на производство могут производиться учителями труда совместно с учителями других предметов, в частности с учителями физики. Например, может быть, проведена комплексная экскурсия на электростанцию, машиностроительное предприятие. При этом время экскурсии увеличивается, и изучение объекта становится более глубоким и многосторонним. Так, при посещении электростанции учащиеся знакомятся не только с практической (технической) стороной дела, но и вспоминают, на каких закономерностях основан принцип действия генератора, передача электроэнергии и т.д. При проведении комплексных экскурсий создаются благоприятные условия для связи трудового обучения со знаниями учащихся по основам наук. Проведение производственных экскурсий способствует укреплению связи школы с производством, формированию профессиональных интересов и склонностей. Учащиеся имеют возможность наблюдать за работой производственного коллектива, выполняемой по четко организованному ритму. В процессе экскурсии дети знакомятся с передовиками производства, рационализаторами. Непосредственное общение учащихся с новаторами производства. Передовыми рабочими и колхозниками имеет большое воспитательное значение: пробуждает у детей желание стать похожими на этих людей. Очень важное значение имеет экскурсия для ознакомления с промышленным производством, технологией обработки различных материалов. Ограниченный жизненный опыт часто не позволяет учащимся младших классов разобраться в сложных технологических процессах, и экскурсия помогает им в наглядной форме уяснить эти процессы. Экскурсии на производство – наилучшее наглядное средство ознакомления детей с трудовой деятельностью взрослых. Однако положительные результаты достигаются только при условиях тщательной, хорошо продуманной подготовки, которая начинается с изучения учителем производства. Глубокое изучение производственного окружения требует затраты значительного количества времени, поэтому знакомство с окружающими школу предприятиями целесообразно проводить всем учительским составом, распределив для каждого определенные участки работы. Итоги обследования производства следует оформить в виде коротких сообщений и заслушать на педагогическом совете или заседании методической секции. При таком подходе можно завершить в коротких срок. Материалы коллективного изучения производственного окружения, оформленные в краткие рекомендации, помогут всем учителям целенаправленно ориентироваться в разных аспектах профориентационной работы. Работа по просвещению – ознакомление с трудом взрослых, с производствами, с профессиями – имеет в начальных классах свои особенности и специфику. Она занимает большое место в учебном процессе, решается в ходе разнообразной воспитательной работы, во внеучебное время. Учебные экскурсии расширяют профориентационный кругозор учащихся, их представления о труде взрослых, о характерных особенностях различных профессий и производств. Конечно, работа эта должна производиться с учетом возраста детей. Профориентационное содержание учебного материала целесообразно связать с местными производствами, с профессиями и специальностями родителей учащихся. При изготовлении простейших строительных макетов из бумаги, картона, деталей пластмассовых и деревянных «конструкторов», пенопласта и других материалов дети могут познакомиться с различными вопросами строительного производства. Наиболее систематично и целенаправленно начальную профориентационную работу можно осуществлять на уроках трудового обучения, обобщая и расширяя материалы других учебных предметов.
Общее ознакомление с лесодобывающей и деревообрабатывающей промышленностью сопряжено с получением представлений о производстве искусственных тканей, бумаги и пластмасс, с усвоением общих основ процессов изготовления различных изделий из древесины. По теме «Работа с бумагой и картоном» дети знакомятся с изготовлением и обработкой этих материалов (лесодобывающая, бумажно-целлюлозная, полиграфическая промышленность).Раздел «Работа с тканью» соответственно предусматривает общее ознакомление с производствами, поставляющими сырье для текстильной промышленности с прядильными и ткацким производством, со швейной промышленностью и пр. Интересные сведения о народных умельцах и народных промыслах, о художественно- прикладном искусстве можно сообщать, посещая выставки декоративно-прикладного искусства. Основным источником получения детьми профориентационных сведений, следует отметить, что это термины и понятия, которые касаются трудовых действий, профессий, производств. Появляется необходимость более или менее детально, доступно и обязательно интересно разъяснять терминологию. Это требует от учителя большого мастерства, разносторонней профориентационной подготовленности. Для разъяснения детям содержания соответствующих понятий, значения терминов учителю необходимо знать особенности и характер разнообразных профессий, производств, общую квалификацию современных отраслей производств, иметь представление о классификации и основных свойствах материалов. В настоящее время издано достаточно литературы для учителей и учащихся старших классов с целью ознакомления их с основными отраслями производств и профессиями. Эти материалы в некоторой степени могут помочь и учителям начальных классов. Исходя из программы трудового обучения в начальных классах, можно рекомендовать следующие производственные экскурсии:  I класс - на улицу (наблюдение за транспортом), в сад, на огород;  II класс – на стройку, в парк сельскохозяйственных машин, на колхозное поле;  III - IV классы – в швейную мастерскую, типографию, переплетную мастерскую, карьер. На кирпичный завод. В деревообрабатывающую и слесарную мастерские, на завод, фабрику, местный аэродром. Трудность проведения экскурсии на производство заключается в обилии материала, попадающего в поле зрения учащихся. Естественно, что всестороннее изучение производственной деятельности рабочих непосильно для младших школьников. Экскурсия принесет реальную пользу лишь в том случае, когда она будет тщательно продумана, и будет охватывать конкретный круг вопросов. Учитель составляет план проведения экскурсии, в котором находят отражение организационные вопросы, формы руководства познавательной деятельностью детей, перечень основных этапов производственного процесса и т. д. На экскурсии применяются разнообразные приемы и методы: рассказ, объяснение, беседа, демонстрации, проводимые как самим учителем, так и работниками предприятия. Вместе с тем учащиеся проводят на экскурсии целенаправленные наблюдения, зарисовки, собирают материал (образцы) для школьной выставки. Экспонаты, зарисовки, образцы материалов, собираемые на экскурсии, учащиеся затем оформляют в виде коллекций с кратким описанием содержания. В методике проведения экскурсий можно выделить следующие основные вопросы: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов. Выбор объекта экскурсии определяется рядом фактов. Во-первых, экскурсия должно отвечать требованиям программы, т.е. увязываться с основными принципами политехнического обучения в начальных классах, знакомить учащихся с производством
продуктов питания, одежды, бумаги, керамики, предметов быта, строительством, транспортом, бытовыми и культурными учреждениями. Во-вторых, объект экскурсии – производственное предприятие – должно располагать достаточными условиями для проведения не только образовательной, но и воспитательной работы: оно должно быть современным, хорошо оборудованным. В-третьих, необходимо, чтобы производственный процесс предприятия был понятен детям, и они могли последовательно познакомиться со всеми операциями. В-четвертых, предприятие должно находиться на небольшом расстоянии от школы; особенно это важно, когда на экскурсию отправляются первоклассники. После выбора объекта экскурсии для разрешения ряда вопросов учителю необходимо еще раз посетить предприятие, чтобы уточнить цель и содержание экскурсии, если необходимо, дополнить собственные знания о производственном процессе данного предприятия. При посещении предприятия учитель договаривается о времени проведения экскурсии, решает с администрацией необходимые организационные вопросы, например вопрос о допуске детей на территорию фабрики, завода, мастерской и т.п. На экскурсии дети всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых в производстве. Учителю необходимо подготовить этих людей, помочь выделить в рассказе главное, основное, так как время экскурсии ограничено. Следует обратить внимание на то, что они должны вести рассказ понятным для детей языком, избегая сложных специальных терминов. Привлечение работников производства к экскурсии не освобождает от подготовки к рассказу самого учителя. Всегда может возникнуть необходимость в пояснении ответов специалистов. Чтобы повысить активность ребят во время экскурсии, учитель дает им индивидуальные задания, характер которых может быть разнообразным, например: записать последовательность обработки определенной детали (составить маршрутную технологическую карту), сделать эскиз заготовки детали по ряду операций, сравнить производительность ручной и машинной обработки и др. Ход экскурсии зависит от учебных задач. Например, учащиеся пришли на предприятие ознакомиться с технологическим процессом. В таком случае они наблюдают весь процесс обработки какой-либо характерной детали, начиная с заготовительных цехов и кончая цехом сборки. Таким образом, ученики, последовательно переходя из одного цеха в другой (на маленьком предприятии с одного участка на другой) и узнают о предприятии в целом. При этом учитель подчеркивает типовые стороны различных технологических процессов. В итоге учащиеся получают представление не только о технологическом процессе, характерном для данного предприятия, но и об аналогичных процессах, имеющих место на других предприятиях. Второй пример. Учащиеся должны ознакомиться с устройством и работой определенного производственного оборудования. В таком случае объекты для наблюдения подбирают так, чтобы учащиеся, размещаясь вокруг них, не мешали рабочему, и чтобы им было видно. Чтобы школьники целенаправленно приводили наблюдения, они получают конкретные задания, на которые должны дать впоследствии устные или письменные ответы. Учитель, переходя от одного учащегося к другому, проверяет, правильно ли поняли они задание и как выполняют его. Следующий этап подготовки к экскурсии – составление плана. Для каждой экскурсии составляется свой оригинальный план. Примерный перечень вопросов, которые могут быть затронуты при составлении плана экскурсии: 1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа). 2. вводная беседа на предприятии. 3. Порядок знакомства с производством: рассказ преподавателя, наблюдения учащихся, объяснения специалистов предприятия 4. Сбор иллюстративных материалов.
5. Встречи и беседы с передовиками производства. 6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии. Подготовка к экскурсии ведется в двух направлениях: по содержанию и по организационным вопросам. В подготовительной беседе учитель объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы третьеклассникам можно предложить вопросы, ответы на которые они дадут после экскурсии. Такие вопросы помогут учащимся вести наблюдения в заданном направлении. Учитель объясняет детям, что экскурсия – такой же урок, как и классное занятие; поэтому во время экскурсии необходимо выполнять все требования, предъявляемые к детям на уроке:  внимательно слушать;  организованно задавать вопросы;  не разговаривать;  соблюдать дисциплину;  надо идти парами;  не отставать;  переходить улицу по указанию учителя;  держаться вместе;  переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь. Особенно обстоятельно учителю следует рассказать о технике безопасности, об осторожности при передвижении по цехам предприятия. Учитель, прибыв с учащимися на место, проводят еще раз краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы дети знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво; поэтому важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к наблюдаемым объектам. Дети не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машины. Поэтому краткие пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями. Основная задача производственных экскурсий – знакомство с трудовой деятельностью взрослых, воспитание любви и уважения к труду, людям труда. Поэтому, с производственными процессами дети знакомятся в общих чертах, обращая внимание на деятельность всего слаженного коллектива, в котором каждый рабочий, техник, инженер, служащий выполняет свою определенную функцию. Наблюдение за работой взрослых должно убедить детей в том, что все богатства, все, что нужно для жизни человека, создается трудом. Во время экскурсии учитель и работники предприятия напоминают детям, что для овладения определенной профессией надо много и прилежно учиться. Сбор материалов для коллекции дети проводят по разрешению учителя и экскурсовода. Необходимо предупредить учащихся, что ничего нельзя брать самовольно. После обработки собранных на экскурсии материалов целесообразно провести итоговый урок, к которому дети подготавливают коллекции, таблицы, рисунки: третьеклассники пишут короткие сочинения по материалам экскурсии. Производственные экскурсии дают богатый материал для уроков не только трудового обучения, но и родного языка, чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства. Примерное описание экскурсии в автобусный парк (1 класс). Цель экскурсии - познакомить детей с работой водителей автобусов и обслуживающего персонала. Во водной беседе учитель выясняет, что известно детям о работе городского транспорта. Дети рассказывают о том, кто водит автобус, кто обслуживает, готовит к поездкам, где проводят автобусы ночь. Комментируя рассказы детей, учитель объясняет, что очень много
людей заботится о том, чтобы поездки на автобусах были удобными, быстрыми и безопасными. Все эти люди работают в автобусном парке – месте, где стоят автобусы. Там их осматривают, готовят к выезду, ремонтируют. Все это выполняют слесари, механики, служащие. С работой этих людей дети познакомятся на экскурсии. Выход детей из школы в автобусный парк следует использовать для закрепления правил дорожного движения. В автобусном парке экскурсия начинается со знакомства с теми, кто встречает возвращающиеся с линии автобусы. Каждую машину тщательно осматривают. Осмотр нужен для нахождения неисправностей. Процесс устранения неисправностей называют ремонтом. Дети осматривают машины, наблюдают за их мойкой и ремонтом. Желательно, чтобы лучший водитель рассказал детям о своей работе, показал, как надо входить в автобус, рассаживаться по местам, правильно сидеть во время поездки и выходить на остановках. Водитель может проехать небольшое расстояние, а дети - посмотреть, как он управляет автобусом, поучиться выполнять правила поведения пассажиров. После экскурсии проводится беседа, в которой дети отвечают на вопросы: что называют автобусным парком? Что делают с возвратившимся с линии автобусом? Кто обслуживает автобус? Кто и как управляет автобусом? Как следует вести себя в автобусе? Для закрепления полученных сведений на уроке изобразительного искусства дети рисуют автобусы и гаражи; на уроках трудового обучения вырезают силуэты автомобилей из бумаги, лепят макеты машин из глины, собирают модели автомобилей из набора деталей конструктора. Если вблизи школы нет автобусного парка, экскурсию можно провести в трамвайный, троллейбусный или таксомоторный парк.