Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "МУЗЫКА" 1 КЛАСС

Автор: Железнякова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: средняя школа № 54
Населённый пункт: город Волгоград, Советский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "МУЗЫКА" 1 КЛАСС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ « МУЗЫКА» 1 КЛАСС

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. музыка: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011 г..
Цель-
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих
задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Общая характеристика учебного курса
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки- концерты.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах. Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально- эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их
восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах-34 часа.
Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета
В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; - целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира; - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Содержание учебного предмета
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальные картины мира». В примерной программе предусматривается резерв 18 часов на 4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В I классе сокращение часов осуществляется за счет резерва учебного времени.
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальные картины мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык. Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира. Раздел 1. «Музыка вокруг нас» Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. Раздел 2. «Музыка и ты Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные
произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. Содержание музыкального материала: Раздел 1. «Музыка вокруг нас» «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский. «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков. «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. «Гусляр Садко». В. Кикта. «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта. «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой. «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др. «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др. «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня. «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова. «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира. Раздел 2. «Музыка и ты» Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина. «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке. «Наигрыш». А. Шнитке. «Утро». Э. Денисов. «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин. «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев. «Вечер». В. Салманов. «Вечерняя сказка». А. Хачатурян. «Менуэт». Л. Моцарт. «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто. «Баба Яга». Детская народная игра. «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин. «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова. «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова. «Волынка». И. С. Бах. «Колыбельная». М. Кажлаев. «Колыбельная». Г. Гладков. «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Лютневая музыка. Франческо да Милано. «Кукушка». К. Дакен. «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой. «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой. Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский. «Клоуны». Д. Кабалевский. «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу первого года обучения: ● развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия; ● побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров; ● развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; ● формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике; ● развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен; ● развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера. ● формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах; ● освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи. Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся: ● воспринимать музыку различных жанров; ● эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; ● определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; ● общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. ● воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; ● продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; ● узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; ● исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Оценка достижений планируемых результатов
Основное
содержание оценки метапредметных результатов
на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:  решение задач творческого и поискового характера;  учебное проектирование;  итоговые проверочные работы.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично»)
– уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо»)
– уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно»)
– достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо»)
– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Тематическое планирование Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
I класс (33 ч) Музыка вокруг нас (16 ч)
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна... Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Обобщающий урок 1 четверти. «Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок II четверти.
Наблюдать
за музыкой в жизни человека.
Различать
настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке.
Проявлять
эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнять
песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Сравнивать
музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия.
Осуществлять
первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике.
Инсценировать
для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвовать
в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться
с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различим музыкальных и живописных образов.
Подбирать
стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать
в графике особенности песни, танца, марша.
Музыка и ты (17 ч)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Ма мин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. Обобщающий урок III четверти. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера- сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт».
Сравнивать
музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять
различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать
речевые и музыкальные интонации,
выявлять
их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать
(вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять
образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать
народные песни,
участвовать
в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать
изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке
Воплощать
в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и
представлять
их на выставках детского творчества.
Инсценировать
песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Составлять
афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать
в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010. Музыка: 1 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013. Рабочая тетрадь для 1 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Печатные пособия
– карточки с заданиями по математике для 1 класса, тексты песен.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя: – классная доска (магнитная доска); – персональный компьютер ; – мультимедийный проектор;
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. 2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. 3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей. 4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. 5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов. 6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов. 7.Нотный и поэтический текст песен. 8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах. 9.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Тема и

тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты УУД

Вид

контроля,

измерители

Дата

проведения

урока

План

Факт

1.

«И Муза вечная

со мной!»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок- путешествие) Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.
Композитор –

исполнитель – слушатель.
 П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»  Д.Кабалевский «Песня о школе».  И.Якушенко «Пестрая песенка» - размышлять об истоках возникновения музыкаль-ного искусства. - правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения. - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования - обогащение индивидуального музыкального опыта; - пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать Входной, тематический устный опрос
2

Хоровод муз.
Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший - музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. - узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
-
передавать настроение музыки в пении; - выделять отдельные признаки предмета Текущий устный опрос
вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни.  р.н.п. «Во поле береза стояла»  греческий танец «Сиртаки»  молдавская хороводная песня-пляска «Хора». и объединять по общему признаку; - давать определения общего характера музыки.
3

Повсюду музыка

слышна.
Комбинированный урок. (Урок - игра) Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен- попевок.
-
определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности. - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах; - приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание; - исполнять, инсценировать песни. Текущий устный опрос
4

Душа музыки –

мелодия.
Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок- путешествие) Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
-
выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление; Текущий устный опрос
пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. П.Чайковский:  «Сладкая греза», «Вальс»,  «Марш деревянных солдатиков». - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
5

Музыка осени.
Комбинированный урок Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.  П.И.Чайковский «Осенняя песнь»  Г.Свиридов «Осень»  В.Павленко «Капельки»  Т.Потапенко «Скворушка прощается»
-
различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов Текущий устный опрос
6

Сочини мелодию.
Урок закрепления нового материала. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия
«мелодия»
и
«аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. - проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; - ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многооб- разии музыкального фольклора России, в том чис ле родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - ценить отечественные народные музыкальные традиции; - найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»; - владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; - самостоятельно выполнять упражнения; Текущий групповой
- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
7

«Азбука, азбука

каждому

нужна…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.  Д.Кабалевский «Песня о школе»  А. Островский «Азбука» - моделирования опыта музыкально- творческой деятельности; - понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; Текущий устный опрос
8

Музыкальная

азбука.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.  В. Дроцевич «Семь подружек»  «Нотный хоровод» - узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы- сотности мелодии движением рук. - Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) ; Текущий устный опрос
9

Обобщающий

урок 1 четверти.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
-
определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,
-
узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен- ные музыкально - исполнительские Текущий тест
замыслы в различных видах деятельности; - задавать вопросы; - отвечать на вопросы; - умение выражать свои мысли.
10

Музыкальные

инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний. Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа –
свирели, дудочки, рожок, гусли
. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера- изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.  «Полянка» (свирель),  «Во кузнице» (рожок),  «Как под яблонькой» (гусли)  «Пастушья песенка» (французская народная песня)
-
ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
-
находить сходства и различия в инструментах разных народов. - название русских народных инструментов –
свирель, гусли, рожок
и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.
-
распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Текущий устный опрос
11

«Садко». Из

русского

былинного сказа.
Комбинированный урок Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия
«композиторская музыка».
 Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)  Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
-
внимательно воспринимать информацию; - внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; - различать жанры народных песен –
колыбельные
,
плясовые,
их характерные особенности; - определять на слух звучание народных инструментов; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; Текущий устный опрос
12

Музыкальные

инструменты.
Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных - сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; Текущий устный опрос
Урок изучения и закрепления новых знаний. инструментов со звучанием профессиональных инструментов:
свирель - флейта, гусли – арфа

– фортепиано
.  И.С.Бах «Шутка»  К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».  Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано , выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
13

Звучащие

картины.
Комбинированный урок. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.  К.Кикта «Фрески Софии Киевской»  Л.Дакен «Кукушка»
-
сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. - узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - самостоятельную музыкальную творческую деятельность; Текущий устный опрос
14

Разыграй песню.
Комбинированный урок. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки - планировать свою деятельность
;

-
выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - оценивать собственную музыкально -творческую деятельность Текущий устный опрос
15

Пришло

Рождество,

начинается

торжество.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. - учащиеся могут оказывать помощь в Текущий устный опрос

Родной обычай

старины.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.  «Тихая ночь» - международный рождественский гимн  «Щедрик»- украинская народная колядка  «Все идут, спешат на праздник» - колядка  С.Крылов - «Зимняя сказка» организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники –
Рождество
, названия рождественских песнопений -
колядки.

16

Добрый праздник

среди зимы.

Обобщающий

урок 2 четверти.
Комбинированный урок. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:  «Марш»  «Вальс снежных хлопьев»  «Па- де-де»  «Зимняя песенка»А.Бердыщев
-
понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
-
узнавать освоенные музыкальные произведения
, - -
давать определения общего характера музыки; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; Текущий устный опрос
17

Край, в котором

ты живешь.
Урок изучения и закрепления новых знаний. Сочинения отечественных композиторов о Родине.Региональные музыкальные традиции Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально- открытое, позитивно-уважительное отношение - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; - оцениват ь и соотносит ь содержани е и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творче ства разных стран мира.
-
выказывать какие чувства возникают
,
когда поешь о Родине, различать Текущий устный опрос
к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.  В.Степанова «Добрый день»  А.Шнитке - «Пастораль»  Г.Свиридов – «Пастораль»  В.Алексеев «Рощица»  А.Бердышев «Приезжайте в тундру» выразительные возможности – скрипки; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; - использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
18

Художник, поэт,

композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
-
воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. - получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. Текущий устный опрос
искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.  И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»  И.Никитин «Вот и солнце встает»
19

Музыка утра.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»  П.Чайковский «Зимнее утро»  В.Симонов «Утро в лесу» - понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку. Текущий устный опрос
20

Музыка вечера.
Комбинированный урок. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.  В. Гаврилин «Вечерняя музыка»  С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»  Е. Крылатов «Колыбельная Умки»  В.Салманов « Вечер»
-
по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности; Текущий устный опрос

21

Музыкальные

портреты.
Урок изучения и закрепления новых знаний. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно- осмысленное воспроизве дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.  В.Моцарт « Менуэт»  С.Прокофьев «Болтунья» - сравнивать музыкальные и речевые интонации, - определять их сходство и различия; - выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. - вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, - соединять слуховые впечатления детей со зрительными. Текущий устный опрос
22

Разыграй сказку.

«Баба Яга» -

русская народная

сказка.
Комбинированный урок. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.  П.Чайковский «Баба Яга»  « Баба – Яга» - детская песенка
-
выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. - передавать в собственном испол_ нении (пении, игре на инструмен_ тах, музыкально_пластическом дви_ жении) различные музыкальные образы. Текущий устный опрос
23

Музы не

молчали.
Комбинированный урок. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, - определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. - внимательно слушать. - определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу, - передачи музыкальных впечатлений на Текущий устный опрос
созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.  А.Бородин «Богатырская симфония»  «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)  «Учил Суворов» основе приобретенных знаний;
24

Мамин праздник.
Комбинированный урок. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки  В.Моцарт «Колыбельная»  И.Дунаевский «Колыбельная»  М.Славкин « Праздник бабушек и мам»  И.Арсеев «Спасибо»
-
передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. - передавать в собственном испол_ нении (пении, игре на инструмен_ тах, музыкально_пластическом дви_ жении) различные музыкальные образы. Текущий устный опрос
25

Обобщающий

урок.
Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть. - определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). - приобретать (моделировать) опыт музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. продемонстрировать личностно- окрашенное эмоционально-образное Текущий устный опрос
восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально- творческой деятельностью.
26

Музыкальные

инструменты. У

каждого свой

музыкальный

инструмент.
Урок изучения и закрепления новых знаний Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.  «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.
-
вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах - участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах. - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; Текущий устный опрос
27

Музыкальные

инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний. Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами –
арфой и флейтой.
Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов -
лютня, клавеснн.
Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.  И.Бах «Волынка»  П.Чайковский « Сладкая греза»  Л.Дакен «Кукушка»  «Тонкая рябина» - гитара  Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин  И.Конради – «Менуэт» - лютня - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. - сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов -
лютня,

клавесин, гитара.
Текущий устный опрос
28

«Чудесная

лютня» (по

алжирской

сказке).

Звучащие

картины.
Урок обобщения и Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
-
размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия. - обобщать характеристику музыкальных Текущий устный опрос
систематизации знаний. силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
29

Музыка в цирке.
Комбинированный урок. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.  А.Журбин « Добрые слоны»  И.Дунаевский « Выходной марш»  Д.Кабалевский «Клоуны»  О.Юдахина « Слон и скрипочка»
-
определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; - через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально- пластическом движении. Текущий устный опрос
30

Дом, который

звучит.
Урок изучения и закрепления новых знаний. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о Текущий устный опрос
 Н.Римский-Корсаков опера «Садко»  ( фрагменты)  Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»  ( «Золотые рыбки») музыкальной жизни современного социума; - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
31

Опера-сказка.
Урок закрепления знаний. Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному -
солист
и вместе
– хором
в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.  М.Коваль «Волк и семеро козлят»  М.Красев «Муха – цокотуха»
-
назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. - определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); - участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; - слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. Текущий устный опрос
32

«Ничего на свете

лучше нету».
Комбинированный урок. Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.  Г.Гладков «Бременские музыканты» элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока, - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку) Текущий устный опрос
33

Обобщающий

урок. (Урок-

концерт.)
Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. - понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель, - осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. - оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
-
размышлять о музыке, высказывать итоговый
собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениямсоздавать собственные исполнительские интерпретации. - сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. - различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. - получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства