Гражданско-патриотическое воспитание кадет
Любимой стране служить мы не устанем,
Мы – дети российских народов, и пусть
Пока – мы кадеты, но скоро мы встанем
В ряды офицеров за новую Русь.
М. Левина
История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу
осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном
сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея
воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к
людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот
процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.
Конец XX века и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и
правового государства, признания прав и свобод человека, перехода к рыночной экономике.
Функционирование демократии и, в конечном счете, построение правового государства зависит от
образованности граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, активно участвующих в
жизни общества, принимающих осознанные и ответственные решения. Социально-политические изменения
в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать
социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную
гражданскую позицию.
В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется
гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных
актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ “Об образовании”, “Федеральной программе
развития образования”, “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”,
“Основных мероприятиях и плане действий по реализации программы воспитания в системе образования
России на 2006-2010годы”, “Концепции патриотического воспитания граждан РФ”, приоритетный
национальный проект “ Образование” и др.
Кадетское движение на территории Омской области рассматривается как сообщество
общеобразовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих обучение и воспитание кадет,
направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия
кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут
исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение –
важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою
Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Истинный
патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости
(защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и
традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении
посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности,
осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа
патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и
величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной
службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе.
Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого
лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности,
общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в
творчестве, красоте, духовности.
В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-патриотического
воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего
политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того,
военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому
психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее
адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию.
Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.
Цель воспитательной системы состоит в выработке нравственно-этических качеств кадетов, развитии
интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадетов к осознанному выбору профессии
служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи:
создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных
знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;
содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и
историческому прошлому России, родного края;
воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности,
нравственных ценностей;
развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни
кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
развития форм кадетского самоуправления.
Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям:
1.
Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его
ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в
районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах).Поносов А, Хмельницкий Д,
Соломко Н победители школьных олимпиад по математике, физике, физической культуре, а также
участники районных олимпиад. Поносов А. занял II место по физике.
2.
Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе
патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов
и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории,
так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основании
классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: “Для
чего человек живет?”, “Кто такой нравственный человек?”, “Духовность– норма человеческой жизни”, а
также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в литературной
гостиной “Вдохновение”, участвуют в спектаклях и тематических вечерах, и соблюдают “кодекс чести”
кадетов.
Кодекс чести
Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Кадетский класс есть подготовка к действительной военной службе или к службе на мирном
поприще, подготовка к службе Родине.
Быть верным Отечеству.
Быть храбрым.
Быть верным Присяге, стойко переносить трудности.
Постоянно овладевать знаниями.
Быть праведным и верным своему слову.
Соблюдать правила вежливости. Всегда быть чисто и аккуратно одетым.
Кадеты должны быть примером для других учащихся, быть выдержанными и тактичными.
Вести здоровый образ жизни.
Помнить всегда, что ты кадет.
3.
Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на
формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых
событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к
служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим проводятся классные
часы “ Воспитание патриота – гражданский долг”, “ Твои права и обязанности”, “Противодействие
терроризму”, “ Гимн России”, “ Наш флаг”, “ Знамя Победы”, “ Я и Закон” и т.д.
4.
Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого
патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение
русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: это
торжественный вечер “Посвящение в кадеты” где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия
военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе;
это День Защитника Отечества; “Орлята России”; спартакиада допризывной молодёжи; соревнования
по пулевой стрельбе; уроки мужества не только в своём классе, но и проведение таких уроков для
учеников 6-7 классов; помощь ветеранам ВОВ; посещение музея; военкомата; поездка в Омский
кадетский корпус; участие в первом областном слете кадет; участие в военно-патриотической акции
“День призывника”.
Клятва кадетов
Я , в этот памятный день моей жизни, перед учительским составом, товарищами, родителями
торжественно клянусь.
Быть честным, дисциплинированным и организованным учащимся. Всегда выполнять все положения
Устава и Положения о кадетском классе. Являть собой пример в дисциплине, учёбе, спорте. Быть
помощником учительского состава. Обязуюсь добросовестно изучать прикладные военные предметы.
Быть патриотом своей школы.
5.
Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально– волевых качеств,
воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе
занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к
защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Все кадеты посещают
секции. Принимают участие в районных, областных, межрегиональных соревнованиях по мини–
футболу, хоккею, русской лапте, легкой атлетике. Соломко Николай призер области, Стрельников
Дмитрий призер района по легкой атлетике. Команда юношей районные и областные призёры по мини-
футболу и хоккею.
Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического
воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших
учеников поступили в высшие учебные заведения. Трое поступили в высшие военные заведения г.Омска,
Москвы и Кургана.
Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что
мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших
народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить
людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое
воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является
источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её
государственной целостности и безопасности.