Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание кадет"

Автор: Гадельшин Булат Фанурович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ БКК ПФО
Населённый пункт: город Ишимбай
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание кадет"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Гражданско-патриотическое воспитание кадет Любимой стране служить мы не устанем, Мы – дети российских народов, и пусть Пока – мы кадеты, но скоро мы встанем В ряды офицеров за новую Русь. М. Левина История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей. Конец XX века и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав и свобод человека, перехода к рыночной экономике. Функционирование демократии и, в конечном счете, построение правового государства зависит от образованности граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, активно участвующих в жизни общества, принимающих осознанные и ответственные решения. Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию. В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ “Об образовании”, “Федеральной программе развития образования”, “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”, “Основных мероприятиях и плане действий по реализации программы воспитания в системе образования России на 2006-2010годы”, “Концепции патриотического воспитания граждан РФ”, приоритетный национальный проект “ Образование” и др. Кадетское движение на территории Омской области рассматривается как сообщество общеобразовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Истинный

патриотизм
– это такое нравственное качество, которое включает в себя:  чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;  уважительное отношение к языку своего народа;  заботу об интересах Родины;  осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);  проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;  гордость за социальные и культурные достижения своей страны;  гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;  уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;  ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;  гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности. Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-патриотического воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.
Цель воспитательной системы
состоит в выработке нравственно-этических качеств кадетов, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи:
 создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;  содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;  воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;  развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;  развития форм кадетского самоуправления. Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям: 1.
Интеллектуальное
развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах).Поносов А, Хмельницкий Д, Соломко Н победители школьных олимпиад по математике, физике, физической культуре, а также участники районных олимпиад. Поносов А. занял II место по физике. 2.
Духовно– нравственное
воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: “Для чего человек живет?”, “Кто такой нравственный человек?”, “Духовность– норма человеческой жизни”, а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в литературной гостиной “Вдохновение”, участвуют в спектаклях и тематических вечерах, и соблюдают “кодекс чести” кадетов.
Кодекс чести
 Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации.  Кадетский класс есть подготовка к действительной военной службе или к службе на мирном поприще, подготовка к службе Родине.
 Быть верным Отечеству.  Быть храбрым.  Быть верным Присяге, стойко переносить трудности.  Постоянно овладевать знаниями.  Быть праведным и верным своему слову.  Соблюдать правила вежливости. Всегда быть чисто и аккуратно одетым.  Кадеты должны быть примером для других учащихся, быть выдержанными и тактичными.  Вести здоровый образ жизни.  Помнить всегда, что ты кадет. 3.
Гражданско-патриотическое
воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим проводятся классные часы “ Воспитание патриота – гражданский долг”, “ Твои права и обязанности”, “Противодействие терроризму”, “ Гимн России”, “ Наш флаг”, “ Знамя Победы”, “ Я и Закон” и т.д. 4.
Военно-патриотическое
воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: это торжественный вечер “Посвящение в кадеты” где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; это День Защитника Отечества; “Орлята России”; спартакиада допризывной молодёжи; соревнования по пулевой стрельбе; уроки мужества не только в своём классе, но и проведение таких уроков для учеников 6-7 классов; помощь ветеранам ВОВ; посещение музея; военкомата; поездка в Омский кадетский корпус; участие в первом областном слете кадет; участие в военно-патриотической акции “День призывника”.
Клятва кадетов
Я , в этот памятный день моей жизни, перед учительским составом, товарищами, родителями торжественно клянусь. Быть честным, дисциплинированным и организованным учащимся. Всегда выполнять все положения Устава и Положения о кадетском классе. Являть собой пример в дисциплине, учёбе, спорте. Быть помощником учительского состава. Обязуюсь добросовестно изучать прикладные военные предметы. Быть патриотом своей школы. 5.
Спортивно-патриотическое
воспитание направлено на развитие морально– волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Все кадеты посещают секции. Принимают участие в районных, областных, межрегиональных соревнованиях по мини– футболу, хоккею, русской лапте, легкой атлетике. Соломко Николай призер области, Стрельников Дмитрий призер района по легкой атлетике. Команда юношей районные и областные призёры по мини- футболу и хоккею.
Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. Трое поступили в высшие военные заведения г.Омска, Москвы и Кургана. Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.