"Квадратный дециметр"

Автор: Сафошкина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ - СОШ №4
Населённый пункт: город Мценск Орловская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Квадратный дециметр"
Дата публикации: 15.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Математика 3 класс «Школа России»

Тема. « Квадратный дециметр».

Цели:
познакомить учащихся с новой для них единицей измерения площади- квадратным дециметром; закрепить умение нахождения площади прямоугольника и квадрата; совершенствовать навыки устного счёта, знание таблицы умножения, умение решать простые и составные задачи; развивать внимание, сообразительность, смекалку; воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.
Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, ручка, карандаш, тетрадь, линейка, квадраты и другие геометрические фигуры. Ход урока.

I.

Организационный момент.

-
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Гостям принято показывать всё самое лучшее. Давайте покажем, чему мы научились на уроках математики. Для этого вы должны сохранять спокойствие, быть внимательными, наблюдательными и активными. Удачи нам и новых открытий!
II Актуализация знаний.

1.

Устный счёт.
- А начнём наш урок с устного счёта. Я буду читать задачи, а вы записывать только ответы с наименованием. 1) Длина первого каната 15 м, длина второго – на 6 м меньше. Чему равна длина второго каната? 2) Площадь одного квадрата 16 кв.см, а другого - в 2 раза меньше. Найдите площадь второго квадрата. 3) Длина прямоугольника 10 мм, а ширина в 5 раза больше. Найдите ширину прямоугольника. 4) Периметр квадрата 36 см, а прямоугольника 20см. На сколько сантиметров больше периметр квадрата, чем прямоугольника? 5) Площадь одного квадрата 18 кв.см, а другого на 2 кв.см больше. Чему равна площадь второго квадрата? 6) Площадь одного квадрата 9кв. см, а другого 30 кв.см. На сколько меньше площадь первого квадрата, чем второго? 1) 9 м 4) 16 см 2 2 2) 8 см 5)20 см 2 3) 50 мм 6) 21 см - Самопроверка ( на мониторе) - Поставьте знак + на полях, у кого все задания выполнены верно. - На какие две группы можно разделить именованные числа? ( единицы измерения длины и единицы измерения площади) - Под какими номерами записаны единицы измерения площади. ( 8 кв. см, 20кв. см, 21кв.см)

2. Проверка домашнего задания.
- Рабочие тетради не закрывайте. Откройте тетради с домашней работой. - С какими единицами измерения вы работали в № 5? ( с единицами измерения длины) - Какая из предложенных длин наибольшая? ( 3м 9 дм) - Это по-другому? (39дм) - С какими единицами встретились в № 6? ( с единицами измерения длины и площади) 2 -Что измеряли единицами длины?(Р кв ) а) 81 см 1. S пр = а х b -Выберите формулу нахождения Р кв . б) 81 см 2. S кв = а х а - Выберите правильный ответ. ( в ) в) 36см 3. Р пр = (а+b) х2 2 - По какой формуле вычисляли S ? (2) г) 36 см 4. Р кв = а х 4 - Выберите правильный ответ. ( а)
Ш Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы продолжим измерять площади фигур, но каждый урок несёт что-то новое. Вот и сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения площади. Интересно? А вот что это будет за единица и для чего она нужна давайте выяснять? (На доске Тема. Новая единица измерения площади – 1. Зачем нужна? 2. Новая единица S 3. Взаимосвязь см дм
IV. Объяснение нового материала.

1. Практическая работа.
- Найдём ответ на первый вопрос «Зачем нужна новая единица площади? - Разложите перед собой фигуры и рассмотрите их. - Отложите в сторону те, S которых мы ещё не умеем находить. - Фигуры по какими номерами остались? (1,2,3) -Как называются эти фигуры? (прямоугольники) - Назовите квадраты. (2 и 3) - Возьмите маленький квадрат, измерьте длину стороны и найдите площадь. 1 2 3 4 6
- Какова же площадь этого квадрата? (1 кв.см) - запишите ёё прямо на квадрате. Теперь возьмите большой квадрат и измерьте его длину стороны квадрата. Чему она равна? (10 см) - Посчитайте площадь этого квадрата. Чему она равна? (100 кв.см) Как нашли? - Запишите площадь этого квадрата прямо на фигуре. - Положите перед собой прямоугольник. Нам нужно измерить площадь этой фигуры. - Какую единицу площади мы уже знаем? ( кв. см) - Возьмите мерку кв. см и за 30 сек. Измерьте площадь прямоугольника путем наложения мерки? - Стоп. У кого получилось это сделать? Почему? - Верно, мерка очень маленькая, а фигура большая. Этой меркой можно измерить площадь прямоугольника, но это будет очень долго. - Как выйти из этого положения. Предположите, как быстрее измерить S большой фигуры? - Нужно взять большую мерку. Я предлагаю выбрать большую мерку из оставшихся фигур. - Что это за фигура? (квадрат) - Давайте измерим S прямоугольника большим квадратом за 30 сек. - Молодцы, все справились , у вас это получилось быстро. - Так зачем же нужна новая мерка? ( вернуться к плану) - Сколько мерок вошло в прямоугольнике? (4) - Напишите на прямоугольнике 4. ( я пишу на доске) - Так чего, каких единиц. ( показываю 2 пункт плана) - Так давайте исследуем нашу новую мерку и узнаем её название. -Что это за фигура? ( квадрат) - Чему равна длина стороны квадрата? ( 10см) Это по-другому.....(1 дм) - Кто догадался, как называется наша новая мерка? ( подхожу к плану) - 1 кв. дм ( открываю в теме закрытые слова) - Значит площадь нашего прямоугольника 3 чего? - Кто догадался как это записать? Запишите самостоятельно. - А теперь проверьте., такая ли у вас получилась запись. (Вставляю в план кв.дм.)
2.

Физминутка
3. Обращаюсь к плану к п.3 – А теперь давайте проследим взаимосвязь между кв.см и кв.дм -Откройте учебники на стр.60 и найдите № 1.
- Что изображено на рисунке?( кв.дм) -На что разбит кв. дм? ( на кв.см) - Как подсчитать, сколько кв. см содержится в кв. дм? - Но вы уже посчитали площадь этого квадрата по формуле посмотрите сколько у вас получилось? (100 кв. см) - Значит, какой можем сделать вывод, сколько кв.см в одном кв. дм? ( в плане в п.3 открываю табличку - Запишите в тетрадь и запомните.
4. Закрепление нового материала.
- Есть хорошая пословица « Мало знать – надо уметь!». - Что вы узнали сегодня? - Как вы думаете чему будем учиться? (находить площадь в новых единицах) - Прочитайте задание под №3 Высота Ширина S сначала 10 дм 5 дм ?дм потом 10 дм ? на 2 дм > ? дм 1) первоначальная площадь 2) измененная ширина 3)измененная площадь - Какую форму имеет зеркало? -Что известно в задаче? - Что надо найти в задаче? -В каких единицах будем измерять площадь зеркала? ( в кв. дм) - А как вы считаете изменится ли площадь зеркала, если ширину оставить такой же 5 дм, а высоту зеркала уменьшить на 2 дм? Вот давайте это и проверим и составим по таблице новую задачу. Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, ширина 5 дм. Какой будет площадь зеркала, если ширина останется такой же 5 дм, а высота уменьшится на 2 дм? - Составим план решения задачи. - Посмотрим на первую строчку. Что найдем сначала? ( первоначальную площадь – вывешиваю табличку) - Что найдем во втором действии? ( изменённую ширину) - Что найдём в третьем действии ? ( измененную площадь) - Запишите только решение задачи, пояснение писать не надо. 1 кв. дм = 100 кв.см
- Проверяем. - Чему равна первоначальная площадь зеркала? (50 кв. дм) - Как нашли? - Чему равна измененная ширина? (7дм) - Как нашли? - Чему получилась равна измененная площадь зеркала? ( 70 кв. дм) - Какой ответ записали ? (измененная площадь зеркала 70 кв дм) - А теперь давайте посмотрим увеличилась или уменьшилась площадь? - Поставьте знак + , кто задачу решил верно.
5. Домашнее задание:
- Дома вы ещё потренируетесь в нахождении площади фигуры и выполните задание № 4.
4.

Закрепление пройденного.
- Ну а теперь предлагаю решить примеры под №7 по вариантам: 1 вариант выполняет 1 столбик 2 вариант – 2 столбик самостоятельная работа. 9х(38-30)=72 8Х7+5Х6=86 65-(49-19)=35 9Х9 -28:7=77 28+45:5=37 63:7+54:6=18 - Поверяем. 1 вариант – зачитайте только ответы ( 72, 35, 37) 2 вариант – 86, 77, 18 - Дома вы ещё потренируетесь в вычислительных навыках и выполните 3 столбик - Поставьте знак +, у кого правильно решены примеры
6. Подведение итогов урока.
- Под ответами спрятались предметы. Площадь каких из них следует находить в кв. дм? Почему? - Что нового узнали на уроке? - Кому понравилось сегодня на уроке? Мне тоже. - Ребята, поднимите руки у кого получилось на полях 3 плюса. Вы претендуете на отметку «5», у кого 2 плюса «4». Сдайте мне тетради после урока, я их ещё раз проверю и поставлю вам отметки. - Урок закончен.