"Рабочая программа по русскому (родному) языку" 5 класс

Автор: Алянгина Эльвира Ришатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г.Туймазы республика Башкортостан
Населённый пункт: г. Туймазы, Туймазинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по русскому (родному) языку" 5 класс
Дата публикации: 01.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пояснительная записка Рабочая программа по родному русскому языку для 5 класса разработана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р.И. Альбетковой.-М.: Дрофа, 2010 к учебнику Альбетковой Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс. 5 класс – это первый год изучения словесности. Учащиеся знакомятся богатством лексики русского языка, устной народной словесностью, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений. Основная цель русской словесности в 5 классе: помочь ученику, творчески овладевая род ным языком, осваивать духовный опыт человечест ва. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексиче ские, фонетические, словообразовательные, грам матические средства, формы словесного выраже ния содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словеснос ти — на протяжении веков его развития. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением са мостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, компози ции, идее, учится осмысливать все компоненты со держания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова. На уроках словесности школьник должен научиться ис пользовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений сло весности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка. Данная рабочая программа разработана на основе: 1.Программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р.И. Альбетковой.-М.: Дрофа, 2012; 2.Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»; 3.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897; 4.Приказа Министерства образования РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитации; 5.Учебный план школы на 2015-2016 учебный год; 6.Годовый календарный график на 2015 – 2016 учебный год. Программой и учебным планом МБОУ СОШ № 4 г. Туймазы предусмотрено на изучение предмета 34 часа (1 час в неделю). Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами». Обучение ведется по учебнику Альбетковой Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс. М: Дрофа, 2014 г.
Содержание рабочей программы Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное выска зывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопо нимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему- либо. Закрепление в словесных произведениях результа тов познания мира и самопознания человека, нрав ственных устоев общества. Значение языка для жиз ни общества. Слово-заповедь. Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размыш ление о значении языка. Что такое словесность Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свой ства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие зна чения языка в жизни от значения языка в произве дении. Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответ ствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение поня тий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорно го языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художест венное произведение. Богатство лексики русского языка Лексическое значение слова. Способы определе ния значения слова. Слова однозначные и много значные. Употребление многозначных слов в произ ведениях словесности. Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведе ниях. Антонимы, их роль в художественных произведе ниях. Неологизмы, их роль в художественных произве дениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их зна чение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произ ведению разговорную или книжную окраску. Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение по нятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, сино нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историз мы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употреб ление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. Прямое и переносное значения слова Прямое значение слова. Употребление слова в пе реносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория. 2
Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и срав нений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изо - бразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Упо требление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории. Текст Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы свя зи предложений в тексте. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. Определение темы и основной мысли текс та. Устное и письменное изложение повествова тельного текста. Создание собственного повествова тельного текста на предложенную тему. Выразитель ное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следст венных отношений в рассуждении. Выразитель ное чтение научного и художественного текс та- рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, мо нолога. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом текс те, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествователь ных вопросительных и побудительных предложени ях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворно го и прозаического произведений: определение ос новного тона, пауз, ударений, повышений и по - нижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам. Устная народная словесность Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особен ности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скорого ворки. Использование в произведениях устной народ ной словесности языковых средств выражения содержания. Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения. Литературное эпическое произведение Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения Эпическое произведение: произведение, в кото ром рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». 3
Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве дения. Особенности языка эпического произведения: по вествование, описание и диалог в эпическом произ ведении. Понимание того, что эпическое произведе ние — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям. Литературное лирическое произведение Лирическое произведение: произведение, в кото ром главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произ ведении. Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона. Литературное драматическое произведение Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понима ние рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ро лям. Определение основного тона высказывания ге роя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического про изведения. 4
Требования к уровню подготовки учащихся Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных на ционально-культурных ценностей русского народа, определя ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; ува жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности:  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;  владение разными видами чтения;  способность извлекать информацию из различных источни ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;  способность определять цели предстоящей учебной деятель ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского на рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интел лектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: 5
аудирование и чтение:  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);  владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;  владение умениями информационной переработки прочи танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;  способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон ных носителях;  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан ров; владение различными видами аудирования (с полным по - ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);  умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:  умение воспроизводить в устной и письменной форме про слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе ния текста (логичность, последовательность, связность, со ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;  умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;  владение различными видами монолога и диалога; высту пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще ниями, докладом;  соблюдение в практике речевого общения основных орфо эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;  способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;  осуществление речевого самоконтроля; способность оце нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 6
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонети ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде лённым функциональным разновидностям языка, особенно стей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка, способ ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 7
Система и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся) Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: 1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; 3) прилежании и ответственности за результаты обучения; 4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; 5) ценностно-смысловых установках учащихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. В учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития учащихся. Особенности оценки метапредметных результатов. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: 8
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов по отдельным предметам. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания) призваны обеспечить одинаковые требо вания к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки раз личных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуацион ной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды конт рольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умени ям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) зна ние полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунк туационные навыки; 3) речевые умения. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение при менять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изучен ный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со ставленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении поня тий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. 9
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание боль шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе нию последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовре менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических. Основные критерии оценки «5» Содержание и речь 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета. Грамотность Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. «4» Содержание и речь 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 10
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов. Грамотность Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. «3» Содержание и речь 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета. Грамотность Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. 11
Формы и средства контроля № Формы Средства контроля 1. Тест по теме «Богатство лексики русского языка» Приложение 2 2. Тест по теме «Три рода произведений» Приложение 2 12
Перечень учебно-методического обеспечения (УМО) 1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010. 2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 класс. – М., 2010. 3. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5 класс». – М., 2010. Оборудование и приборы 1.ноутбук 2.медиапроектор 13
Приложение 2 Тест по теме «Богатство лексики русского языка» Задание: определите средства выразительности. 1. И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет... (А.Пушкин) 2. Уж вечер... Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский) 3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев) 4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь) 5. Не умрет твой стих могучий, Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой. (Н.Языков) 6. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) 7. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) 8. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок) 9. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) 10. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин) Тест по теме «Три рода произведений» 1)Драма-это… А) род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Б) род литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: единичные состояния человеческого сознания, мысли, чувства, впечатления автора. В) род литературы, для которого характерно изображение действительности в объективно повествовательной форме. 2) Специфические черты драмы: А) изображению душевной жизни Б) способность передавать чувство В) «вспомогательность» авторской речи (ремарки); 3)Лирика-это… 14
А) род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Б) род литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: единичные состояния человеческого сознания, мысли, чувства, впечатления автора. В) род литературы, для которого характерно изображение действительности в объективно повествовательной форме. Приложение 1 Календарно-тематическое планирование № п/ п Тема урока Тип урока Формы деятельност и учащихся Планируемые результаты Домашне е задание Дата Примеч. личностные метапредметные (УУД) предметные 1 Вводный урок. Знакомство с предметом. Беседа Чтение, слушание, игры со словами (упр.1, 4 на стр.15) Развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре Понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Осваивать средства устного общения. Овладеть приемами ознакомитель ного и изучающего чтения П. 1 читать, упр.4 на стр.10 (пересказ словарны х статей) 15
высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи 2 Что такое слово. Для чего служат слова. Беседа Слушают, отвечают на вопросы, выполнение упражнений, чтение, пересказ Развивать любовь к слову Понимать для чего служат слова Познавательные: определять значимость слова в общении и обосновывать своё суждение; Получить представлени е о речи и видах речевой деятельности. П. 2-3 читать, упр.6 с.16 (письм. составить рассказ) 3 Что такое словесность. Разговорный и литературный язык. Объясн ение нового матери ала. Самостоятел ьное чтение, работа в тетради, выполнение упражнений, игры со словами Понимать, что язык – универсальн ое средство общения, составлять письменное связное монологичес кое высказывани е на заданную тему Знать особенности разговорног о и литературно Регулятивные: Актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки, планировать необходимые действия Познавательные: Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний Коммуникативные: Владеть коммуникативно- речевыми действиями, осуществлять взаимоконтроль Формировани е уважительног о отношения к иному мнению П. 4 -6 читать, упр.14 с.20 (таблица) 16
го языка. Учиться создавать речевое высказывани е с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. 4 Разговорный язык. Просторечие. Литературный язык. Объясн ение нового матери ала. Комментиро ванное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений Понимать особенности разговорног о языка, простореч. Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные Положительн ая мотивация учебной деятельности П. 7-9 читать, упр. 20 (письм.), 25 (устно) 17
точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. 5 Язык художественной словесности. Объясн ение нового матери ала. Слушают, читают, анализ текстов, ответы на вопросы, игры со словами Дать понятие термину, рассмотреть на примерах художестве нных текстов, развивать устную речь учащихся с использован ием репродукций художников. Нормы литературно го языка. Учить орфоэпичес ким нормам Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности П. 10 читать, упр. 36 или 38 (письм. на выбор) 6 Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Беседа Комментиро ванное и самостоятел ьное чтение, Понимать что такое лексическое значение Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения Умение участвовать в диалоге, аргументиров П. 11-12 читать, упр. 45 (письм.) 18
ответы на вопросы, выполнение упражнений, работа в тетради слова известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. ано доказывать свою позицию 7 Слова-термины, способы определения понятия. Объясн ение нового матери ала. Слушают, ответы на вопросы, работа в тетради Понимать что такое слова термины? Понятие омоним, учить Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели. Познавательные: строить логическое Овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения П. 13 читать, записать 2-3 предложе ния с терминам 19
различать омонимы и многозначн ые слова, работать со словарём дать понятие однозначны м и многозначн ым словам рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. познавательн ых и практических задач. и из проф. деятельно сти родителей 8 Омонимы, их отличие от многозначных слов. Объясн ение нового матери ала, беседа Чтение, работа в тетради, выполнение упражнений, игры со словами Понимать что такое слова термины? Понятие омоним, учить различать омонимы и многозначн ые слова, работать со словарём дать понятие Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, Умение участвовать в диалоге, аргументиров ано доказывать свою позицию П. 14 читать, упр. 51 (сочинить сказку по рисунку устно), игра 2 на с. 63 (письм) 20
однозначны м и многозначн ым словам прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. 9 Синонимы, их роль в художественных произведениях. Объясн ение нового матери ала. Слушают учителя, читают, работа в тетради, со словарём, выполнение упражнений Дать понятие синонимам, учить употреблять в речи Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные Овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения познавательн ых и практических задач. П. 15 читать, упр. 55 (письм.) 21
точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. 10 Антонимы, их роль в художественных произведениях. Беседа Слушают учителя, читают, ответы на вопросы, выполнение упражнений Дать понятие антонимам, учить употреблять в речи Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою Умение участвовать в диалоге, аргументиров ано доказывать свою позицию П. 16 читать, упр.66 (устно), 61 (письм.) 22
точку зрения. 11 Новые и устаревшие слова, их значение в произведении. Объясн ение нового матери ала. Слушают учителя, работа в тетради, выполнение упражнений Познакомить с устаревшим и и новыми словами, как образуются новые слова и почему исчезают старые . Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения познавательн ых и практических задач. П.17–18 читать, упр. 70 (письм.) 12 Фразеологизмы. Урок- практи кум Комментиро ванное чтение, выполнение упражнений, краткие записи в Дать определение фразеологиз мам, распознавать в тексте, объяснять
Регулятивные;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их Осознавать необходимост ь учения П. 19 читать, упр. 72 (письм.) 23
тетради фразеологич обороты преодоления.
Познавательные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение. 13 Тест по теме «Богатство лексики русского языка». Урок контро ля Письменно и устно отвечают на вопросы Выполнение разборов, совершенств ование орфографич еских и пунктуацион ных умений
Регулятивные;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности Не задано 14 Прямое и переносное значение слова. Сравнение. Объясн ение нового матери ала. Слушают учителя, чтение, ответы на вопросы, анализ текста Познакомить с прямым и переносным значением слова; средством художествен ной изобразитель Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности П. 20 – 21 читать, упр. 78 (письм.) 24
ности - сравнением. Учить находить сравнения. в тексте Познакомить с эпитетом другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. 15 Эпитет. Аллегория. Объясн ение нового матери ала. Самостоятел ьное чтение, слушание, работа в тетради, выполнение упражнений Познакомить с прямым и переносным значением слова; средством художествен ной изобразитель ности - сравнением. Учить Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности П. 22-23 читать, упр. 81 (письм.), 84 (устно) 25
находить сравнения. в тексте Познакомить с эпитетом формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. 16 Что такое текст. Тема текста. Основная мысль (идея) текста. Беседа Самостоятел ьное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, написание миниатюры Закрепить знания по данной теме. Учить определять основную мысль текста Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения П. 24-26 читать, упр. 87,88 (письм.) 26
недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. 17 Способы связи предложений в тексте. Объясн ение нового матери ала. Анализ текста, составление схем, выполнение упражнений, игры со словами 1,2,5 Познакомить со способами связи предложени й в тексте (последовате льная, параллельна я) Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения П. 27 читать, упр. 93 (письм.) 27
представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. 18 Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог. Объясн ение нового матери ала. Чтение, ответы на вопросы, заполнение таблицы, выполнение упражнений Вспомнить что такое диалог, монолог; учить использовать диалог и монолог в речи; описание и повествован ие Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения П. 28-31 читать, упр. 107 или игра 6 (на выбор, письм.) 28
для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. 19 Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. Объясн ение нового матери ала, беседа Комментиро ванное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений Сформирова ть представлен ия об особенностя х стихотворно й и прозаическо й формы словесного выражения. Узнать, что такое ритм. Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. П. 32-33 читать, игра 3 на с. 112 (устно) 29
строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. 20 Интонация. Цель высказывания и интонация. Объясн ение нового матери ала. Чтение, работа в тетради, выполнение упражнений Что такое интонация? Чтение текста с интонац. паузами; повышением , понижением голоса. Выразительн ое чтение Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности П. 34-35 читать, упр.111 (письм.), 112 и 113 (устно) 21 Особенности интонации в стихах. Урок- практи кум Слушают учителя, чтение, краткие записи, выразительн ое чтение, анализ Что такое интонация? Чтение текста с интонац. паузами; повышением ,
Регулятивные;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме П. 36 читать, упр.114 (устно), игры 7-8 (устно) 30
текста понижением голоса. Выразительн ое чтение
Познавательные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение. общения. 22 Ритм и рифма в стихах. Строфа. Объясн ение нового матери ала. Самостоятел ьное чтение, краткие записи, выполнение упражнений, игры со словами 1,6 Что такое интонация? Чтение текста с интонац. паузами; повышением , понижением голоса. Выразительн ое чтение Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности П. 37-38 читать, упр. 117 (письм.), 119 (устно) 23 Произведение устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок. Сказка и правда. Объясн ение нового матери ала. Аналитическ ое чтение, работа в тетради, выполнение упражнений, выразительн Познакомить учащихся с лирическим и, эпическими и драматическ Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к устной форме П. 39-42 читать, упр.123. (устно) 31
ое чтение ими произведени ями. Признаки литературн. Сказки выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. общения. 24 Небылицы. Пословицы и поговорки. Беседа Слушают рассказ учителя, чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, составление таблицы Познакомить учащихся с небылицами, пословицам и, поговорками . Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к устной форме общения. П. 43,44 читать, упр. 127 и 128 (письм.) или 130 (рассказ с поговорко й) 25 Загадки. Особенности языка загадок. Беседа Игры со словами, наблюдение, Познакомить учащихся с особенностя Регулятивные: прогнозирование результата и уровня Способность к самооценке на основе П. 45-47 читать, игра 2 на 32
Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки. работа в тетради (схемы), чтение ми загадок, скороговоро к, считалок. усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. критериев успешной учебной деятельности с. 129 (устно), упр.132 и 135 (письм.) 26 Три рода произведений созданных писателями. Литературная сказка. Объясн ение нового матери ала. Комментиро ванное чтение, ответы на вопросы, работа в тетради, с иллюстраци ей Познакомить учащихся с лирическим и, эпическими и драматическ ими произведени ями. Признаки литературн. Сказки Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности П. 48-49 читать, упр. 140 (устно), игра 1 на с. 145 27 Басня. Особенности языка басен. Беседа Ответы на вопросы, анализ текста, Познакомить с особенности жанра Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и Способность к самооценке на основе критериев П. 50-51 читать, упр. 143 (устно), 33
выразительн ое чтение басни; аллегория и иносказание, мораль басни определять степень успешности своей работы Познавательные: формулировать правило на основе выделения существенных признаков; Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками успешной учебной деятельности 144 (письм.) 28 Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. Объясн ение нового матери ала, беседа Комментиро ванное чтение, анализ текста, ответы на вопросы, работа в тетради Различие рассказа, повести, романа; композицион ные особенности Что такое сюжет, эпизод. Зачем нужен сюжет Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности П. 52,53 читать, упр.150 (устное сочинени е) 29 Сюжет и эпизод произведения. Объясн ение Ответы на вопросы, Уметь различать Регулятивные: выбирать действия в Способность к самооценке П. 54 читать, 34
нового матери ала. выполнение упражнений, игры со словами 3,4 понятия сюжет и эпизод произведени я. соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. на основе критериев успешной учебной деятельности упр.154 или 155 (на выбор, письм.) 30 Что такое лирическое произведение. Стихи о природе. Объясн ение нового матери ала. Работа в группах при чтении текста, анализ текстов, устные ответы, выразительн ое чтение, устное рисование по картине Мысли и чувства, выраженные в стихах о животных. Особенности лирического произведени я. Учить видеть прекрасное, красоту окружающег о мира Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Формировани е уважительног о отношения к иному мнению. П. 55,56 читать, упр. 160 (устно), 163 (письм.) 31 Зачем поэт говорит стихами. Стихи о животных. Стихи о каком-либо событии. Беседа Комментиро ванное чтение, выразительн ое чтение стихотворен ий, их анализ, работа с иллюстраци ями, ответы на вопросы Отличие сюжетных стихотворен ий от др. лирических произведени й. Мысли и чувства, передаваемы е в них. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы Познавательные: формулировать правило на основе выделения существенных признаков; Коммуникативные: Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности П. 57-59 читать, упр. 167 или 171 (устно), игры 1,2 (письм.) 35
определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 32 Что такое драматическое произведение. Отличие пьесы- сказки от эпической литературной сказки. Объясн ение нового матери ала. Комментиро ванное чтение и чтение по ролям, письменные ответы на вопросы, выполнение упражнений Особенности драматическ их произведени й. Композиц. особенности . Что такое афиша, ремарка Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения П. 60-61 читать, упр. 180 (письм.), повторить параграф 48-61, подготови ться к зачёту 33 Тест по теме «Три рода произведений» Урок контро ля Устные и письменные ответы на вопросы Выявить уровень подготовлен ности учащихся
Регулятивные;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные:
формулировать Положительн ая мотивация учебной деятельности 36
собственное мнение. 34 Заключительный урок. Игра «Загадки словесности». Обобщ ение изучен ного Работа в группах, ответы на вопросы Выявить уровень подготовлен ности учащихся
Регулятивные;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности Выбрать и принести лучшие творчески е работы 37
38