"Программа сопровождения детей ОВЗ, детей инвалидов, участников образовательного процесса, в условиях ФГОС"

Автор: Долгополова Наталья Анатольевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Танюша"
Населённый пункт: г.п.Федоровский, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: Коррекционная психолого – медико - педагогическая программа
Тема: "Программа сопровождения детей ОВЗ, детей инвалидов, участников образовательного процесса, в условиях ФГОС"
Дата публикации: 15.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Танюша» г. п. Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО – Югра Коррекционная психолого – медико - педагогическая программа сопровождения детей ОВЗ, детей инвалидов, участников образовательного процесса, в условиях ФГОС МБДОУ ЦРР - детского сада «Танюша» Коррекционная психолого-медико-педагогическая программа сопровождения разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013, № 30384) Разработчик: Долгополова Н.А. – педагог-психолог (высшая категория) 1

I.

Обоснование актуальности программы
Коррекционная программа индивидуального, подгруппового, дифференцированного сопровождения детей, разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса образования и развития, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Инклюзивное образовательное пространство в программе основано на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей ОВЗ, детей – инвалидов с разными стартовыми возможностями. Основа программы - игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
II.

Концептуальные основы
Концептуальными основами коррекционно-педагогического воздействия мы видим в преодолении и предупреждении нарушений развития, а также в формировании определённого круга знаний и умений, необходимых для успешных подготовки детей к обучению в массовой школе. При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают принципы специального обучения и воспитания. Основой взаимодействия специалистов, педагогов и родителей стали принципы:  Принцип единства диагностики и коррекции развития  Принцип индивидуального подхода  Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка  Принцип комплексности (взаимодействие специалистов)  Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной работе  Принцип вариативности в организации процессов обучения и развития  Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения
III.

Цели и задачи программы
Цель: совершенствование процесса коррекции психического и личностного развития детей ОВЗ, детей - инвалидов с 3 до 8 лет в образовательном пространстве. Задачи программы: 2
1. И зучение особенностей развития ребенка в динамике коррекционно- образовательного процесса, в целях сопровождения детей ОВЗ, детей - инвалидов, разработки индивидуальной программы развития ребенка; 2. Организация психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии ребенка ОВЗ (мотивационном, интеллекту альном, эмоциональном, двигательном, поведенческом) на основе создания оптималь ных психолого- педагогических условий; 3. Обеспечение организационно-методического сопровождения коррекционной психолого - медико - педагогической деятельности. Разработка и внедрение системы мероприятий по повышению психолого- педагогической грамотности педагогов, обучение родителей приемам взаимодействия с детьми, имеющим проблемы в развитии, улучшение детско- родительских отношений; 4. Анализ результатов коррекционного процесса сопровождения детей ОВЗ, детей – инвалидов, участников образовательного пространства и оценка степени ее эффективности.
IV.

Сроки реализации программы
Срок реализации программы 1 год. При разработке коррекционной программы учтены лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комп лексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, их эмоционального благополучия; создание условий личностного развития ребенка - повышение возможностей в образовании, отношениях с детьми и взрослыми, раскрытие потенциальных творческих резервов, инициативы. Основная задача коррекционного психолого – медико – педагогического сопровождения детей в нашем детском саду заключается в работе «команды» специалистов в тесной связи с родителями и воспитателями по созданию социально – психологических условий для успешного развития каждого ребенка ОВЗ, не зависимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. Задачи изучения ребенка и оказания ему психолого-педагогической помощи 3
переплетаются с отслеживанием результатов образовательной деятельности и оценки степени ее эффективности. Совместная коррекционная работа педагогов и специалистов в адаптационный период имеет несколько этапов. На каждом этапе решаются определенные цели и задачи. I этап – предадаптационный период Цель: прогноз возможной степени адаптации ребенка ОВЗ к детскому саду, повышение психолого – педагогической культуры родителей, педагогов. Период адаптации ребенка к условиям детского сада один из самых ответственных моментов в его жизни, и чем безболезненнее он пройдет, тем меньше проблем будет в будущем, поэтому сопровождение ведется в трех направлениях: непосредственно с детьми, педагогами и родителями. Работа с детьми ОВЗ дошкольного возраста в адаптационный период направлена на снятие эмоционального напряжения, развитие познавательной активности, преодоление стрессовых состояний, формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, снижение импульсивности, тревоги, агрессивности. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада зависит прежде всего от воспитателя, его умения и желания создать атмосферу тепла, внимания, доброжелательности в группе: ознакомление с анамнестическими данными каждого ребёнка, анкетирование, консультирование родителей, предварительное посещение ребёнком с родителем - группы, территории детского сада, подготовка персонала группы к приёму детей. II этап – адаптационный период Цель: отслеживание эффективности адаптации поступившего ребенка к детскому саду, профилактика психоэмоционального напряжения. Алгоритм взаимосвязи семьи и специалистов д/с в период адаптации ребенка ОВЗ 4 Родители ребенок Заведующий МБДОУ Ст. воспитатель Старшая медсестра Педагог - психолог Воспитатель
Обсуждение с воспитателями текущих вопросов о работе с детьми ОВЗ в период адаптации (общение в кругу, совместно находим ответы на вопросы): - Наблюдаем за особенностями адаптации ребёнка ОВЗ к условиям детского сада – воспитатели, педагог-психолог, старшая медсестра, с последующими рекомендациями. - После наблюдения за ребенком в течение 10 дней, воспитатель и педагог - психолог в карте адаптивных возможностей и карте нервно – психического развития отмечают предполагаемый уровень развития ребенка на адаптационный период, планируют дальнейшую индивидуальную работу по проблемным направлениям развития. - Консультируем родителей по проблемам адаптационного процесса. Создание микросоциальной среды пребывания детей ОВЗ, детей – инвалидов в детском учреждении в период адаптации: - наличие постоянных кадров на группе и четкое распределение обязанностей; - соблюдение приема вновь поступающих детей в группу: не более двух детей в неделю; - гибкий режим дня; - учет индивидуальных особенностей характера и поведения ребенка; - установление эмоциональных контактов сотрудников с детьми в режимных процессах; - знакомство детей, их сближение друг с другом; - установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии; - исключение психотравмирующих процедур (прививки, уколы), отрицательных мер воздействия; - знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий - добровольность участия в игре (ребенок сам захотел принять в ней участие); - участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них; 5
- многократное повторение игр (дети в разном темпе принимают и усваивают новое); - специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы) должен использоваться только в данных развивающих играх; - изучение психолого - педагогических приемов воздействия на ребенка со стороны взрослых. III этап – постадаптационный период. Цель: определение уровня адаптации к условиям детского сада. Проводится медико-психолого-педагогическое совещание по итогам адаптации с приглашением родителей детей ОВЗ, для выбора индивидуального маршрута сопровождения конкретного ребенка, испытывающего сложности в период адаптации. На данном этапе важно правильно организовать совместную деятельность родителей и педагогов, направленную на создание условий адаптации детей ОВЗ к саду, а также коррекционно – развивающие индивидуальные игровые сеансы с детьми с тяжелой адаптацией. В конце адаптационного периода – предварительное обследование детей ОВЗ.
V.

Содержание программы
Проблема обучения и развития детей ОВЗ выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. В последние годы в нашем детском саду наметился рост числа детей, состояние здоровья которых не дает возможность освоить образовательную программу детского сада вне специальных условий образования и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Дети с ОВЗ могут лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса обучения реализовать свой потенциал. Новизна и оригинальность программы зак лючается в комплексном коррекционном сопровождении специалистами - детей ОВЗ, детей – инвалидов, участников образовательного процесса. Программа реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детский сад «Танюша». Осуществляя инклюзивное обучение 6
мы обеспечили равный доступ к получению образования всеми воспитанниками посещающими детский сад, создали необходимые условия для достижения успеха в развитии ребенка ОВЗ. В группах создана предметно – пространственная среда: разнообразные зоны детской деятельности; уголки: физкультурные, релаксации, работы с различными материалами для развития мелкой моторики, дидактические панно, несущие предметно – познавательную нагрузку. Учебное и игровое оборудование соответствует возрастным особенностям детей, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, безопасно в эксплуатации, удобно и рационально расставлено. Развивающая среда обеспечивает: эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами: песком и водой; двигательную активность: развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Показателем развития ребенка является способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно – этические качества в общении со взрослыми и сверстниками. Все в обучении ребенка ОВЗ осваивается и закрепляется в практической деятельности. На территории МБДОУ разбиты цветники, по всей территории детского сада расположены альпийские горки, опытнические участки, скульптуры животных, что позволяет решать задачи трудового, эстетического, нравственного воспитания детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Согласно проведенным скрининговым исследованиям в детском саду имеют проявляющееся в разной степени недоразвитие - 41,25 % детей. Опираясь на концепцию модернизации образования, наши исследования показали увеличение числа детей с низкими показателями в развитии по результатам психолого - 7
педагогического обследования: в сравнении - познавательное развитие – 2012г. – 29,5%; 2013г. - 41,25 %; - недостаточная социальная компетентность - 26% дошкольников; - развитие психомоторики – 37 %; - речевые проблемы - 49 %; - дефицит произвольности – умственной, двигательной сфере дошкольника (неразвитость тонкой моторики, отсутствие графических навыков) – 39%; - имеются проблемы в профессиональной компетентности педагогов д/с - недостаточные представления об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей. Таким образом, мы фиксируем постоянно увеличивающееся количество детей с различными нарушениями и отставаниями в развитии. Скрининговое исследование показало необходимость создания данной программы позволяющей проделать путь – от исправления дефектов, аномалий, лежащих за порогом нормального развития, к созданию благоприятных условий полноценного психического развития ребенка в пределах нормы. Характеристика особенностей развития детей ОВЗ 3 – 8 лет. Все дети способны к обучению, но у каждого ребенка свой путь развития способностей. Исследования проводимые в нашем детском саду выявили ряд показателей психологической незрелости ребенка ОВЗ в возрастном периоде с 3 до 8 лет: 1. Отклонения в состоянии здоровья (низкая и неустойчивая работоспособность, быстрая утомляемость и истощаемость, неумение работать в коллективном темпе). 2. Несформированность наглядно–действенного, вербально-логического и наглядно- образного мышления,

недостаточный запас сведений и знаний (неспособность классифицировать и обобщать предметы, незнание категорий предметов). 3. Задержка или слабое речевое развитие,
(
исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса, сложная структура речевого дефекта, формальное, не осознанное владение детьми смыслом различных слов, понятий). 8
4. Неразвитость общей и тонкой моторики ( проявляется при рисовании, вырезании, лепке, не точности склеивания, замедленна работа с практическим материалом). 5. Несформированность зрительно-моторных координаций (на низком уровне – копирование, развитие познавательных функций руки, умение передавать пространственное расположение предметов, восприятие того предмета, который нужно изобразить). 6. Нарушения деятельности ( неспособность понять инструкцию; невозможность сосредоточенно, без отвлечений выполнить задание; неумение работать обдуманно, по плану, самостоятельно оценить правильность выполнения заданий). 7. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются. На низком уровне развитие зрительной, слуховой, моторной, логической памяти. 8. Низкий уровень развития самоконтроля ( навыки к контролю за собственной работой ребенок применить еще не может). 9. Не сформированы предпосылки к игровой и продуктивным видам деятельности. Решение обозначенных в программе целей и задач коррекционной работы возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в детском саду. Педагоги учитывают возможности, интересы и потребности каждого ребёнка выстраивая стратегию своей работы, начинают с наблюдения за детьми, и при необходимости переходят к индивидуализации сопровождения. Психолого – педагогические условия реализации программы К группе лиц с ОВЗ относятся: слепые, глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра (РАС), сложными дефектами. Реализация программы осуществляется при создании следующих условий: -создание благоприятных условий обучения, коррекции, оздоровления детей; 9
- раннее выявление детей с проблемами в развитии; - создание образовательной среды, способствующей физическому, социально- личностному, познавательно-речевому, художественно - эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; - коррекция нарушений развития; - социальная адаптация; - ориентация на индивидуальные возможности, интересы и возникшие трудности каждого ребенка; -обеспечение вариативности использования методического и образовательного материалов, позволяю щих развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями ребенка ОВЗ, в том числе детей- инвалидов; - включение родителей (ребенок ОВЗ = семья повышенного риска) в образовательный процесс с помощью проведения: консультаций, организации понимания потребностей ребенка, оценки возможностей динамики его развития; занятий для родителей с элементами тренинга, праздников и развлечений; - повышение профессионального роста специалистов разных профилей для решения проблем в сферах профессиональной деятельности: - «педагог –д/с» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе); -«педагог – группа» (общение со всей группой детей, индивидуально); - «педагог – ребенок» (общение с ребенком и его родителями); - «я – педагог» (профессиональная саморегуляция и личная психотехника); Организация предметно – пространственной развивающей образовательной среды Организация развивающей среды в нашем детском саду с учетом ФГОС дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности: - детский сад функционирует в здании постройки 1997–х годов, имеет полный комплект функционально пригодных групп, кабинетов, оснащенных необходимым оборудованием: - медицинский блок (кабинет медицинского работника, процедурный кабинет, изолятор); прачечная; пищеблок; 16 групповых помещений; 2 музыкальных, 2 10
спортивных и тренажерный залы, бассейн; методический кабинет, кабинет педагога- психолога, сенсорная комната, Монтессори – класс, ИЗО-студия, музейно - игровой комплекс, театрально-игровой комплекс, «русская изба». Полностью выполнены требования организации жизни детей в группах дошкольного возраста в соответствии с правилами пожарной безопасности. Безопасность предметно-пространственной среды соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности ее использования.
VI.

План реализации программы
Залог успеха коррекционной работы с ребенком ОВЗ от 3 до 8 лет в профессиональном взаимодействии команды специалистов. План коррекционного сопровождения осуществляется в три этапа: Проведенное обследование распределяет детей на три группы: 1 гр. – норма, не требует непосредственного вмешательства; 2 гр. – «группа риска» - профилактическая, при необходимости коррекцион. работа; 3 гр. – дети ОВЗ, дети – инвалиды (коррекционная, социальная направленность работы). 1. Полученные данные обсуждаются на ПМПк, где определяется круг детей, нуждающихся в индивидуальной, коррекционной помощи специалистов, воспитателей. Первичная помощь в решении проблемы - разрабатываем стратегию сопровождения, индивидуальные и подгрупповые коррекционные программы по проблемным направлениям: медицинской, психологической, социальной, педагогической, консультируем педагогов и родителей. 2. На каждого ребенка ОВЗ составляется индивидуальная программа развития, консультирование специалистом педагогов группы и родителей для выработки единых принципов по сопровождению и поддержке ребенка в группе и дома. 3. Уточнение коррекционно-развивающей программы. В течение всего коррекционного процесса, в индивидуальную программу образования и режим дня воспитанника вносится корректировка, в зависимости от динамики развития (эмоционально-волевые, моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность ), упражнения проводятся на том дидактическом материале, который ребёнок может усваивать. Полученные результаты сравниваются с исходными и промежуточными. Определяются причины не усвоения материала. Полученные данные определяют качество выполнения 11
поставленных коррекционно-развивающих задач. Коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей ОВЗ от 3 до 8 лет ведётся по следующим направлениям: медицинское, психолого- педагогическое, физическое, логопедическое, музыкальное, дополнительное образование, ПМПк.
Направления работы службы сопровождения
( таблица № 1 ) Каждое направление включает в себя следующие блоки. Диагностический: 1. Обследование детей от 3 до 8 лет (два раза в год – сентябрь, май) включает в себя: обследование соматического состояния, психолого-педагогическое, логопедическое, физическое развитие, речевое развитие, музыкальные способности. 2. Анализ результатов обследования специалистами и педагогами ДОУ. 3. Обсуждение результатов обследования на заседании ПМПк коллегиально. 4. Ознакомление родителей с результатами обследования. ( В приложении - комплексы диагностических методик - таблица № 2) Просветительский: 1. Просвещение родителей, воспитателей и специалистов: организация семинаров – Практикумов, групповые и индивидуальные консультации, индивидуальные встречи – беседы, тренинги, родительские собрания, педагогические советы и совещания, помещение информации в родительских уголках, стендах специалистов. Коррекционно-развивающий: 1. Организация индивидуальных, подгрупповых упражнений специалистами ДОУ с детьми ОВЗ, детьми – инвалидами в группах коррекции. 2. Организация работы воспитателей по индивидуальным коррекционно- развивающим программам (совместно со специалистами ДОУ) в группах. 3. Организация обучающей среды в группах, музыкальном и физкультурном залах. 4. Сотрудничество с родителями по принятию и сопровождению в домашних условиях (выполнение определенных рекомендаций) коррекционно – развивающей программы. ( В приложении – программы работы с детьми ОВЗ - таблица № 3)
VII.

Механизм реализации программы и схема

управления программой в рамках территории
К участию в реализации программы привлекаются вузы: - СурГПУ (Сургутский государственный педагогический университет); - СурГУ (Сургутский государственный университет). Общественные организации: «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»; ДПС (дорожно постовая служба) Сургутского района; «МКУК 12
Федоровская библиотека»; МАОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования»; БУ ФГБ (бюджетное учреждение Федоровская городская больница); Фёдоровская ДШИ (Фёдоровская детская школа искусств); МБОУ ФДТ (муниципальное бюджетное образовательное учреждение Фёдоровский дом творчества); МБОУ ФСОШ №2 (муниципальное бюджетное образовательное учреждение Федоровская средняя образовательная школа № 2 «с углубленным изучением отдельных предметов». Реализация мероприятий программы осуществляется на основе совместного плана действий и анализа итогов реализации программы. Исполнение мероприятий программы осуществляется на основе соглашений. Схема управления программой в рамках территории в приложении - таблица № 4, 5, 6, 7. Совместный план действий специалистов сопровождения в приложении - таблица № 9. Цель развития - своя для каждого ребёнка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития, разными способностями, склонностями и интересами. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая часть составляется на осно ве психологического анализа и рекомендаций совместно командой специалистов, воспитателем, родителями. Команда специалистов формируется в зависимости от проблематики развития конкретного ребенка. Организационные формы коррекционно-образовательной ра - боты варьируются: индивидуальные, подгрупповые. В соответствии с возможностями ребенка определяем методы обучения: наглядные, практические, словесные. Корректируя нарушения познавательной сферы ребенка с помощью пособий и игрушек, мы повышаем познавательную мотивацию и помогаем формированию отдельных психических функций - внимания, наглядно-действенного мышления. Коррекция в сфере коммуникации посредством специально созданной предметной среды затрагивает речь, формирование навыков самообслуживания, позволяющих ребенку легче входить в общество других детей. Коррекция эмоциональной сферы посредством игр и пособий, позволяет включить ребенка в практическое сотрудничество, снижает тревогу, развивает воображение. 13
В результате длительного наблюдения и обследования детей ОВЗ в нашем детском саду, определены характерные проблемные направления развития: моторные трудности, двигательная расторможенность, уровень обучаемости, низкая работоспособность, социальная направленность работы. По проблемным направлениям вносим изменения в планирование образовательной деятельности и режим дня. ( В приложении – пример игровой познавательной деятельности с детьми ОВЗ - № 10)
VIII.

Кадровое обеспечение программы
К реализации предлагаемой программы привлечены 12 ответственных исполнителей: 1 старшая медицинская сестра, 2 педагога - психолога; 2 учителя - логопеда; 3 инструктора физического воспитания; 2 музыкальных руководителя; 2 педагога дополнительного образования (художественный труд, изо); воспитатели групп.
IX.

Критерии оценки эффективности программы
Результатом проделанной работы является достижение детьми уровня психического развития, позволяющего нормальное обучение в школе, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, дружить, решать конфликтные ситуации с детьми и взрослыми. Количественные показатели в работе с детьми:  Повысить уровень мотивации обучения до 50 %  Развить коммуникативную, познавательную сферу до 75 %  Коррекция речевых нарушений до 60 %  Реализовать личностный потенциал каждого дошкольника до 60 %  Охватить индивидуальной коррекционно-обучающей работой воспитанников ОВЗ-100%. Ожидаемые результаты для педагогов:  Приобрести опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья до 75 %.  Уметь разрабатывать индивидуальные программы до 100 %;  Работать с новым содержанием дошкольного образования до 100 %;  Повысить мотивации к исследованию до 70 %; Ожидаемые результаты для родителей: 14
 приобретать родительский опыт в воспитании ребенка с ограниченными возмож- ностями и адекватно воспринимать его возможности и способности до 70 %;  реализовать единый индивидуальный подход к ребенку с целью максимальной коррекции отставания в обучении, для перехода на следующую ступень развития - 100 %. Качественные показатели: - стабилизация эмоционального состояния ребёнка; - расширение знаний о современных методах и формах работы с детьми с отклонениями в развитии; - развитие личностных качеств детей вследствие накопления нового социокультурного опыта, стимулирующего саморазвитие, способствующего расширению возможности самоопределения в различных ситуациях образовательного пространства.
X.

Предполагаемые конечные результаты
1. Благоприятный психологический климат в ДОУ. 2. Активная жизненная позиция семьи в отношении несовершеннолетних с отклонениями в развитии. 3. Владение навыком копинг-стратегий в поведении данной категории детей. 4. Умение справляться с образовательными проблемами, связанными с познавательными процессами. 5. Толерантность в отношениях родитель - воспитатель. 6. Развитие родительских компетенций в воспитании ребёнка. Социальной значимостью предлагаемой программы является предупреждение факторов деструкции в психофизическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья , стабилизация и укрепление семьи в социально- психологическом аспекте семейных отношений.
XI.

Финансово-экономическое обоснование программы
Источники финансирования программы - бюджетное финансирование, субвенции, иная приносящая доход деятельность. Основная литература. Список пособий к Программе 15
1.Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06 1990г. №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка». 2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993г. 3.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ 4.Федеральный государственный образовательный стадарт дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. , № 1155 5.СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013г. Развитие детей дошкольного возраста 1. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. Сб. науч. тр. М., 1988 12 – 39с. 2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. Забрамной С.Д. Левченко И.Ю., М„ 2003. 05 – 157с. 3. Коломинский Я.Л, Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск. 1991 г. 02 – 359с. 4. Колос Г.Г, «Сенсорная комната в дошкольном учреждении».- М, АРКТИ, 2008 г. 03 – 79с. 5. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспиты вающей ребенка с отклонениями в развитии. — М,, 2008. 03 – 37 с. 6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. С. – Петербург, Речь, 2003 27-33с., 55 – 61с., 71 – 80с., 109 – 123с., 127 – 136с., 149 – 154с.; 7. Озерецкий Н.О., Методика оценки психомоторного развития дошкольников. С-Петербург 2001г. 03 – 32 с. 8. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. С-Петербург. 2002г. 9. Самоукина И.В., Игры в школе и дома. Психотехнические упражне ния и коррекционные программы. — М., Новая школа, 1993г. 03 - 263с. 10. Эльконин Д. Б., Психология игры. М., Педагогика, 1978 03 - 111с. 11. Коломинский Я. Л. Классификация типов отношений педагогов к детям. Минск, 1999. Содержание Психолого – медико - педагогическая программа сопровождения участников образовательного процесса, детей ОВЗ в условиях ФГОС МБДОУ ЦРР - детского сада «Танюша»
XII.
Обоснование актуальности программы 2
XIII.
Концептуальные основы 2
XIV.
Цели и задачи программы 2
XV.
Сроки реализации программы 3
XVI.
Содержание программы 6
XVII.
План реализации программы 11
XVIII.
Механизм реализации программы и схема управления программой в рамках территории 12 16

XIX.
Кадровое обеспечение программы 14
XX.
Критерии оценки эффективности программы 14
XXI.
Предполагаемые конечные результаты 15
XXII.
Финансово-экономическое обоснование программы 16 Основная литература 17 Содержание 18
Приложение
19 - 65 17