"Общение. Манипулирование"

Автор: Кротова Любовь Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ № 68"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Классный час по превентивному обучению в 6 классе
Тема: "Общение. Манипулирование"
Дата публикации: 16.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Классный час по превентивному обучению в 6 классе. Тема: «Общение. Манипулирование». Цель: формирование психологической компетентности подростков; развитие представлений подростков об особенностях уверенного поведения. Задачи: обучающие: 1. Cформировать представление о сущности уверенного поведения; 2. Показать способы уверенного поведения в различных ситуациях; развивающие: 3. Содействовать развитию мотивации к самопознанию, саморазвитию; 4. Развить способности к рефлексии; воспитательные: 5. Формировать толерантное, ценностное отношение к окружающим; 6. Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся.
Обучающиеся стоят в кругу. - Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии. - Мы хотим предложить вам начать наше занятие с игры, которая называется «вопрос- ответ». Вам нужно бросить мячик одному из одноклассников и задавать вопрос, тот человек, кто поймал мячик должен честно ответить на вопрос и бросить мячик следующему. Игра продолжается пока звучит музыка. Упражнение «Вопрос-ответ». -Что вы делали в процессе игры? (отвечали на вопросы и задавали вопросы, разговаривали, общались). Как вы считаете, чему будет посвящено наше занятие? (общению) Тема-Сегодня на занятии мы продолжим разговор о общении. Цель- Рассмотреть различные виды поведения в общении людей друг с другом. Обучающиеся рассаживаются группами. Мы предлагаем вам посмотреть видеосюжет и обратить внимание на поведение героев. 1. 2. Работа с тетрадью ( записать определения, рассмотреть ситуации 1, 2, 3) Обучающиеся обсуждают ситуации в группе и определяют вид поведения, объясняют. Совместно рассматриваем и осуждаем 4 ситуацию. -чем она отличается от предыдущих ситуаций -к какому типу поведения вы бы ее отнесли Знакомство с новым типом общения. Определение манипулирования
Игра «Толкачи»- обсуждение ( что вы делали, чтобы удержать равновесие? Что делали чтобы ваш партнер опустил ногу?) Приходилось ли вам манипулировать своим партнером во время игры? Кто почувствовал что вами манипулировали? Кто по вашему мнению подвержен манипулированию? -человек, который переживает -слабый -тревожится -не уверенный в себе. Кто по вашему мнению менее или совсем не подвержен манипулированию? -смелый -сильный -умный -уверенный А кто такой уверенный человек? Какую характеристику мы можем ему дать? Мы предлагаем вам работая в группе ответить на следующие вопросы: 1. Как выглядит уверенный человек( внешность) 2. Чем характеризуется (характер) 3. Как действует (поступки, действия) Чтобы правильно ответить на вопросы, вам поможет справочный материал. Вам должны выбрать всю необходимую информацию по вашему вопросу и наклеить ее на стрелочку. (учащиеся наклеивают стрелки на доску, объясняют свой выбор) Уверенные в себе люди характеризуются: • независимостью;
• самодостаточностью. Внешние признаки уверенного человека: • выглядит спокойным; • держится с достоинством; • открытый взгляд; • ровная осанка; • спокойный и уверенный голос. Уверенный в себе человек умеет: • отстаивать свою позицию мирно; • откровенно высказываться без враждебности и самозащиты; • отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим. Итак, мы составили портрет уверенного человека. Посмотрев, на него каждый из вас может выбрать своё поведение, но вы должны помнить, что
Грубость
вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха;
неуверенность
ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению;
уверенность
же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой. Вам выбирать, какое поведение использовать. И если вы выбираете уверенное поведение, тогда вам следует помнить, что его следует тренировать, чтобы оно стало вашей повседневной привычкой. Сложно всегда быть невозмутимым и уверенным в себе. Но разобравшись как работает этот механизм, мы можем добиться успеха! Давайте рассмотрим на чём же основывается наше уверенное поведение. Уверенность понятие очень сложное и многогранное. Существует очень много разных определений уверенности. Мы с вами будем
понимать под уверенностью в себе наши мысли, помогающие нам в жизни, или мешающие, ограничивающие нашу свободу, наши желания и потребности, мешающие нам мечтать и добиваться целей.
Индивидуальная работа

Упражнение Копилка:
Учащиеся, распределяют, как им кажется, мысли-слова уверенного и неуверенного в себе человека в два столбика: Я смогу… Я не смогу… У меня все равно ничего не получится… У меня все получится… Будет очень трудно… Это не легко, но просто… Я справлюсь… Все будет хорошо… А как надо? А как правильно? Я не виноват, как мне сказали, так я и сделал. Я никогда не решусь подойти и спросить… Все бесполезно… Я все равно все испорчу… Я способен справится… Все безнадежно… Я могу ошибиться…, я же неудачник.
Обсуждение выборов. - А как вы думаете, почему фраз, предложенных вам для распределения не одинаковое количество? Каких больше? Дело все в том, что нашими мыслями, а соответственно и поведением могут управлять страхи и отсутствие жизненного опыта…Чтобы побороть свой страх и неуверенность есть очень простое упражнение, которое называется «Цветные воздушные шары»
«Цветные воздушные шары»
Сядьте поудобнее, представьте себе, как вы наполняете своими страхами… Отпустите свои страхи и посмотрите как они улетают. Станьте свидетелем того, как они распыляются и исчезают. Порадуйтесь легкости в своем теле и избавлению от них… Вы можете повысить уверенность, помогая друг другу. Разбейтесь пожалуйста на пары. Нужно громко и выразительно произнести три фразы, а ваш партнер повторит за вами, изменив «Я» на «ТЫ»: - Я уверен в себе! Я верю в себя (тебя)! - Я имею право (ты имеешь право) действовать как уверенный человек! - Я люблю себя (тебя), уважаю себя (тебя), я (ты) уникален, я (ты) неповторим! Вывод: Нашими мыслями управляем мы сами, наши мысли должны помогать нам принимать решения и действовать. Они могут стать нашими друзьями. Поэтому почаще говорите себе ободряющие слова мысленно, и даже вслух. Ободряющие слова и слова благодарности, которые мы слышим от окружающих тоже придают уверенность.
Мы предлагаем вам встать в круг и сказать друг другу добрые и приятые слова и пожелания. Слова эти должны быть искренними и идти от сердца. Игра «Добрые слова» Мы надеемся, что на сегодняшнем занятии вы уже выбрали, какое поведение (уверенное или неуверенное) вы буду тренировать и если вы будете работать над собой у вас всё получится!