Напоминание

"Выразительные средства языка"

Автор: Кашина Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Троицкая СОШ № 5"
Населённый пункт: пос.Троицкий, Талицкий район, Свердловская область
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Выразительные средства языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа элективного курса «Выразительные средства языка»

для учащихся 9 классов


Кашина Н.В., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Согласно существующей типологии элективных курсов, данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной области “Филология”) на профильном уровне. Опираясь на знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении базового курса русского языка, данный курс является прогностическим по отношению к профильным курсам старшей школы и создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с выразительно-изобразительными возможностями языковых единиц разных уровней.
Цели и задачи курса
: - Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции; - Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся; - Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме; - Способствовать формированию потребности в речевом усовершенствовании; - Способствовать развитию языкового и стилистического чутья
Специфика подхода к занятиям:
- Рабочая программа курса носит примерный характер - Не ставится задача системного и последовательного изучения всех изобразительно-выразительных средств русской речи. Отбор их производится по критериям частотности употребления их в художественных текстах и уровню лингвистической компетенции учащихся.
Основная форма организации занятий
– практическая работа с текстом.
Ожидаемые результаты:
- Умение находить языковые средства художественной выразительности в тексте, понимать особенности каждого из них; - Использование средств выразительности языка в устной и письменной речи для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств.



Учебно-тематическое планирование
№ Тема Теория (кол-во часов) Практика (кол-во часов) 1. Вводное занятие. Выразительные средства языка: понятие, функция, система объектов. 1 2. Звуковые образные средства языка. 1 1 3. Изобразительные ресурсы русского словообразования. 1 1 4. Морфологические средства выразительности речи. 1 1 5. Лексические средства выразительности (тропы). 1 2 6. Стилистические фигуры речи. 2 2 7. Лексико-фразеологические ресурсы языка. 1 1 8. Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественных произведений. 1 Всего: 17 часов
Содержание программы

1. Вводное занятие.
Выразительность как качество письменной и устной речи. Выразительные средства языка: понятие, функция, система объектов.
2. Звуковые образные средства языка.
Словесное ударение. Логическое ударение. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.
3. Изобразительные ресурсы русского словообразования.
Стилистические приемы, основанные на значимости морфемы. Словообразовательный повтор. Внутренняя форма слова.
4. Морфологические средства выразительности речи.
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях.
5. Лексические средства выразительности (тропы).
Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Гипербола. Литота. Синекдоха. Аллегория. Перифраз. Ирония.
6. Стилистические фигуры речи.
Риторический вопрос, восклицание, обращение. Параллелизм. Инверсия. Анафора. Эпифора. Эллипс. Умолчание. Градация. Антитеза. Оксюморон. Парцелляция. Многосоюзие. Бессоюзие. Номинативная цепочка. Инфинитивная цепочка. Хиазм и др.

7. Лексико-фразеологические ресурсы языка.
Контекстные синонимы, антонимы. Многозначные слова. Фразеологизмы. Архаизмы. Историзмы. Окказионализмы. Книжная лексика. Просторечная лексика. Термины.
8.

Лингвостилистический анализ как составная часть анализа

художественных произведений.
Анализ текста с точки зрения употребления языковых средств выразительности.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск: “Взгляд”,2004. 2. Власенков А.И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9-11 класс. – М.: Просвещение,1997. 3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1995. 4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. М: Дрофа, 2001. 5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика.– М.: Просвещение, 1988. 6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Просвещение, 1996. 7. Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001. 8. Словарь юного филолога (Любое издание) 9. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.