Напоминание

"Методика обучения искусству малой пластики"

Автор: Карташова Ирина Михайловна
Должность: преподаватель скульптуры и керамики
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа г.Хабаровска"
Населённый пункт: г.Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика обучения искусству малой пластики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г. ХАБАРОВСКА»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ МАЛОЙ ПЛАСТИКИ
учащихся 1 класса детской художественной школы Методическая разработка
Карташова Ирина Михайловна
Преподаватель скульптуры и керамики Детской художественной школы г. Хабаровска г. Хабаровск 2015 г. 1

I. Актуальность обучения искусству малой пластики в

детской художественной школе

1.1.

Роль творческого процесса скульптуры малых форм в процессе

обучения.
В ряде изучаемых основных предметов в детской художественной школе скульптура для будущих юных художников является очень важным предметом, так как развивает чувство объёмности, красоты формы, пропорций, пространства. В процессе обучения учащиеся овладевают основными теоретическими концепциями и базовыми знаниями, умениями и навыками, связанными с искусством скульптуры малых форм, воспитывают навыки творческого мышления. Занятия скульптурной пластикой могут обрести сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, бесценное, неповторимое. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделий, особенности протекания творческой деятельности при создании керамики, задействующей разные психические качества ребенка - все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей обучаемых. Цель работы - раскрыть особенности методики обучения искусству малой пластики учащихся 1 класса. Теоретическая подготовка и практические занятия по изготовлению малой пластики вырабатывают у учащихся особое чувство формы, материала, понимание законов декоративного искусства, а также подлинное понимание основных принципов национальной художественной культуры. На занятиях особенно удачно сочетается решение творческих задач с необходимостью знания специфики ремесла, с умением выполнять вещь в материале, что связано для учащихся с получением трудовых навыков, так как керамика, как и всякое прикладное искусство, связана с производством. Пожалуй, ни в одном виде современного искусства не выступают в столь гармоничном единстве объем и цвет, что является залогом обширного поля деятельности для творчества. Специфика творческого процесса скульптуры малых форм является наиболее выгодной как для решения целого комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, так и для более частной проблемы – развития творческих способностей, поиска путей решения творческой задачи. Особое место в подготовке творчески мыслящих учащихся художественных школ занимает скульптура. Трудно переоценить её роль в процессе формирования образно – пластического мышления и 2
проникновения в сущность образа. Все элементы других видов изобразительного искусства как бы присутствуют в объемной пластике. Работа с объемными предметами является прекрасным средством воспитания эстетического и художественного вкуса, формирует образное мышление, столь необходимое в любой работе человека, развивает у школьников пространственное мышление, приобретение навыка в лепке объемных форм, учащиеся значительно легче овладевают конструктивным построением в рисунке. Разработанная методика обучения искусству малой пластики учащихся первого класса детской художественной школы может являться методическим пособием для молодых педагогов художественных школ и обеспечит им более высокий профессиональный уровень овладения этим искусством, что в целом будет способствовать реализации эстетического воспитания и художественного образования учащихся, формирования творчески активной личности, как основной задачи методики преподавания изобразительного искусства.
1.2.

Активизация творческого мышления учащихся при работе с

глиной.


Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие творческого мышления учащихся. Возросшие требования к учебно - воспитательной работе заставляют искать новые формы работы с детьми по изобразительному искусству. Для активизации творческой деятельности учащихся на уроках малой пластики используются следующие технологии преподавания: - система учебно - творческих заданий; - дидактические игры, тесты, поиск дополнительного материала; - система межпредметных связей, что позволяет почувствовать взаимосвязь с другими учебными предметами, практическую направленность уроков скульптуры, их связь с жизнью. Разнообразие применяемых материалов и техники на учебных занятиях будят творческую инициативу, развивают фантазию и воображение. При выполнении нестандартных работ с использованием различных материалов, учащиеся стремятся выполнить свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению поставленных педагогом задач. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными. Одно из важных условий успешного развития творческой активности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Для достижения наилучших результатов в обучении искусству малой пластики используются творческие задания; работа в группах; дидактические игры; 3
компьютерные технологии; взаимообучение; познавательный (поисковой) характер творческого процесса.

При обучении искусству малой пластики весьма строго стоит проблема средств обучения, которая, также, как и в любом виде изобразительного искусства, приобретает исключительно важное значение. Без учебно- наглядных пособий и специального оборудования и материалов немыслимо проводить занятия, отвечающие современным требованиям. Учащиеся школы с творческими работами по малой пластике активно участвуют в выставочной деятельности и занимают призовые места, участвуют во внеклассных мероприятиях по предмету.
1.3.

Взаимосвязь образовательных и воспитательных процессов.
В учебных дисциплинах художественно - изобразительного комплекса образовательные и воспитательные процессы взаимосвязаны, так как содействуют формированию у детей с 1 класса: интереса к лепке; знакомству со свойствами материала; умению правильно пользоваться глиной; вести работу от общего к частному. Целью занятий малой пластикой является – изучение одного из видов скульптуры, принципов и способов в формообразовании. Воспитание пространственного видения предмета и умения воссоздать средствами скульптуры новые формы различной композиционной и пластической сложности на примере последовательных заданий. В ходе выполнения учебных работ решаются задачи научить различным приёмам лепки, находить точные пропорции, приобретать практические навыки и умения правильно передавать форму предмета, обрести опыт пластического чутья, обрести знания и умения лепить предмет от простого куска глины до законченного произведения, ставить задачу моделировать форму различной конфигурации. В целях развития гармоничного развития личности каждого обучающего, отбирая содержание занятия, педагог должен включить в план урока познавательную, трудовую, художественно – эстетическую, физкультурно – оздоровительную, ценностно – ориентационную и другие виды деятельности.
1.4.

Способы работы над заданиями по пластике
. Способы работы над заданиями по пластике используются разнообразные: конструктивный, пластический, комбинированный, рельефный.
Конструктивный способ
– лепка предмета из отдельных частей – наиболее простой и известный ребёнку способ лепки с детского садика. Работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого- то животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют детали.
Пластический способ
– более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчётливого представления о форме и пропорциях предмета. Поэтому, прежде чем приступить к лепке, надо нарисовать предмет 4
и по рисунку уточнить форму, пропорции и пластику перехода одной части к другой. Например, для лепки груши - это шар. Для гуся, курицы – овоид (яйцевидная форма), для белки – толстый валик, согнутый в дугу. После того, как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.
Комбинированный способ
лепки включает в себя оба вышеприведённых способа. Из целого куска лепят те части, которые составляют основную массу предмета. Например - лепка традиционной дымковской игрушки. Рельефный способ используется в первых заданиях и заключается в следующем – сначала на бумаге карандашом рисуют эскиз будущей пластины, например декоративный узор, силуэты животных или растений. Эскиз определяет размеры пластины и её пропорции. Затем ком глины расплющивается до нужной толщины – примерно 1-1,5 см. После этого стекой обрезаются края, влажной губкой выравнивают поверхность и на неё стекой наносят рисунок согласно эскизу. Из плоских частей глины вырезают детали и накладывают их на пластину соответственно рисунку и края прочно примазывают стекой к основе. Можно изготовить пластину и другим способом – выбрать лишнюю глину на узоре с помощью стеки - петли. В результате фон опустится, а рельеф останется приподнятым над плоскостью пластины.
1.5.

Законы формообразования.
Учащиеся на занятиях должны изучить законы формообразования. Когда куску глины придаётся нужная по заданию форма. Например - шар, из шара полая сферическая форма.
Раскатывание.
Когда ком глины сплющивается на куске грубого холста при помощи надавливания скалкой на глину и скалкой раскатывается до нужной толщины.
Вырезание силуэта
- на плоской поверхности стекой наносится силуэтный рисунок. По его контурам плоской частью стеки продавливается и прорезается рисунок.
Раскатывание жгута
– небольшой кусочек глины раскатывается на деревянной доске широкой частью ладони до нужной толщины. Перевод рисунка – на глиняный пласт кладётся эскизный рисунок и по контуру рисунка острой частью стеки или шила выкалывается изображение. Разрезание глиняной заготовки – толстый пласт глины можно разрезать при помощи тонкой металлической проволоки с деревянными ручками до нужных размеров.
Соединение деталей
– стыки деталей процарапываются и смачиваются водой, затем соединяются, стыки процарапываются соединительным швом, в который вдавливается глиняный жгут и разглаживается стекой.
Лепка на плоскости
– создание рельефной композиции с помощью наращивания формы глиной и вырезания. 5

Лепка из цельного куска глины
– из общей массы глины вытягиваются основные части формы. Метод лепки заключается в моделировании изделия от общего к частному.
1.6.

Обобщение опыта работы обучения искусству малой пластики

учащихся 1 класса детской художественной школы г. Хабаровска
Учащимся предоставляется оборудованная мастерская, инструменты для работы, различные материалы. Основным материалом в лепке является - глина. Самый простой, податливый из всех существующих материалов. В глине наиболее полно ощущаются формы. Ребёнок лепит пальцами, осязая материал и воспринимая формы близко. По своей природе глина пластична и разнообразна по цвету. Глина для занятий специально готовится- размачивается в воде, просеивается через сито и высушивается на гипсовых столах. Таким образом, природная глина очищается от всяких примесей и включений. Каждое занятие длится - 4 часа. За это время дети должны выполнить практическое задание. С первого занятия должна быть создана атмосфера доброжелательности, заинтересованности в желании лепить, правильно решать поставленные цели и задачи. Терпеливо от этапа, к этапу добиваться законченности в работе. Этому должна способствовать доступность, простота в обучении. Процесс обучения выстраивается последовательно с постепенным решением усложняющихся задач. Методика практических занятий проходит по принципу от простого задания к более сложному. Метод копирования образцов на первом этапе является основным. Это позволяет изучать пластику, особенности конструкции не только визуально, но и тактильно, то есть, ощутив на ощуп. Учащимся 1 класса осваивать техники лепки приходится впервые, поэтому необходимо давать первые задания простые - от раскатывания пласта, постепенно переходить к заданиям по лепки объёмных фигур, в соответствии с основными принципами дидактики. Каждое учебное задание сопровождается показом лепного образца, выполненного учащимися предыдущих классов, образцов различного фотоматериала. Вывешиваются на доску плакаты с последовательными этапами лепки. Преподавателем демонстрируются в материале все приёмы и этапы лепки изделия. Креативность в работе проявляется уже с приобретением практического опыта в самостоятельных рельефных и в объёмных тематических композициях.
II. Методические рекомендации к практическим занятиям
Практическое занятие № 1 Тема: Силуэтная композиция. ( Рис.1) Цель: Создание выразительного образа. Задачи: 1. Ознакомление с глиной – основным пластическим материалом. 2. Изучение способов лепки. 3. Изучение методики работы над силуэтной композицией. 6
4. Формирования умений и навыков в лепке. 5. Развитие воображения и фантазии. Время исполнения – 4 часа. Оборудование: глина, стеки, деревянная основа для лепки, баночка с водой, тряпочка, глиняные образцы, плакаты с основными словами и фразами. Этапы работы: 1. Установочная лекция « Рельефная, силуэтная композиция». 2. Оснащение рабочего места. 3. Подбор материалов. 4. Раскатывание пласта. 5. Вырезание образа. 6. Выравнивание плоскости. 7. Декорирование поверхности. 8. Коллективный разбор задания, выполненного учениками. 9. Оценка выполненной работы. Рис.1 Практическое занятие № 2. Тема: Рельефная композиция «Листья». (Рис. 2) Цель: Умение работать с натуры. Разработка в материале рельефной композиции с изображением осенних листьев. Задачи: 1. Изучить этапы работы с натуры. 2. Формирование умений и навыков работы в материале. 3. Умение сравнивать и передавать основные пропорции. 7
4. Развитие глазомера. 5. Умение завершать композицию. Время выполнения- 4 часа. Оборудование: глина, стеки, деревянная основа для лепки, баночка с водой, тряпочка, скалка, осенние листья, плакаты с ключевыми словами и фразами. Этапы работы: 1. Анализ формы листьев. 2. Анализ композиции – расположение листьев на плоскости. 3. Изготовление плинта. 4. Выполнение рисунка листьев с натуры на плоскости. 5. Определение высоких и низких мест. 6. Набор рельефа. 7. Выполнение крупных и мелких элементов. 8. Детальная проработка рельефной композиции. 9. Коллективный разбор задания, выполненного учениками. 10.Оценка выполненной работы. Рис.2 Практическое занятие №3. Тема: Копирование керамического изразца. (Рис. 3) Цель: Исполнение копий с рельефа. Задачи: 1. Формирование навыка работы с глиной как пластичным материалом. 2. Изучение пропорций и композиции рельефа. 8
3. Изучение технических приёмов при наращивании формы и метод вырезания. 4. Сравнительная характеристика в лепке с натуры. 5. Развитие глазомера. Время исполнения: 4 часа. Оборудование: изразец, глина, деревянная подставка, стеки, баночка, вода. Этапы работы: 1. Снятие размеров. 2. Изготовление плинта. Выравнивание плоскости. 3. Перевод рисунка на плоскость. 4. Пластическое решение рельефа. 5. Завершение рельефной композиции. 6. Коллективный разбор задания. 7. Оценка выполненной работы. Рис.3 Практическое задание № 4 Тема: «Олень». Копия с дымковской игрушки. (Рис.4) Цель: Передача пластики объёмной фигуры. Образность. Задачи: 1.Изучение формы, её геометризация. 2.Изучение лепки из цельного куска глины. 3.Изучение пропорций фигуры. 4. Изучение методики работы над образом. 9
5. Формирование умений и навыков измерительных операций, развитие наблюдательности, внимания. Время исполнения- 4 часа. Оборудование: модель, стеки, подставка для лепки, глина, таблицы с основными словами и фразами. Этапы работы: 1. Подробный анализ формы модели. 2. Анализ пропорций. 3. Лепка из цельного куска глины. Передача пластики фигуры. Работа над деталями. 4. Выравнивание поверхности. 5. Законченность в работе. 6. Коллективный разбор задания. 7. Оценка выполненной работы. Рис.4 Практическое задание № 5 Тема: Копирование дымковской игрушки – «Барыня». (Рис.5) Цель: Передача пластики объёмной фигуры. Образность. Задачи: 1.Изучение формы изделия. 2. Передача основных пропорций, объёмов. 3.Передача пластики модели. 4. Умение работать с натуры. 10
5.Освоение приёмов и методов последовательного построения формы. 6. Развитие глазомера. Наблюдательности. Оборудование: дымковская игрушка – «Барыня», глина, стеки, подставка для лепки, баночка для воды, таблицы с основными словами и фразами. Время исполнения: 4 часа Этапы работы: 1. Подробный анализ формы изделия. 2. Лепка из цельного куска глины. 3. Лепка купола юбки. 4. Лепка туловища, рук, головы методом вытягивания из цельного куска глины. 5. Выравнивание поверхности. 6. Передача движения. 7. Проработка мелких деталей. 8. Заключительный этап в работе. Подготовка работы к сдаче. 9. Коллективный разбор задания. 10.Оценка выполненной работы. Рис.5 Практическое занятие № 6 Тема: Копирование калининской игрушки - «Жар - птица». (Рис.6) Цель: Передача пластики объёмной фигуры. Образность. Задачи: 1. Изучение общего объёма. 2. Передача пластики, характера образа, пропорций. 3. Умение работать с натуры. 11
4. Освоение приёмов и методов последовательного построения формы. 5. Развитие глазомера. Оборудование: глина, деревянная подставка, стеки, баночка с водой, глиняная игрушка, таблицы, скульптурные петли. Время исполнения- 4 часа. Этапы работы: 1. Анализ формы игрушки. 2. Пропорции и пластика модели. 3. Подготовка глины. 4. Лепка из цельного куска глины. 5. Формовка туловища, вытягивания шеи, лап. 6. Лепка хвоста и крыльев. 7. Соединение деталей. 8. Декорирование формы. 9. Законченность в лепке. Рис.6 Практическое занятие № 7 Тема: Рельефная композиция с изображением птицы или животного. (Рис.7) Цель: Создание самостоятельной, творческой композиции. Задачи: 1. Создание выразительной композиции. 2. Изучить этапы работы над творческой, рельефной композицией. 12
3. Формирование умений и навыков работы над материалом. 4. Умение заканчивать работу. 5. Развитие глазомера. Время исполнения: 8 часов. Оборудование: глина, стеки, скалка, баночка с водой, деревянная подставка, тряпочка. Этапы работы: 1. Сбор материала. 2. Подготовка глины. 3. Изготовление двух пластов. 4. Перевод рисунка на пласт. 5. Вырезание элементов композиции. 6. Соединение деталей. 7. Заглаживание форм. 8. Декорирование плоскостей. Рис.7 Представленная методика обучения искусству малой пластики учащихся первого класса детской художественной школы внедрена в школе с 2013 года. Практикой доказано, что она обеспечивает устойчивые навыки и практические умения при изучении материала, способствует более активной мыслительной деятельности учащихся и развитию их пространственных трехмерных представлений. При определении доминирующих воспитательных задач при обучении надо исходить из принятого целостного подхода к организации педагогического процесса. 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Ланч И. Скульптура для начинающих и студентов художественных вузов (от бесформенного куска глины до готовой скульптуры),- М.: Внешсигма, 2000. 2. Иодко Р.Р. Построение рельефа на плоскости: Учебное пособие по курсу скульптуры. М.,1962. 3. Хоаким Чаварра. Ручная лепка. М. Астрель. Аст. 2003. 4.Карин Хессенберг. Скульптура для начинающих. М. Арт - Родник. 5. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: глина.- СПб: Кристалл, 1998. 6. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М., 1923. (Неоднократно переиздано). 7.Тихонова В.А. Лик живой природы. Изд. «Советский художник», 1990. 8. Левадный В.С. Лепка. ООО «Арфа СВ», 1998. 9.Дайн Г.Л. Русская игрушка. М. «Советская Россия», 1987. 10.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учебник для студентов педагогических вузов (В.С. Кузин ; - М.: Просвещение, 1977. 11. Лантери Э. Лепка: учебное пособие для студентов худ. Вузов (Э. Лантери; - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. 12.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для пед. Вузов (Н.Н. Ростовцев; - М.: АГАР , 1998. – 252 с.: 13. Козлов Н.Г. Композиция: учебное пособие для студентов пед. Вузов (Н.Г. Козлов;- М.: Просвещение, 1970. 14. Демидова В.Г.Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), диссертация на тему «Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах», 2006. 15.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности» Изобразительное искусство»-М.: Гуманитар. Изд.Центр ВЛАДОС, 2008. 14
15