"Формирование нравственной личности посредством театрализованной деятельности"
Автор: Акулова Людмила Петровна Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Плотавская СОШ" (МБУ "СРЦдН")
Населённый пункт: село Белый Колодец, Корочанский район, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование нравственной личности посредством театрализованной деятельности"
( методические рекомендации по реабилитационной работе с воспитанниками
социально – реабилитационного центра)
Условия возникновения становления : Одной из важных задач нашего
«Социально-реабилитационного центра» является формирование нравственной
личности ребенка. В настоящее время много говорят о проблеме социального
сиротства, но решить её пока не удаётся, а ведь любому государству нужна
талантливая, здоровая, активная смена. Такую смену может обеспечить только
нравственно благополучная семья, воспитывающая детей на принципах любви,
взаимопонимания, уважения, готовых учиться, работать и растить здоровое
поколение. В последние годы отмечается рост отчуждения между детьми и
родителями, вплоть до полного самоустранения родителей от выполнения
своих воспитательных функций - отказ от родительских прав. Дети
оказываются брошенными на произвол судьбы, вынужденные любыми
способами выживать.
Придя работать в социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних воспитателем, я поняла, что работа здесь имеет свою
специфику, т. е. разновозрастные группы детей и временное пребывание детей в
центре, все эти составляющие требовали иного подхода к проведению занятий.
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Оно зависит от трёх
переменных: взрослые, дети и отношения между ними. В своей работе я
стремлюсь использовать различные методы и приемы, опираясь на собственное
творчество, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. Одним из методов является театрализованная деятельность.
Актуальность опыта : в современном обществе в связи с изменениями
социально – экономической ситуации наблюдается доминирование
материальных ценностей над нравственными. Преобладает эгоцентричное
поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием
взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь
бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает
свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на
нравственных ценностях. На современном этапе, как и ранее, педагогическая
общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной
личности. Факт этот обуславливается социальными запросами. Домашние дети
живут в семьях, ходят в ясли, детские сады, школы и другие учебные заведения,
по вечерам и выходным проводят время с родителями. Другие дети живут в
домах ребёнка, в детских домах, в реабилитационных центрах. Да, с ними
занимаются, их готовят к школе, обучают различным профессиям, они
участвуют в развлечениях и праздниках… А вечером? Домашние дети проводят
вечера в общении с родителями, бабушками, дедушками. Папе можно
рассказать о том, как быстро бегал и ловко прыгал, маме – как хорошо пел,
бабушке – пожаловаться или повиниться в чем-то. Бабушка пожурит, объяснит,
почему так делать нельзя, пожалеет и расскажет сказку. Нашим детям,
1
оставшимся без попечения родителей, не хватает многого, в том числе ласки и
внимания. Изо дня в день эти дети живут в большом коллективе, рядом с ними
всегда кто-то бегает, кто-то смеется, а кто-то тихонько плачет… Все проблемы
решает воспитатель, и не всегда, как кажется ребенку, справедливо… Обидно!
Но…. Появляется домовёнок Кузя (или другой сказочный герой)! Оказывается,
он живет рядом, все видит и все слышит! Он переживает, когда кто-то ссорится
или громко кричит, если в школе что-то не получается или мальчики обижают
девочек…. В своей работе я активно использую различных героев сказок, это и
домовёнок Кузя, клоун Филя, Буратино и других героев. И вот домовёнок Кузя
приглашает ребят на посиделки, которые так и называются «В гостях у сказки».
Горит свеча, на столе самовар со сладостями, звучат слова, завораживающие
детей - сказочные, добрые. А вот и сама сказка! Каждые посиделки – это сказка,
это кукольный или настольный театр, это перевоплощение самих детей в
сказочных героев. Подготовка к спектаклю обычно захватывает всех «актеров».
Создаются все условия самовыражения, воспитанников объединяет совместная
деятельность, повышается активность, что позволяет ребенку легче
адаптироваться в центре, так же появляется возможность познакомиться с
навыками релаксации и саморегуляции.
Педагогическая идея опыта.
Жизнь требует от воспитателя умения
вовремя замечать позитивные и негативные проявления детей, понимать
причины их возникновения, мотивы того или иного поступка, знать пути их
преодоления. На посиделках проводится анализ содержания сказок, а еще
домовёнок учит своих подопечных сочинять сказки! В роли домовенка или
другого сказочного героя выступает воспитатель, уединяется ребенок со
сказочным героем и начинается сотворчество. Беру каждый раз какую - нибудь
новую тему разрабатываю ее в рамках сюжета сказки. Сказочный герой
помогает детям решать их жизненные проблемы, побуждает находить наиболее
точные, образные слова, выражающие сопереживание, сочувствие,
удовольствие, радость или наоборот, печаль. Одна из задач – расширить
словарный запас детей, помочь перенести полученные жизненные
представления в самый любимый ими жанр – сказку. Из опыта работы могу
сделать вывод, чтобы сочинить сказку, нужно оживить, очеловечить все
окружающее, особенно природу, ведь она о многом может поведать….
Этапы работы над опытом. Чтобы научить воспитанников регулировать
свое поведение нравственной нормой, способствовать повышению уверенности
в себе и самостоятельности, формировать понимания добра и зла, развивать
эмпатию, отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь, мне
как воспитателю необходимо правильно понимать причины отклонения в
поведении ребенка. Выбрать целесообразные методы и приемы для
предупреждения или преодоления негативных проявлений, это отражается в
этапах моей работы.
I этап –
Организационный: выявление проблем, постановка целей и задач,
выбор метода и приёма работы, разработка перспективно – тематического
плана, создание условий для развития у воспитанников нравственных качеств.
2
II этап –
Диагностический: для отслеживания эффективности работы по
нравственному и эмоциональному развитию детей я использую методики,
позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания,
нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной
уравновешенности при поступлении ребенка в центр и при выбытии из
учреждения. Использую методики такие как - «Закончи историю», «Сюжетные
картинки», «Раскрась рисунок», «Наблюдение» и другие.
III этап –
Основной: приветствие, вхождение в сказку путем преодоления
какого-либо препятствия с целью создания эмоционального настроения на
занятии и интереса к нему, игры-беседы с персонажами сказок, игровые
ситуации с использованием загадок, считалок, поговорок, продуктивная
деятельность (рисование, аппликация, создание костюмов, нанесение
аквагримма и др.)
IV этап –
Заключительный или обобщающий : проводится анализ и оценка
занятия, самопроверка, рефлексия. В сказке есть и юмор и актуальная
интерактивность, и увлекательный сюжет, и симпатичные герои. И всё в таких
невероятных количествах, что необходимо помочь ребенку выйти из образа
героя и из самой сказки. Проводятся релаксационное упражнение и обязательно
ритуал завершения встречи.
Теоретическая база опыта. Нравственность – это основа личности, что
доказано многими психологами и педагогами: Л.И. Божович, А.Т. Репина, С.Г.
Якобсон, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др. Основным принципом
нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал принцип народности:
«Основания воспитания и цель его, а следовательно, и его направление
различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как
педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от
одного народа к другому».
Новизна опыта заключается в нестандартном походе к своей работе, в
обучении воспитанников центра умению использовать продукты своего
творчества в различных видах деятельности, нестандартно мыслить, иметь
критический взгляд на различные вещи. У воспитанников появляются
моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла
нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная саморегуляция.
Нравственная позиция строится на основе сказок и литературных
произведений, которые я тщательно подбираю, потому что не каждое может
дать импульс для перевоплощения в образы героев. Из своей практики я могу
сделать вывод, что произведения должны иметь ясно выраженную
нравственную направленность и вызывать у детей сильные чувства и
переживания, содержание должно предполагать разнообразные взаимодействия
нескольких героев.
Технология опыта
. Работа с воспитанниками в условиях
реабилитационного центра организовывается таким образом, чтобы каждый
ребенок почувствовал себя нужным обществу, желанным и полезным. Вместе с
тем ребёнок приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с
другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.
3
Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным
отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся
внутренними побудителями детской деятельности и поведения. На каждой
возрастной ступени развития ребёнка складывается определённый
психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат
развития, структура и функциональные возможности будущей личности. Дети
которые попадают в реабилитационные центры, детские дома, как правило, не
получают целенаправленной систематической поддержки, обеспечивающей
развитие ребёнка. Общей характерной чертой таких детей является
неравномерное развитие познавательных процессов, а также наличие
трудностей в сфере общения, как правило, круг контактов в социальной сфере
ограничен. Я считаю, что любое развитие должно происходить в деятельности.
Мною разработан цикл занятий по нравственному развитию воспитанников
посредством сказки. В эту систему были включены также психологическая и
социальная помощь.
Цель данного опыта : создать условия для развития нравственных качеств,
способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств,
нравственно – ценностного мировоззрения.
Задачи: учить ребёнка осознанно относится к своим чувствам, к своему
внутреннему миру, способствовать становлению самосознания; развивать
умение анализировать и углублять собственные переживания, управлять своими
чувствами; дать представление о приёмах и способах работы над
художественным произведением.
Ожидаемые результаты : умение решать специфические социально –
нравственные (смысловые) задачи. Это ситуации проблемного типа, которые не
имеют готового и однозначного ответа, в силу чего они требуют от ребёнка
сложной внутренней работы по определению своего отношения к другому
человеку.
На мой взгляд, чтобы достичь результата в работе и в развитии
нравственных качеств у воспитанников большую роль играет развивающая
среда. В нашем учреждении имеются условия для реализации данной
программы. При реализации опыта я использую различные методы: игровой
метод, ролевой метод, проектный метод и т.д.
Результативность: Обобщая свой опыт работы, я считаю, что ребёнок,
погружаемый в мир искусства еще в школьные годы, постепенно становится
духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно. Есть
простая истина: в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь
непонимание. В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое
горе как своё, совсем личное. Следовательно, в человеке раздается и
развивается человечность, человек начинает формироваться как Человек.
Анализ результатов работы с детьми показал, постоянное участие
воспитанников в традиционных мероприятиях реабилитационного центра и
школы (театрализации, песенные и игровые представления и т.д.)
способствовали развитию творческих способностей, повысился уровень
познавательной активности. Отмечу, что у воспитанников сформированы
4
способности выражать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и
состояние другого человека. Работая в данном направлении видны
положительные результаты:
Токарева Галина – победитель во Всероссийском конкурсе «Искусство, наука
и спорт» заняла 1 место в номинации «Эссе на тему «Доброта спасет мир»;
За участие в областном конкурсе рисунка и живописи детско – юношеского
творчества «Памяти павших будем достойны», трое детей получили
поощрительные грамоты, а второе призовое место заняла – Цикулина Алина;
За участие в областной интерактивной интеллектуальной викторине среди
воспитанников социально – реабилитационных центров для
несовершеннолетних «Страницы Великой Победы», посвященной 70-летию
Победы в ВОВ, Токарева Галина получила диплом за второе место;
Воспитанники принимали участие в районном конкурсе «Я – автор»
награждены почетными грамотами, посещают с театрализованными
представлениями реабилитационный центр для престарелых Корочанского
района. Поэтому считаю опыт работы доступным и возможным для
применения в реабилитационных центрах.
Библиографический список:
- Антипова Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» - М., 2003.
- Журнал дошкольное воспитание; Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» -
М., 1992.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес» - С.П. 2008.
5