"Учимся общаться"

Автор: Станская Светлана Павловна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: ГБДОУ № 83 Центрального района
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: Психологический проект
Тема: "Учимся общаться"
Дата публикации: 16.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психологический проект
« Учимся общаться»
для детей старшего дошкольного возраста для детей старшего дошкольного возраста
Автор:

Станская С.П

. педагог – психолог

ГБДОУ №83 Центрального района Санкт- Петербурга

2015 г.

Проектная деятельност
ь – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и социальных способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным. Проект «Учимся общаться» разрабатывался для детей старшего дошкольного возраста на основе портфолио « Я учусь общаться» при подготовке к школе с целью формирования навыков конструктивного, комфортного общения и развития коммуникативных навыков .


Проект: «Учимся общаться»

Паспорт проекта

Вид проекта
: познавательно-социальный , групповой.
Время реализации:
март- май
Участники проекта
: дети подготовительных речевых групп , воспитатели, родители воспитанников,
Возраст участников
: дети старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)
Образовательная область
: проект реализуется в рамках психокоррекционной программы для детей с онр.

Цели проекта:
1. пробуждать у детей интерес к безконфликтному общению со сверстниками ; развивать коммуникативные способности, эмпатию; 2. формировать у детей основы правильного , вежливого общения. 3. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. - Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности. - Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Учимся общаться» - Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики выявить уровень знаний и представлений детей об уровне своего общения.. - Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности - Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта - Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники. - Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта. - Обогатить игровую среду дидактическим материалом. - Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта 2.
- Познакомить детей с повадками в поведении разных животных и их способностью дружить . - Учить детей различать индивидуальные особенности своего поведения и уровня развития коммуникативных навыков. - Дать элементарные представления о значении общения в жизни человека. - Приобщать детей к процессу познания и социализации через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности - Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений - Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности - Развивать коммуникативные качества и способности к безконфликтному общению детей
Гипотеза образовательного проекта.
В результате целенаправленной и системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Учимся общаться» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о безконфликтном . вежливом общении также повыситься уровень социального и познавательного развития.
Принципы реализации проекта:
1. доступность: ▪ учет возрастных особенностей детей ▪ адаптированность материала 2. систематичность и последовательность: ▪ постепенная подача материала от простого к сложному ▪ частое повторение усвоенных знаний, правил и норм 3. наглядность и занимательность:
▪ предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза 4. динамичность: ▪ интеграция проекта в разные виды деятельности 5. дифференциация: ▪ создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком Особенности проектного метода при работе со старшими дошкольниками . : Основной целью проектного метода является развитие свободной социально- адаптивной личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия ребенка в коллективе сверстников и взрослых . 2. развитие познавательных и социальных способностей; 3. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого

возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это: 1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); 2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Этапы работы над проектом
Направление деятельности, её этапы Задачи Содержание I этап – информационно- аналитическое обеспечение проект Задача: Сбор и анализ информации 1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности. 2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о коммуникации в дошкольном возрасте . 3. Консультирование с заместителем руководителя учреждением по вопросам проектной деятельности. 4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы) 5. Анализ результатов педагогической диагностики II этап – методическое обеспечение проекта Задача: Оптимизация проектирования воспитательно- образовательного процесса 1. Составить перспективный тематический план по теме проекта « Учимся общаться» 2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности. 3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации 4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам,. III этап – работа с детьми 1. Проведение педагогической диагностики
Задачи: 1. Формировать у детей простейшие представления о коммуникации . 2. Формировать у детей представления о мероприятиях, направленных на безконфликтное общение . 3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности. через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы. 2. Создание ситуации вовлечения детей 3. Реализация цикла игр - занятий 4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи) 5. Создание условий для выполнения рисунков,.масок . 6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт. IV этап – работа с родителями Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность. 1. Подготовка консультативного материала для родителей. 2. Оформление альбомов с рисунками детей , с привлечением родителей. 3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности. V этап – работа с педагогическим коллективом Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность. 1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов. 2. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта. 3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта VI этап – подготовка к презентации и презентация 1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в
проекта Задача: демонстрация опыта работы методический кабинет ДОУ. 2. Презентация профессиональной деятельности через проведение игрового психологического тренинга с детьми подготовительных речевых групп «Путешествие на остров дружбы».
Ожидаемый результат проектной деятельности:
1. для педагога: · освоение проектного метода · повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост · повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности 2. для детей: · сформированы простейшие представления о безконфликтном вежливом общении со сверстниками и взрослыми., повысился уровень познавательного развития · развитие коммуникативных способностей · развитие умения работать в группе, навыков безконфликтного общения. 3. для родителей: · партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы 4. для педагогов ДОУ: · возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукт проектной деятельности:
- рисунки- раскраски детей, выполненные карандашами с использованием различных материалов . - панно « Остров дружбы» (коллективная работа) - рисунки « Правила вежливости» - композиция из пластилина « Мои любимые животные» (коллективная работа) - Игрушки – всех животных по рассказам - книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию» Какое это животное? Маски животных- самостоятельное изготовление детьми для тренинга - модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов - наглядные материалы и пособия
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

Приложение № 1
Фоторепортаж
заключительного этапа проекта психологическая игра
« Путешествие на

Остров дружбы»
старшая и подготовительные группы.
1.Старшая группа готова к путешествию
2. Гостей встречает на острове экскурсовод- Федя
3.« Остров дружбы» 4.Лев на острове- главный и он приглашает всех на экскурсию
5..В гостях у ленивого кота
6.Жители « Острова дружбы» - дети подготовительных групп и психолог