"Лук - от семи недуг"

Автор: Дораж Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 68
Населённый пункт: г.Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лук - от семи недуг"
Дата публикации: 15.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образование образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №68» Г.Великий Новгород
Проект
«Лук – от семи недуг» Воспитатели: ДоражО.В. Г.Великий Новгород 2015

ВИД ПРОЕКТА:
информационно - исследовательский
ТИП ПРОЕКТА:
игровой.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ :
кратковременный 20января – 20марта 2015г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
воспитатели, дети 2 младшей группы, родители
ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:
групповой (15-25 человек, все желающие).
АКТУАЛЬНОСТЬ :
в зимнее период времени особое внимание нужно уделять своему здоровью, поэтому, чтобы не болеть, нужно посадить лук и употреблять его в пищу.
ПРОБЛЕМА:
дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Необходимо помочь детям получить нужные знания: что полезного в луке, как его можно применять еще? Как его выращивают?
ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ:
Приход персонажа – Чипполино.
ЦЕЛЬ:
Формировать представления об использовании лука человеком в разных сферах жизнедеятельности ; расширять представления об уходе за растениями; развивать внимание и память.
ЗАДАЧИ:
1.Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают. Учить детей ежедневно ухаживать за растениями в комнатных условиях. 2.Расширить знания детей о луке. 3.Уточнить представления о труде взрослых, учить правильно называть их действия. 4.Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:
- Подбор иллюстраций. - Подбор художественной литературы. - Занятие по рисованию: «Мы посадили лучок» - Подготовка стенда: «Наш первый огород» - Посадка овощей: лука. - Оформление огорода.
-Рассматривание иллюстраций об овощах. -Заучивание стихов и потешек. -Проведение наблюдений. -Посадка овощей дома с родителями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. 2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия. 3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. 4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап
Постановка проблемного вопроса: 1.Приобретение необходимого оборудования (контейнеров, земли, семян). 2.Подбор художественной литературы: поговорок, стихов, сказок, загадок об овощах. 3.Размещение огорода на подоконнике. 4.Изготовление атрибутов.
2 этап
Предварительная работа: 1.Рассматривание головок лука, посадка лука. Знакомство с землей, с художественной литературой о луке. 2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Развитие и рост растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Строение растений». 3.Организация выставки рисунков детей «Портрет Чипполино»
3 этап
Результаты проекта: 1.Оформление огорода на окне 2. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности: развитие изобразительного творчества, проявившегося в детских рисунках о луке; с фотографиями, с загадками и стихами.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап
1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. 2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике». Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). 3. Разбивка огорода на подоконнике. 4. Изготовление фигуры Чипполино, панорамы дома и деревьев при участии родителей).
Исследовательский этап
1. Рассматривание и посадка лука. 2.Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». 3. Занятия с детьми: «Посадка лука», «Наблюдение за всходами лука». 4. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Найди и принеси», «Овощи», «Отгадай загадки», «Путаница». 5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке и овощах. 6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Проведение игры «Огородная - хороводная».
Заключительный этап
Подведение итогов реализации проекта.
План экспериментальной деятельности.

Земля, узнаем какая она
Цель: Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода и растение
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце и растение
Цель: Определить роль солнца в жизни растений Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек и растение
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
Форма презентации проекта:
Фотоотчёт проекта на родительском собрании «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста».
Приложения:
1. Картотека опытов. 2. Конспект занятия. 3. Папка-передвижка. 4. Консультация для родителей.
Результаты внедрения проекта по образовательным областям

Образовательная область «Познание»
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Чтение художественной

литературы»
Совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках. Разучивание пословиц, загадок.
Образовательная область «Физическая культура»
Формирование представлений о ЗОЖ
Образовательная область «Социализация»
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
МОНИТОРИНГ

Вопросы для проверки знаний:
Какая луковица по форме? Какого цвета она? Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь? Какой лук на вкус? Покажите, где донце у луковицы. Покажите, откуда будет расти зеленый лук. Как мы будем ухаживать за луком?

Критерии оценки ответов на вопросы:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла. 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла. 3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Уровни развития:
Высокий уровень – 12 – 15 баллов. Средний уровень – 8 – 10 баллов. Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Список литературы.
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: ≪ КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА ≫ , 2008.т. 2. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,С.Комаровой, М.А. Васильевой. 2012г. 3. СоломенниковаО.А.– Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Приложение


Дневник

наблюдения


Посадка лука
Мы ребята, малыши Любим мы трудиться. Вот посадим лук, Будем им гордиться.
Всходы
Стану я тебя лелеять, Наш кормилец – огород, Чтобы всходы зеленели, Чтобы лук шикарный рос. За окном зима вьюжит, И метель кружиться. А у нас на окне, Лук колосится.

Инсценирование песни

"Огородная-хороводная"

слова А. Пассовой

музыка Б. Можжевелова
Есть у нас огород И капуста там растёт. Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза) Ты капуста к нам спеши и немножко попляши. А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза) Есть у нас огород Там морковка растёт. Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза) Ты морковка к нам спеши и немножко попляши. А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза) Есть у нас огород Там зелёный лук растёт. Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза) Ты лучок сюда спеши и немножко попляши. А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза) Есть у нас грузовик Он не мал, не велик. Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза) Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши. А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)
Лук чернушка Лук севок Лук репчатый
Лук порей Лук слезун Лук шнитт

Работа с

родителями

Я приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Угадали? – Я вам друг Я – простой зелёный… (лук) Тише деточка не плач. Это с нашей грядки врач. Исцелить любой недуг Может огородный… (лук) Витамины круглый год Ох, как необходимы. Чтобы нам не болеть Гриппом и ангиной.
Рецепты из зеленого лука

«Грибная поляна»
400 г зеленого лука, 3—4 красных яблока, 2 крупные моркови, 150 г майонеза, 100 г тертого сыра, 3 вареных яйца, зелень петрушки, укроп и соль. Лук мелко нарезать и залить холодной водой. С яблок срезать ярко окрашенные бочки, остальное очистить, нарезать соломкой и опустить в
подкисленную воду, чтобы не потемнели. Лук отжать, посолить, смешать с яблоками и натертой на крупной терке морковью. Заправить майонезом и посыпать сыром. Поставить на салат яйца, укрепив на них шляпки из яблок. Украсить салат зеленью.
«Зеленый лук с яйцом и лимонным соком»
300 г зеленого лука, 3 вареных яйца и заправка: по 2 ст. ложки растительного масла и лимонного сока, соль. Лук мелко нарезать, яйца порубить. Смешать продукты с заправкой.
«Салат из зеленого лука под сметаной»
100 г зеленого нарезанного лука, 30 г сметаны, укроп и соль. Лук посолить, залить сметаной и посыпать нарезанным укропом.
«Яичный салат с зеленым луком и крекерами»
Большой пучок зеленого лука , 2 вареных яйца , 1 стакан майонеза или по вкусу , 100 г соленых крекеров. Лук и яйца порубить, заправить майонезом, аккуратно добавить разломанные на кусочки крекеры, перемешать. Сразу подавать, чтобы крекеры не размокли.
«Закуска из зеленого лука»
12 стрелок зеленого лука , 12 кусочков мяса в нарезке (для бутербродов), 100 г сливочного или плавленого сыра. У лука обрезать корешок. Мясо смазать сыром, обернуть лук кусочком мяса, и подавать.
Совет
Можно и лук, и мясо разрезать пополам, получится более аккуратный вид. Но это необязательно, кому как больше нравится.
«Пирог с зеленым луком»
Слоеное тесто – 250 г, лук зеленый – 250 г, лук репчатый – 1 шт., помидоры– 4 шт., сыр – 200 г, яйца – 2 шт., сметана – 3 ст.л., перец, соль.
 Репчатый и зеленый лук нарезать и быстро поджарить до мягкости. Посолить и поперчить.  Сыр натереть на терке.  Яйца смешать со сметаной и подсолить.  Тесто раскатать тонким слоем и выложить в форму. Дно лучше застелить пергаментом, чтобы потом пирог было легче извлечь.  На тесто выложить начинку из зеленого лука. Вяленые помидоры мелко порезать. Можно обойтись и без них.  Залить яично-сметанной заливкой.  Посыпать сыром. Выпекать в духовке 30 минут до золотистого цвета.  Готовому пирогу дать остыть, а затем извлечь из формы. Он сильно надувается в духовке, а потом немного опадет.  Пирог разрезать на порции и подавать. Приятного аппетита!
Лук – лекарственное растение
Луку и чесноку во всех книгах о лекарственных растениях посвящено немало страниц. Эти овощи относятся к разряду «острых», пряных, поэтому диетологи считают, что их не нужно есть сразу в больших количествах. Противопоказания относятся к острым и тяжелым заболеваниям печени, почек, желудочно-кишечного тракта; сердечно-сосудистым больным тоже не рекомендуется есть много лука. Индивидуальное отношение к каждому виду продуктов, особенно к таким пряным овощам, как лук или чеснок, безусловно, имеет первостепенное значение. Поэтому стоит вводить лук и чеснок в свою диету вначале совсем в мизерных количествах. А как обойтись без лука и чеснока и их прославленных стойких фитонцидов, подавляющих рост вредных микроорганизмов, в случае, например, острых респираторных заболеваний? В народной медицине с давних пор известны рецепты приготовления лекарств из лука. Сок лука с мёдом (1:1) при кашле, бронхите, коклюше – по 1 ч. ложке 3-4 раза в день.
Рецепты от гриппа:

1. Натереть на тёрке луковицу, залить1/2л. кипящего молока, настаивать в теплом месте, выпить на ночь половину горячего настоя, а другую утром, тоже в горячем виде (через несколько дней грипп пройдёт без осложнений); 2. Натереть 1 ст. л. лука и опустить в кипящее молоко (не менее 1 стакана), принимать 3 раза в день по 1 ст.л. 3. Растительное масло выдержать 30 – 40 мин. на водяной бане, охладить, затем мелко порезать 3-4 дольки чеснока и ¼ луковицы и залить маслом, через 2 ч. процедить и смазывать этим настоем слизистую носа. 4. 3 ст.л. мелко нарезанного лука залить 50 мл.теплой воды и добавить ¼ ч.л. мёда, настаивать 30 мин. (этот настой используют для промывания носа) Лук не разделим с чесноком, хотя каждый из них отличается своими особыми свойствами, о приготовлении чеснока ничего нельзя сказать: его никакой кулинарной обработке подвергать не следует. Измельчённый чеснок добавляют в салаты, во многие разнообразные блюда. Продолжительное и многократное вдыхание летучих фитонцидов размельчённой на дольки чеснока при насморке, ангине, коклюше даёт хорошие результаты. Есть так же рецепты приготовления чеснока с лимоном, который отбивает его запах и едкость, чеснок (1 головка) пропускают через мясорубку, заливают соком 1 лимона и смешивают с 2 ч.л. мёда (принимать по 1 ч.л. в день); особенно действенным считается чеснок с лимоном в сочетании со свекольным соком.
Советуем приготовить:
1. Масса для бутербродов: пропустить через мясорубку кусок солёного сала, через чесночницу выдавить 2-3 зубчика чеснока, натереть на мелкой тёрке очищенный корень имбиря. Все компоненты смешать, намазывать на чёрный хлеб. 2. Бутерброды «Кивинка»: слегка обжарить ломтики белого хлеба с одной стороны, смешать майонез с 2-3 протёртыми на мелкой тёрке зубчиками чеснока. Смазать каждый ломтик острым майонезом, сверху положить тонкое колечко киви, в центр – ягоду клюквы. 3. Салат с авокадо: нарезать кубиками плод авокадо, отварной язык, 100 гр. лука мелко нашинковать. Залить майонезом, украсить отварным яйцом.
4. Салат из лука – порея и маслин: требуется-2-3 стебля лука – порея, ½ стакана томатного сока, 15 маслин без косточек, 3-4 ст.л. растительного масла, соль, перец по вкусу, петрушка. Очищенный лук мелко нарезать и залить томатным соком с добавлением соли и лимонного сока, добавить маслины, масло, перец, перемешать и выложить в салатник, посыпать мелко нарезанной петрушкой, украсить четвертинками яиц.