"Методика организации и проведения экскурсий на производство"
Автор: Шонина Галина Амировна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика организации и проведения экскурсий на производство"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Республика Татарстан г. Нижнекамск
Выполнила
Шонина Галина Амировна
учитель высшей
квалификационной
категории
Методика организации и проведения экскурсий на
производство.
Учебной программой в каждом из
I –
IV классов предусматриваются экскурсии на
производство.
В обычных классных условиях учитель не всегда имеет возможность познакомить
учащихся с современным производством. Например, из практики третьеклассники знают,
как трудно обрезать ножом блок книги. На экскурсии дети могут понаблюдать, как быстро
и качественно выполняет обрезку блока книги машина.
Цель экскурсии состоит, прежде всего, в том, чтобы дать учащимся представление о
современном производстве. Ведь в условиях учебных мастерских школьники, как правило,
не имеют возможности знакомиться с такими способами обработки материалов, которые
отражают последние достижения науки и техники. Поэтому экскурсии – единственно
возможный путь приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации
производства непосредственно в условиях предприятия.
Большое значение экскурсия имеет не только для ознакомления с производством, но и
для воспитания уважения к труду и людям труда. На экскурсии дети наблюдают, как
трудятся взрослые, какие материалы обрабатывают, как пользуются инструментами и
машинами, как организуют труд, как добиваются в труде.
Экскурсии имеют большое значение для формирования многих важных понятий, в
частности понятия «производительность труда». Раскрыть это понятие можно, конечно,
путем объяснений и использования наглядных пособий. Но тогда оно не будет так прочно
усвоено, как это можно быть достигнуто в практической деятельности учащихся, в том
числе и во время экскурсий на производство.
Закрепить и расширить у учащихся знания о производительности труда в ходе экскурсии
в заготовительный цех деревообрабатывающего предприятия, где они видят работу
дисковых и ленточных пил, пиление древесины на лесопильных рамах. На экскурсии дети
наглядно убеждаются. Что с помощью механической пилы за одно и то же время можно
сделать значительно больше, чем вручную. В свою очередь, механическая пила уступает
лесопильной раме.
На этом примере можно показать некоторые пути повышения производительности труда.
Так, переход от ручной пилы к механической является одним из случаев замены ручного
труда механизированным, а повышение производительности труда с помощью пилорамы
по сравнению с работой дисковой или ленточной полой может быть примером того. Как
для работы одновременно используют различный инструмент. Охарактеризовав процесс
пиления с точки зрения производительности труда, желательно предложить учащимся
самостоятельно привести несколько примеров. Они выполняют это задание: строгание
вручную и с помощью электрорубанка, правка вручную и на правильных машинах,
резание вручную и механическими ножницами, клепание вручную и пневматическим
молотком и т.д.
Экскурсии на производство могут производиться учителями труда совместно с
учителями других предметов, в частности с учителями физики. Например, может быть,
проведена комплексная экскурсия на электростанцию, машиностроительное предприятие.
При этом время экскурсии увеличивается, и изучение объекта становится более глубоким
и многосторонним. Так, при посещении электростанции учащиеся знакомятся не только с
практической (технической) стороной дела, но и вспоминают, на каких закономерностях
основан принцип действия генератора, передача электроэнергии и т.д. При проведении
комплексных экскурсий создаются благоприятные условия для связи трудового обучения
со знаниями учащихся по основам наук.
Проведение производственных экскурсий способствует укреплению связи школы с
производством, формированию профессиональных интересов и склонностей. Учащиеся
имеют возможность наблюдать за работой производственного коллектива, выполняемой по
четко организованному ритму. В процессе экскурсии дети знакомятся с передовиками
производства, рационализаторами. Непосредственное общение учащихся с новаторами
производства. Передовыми рабочими и колхозниками имеет большое воспитательное
значение: пробуждает у детей желание стать похожими на этих людей. Очень важное
значение имеет экскурсия для ознакомления с промышленным производством,
технологией обработки различных материалов. Ограниченный жизненный опыт часто не
позволяет учащимся младших классов разобраться в сложных технологических процессах,
и экскурсия помогает им в наглядной форме уяснить эти процессы.
Экскурсии на производство – наилучшее наглядное средство ознакомления детей с
трудовой деятельностью взрослых. Однако положительные результаты достигаются
только при условиях тщательной, хорошо продуманной подготовки, которая начинается с
изучения учителем производства. Глубокое изучение производственного окружения
требует затраты значительного количества времени, поэтому знакомство с окружающими
школу предприятиями целесообразно проводить всем учительским составом, распределив
для каждого определенные участки работы. Итоги обследования производства следует
оформить в виде коротких сообщений и заслушать на педагогическом совете или
заседании методической секции. При таком подходе можно завершить в коротких срок.
Материалы коллективного изучения производственного окружения, оформленные в
краткие рекомендации, помогут всем учителям целенаправленно ориентироваться в
разных аспектах профориентационной работы.
Работа по просвещению – ознакомление с трудом взрослых, с производствами, с
профессиями – имеет в начальных классах свои особенности и специфику. Она занимает
большое место в учебном процессе, решается в ходе разнообразной воспитательной
работы, во внеучебное время.
Учебные экскурсии расширяют профориентационный кругозор учащихся, их
представления о труде взрослых, о характерных особенностях различных профессий и
производств. Конечно, работа эта должна производиться с учетом возраста детей.
Профориентационное содержание учебного материала целесообразно связать с местными
производствами, с профессиями и специальностями родителей учащихся. При
изготовлении простейших строительных макетов из бумаги, картона, деталей
пластмассовых и деревянных «конструкторов», пенопласта и других материалов дети
могут познакомиться с различными вопросами строительного производства.
Наиболее систематично и целенаправленно начальную профориентационную работу
можно осуществлять на уроках трудового обучения, обобщая и расширяя материалы
других учебных предметов.
Общее ознакомление с лесодобывающей и деревообрабатывающей промышленностью
сопряжено с получением представлений о производстве искусственных тканей, бумаги и
пластмасс, с усвоением общих основ процессов изготовления различных изделий из
древесины.
По теме «Работа с бумагой и картоном» дети знакомятся с изготовлением и обработкой
этих материалов (лесодобывающая, бумажно-целлюлозная, полиграфическая
промышленность).Раздел «Работа с тканью» соответственно предусматривает общее
ознакомление с производствами, поставляющими сырье для текстильной
промышленности с прядильными и ткацким производством, со швейной
промышленностью и пр.
Интересные сведения о народных умельцах и народных промыслах, о художественно-
прикладном искусстве можно сообщать, посещая выставки декоративно-прикладного
искусства.
Основным источником получения детьми профориентационных сведений, следует
отметить, что это термины и понятия, которые касаются трудовых действий, профессий,
производств.
Появляется необходимость более или менее детально, доступно и обязательно интересно
разъяснять терминологию. Это требует от учителя большого мастерства, разносторонней
профориентационной подготовленности. Для разъяснения детям содержания
соответствующих понятий, значения терминов учителю необходимо знать особенности и
характер разнообразных профессий, производств, общую квалификацию современных
отраслей производств, иметь представление о классификации и основных свойствах
материалов.
В настоящее время издано достаточно литературы для учителей и учащихся старших
классов с целью ознакомления их с основными отраслями производств и профессиями.
Эти материалы в некоторой степени могут помочь и учителям начальных классов.
Исходя из программы трудового обучения в начальных классах, можно рекомендовать
следующие производственные экскурсии:
I класс - на улицу (наблюдение за транспортом), в сад, на огород;
II класс – на стройку, в парк сельскохозяйственных машин, на колхозное поле;
III - IV классы – в швейную мастерскую, типографию, переплетную мастерскую,
карьер. На кирпичный завод. В деревообрабатывающую и слесарную мастерские,
на завод, фабрику, местный аэродром.
Трудность проведения экскурсии на производство заключается в обилии материала,
попадающего в поле зрения учащихся. Естественно, что всестороннее изучение
производственной деятельности рабочих непосильно для младших школьников. Экскурсия
принесет реальную пользу лишь в том случае, когда она будет тщательно продумана, и
будет охватывать конкретный круг вопросов. Учитель составляет план проведения
экскурсии, в котором находят отражение организационные вопросы, формы руководства
познавательной деятельностью детей, перечень основных этапов производственного
процесса и т. д.
На экскурсии применяются разнообразные приемы и методы: рассказ, объяснение,
беседа, демонстрации, проводимые как самим учителем, так и работниками предприятия.
Вместе с тем учащиеся проводят на экскурсии целенаправленные наблюдения, зарисовки,
собирают материал (образцы) для школьной выставки. Экспонаты, зарисовки, образцы
материалов, собираемые на экскурсии, учащиеся затем оформляют в виде коллекций с
кратким описанием содержания.
В методике проведения экскурсий можно выделить следующие основные вопросы:
подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов.
Выбор объекта экскурсии определяется рядом фактов. Во-первых, экскурсия должно
отвечать требованиям программы, т.е. увязываться с основными принципами
политехнического обучения в начальных классах, знакомить учащихся с производством
продуктов питания, одежды, бумаги, керамики, предметов быта, строительством,
транспортом, бытовыми и культурными учреждениями. Во-вторых, объект экскурсии –
производственное предприятие – должно располагать достаточными условиями для
проведения не только образовательной, но и воспитательной работы: оно должно быть
современным, хорошо оборудованным. В-третьих, необходимо, чтобы производственный
процесс предприятия был понятен детям, и они могли последовательно познакомиться со
всеми операциями. В-четвертых, предприятие должно находиться на небольшом
расстоянии от школы; особенно это важно, когда на экскурсию отправляются
первоклассники.
После выбора объекта экскурсии для разрешения ряда вопросов учителю необходимо
еще раз посетить предприятие, чтобы уточнить цель и содержание экскурсии, если
необходимо, дополнить собственные знания о производственном процессе данного
предприятия.
При посещении предприятия учитель договаривается о времени проведения экскурсии,
решает с администрацией необходимые организационные вопросы, например вопрос о
допуске детей на территорию фабрики, завода, мастерской и т.п.
На экскурсии дети всегда с большим интересом слушают объяснения лиц,
непосредственно занятых в производстве. Учителю необходимо подготовить этих людей,
помочь выделить в рассказе главное, основное, так как время экскурсии ограничено.
Следует обратить внимание на то, что они должны вести рассказ понятным для детей
языком, избегая сложных специальных терминов. Привлечение работников производства к
экскурсии не освобождает от подготовки к рассказу самого учителя. Всегда может
возникнуть необходимость в пояснении ответов специалистов.
Чтобы повысить активность ребят во время экскурсии, учитель дает им индивидуальные
задания, характер которых может быть разнообразным, например: записать
последовательность обработки определенной детали (составить маршрутную
технологическую карту), сделать эскиз заготовки детали по ряду операций, сравнить
производительность ручной и машинной обработки и др.
Ход экскурсии зависит от учебных задач. Например, учащиеся пришли на предприятие
ознакомиться с технологическим процессом. В таком случае они наблюдают весь процесс
обработки какой-либо характерной детали, начиная с заготовительных цехов и кончая
цехом сборки. Таким образом, ученики, последовательно переходя из одного цеха в другой
(на маленьком предприятии с одного участка на другой) и узнают о предприятии в целом.
При этом учитель подчеркивает типовые стороны различных технологических процессов.
В итоге учащиеся получают представление не только о технологическом процессе,
характерном для данного предприятия, но и об аналогичных процессах, имеющих место
на других предприятиях.
Второй пример. Учащиеся должны ознакомиться с устройством и работой определенного
производственного оборудования. В таком случае объекты для наблюдения подбирают так,
чтобы учащиеся, размещаясь вокруг них, не мешали рабочему, и чтобы им было видно.
Чтобы школьники целенаправленно приводили наблюдения, они получают конкретные
задания, на которые должны дать впоследствии устные или письменные ответы. Учитель,
переходя от одного учащегося к другому, проверяет, правильно ли поняли они задание и
как выполняют его.
Следующий этап подготовки к экскурсии – составление плана. Для каждой экскурсии
составляется свой оригинальный план. Примерный перечень вопросов, которые могут
быть затронуты при составлении плана экскурсии:
1.
Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа).
2.
вводная беседа на предприятии.
3.
Порядок знакомства с производством: рассказ преподавателя, наблюдения
учащихся, объяснения специалистов предприятия
4.
Сбор иллюстративных материалов.
5.
Встречи и беседы с передовиками производства.
6.
Краткая заключительная беседа на месте экскурсии.
Подготовка к экскурсии ведется в двух направлениях: по содержанию и по
организационным вопросам. В подготовительной беседе учитель объясняет цель
экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время
беседы третьеклассникам можно предложить вопросы, ответы на которые они дадут после
экскурсии. Такие вопросы помогут учащимся вести наблюдения в заданном направлении.
Учитель объясняет детям, что экскурсия – такой же урок, как и классное занятие; поэтому
во время экскурсии необходимо выполнять все требования, предъявляемые к детям на
уроке:
внимательно слушать;
организованно задавать вопросы;
не разговаривать;
соблюдать дисциплину;
надо идти парами;
не отставать;
переходить улицу по указанию учителя;
держаться вместе;
переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь.
Особенно обстоятельно учителю следует рассказать о технике безопасности, об
осторожности при передвижении по цехам предприятия.
Учитель, прибыв с учащимися на место, проводят еще раз краткую беседу о цели
экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы дети знакомятся с
экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Внимание детей младшего
школьного возраста неустойчиво; поэтому важной задачей экскурсовода является
постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к
наблюдаемым объектам. Дети не могут одновременно слушать и наблюдать действия
работающего или работу машины. Поэтому краткие пояснения должны сменяться
самостоятельными наблюдениями.
Основная задача производственных экскурсий – знакомство с трудовой деятельностью
взрослых, воспитание любви и уважения к труду, людям труда. Поэтому, с
производственными процессами дети знакомятся в общих чертах, обращая внимание на
деятельность всего слаженного коллектива, в котором каждый рабочий, техник, инженер,
служащий выполняет свою определенную функцию. Наблюдение за работой взрослых
должно убедить детей в том, что все богатства, все, что нужно для жизни человека,
создается трудом.
Во время экскурсии учитель и работники предприятия напоминают детям, что для
овладения определенной профессией надо много и прилежно учиться. Сбор материалов
для коллекции дети проводят по разрешению учителя и экскурсовода. Необходимо
предупредить учащихся, что ничего нельзя брать самовольно.
После обработки собранных на экскурсии материалов целесообразно провести
итоговый урок, к которому дети подготавливают коллекции, таблицы, рисунки:
третьеклассники пишут короткие сочинения по материалам экскурсии.
Производственные экскурсии дают богатый материал для уроков не только трудового
обучения, но и родного языка, чтения, математики, окружающего мира, изобразительного
искусства.
Примерное описание экскурсии в автобусный парк (1 класс).
Цель экскурсии -
познакомить детей с работой водителей автобусов и обслуживающего персонала.
Во водной беседе учитель выясняет, что известно детям о работе городского транспорта.
Дети рассказывают о том, кто водит автобус, кто обслуживает, готовит к поездкам, где
проводят автобусы ночь. Комментируя рассказы детей, учитель объясняет, что очень много
людей заботится о том, чтобы поездки на автобусах были удобными, быстрыми и
безопасными. Все эти люди работают в автобусном парке – месте, где стоят автобусы. Там
их осматривают, готовят к выезду, ремонтируют. Все это выполняют слесари, механики,
служащие. С работой этих людей дети познакомятся на экскурсии.
Выход детей из школы в автобусный парк следует использовать для закрепления правил
дорожного движения. В автобусном парке экскурсия начинается со знакомства с теми, кто
встречает возвращающиеся с линии автобусы. Каждую машину тщательно осматривают.
Осмотр нужен для нахождения неисправностей. Процесс устранения неисправностей
называют ремонтом. Дети осматривают машины, наблюдают за их мойкой и ремонтом.
Желательно, чтобы лучший водитель рассказал детям о своей работе, показал, как надо
входить в автобус, рассаживаться по местам, правильно сидеть во время поездки и
выходить на остановках. Водитель может проехать небольшое расстояние, а дети -
посмотреть, как он управляет автобусом, поучиться выполнять правила поведения
пассажиров.
После экскурсии проводится беседа, в которой дети отвечают на вопросы: что называют
автобусным парком? Что делают с возвратившимся с линии автобусом? Кто обслуживает
автобус? Кто и как управляет автобусом? Как следует вести себя в автобусе?
Для закрепления полученных сведений на уроке изобразительного искусства дети
рисуют автобусы и гаражи; на уроках трудового обучения вырезают силуэты автомобилей
из бумаги, лепят макеты машин из глины, собирают модели автомобилей из набора
деталей конструктора.
Если вблизи школы нет автобусного парка, экскурсию можно провести в трамвайный,
троллейбусный или таксомоторный парк.