Авторы: Коваленкова Валентина Евгеньевна, Николаева Татьяна Георгиевна Должности: учитель математики, учитель физики
Учебное заведение: МОУ Харатская СОШ
Населённый пункт: село Харат, Иркутская область
Наименование материала: метдическая разработка
Тема: "Устный счет: упражнения для устного счета"
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
УСТНЫЙ СЧЕТ:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТНОГО СЧЕТА
Методические указания
Составитель В.
Е. Коваленкова
Печатается по решению кафедры
Составитель
В. Е. Коваленкова, заслуженный учитель РФ
(Харатская МОУ СОШ)
Рецензент
Выразить в дм
59 см =
89 дм =
56 м 10 см =
8 м 50 см =
10 дм 2 см =
8 м 6 дм =
89 м 65 мм =
3 км 78 дм =
2 км 73 100 мм =
80 дм 65 мм =
3 км 5 дм 40 мм =
20 км 45 дм =
9 м 73 см =
45 200 мм =
310 см =
16 м 3 мм =
54 км 61 дм =
5км 89 100 мм =
546 дм =
90 м 9 дм =
7 км 991дм =
85 м 3см =
4 км 22 см =
9 км 64 м =
6 м 2 дм 2 см =
9 м 2 дм 20 мм =
7 500 см =
Выразить в км
Выразить в м
33000 м =
3 560 дм =
50 км 4000 м =
1 010 дм =
5 750 000 м =
14 км 3 м =
43 600 000см =
58 км 20 дм =
17 000 000м =
4 395 000 мм =
50 000 дм =
20 410 дм =
930 000дм =
5 км 2 м =
24 000 м 20 000 дм =
4 км 600 см =
17 700 000см =
510 дм 3000 мм =
ФОРМУЛЫ ПЕРЕХОДА (МЕРЫ ДЛИНЫ)
1 сантиметр (см) = 10 миллиметров (мм)
1 дециметр (дм) = 10 см = 100 мм
1 метр (м) = 10 дм = 100 см = 1000 мм
1 километр (км) = 1000 м = 10 000 дм = 100 000 см = 1 000 000мм
5
2. Используя формулы перехода (меры времени), выразите следующие
данные в:
Выразить в ч
Выразить в мин
Выразить в с
Выразить в сут.
7 020 мин =
60 с =
60 мин 4 с =
480 ч =
3 600 с =
1 ч 40 мин =
3 ч 52 с =
912 ч =
320 мин =
180 с =
20 мин 28 с =
192 ч =
7 200 с =
22 ч =
14 мин 12 с =
48 ч =
1 260 мин =
7 ч 24 мин =
3 ч 5 с =
600 ч =
1 800 с =
1 080с =
17 мин 51 с =
144 ч =
25 200 с =
30 ч 52 мин =
5 мин 35 с =
168 ч =
780 мин =
13 ч 35 мин =
7 ч 87 с =
720 ч =
Выразить в мес.
Выразить в годах
Выразить в веках
9 лет =
71 век =
2 100 лет =
4 века =
1 век 48 мес =
96 000 мес. =
2 года =
98 веков =
4 800 лет =
60 лет =
14 веков 24 мес =
45 000 лет =
1 век =
24 мес =
700 000 лет =
900 лет =
2 века 36 мес =
486 000 мес. =
7 веков =
55 веков =
108 000 мес. =
3 года =
144 мес =
700 лет =
600 лет =
70 веков 12 мес =
3 300 лет =
11 лет =
41 век 36 мес =
7 200 мес. =
ФОРМУЛЫ ПЕРЕХОДА (МЕРЫ ВРЕМЕНИ)
1 минута (мин) = 60 секунд (с)
1 час (ч) = 60 мин = 3600 с
1 сутки (сут.) = 24 ч = 1 440 мин = 86 400 с
1 неделя = 7 сут. = 168 ч = 10 080 мин = 604 800 с
1 месяц = 31 сут. (январь, март, май, июль, август , октябрь, декабрь)
1 месяц = 30 сут. (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь)
1 месяц = 28 сут. (февраль),
в високосный год = 29 сут (февраль). Каждый четвертый год – високосный
1 год = 365 сут. (простой год) = 8 760 ч = 525 600 мин = 31 536 000 с
1 високосный год = 366 сут. = 8 784 ч = 527 040мин = 31 622 400 с
1 год = 12 мес.
1 век = 100 лет = 1200 мес.
6
3. Используя формулы перехода (меры массы), выразите следующие
числа в:
Выразить в кг
Выразить в г
494 000 г =
4 ц 61кг =
189 ц =
259 кг =
1 т 72 кг =
211 т =
27 500 000 г =
47 ц =
56 т 5 ц =
40 т 5 кг =
3 т 7 ц 76 000 г =
1 т 66 кг =
1 т 73 кг =
47 кг 80 г =
16 т 8 ц =
385 ц =
Выразить в ц
Выразить в т
21 200 кг =
41 000 000г =
470 т =
850 ц =
7 100 000 г =
20 ц 8 000 кг =
44 т 300 кг =
40 ц 6 000 кг =
1 т 8 ц =
11 100 ц =
42 т 400 000 г =
275 000 000 г =
3 т 2 ц =
500 т 50 ц =
52 200 кг =
48 000 000 г =
ФОРМУЛЫ ПЕРЕХОДА (МЕРЫ МАССЫ)
1 килограмм (кг) = 1000 граммам (г)
1 центнер (ц) = 100 кг = 100000 г
1 тонна (т) = 10 ц = 1 000 кг = 1 000 000 г
7
Тема 2
Задания на развитие восприятия,
пространственного воображения
(
«выход в пространство»)
1 . Разделите круглый сыр тремя разрезами на 8 частей:
2 . Из шести спичек сложите четыре правильных треугольника так, чтобы
стороной каждого была целая спичка.
3 . Расположите 5 одинаковых монет так, чтобы каждая из них касалась
четырех остальных.
4 . Можно ли расположить 6 одинаковых карандашей так, чтобы каждый
касался пяти остальных?
5. Сколько граней у шестигранного карандаша?
6. Вырежите из целого листа бумаги такую же фигуру, как на рис. 4а.
8
7. Написание слова НОС имеет горизонтальную ось симметрии, слово
ПОТОП – вертикальную. Как надо написать слово « НАТАША », чтобы оно
обрело ось симметрии?
8 . Из проволоки сделаны два одинаковых квадрата. Как нужно один из них
наложить
на
другой,
чтобы
можно
было
получить 8 одинаковых
треугольников и восьмиугольник?
9
Тема 3
Задания на развитие
и совершенствование внимания
1.Игра «Кто больше запомнит?»
Первый участник называет любое слово, связанное с математикой, например,
точка. Следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое,
например,
прямая.
Третий
повторяет
уже
два
слова:
точка
и
прямая
и
называет своё и т. д. Таким образом, в конце игры остается победитель,
который
обладает
самой
выдающейся
памятью.
Игру
можно
начинать
несколько раз.
2. Сколько квадратов на рисунке, есть ли среди них равные?
3. Покажи лоб, в котором 7 пядей.
4. Укажи лишнее:
1. 8,20,4.18,5
2.
Делимое, частное, плюс, деление, делитель
3. 4.6,10,3,36
4. 11,3,5,18,7
5. 30,15,91,635,400
6. 145,434,56,186,875
7. 3х,4х,3х+8у-7, 4у,18х
8. 11,121,125
9. 125,1225,2025,6405
10. 2,4,8,16,27
10
5. Даны числа 15, 0, 55, 148, 1812.
Ваша
задача
запомнить
данные
числа
в
том
же
порядке
и
ответить
на
вопросы учителя.
а) Сколько всего чисел?
б) На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
в) Сложите 1-е и 3-е число
г) Какое число стоит после 0?
д) Найдите разность между последним и третьим числами.
е) Найдите сумму первого и второго числа
6.Числа от 1 до 20 (возможны другие варианты) поместить в таблицу:
1 7 5 16
11 17 14 2
3 10 9 19
15 20 6 13
По этой таблице:
а) Не водя по таблице руками, определите и выпишите отсутствующие числа.
б) Выпишите числа в порядке возрастания
в) Выпишите только чётные числа.
7. Ряд чисел (которые записаны на доске) 42, 48, 36, 56, 28, и т.д.
представьте в виде двух множителей из таблицы и расшифруйте фразу:
4 5 6 7 9
6
н
ь
а
с
к
7
к
у
с
п
з
8
и
и
к
з
ю
9
а
к
ш
а
б
11
8. Выполните задания по следующей таблице:
1/2 3/2 1/4 5/4
2/2 1/8 5/7 8/7
2/7 3/4 3/3 7/8
а) Выпишите только неправильные дроби.
б) Выпишите дроби, меньшие единицы.
в) Выпишите все пары дробей, которые в сумме дают 1.
9.Среди этого набора букв “спряталось” слово, которое поможет нам
сформулировать тему урока:
Валордлэшаыктилкоэффициентлонгмчцюжхг.
10. На доске ряд чисел: 15, 67, 38, 560, 435, 226, 1000, 539, 3255.
Задание:
- Хлопните в ладоши, если число кратно 2.
- Наклоните голову влево, если число кратно 5.
- Топайте ногами, если число кратно 10.
11. Выполните математические действия и прочитайте слова:
ПРИ + С – РИ + ЦЕ – П + НА =
СОК + ИЛ – СО + ЬКУ – У + А =
12. На таблице нарисованы известные геометрические фигуры.
Просчитайте фигуры, называя их порядковый номер:
12
13. Запишите, сколько на рисунке треугольников, ромбов, трапеций,
прямоугольников.
14 . Сколько треугольников на каждом рисунке?
13
Тема 4
Устные упражнения с использованием
дидактических игр
1.
Игра «Найди ошибку»:
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину,
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро всё исправьте сами:
39*11+25*25 = 65;
45*45+63*11 = 97;
47*11+95*95 = 486;
72*11+85*85 = 45 6;
30*11 + 65*65 = 5174;
10*0 +0:450 = 11;
2.Игра «Кто быстрее взойдёт на гору?»
Решите, «двигаясь по ступенькам» снизу вверх. К доске в порядке очереди
выходят представители каждой из команд: один игрок – на одну «ступеньку».
Остальные учащиеся наблюдают за ходом выполнения задания. «Ступеньки»
для
каждого
варианта
схематически
изображены
на
рисунках,
представленных ниже.
Вариант 1:
50* y*2+76
25*2*4*2
35*35*2+4
2*a*25+6*4
14
Вариант 2:
50* 10*2+76
25*4+*4*0
45*2+25*4
6*6+25*y*4
3. Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: (0;0), (-1;1), (-3;1), (-2;3), (-3;3),
(-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8),
(0;0).
Отметить
на
координатной
плоскости
каждую
точку
и
соединить
с
предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
4.
Игра «Забег по кругу»:
15
Тема 5
Тренажеры
Таблица №1. Таблица умножения
Таблица № 2. Умножение и деление натуральных чисел
Выразить в дм
590 мм 890 см 561 дм
8 500 мм 102 см 86 дм
89 065 мм 30 078 см 2 073 дм
8 015 мм 300 054 см 200 045 дм
9 730 мм 4 520 см 31 дм
16 003 мм 540 061 см 5 891 дм
54 600 мм 9 090см 70 991 дм
85 030 мм 400 022 см 90 640 дм
6 220 мм 922 см 750 дм
Выразить в м
Выразить в км
356 м 33 км
101 м 54 км
1400 м 5 750 км
58 002 м 436 км
43 950 м 17 000 км
2 041 м 5 км
5 002 м 93 км
4 006 м 26 км
54 м 177 км
2.Именованные числа времени:
Выразить в ч
Выразить в мин
Выразить в с
Выразить в сут
12 ч 1 мин 3 604 с 20 сут
1 ч 100 мин 10 852 с 38 сут
5 ч 20 мин 3 мин 1 228 с 8 сут
2 ч 1320 мин 852 с 2 сут
21 ч 444 мин 185 с 25 сут
0,5ч или 30 мин 18 мин 1 071 с 6 сут
7 ч 1 852 мин 335 с 7 сут
13 ч 815 мин 507 с 30 сут
18
Выразить в мес
Выразить в годах
Выразить в веках
108 мес 7 100 лет 21 век
4 800 мес 102 года 80 веков
24 мес 9800 лет 48 веков
720 мес 1402 года 450 веков
1 200 мес 2 года 7000 веков
10 800 мес 203 года 45 веков
8 400 мес 5 500 лет 90 веков
36 мес 12 лет 7 веков
7 200 мес 7 012 лет 33 века
132 мес 4 103 года 6 веков
3. Именованные числа массы:
Выразить в кг
Выразить в г
Выразить в ц
Выразить в т
494 кг 461 000 г 212 ц 41 т
18 900 кг 259 000 г 47 ц 85 т
1 072 кг
211 000 000 г 71 ц 10 т
27 500 кг
4 700 000 г 443 ц 10 т
56 500 кг
1 005 000 г 18 ц 1 110 т
3 706 кг
1 066 000 г 424 ц 275 т
1 073 кг 47 080 г 32 ц 505 т
16 800 кг
38 500 000 г 522 ц 48 т
Тема 2. Задания на развитие восприятия, пространственного
воображения .
№ 2: Треугольная пирамида с ребром, равным спичке.
№ 6:
Прямоугольный
лист
разрезать
по
отрезкам
а, b, с (рис. 4б),
заштрихованную часть повернуть около прямой l на 180 градусов.
№ 7 : вертикально
№ 8 :
19
Тема 3. Задания на развитие и совершенствование внимания
№ 2 : 5 квадратов, 2 пары равных
№ 3 :
Такого
лба
нет.
Пядь-расстояние
между
концами
большого
и
указательного пальцев, по крайней мере 16 см, 7 пядей- это 16*7 = 112см
№ 4 :
1.
5
2.
плюс
3.
3
4.
18
5.
91
6.
56
7.
3х + 8у – 7
8.
125
9.
6405
10.
27
№ 9 : коэффициент
№ 11 : сцена, килька
№ 13 : 6 – прямоугольников, 6 – трапеций, 7 – треугольников
№ 14 : а) 20, б)28
20
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аменицкий
Н.
Н.
Забавная
арифметика / Н.
Н.
Аменицкий,
И. П. Сахаров. – М. : Просвещение, 2008. – 144 с. – (Твой кругозор).
2. Выговская
В.
В.
Поурочные
разработки
по
математике.
6-й класс / В. В. Выговская. – М. : Вако, 2010. – 545 с.
3. Ганчев
И.
Математический
фольклор / И.
Ганчев,
К.
Чимев,
Й. Стоянов. – М. : Знание, 1987. – 208 с .
4. Дорофеев
Г.
В.
Математика. 5-й
класс : учебник : в 2 ч. /
Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2011. – Ч. 1. – 176 с.;
Ч. 2. – 240 с.
5. Зубарева
И.
И.
Математика 6 класс.
Рабочая
тетрадь /
И. И. Зубарева. – М. : Мнемозина, 2009.
6.
Перельман Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. – М. :
Наука, 1967. – 161 с.
7. Полтавская Г. Б. Математика. 5–11 ЕЛ. Проблемно-развивающие
задания, конспекты уроков, проекты / Г. Б. Полтавская. – М. : Учитель,
2010. – 143 с.
8. 5000
игр
и
головоломок
для
школьников / сост.
Н. К. Винокурова. – М. : Аст, 2003. – 211 с.