"Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников"

Автор: Быкова Надежда Петровна
Должность: старшая вожатая
Учебное заведение: МКОУ "Базарносызганская СОШ №2"
Населённый пункт: р.п. Базарный Сызган, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников"
Дата публикации: 15.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Быкова Надежда Петровна, МКОУ «Базарносызганская СОШ №2», старшая вожатая,

руководитель Комнаты боевой и трудовой славы

Стаж работы в данной должности составляет 20 лет. Увлечение - психологические ис

-

следования, касающиеся педагогической деятельности.

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников

В статье рассматривается проблема гражданско-патриотического воспитания школь -

ников средствами музейной педагогики
В настоящее время российское общество столкнулось с серьезными проблемами в области духовно-нравственного развития личности, к которым относятся растущая популярность негатив - ных идей и идеологий в молодежной среде, преступность, алкоголизм и наркомания. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных. Широкое распространение получили рав - нодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государ - ству, понимание свободы как вседозволенности. Поэтому создание в образовательных учреждениях целостной системы гражданско-патрио - тического воспитания позволит преодолеть проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и духовности детей и молодежи. Для этого должны быть созданы условия формиро - вания у школьников позиции созидания, позиции человека, ответственного по отношению к про - шлому, настоящему и будущему. В эпоху массового снижения нравственных ценностей очень важен процесс интеграции му - зейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое целое, музей и образование формируют духовность человека, его гражданско-патриотическую позицию. В современной научной литературе сущность понятия «патриотизм» рассматривается с раз - личных точек зрения. Например, Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачев и др. определяют па - триотизм как высшее нравственное чувство. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов. Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова. Однако большинство педагогов - Н.П. Егоров, Т.А. Ильи - на, И.С. Марьенко, Р.Я. Полярцева и др. - определяют патриотизм как сложное нравственное каче - ство, имеющее категориальную структуру, которая формируется с детства. По определению Т.М. Масловой патриотизм как социально-педагогиеская категория пред - полагает «переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего па - триотического долга, а также стремление к его реализации». Таким образом, патриотизм - это ак - тивная гражданская позиция. Патриотическое воспитание является педагогической проблемой во все времена и занимает важное место в духовной жизни общества и во всех сферах его деятельности. Система патриотиче - ского воспитания представляет собой совокупность содержания, форм и методов организации по - знавательной деятельности учащихся, направленных на формирование способности и желания к выполнению долга по защите Родины, овладение детьми знаниями и воспитание уважения не толь- ко к традициям своего народа, но и уважения к другим народам, их культурам и обычаям, нетерпи - мости к национальной и расовой неприязни. Среди компонентов системы патриотического воспитания можно выделить учебный про - цесс, внеклассную и внешкольную работу. Среди современных форм патриотического воспитания педагоги выделяют следующие: коллективные, групповые, индивидуальные, которые подразделя - ются на формы управления и самоуправления, познавательные формы, развлекательные формы. Музейная среда является частью социокультурной среды и определяется нами как обще - ственные, материальные и духовные условия деятельности человека, созданные в рамках музея, и отношения, которые возникают в процессе музейно-педагогической деятельности. Она включает в себя ряд компонентов: околомузейное пространство, музейное здание, экспозиция, экспонат. Учеными исследованы различные аспекты использования музейной педагогики в воспита - нии школьников: роль школьного, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании учащихся (Н.С. Кузнецова, И.Н. Микулан, С.О. Петрикова-Агафонова, И.М. Реморен -
ко, Л.В. Шеметова, И.А. Шпаченко); развитие личности учащихся и формирование у них социаль - ного опыта средствами музейной педагогики (А.С. Огоновская, М.В. Соколова); развитие музей - ной педагогики в системе дополнительного образования (Г.В. Вишина). По мнению В.М. Воронович, музейная педагогика позволяет решать основную педагоги - ческую проблему: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чув - ство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «кор - ни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них
формируются качества личности

высоконравственного гражданина, патриота своей Отчизны
(выделено нами). Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является па - триотизм, составляющий основу национального самосознания народа. Реализация модели гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами музей - ной педагогики способствует формированию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств учащихся через организацию творчески развивающей работы с обучающимися, их вклю - чению во внеучебную, творческую деятельность. Работа школьного музея по патриотическому воспитанию школьников может позволить ре - шить следующие задачи: - расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике; - гармонизация развития творческой личности; - формирование национальной идеологии; - сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; - патриотическое воспитание граждан своего Отечества; - создание новой музейной аудитории; - расширение пространства влияния музея. Школьный музей значительно расширяет возможности педагогов в решении задач, связан - ных с историческим, культурологическим образованием. Его работа направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает школьникам обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные ре - ликвии. Все это делает жизнь школьников более насыщенной и интересной, поднимает их культу - ру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Он дает возмож - ность школьнику соприкасаться с живой историей. Комната Боевой и трудовой славы (далее – Комната) создана при Базарносызганской СОШ №2 в 2002 году. Профиль работы Комнаты - патриотический (военная тематика, история рабочего поселка Базарный Сызган и сельских населенных пунктов, история школы, краеведческий). Текущую работу организует актив Комнаты боевой и трудовой славы. Он избирается еже - годно из числа активных учащихся поисковой, исследовательской, экскурсионной групп. Количе - ственный состав актива – 7- 9 человек. Избирание проходит открытым голосованием на последнем заседании в мае месяце. Актив комнаты боевой славы проводит свои заседания один раз в месяц. Работа Комнаты по патриотическому воспитанию строится на организации культурно-про - светительской, методической, информационной деятельности и тесно связана с развитием детского самоуправления. Работа Комнаты ежегодно строится в соответствии с Программой Комнаты боевой и трудо - вой славы, основными принципами которой служат: - непрерывность и последовательность; - обучение и воспитание учащихся в неразрывном единстве; - ориентация на общечеловеческие ценностные отношения; - комплексность воспитывающих влияний. Ведущее место в работе Комнаты занимают методы и приёмы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры.
На базе Комнаты, в рамках собранного материала, проводятся классные часы, посвященные Героям Советского Союза, которые ранее проживали на территории Базарносызганского района: А.А. Карабанов, Д.И. Семенов, Г.И. Барыков, В.И. Васин, П.А. Голиченков. Кроме того проводятся тематические «Уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, в частности с О.И. Усыниной, И.С. Крашенинниковым, Н.С. Гуторовым и другими, с солдатами трудового фронта, участниками Афганской и Чеченских войн. Налажен тес - ный контакт с войсковой частью
№55685 села
Патрикеева, на базе которой проводятся экскурсии на предмет изучения солдатского быта, деятельности и истории воинского подразделения. В прошлом учебном году, в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отече - ственной войне проведена большая поисково-исследовательская работа по розыску и сбору мате - риала о выпускниках школы, принимавших в ней участие. Школьники приняли участие в марафо - не «1418 огненных верст», побывав у памятников погибшим землякам в селах Красная Сосна, Лапшаур, Ясачный Сызган. В Комнате имеются стенды с фотографиями наших земляков-участников войны и конфлик - тов в «горячих» точках, Альбом памяти о тех, кто не вернулся в фронта в годы ВОВ, подлинные Благодарственные письма, орденские книжки и т.д. участников войн. На основе этих документов проводятся музейные уроки, лекции: «Ты бессмертен, солдат», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Базарный Сызган в годы Великой Отечественной войны», «Земляки – герои», «Себя в бою не пожалел, а Родину сберег». В этот же период состоялась серия мероприятий, посвященных базарносызганцам, погиб - шим в годы Великой Отечественной войны, а также нашим военнослужащим нынешнего поколе - ния. В апреле прошло торжественное открытие экспозиции, посвященной воинам – героям, выпол - нявшим интернациональный долг в Афганистане. Помимо фотографий и документов экспозиция включает в себя памятную мемориальную доску, посвященную выпускнику школы А.И. Зулюкову, погибшему в Афганистане. В мероприятии приняли участие бывшие воины-афганцы, которые сов - местно с учащимися школы подготовили концерт. На торжественное открытие были приглашены родители героев. Делая акцент на воспитание патриотизма, мы не могли обойти вниманием жизнь базарно - сызганцев, внесших большой вклад в развитие рабочего поселка. В Комнате собран большой мате - риал по истории ПО «Теплоприбор», о людях, работавших на предприятии и награжденных за свой труд орденами и медалями: В.И. Семенова, Л.В. Тарадеева, М.И. Фокина, Б.В. Лукьянов и другие. В этом году был собран и систематизирован материал, посвященный молодежи 40-х и 50-х годов ХХ века. На его основе был разработан проект «Молодость моя» Подготовлена и представлена фотоэкспозиция «Моя малая родина», куда вошли фотогра - фии, сделанные школьниками на темы: «Мой поселок», «Мой современник», «Природа родного поселка». «История Больших родников». Целенаправленно и скрупулезно активистами Комнаты продумываются и проводятся классные часы на тему - «Я – патриот». За последние годы музей школы пополнился многочисленными фотографиями, доку - ментами личного характера, предметами быта. Все материалы подлинные. Нашими учениками неоднократно были представлены исследовательские работы на региональных краеведческих кон - ференциях обучающихся. Например, наша выпускница Алина Быкова собрала богатый материал по истории храма св. Димитрия Солунского. Кроме того, школьниками начат сбор информации об исчезнувших селах нашего района. Уже собран материал по поселкам Прутки, Роднички, Бельгам, Никольское. Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная деятельность Комнаты боевой и трудовой славы МКОУ «Базарносызганская СОШ №2» способствует достижению нескольких важных результатов, в том числе по патриотическому воспитанию обучающихся. Комната служит одним из центров воспитательной работы в школе.
Список использованной литературы

1 Авторская программа воспитания учащихся средствами музейной педагогики [Текст] : ме - тодические рекомендации по распространению результатов инновационной деятельности в массо - вую образовательную практику / Под ред. В. М. Воронович. - Минск: Амалтея, 2011. – 48 с. 2 Ванслова, Е. Г. Музейная педагогика [Текст] / Е.Г. Ванслова //Воспитание школьников, 2000, №5. – С. 27-42. 3 Веселова, Е.Г. Школьный музей как уникальная развивающая среда и воспитательная си - стема образовательного учреждения [Текст] / Е.Г. Веселова // Мир современной науки, 2013, № 1. 4 Воронова, Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры [Текст] / Е.А. Воро - нова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 282 с. 5 Дюмина, И. А. Развитие информационной образовательной среды школьного музея [Текст] / И.А. Дюмина // Педагогическое образование в России. - 2013, № 3. - С. 37-40. 6 Колокольникова, З.У. Музейная педагогика как средство формирования культурно-просве - тительской компетенции будущего учителя [Текст] / З.У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Е. Н. Яковлева // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014, № 4 - С. 45-49. 7 Макарчук, Я.В. Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспита - нии младших школьников [Текст] / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Вестник ЧГПУ. - Абакан: ХГУ, 2012, №9. - С. 74-87. 8 Макеева, И.А. Состояние и перспективы исследований в сфере музейной педагогики [Текст] / И.А. Макеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 125-127. 9 Мотина, В.В. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика [Текст] / В.В. Мотина // Труды СПбГУКИ, 2013, №. 9. - С. 307-310. 10 Налетова, Е.Л. Формирование воспитательного пространства средствами музейно-педа - гогической деятельности (на примере г. Тольятти) [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.Л. Налетова. – Ульяновск, 2010. – 22 с. 11 Понамарева, Т.Н. Школьный музей как современное средство воспитания в сельском со - циуме [Текст] / Т.Н. Понамарева // Педагогическое образование в России, 2010. - № 1. - С. 64-68. 12 Склярова, Т.В. Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях со- вершенствования воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] / Т.В. Склярова // Мир науки, культуры, образования, 2015. - № 1. - С. 119-121. 13 Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст] : учеб. пособие / Б. А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216 с. 14 Троянская, С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии об - щекультурной компетентности [Текст] : учебное пособие / С.Л. Троянская. - Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. - 131 с. 15 Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] : учебник / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 2002. - 519 с. 16 Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей [Текст] : учеб. пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. – М., 2001. – 223 с.