Психологический проект
« Учимся общаться»
для детей старшего
дошкольного возраста
для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Станская С.П
. педагог – психолог
ГБДОУ №83 Центрального района Санкт- Петербурга
2015 г.
Проектная деятельност ь – это интегрированный метод обучения, который
является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие
личности ребёнка, его познавательных и социальных способностей, когда
серия занятий объединена основной проблемой.
Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта
вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения
максимально эффективным.
Проект «Учимся общаться» разрабатывался для детей старшего дошкольного
возраста на основе портфолио « Я учусь общаться» при подготовке к школе
с целью формирования навыков конструктивного, комфортного общения и
развития коммуникативных навыков .
Проект: «Учимся общаться»
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-социальный , групповой.
Время реализации: март- май
Участники проекта : дети подготовительных речевых групп , воспитатели,
родители воспитанников,
Возраст участников : дети старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)
Образовательная область : проект реализуется в рамках
психокоррекционной программы для детей с онр.
Цели проекта:
1. пробуждать у детей интерес к безконфликтному общению со
сверстниками ; развивать коммуникативные способности, эмпатию;
2. формировать у детей основы правильного , вежливого общения.
3. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее
воздействие на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1.
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
- Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Учимся
общаться» - Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе
диагностики выявить уровень знаний и представлений детей об уровне
своего общения..
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых
сочетались бы элементы разных видов деятельности
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и
эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные
материалы, нетрадиционные техники.
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию
проекта.
- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
- Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по
темам разделов проекта
2.
- Познакомить детей с повадками в поведении разных животных и их
способностью дружить .
- Учить детей различать индивидуальные особенности своего поведения и
уровня развития коммуникативных навыков.
- Дать элементарные представления о значении общения в жизни человека.
- Приобщать детей к процессу познания и социализации через вовлечение
их в разные виды практической и игровой деятельности
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных
знаний, умений
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через
проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми
деятельности
- Развивать коммуникативные качества и способности
к безконфликтному общению детей
Гипотеза образовательного проекта.
В результате целенаправленной и системной работы с детьми старшего
дошкольного возраста по теме « Учимся общаться» возможно, у детей будут
сформированы простейшие представления о безконфликтном . вежливом
общении также повыситься уровень социального и познавательного
развития.
Принципы реализации проекта:
1. доступность:
▪ учет возрастных особенностей детей
▪ адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
▪ постепенная подача материала от простого к сложному
▪ частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
▪ предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное
начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
▪ интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
▪ создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению
материала каждым ребенком
Особенности проектного метода при работе со старшими дошкольниками .
:
Основной целью проектного метода является развитие свободной
социально- адаптивной личности ребёнка, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия ребенка
в коллективе сверстников и взрослых .
2. развитие познавательных и социальных способностей;
3. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого
возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это:
1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
Этапы работы над проектом
Направление деятельности, её
этапы
Задачи
Содержание
I этап – информационно-
аналитическое обеспечение
проект
Задача: Сбор и анализ
информации
1. Подбор и изучение литературы по
вопросам проектной деятельности.
2. Изучение передового педагогического
опыта работы по развитию представлений
детей о коммуникации в дошкольном
возрасте .
3. Консультирование с заместителем
руководителя учреждением по вопросам
проектной деятельности.
4. Подбор методов педагогической
диагностики воспитанников, (наблюдение
за детьми, индивидуальные беседы с целью
выяснения уровня знаний по разделам
программы)
5. Анализ результатов педагогической
диагностики
II этап – методическое
обеспечение проекта
Задача: Оптимизация
проектирования воспитательно-
образовательного процесса
1. Составить перспективный
тематический план по теме проекта «
Учимся общаться» 2. Разработка цикла
игр-занятий в рамках проектной
деятельности.
3. Согласно задачам и содержанию
определить формы организации
4. Подобрать и систематизировать игры,
игровые упражнения, литературный
материал согласно задачам,.
III этап – работа с детьми
1. Проведение педагогической диагностики
Задачи:
1. Формировать у детей
простейшие представления о
коммуникации .
2. Формировать у детей
представления о мероприятиях,
направленных на
безконфликтное общение .
3. Развитие у детей таких
качеств, как самостоятельность,
творческая активность; снижение
напряженности, скованности.
через беседы, наблюдения, игру, с целью
выяснения уровня знаний по разделам
программы.
2. Создание ситуации вовлечения детей
3. Реализация цикла игр - занятий
4. Создание условий для коммуникативной
деятельности детей, благоприятного
настроя на самостоятельную работу (при
необходимости оказание помощи)
5. Создание условий для выполнения
рисунков,.масок . 6. Создание таких
условий, при которых дети могут
самостоятельно делать выводы и
заключения, опираясь на прошлый опыт.
IV этап – работа с родителями
Задача: вовлечение родителей в
проектную деятельность.
1. Подготовка консультативного
материала для родителей.
2. Оформление альбомов с рисунками
детей , с привлечением родителей.
3. Привлечение родителей к совместной с
детьми деятельности.
V этап – работа с
педагогическим коллективом
Задача: вовлечение педагогов в
проектную деятельность.
1. Подготовка информационного и
консультативного материала для педагогов.
2. Привлечение специалистов ДОУ к
участию в мероприятиях в рамках проекта.
3. Предложить педагогам цикл
дидактических игр, а также материал для
чтения детям по темам разделов проекта
VI этап – подготовка к
презентации и презентация
1. Обобщить опыт работы и оформить в
виде папки, материал представить в
проекта
Задача: демонстрация опыта
работы
методический кабинет ДОУ.
2. Презентация профессиональной
деятельности через проведение игрового
психологического тренинга с детьми
подготовительных речевых групп
«Путешествие на остров дружбы».
Ожидаемый результат проектной деятельности:
1. для педагога:
· освоение проектного метода
· повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный
рост
· повышение качества работы с детьми через использование различных
видов деятельности
2. для детей:
· сформированы простейшие представления о безконфликтном вежливом
общении со сверстниками и взрослыми., повысился уровень познавательного
развития
· развитие коммуникативных способностей
· развитие умения работать в группе, навыков безконфликтного общения.
3. для родителей:
· партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации
жизни группы
4. для педагогов ДОУ:
· возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в
работе с детьми
Продукт проектной деятельности:
- рисунки- раскраски детей, выполненные карандашами с использованием
различных материалов .
- панно « Остров дружбы» (коллективная работа)
- рисунки « Правила вежливости»
- композиция из пластилина « Мои любимые животные» (коллективная
работа)
- Игрушки – всех животных по рассказам
- книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию» Какое это
животное?
Маски животных- самостоятельное изготовление детьми для тренинга
- модели занятий, дидактические игры, информационный материал для
родителей и педагогов
- наглядные материалы и пособия
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
Приложение № 1 Фоторепортаж
заключительного этапа проекта психологическая игра « Путешествие на
Остров дружбы» старшая и подготовительные группы.
1.Старшая группа готова к путешествию
2. Гостей встречает на острове экскурсовод- Федя
3.« Остров дружбы»
4.Лев на острове- главный и он приглашает всех на экскурсию
5..В гостях у ленивого кота
6.Жители « Острова дружбы» -
дети подготовительных групп и психолог