"Психологическая готовность к обучению в школе детей дошкольного возраста"

Автор: Хакимова Идия Шамилевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 107
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическая готовность к обучению в школе детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 16.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Психологическая готовность к обучению в школе детей

дошкольного возраста.
Школа представляет собой этапный момент жизни ребенка. Это встреча с новым миром - загадочным, желанным, и, в то же время очень непростым. Ведь именно в начальной школе ребенок впервые станет субъектом социально-нормируемой деятельности, когда выполнять следует не только то что хочется, но и то, что нужно и именно так, как этого требуют взрослые- учителя. Большинство детей хотят идти в школу и это очень важно, ведь потребность "открывает" смысловую сферу индивида, делает его гибким и чувствительным к новым социально значимым влияниям и изменениям. Однако давно уже психологии известен факт, что желание первоклассников является очень поверхностным и необоснованным: ребенок хочет овладеть новой социальной ролью ("школьник"), которая привлекает своей внешней атрибутикой (своя новая форма, портфель, книги, свой уголок для подготовки уроков) и ритуальностью - в школу идут все дети, там своя жизнь, по-видимому, увлекательная и интересная, с ролью школьника связано новое, более уважительное, "взрослое" отношение со стороны родителей и одногодок и тому подобное. Именно этого хочет будущий школьник. Но очень быстро оказывается, что все совсем не так. К сожалению, пока не существует единственного и четкого определения понятий "функциональной", "психологической готовности", или "школьной зрелости", "школьной готовности". Отдельной является проблема детей младшего школьного возраста. Оставаясь по уровню психического развития дошкольниками, многие из них ходят в школу и включаются в учебную деятельность. У детей младшего школьного возраста хранятся присущие дошкольному возрасту особенности мышления: доминирует непроизвольная память, в результате чего запоминается не то, что нужно, а то, которое интересно; специфика внимания позволяет производительно выполнять определенную работу лишь в течение
10-15 минут; преобладает стремление изучать новое, прежде всего, в наглядно-образном и наглядно-действенном аспектах и тому подобное. Однако важной особенностью психического развития детей младшего школьного возраста является острая чувствительность (сенситивность) как к усвоению морально-психологических норм и правил поведения, так и к овладению целями и способами систематической учебы. Познавательные мотивы в этом возрасте ситуативные и неустойчивые: во время учебных занятий они появляются и поддерживаются лишь благодаря усилиям педагогов. Оценка учебной работы воспринимается как оценка личности, потому негативные оценки вызывают тревожность, состояние дискомфорта, апатии. По данным Максименко С.Д. и др. поведение еще неустойчиво, зависит от эмоционального состояния ребенка, который существенно усложняет взаимоотношения с однолетками и учителем. Цель достигается намного более успешно при игровой мотивации и оценке поведения однолетками (в случае командной игры). Формирование воли существенно связано с воспитанием мотива достижения цели. Все это нужно учитывать во время организации учебного процесса детей младшего школьного возраста, независимо от того, где он осуществляется - в подготовительных группах детских садиков или в первых классах школ. Учебные занятия с детьми младшего школьного возраста требуют игровых методов, "дошкольного" режима и тому подобное, а жесткие условия формализированной системы школьного обучения являются абсолютно недопустимыми. По данным психолого-педагогической науки, успешная учеба в школе возможна лишь при условии, что на момент вступления к ней ребенок приобрел соответствующее личностное, интеллектуальное и физическое развитие, которое обеспечивает его психологическую готовность к школе. Следовательно, квинтэссенцией всего развития дошкольного периода является психологическая готовность ребенка к школе.
С именем Захарова А.И. связывают появление самого термина "психологическая готовность ребенка к школе" о том, что развитие возможности руководить своим поведением составляет один из существенных моментов, которые образуют психологическую готовность ребенка к учебе в школе. Это же положение в своих исследованиях утверждала ученый В.К. Котырло. Она доказала, что у детей младшего школьного возраста есть предпосылки для формирования волевой готовности. Характерной чертой этого периода является способность подчинения мотивов своего поведения. Это дает возможность ребенку руководить своим поведением, которое необходимо для того, чтобы включаться в совместную деятельность, принимать систему требований, которую ставит школа и учитель. Произвольность поведения - один из важнейших показателей готовности к учебе в школе. В связи с постепенным воплощением в жизнь программы школьной реформы перед родителями появляется вопрос, в каком возрасте лучше отдавать детей в школу. Ответить на этот вопрос можно лишь учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, а также уровень их подготовленности к школе. В связи с этим в системе воспитания, перед тем, как принять ребенка к школе, ему предлагают пройти тест, который обнаруживает готовность ребенка к школе. На что же направлен этот тест? Во-первых, он определяет предметную готовность ребенка - умение читать, считать, писать. (Под чтением мы понимаем знание букв, способность их узнавать, складывать в составы и слова, и тому подобное; под писанием - способность ребенка к копированию образцов). Не менее важной, а под время и выдающейся является психологическая готовность. Именно она обеспечивает успешное включение ребенка к процессу школьной учебы и его эффективность. Поступив в школу, ребенок занимает новую социальную позицию - школьника. Очень важной является мотивация ребенка занять эту позицию. Для его эффективного формирования необходимо поддерживать желание малыша
"быть таким, как взрослый". Необходимо заблаговременно ознакомить ребенка с социальной функцией школы и ее режимом, учебными предметами, что их изучают в школе. Необходимо акцентировать внимание ребенка на привлекательных сторонах позиции школьника, которые открывают для него как новые права, что "приравнивают" его кое в чем к взрослым, так и новые обязанности, не всегда приятные, содержание которых должно выступать для него как еще одно свидетельство приближения к позиции взрослого. Эффективность этих мероприятий в значительной степени зависит также от того, как сами родители относятся к школе, свидетелем каких воспоминаний становится ребенок. Ребенок достаточно тщательным образом воспринимает всю информацию, которая приходит от родителей, даже если родители бессознательно недостаточно красиво высказались в адрес школы. Для формирования навыков общения с учителем, а также произвольности поведения ребенка, необходимо применять сюжетно-ролевые игры с взрослыми как ровными партнерами по игре, а на дальнейших этапах - совместную производительную деятельность с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры обеспечивают установление позитивного эмоционального отношения к взрослому и переход ребенка от непосредственного импульсивного поведения к произвольной, опосредствованной правилами. Дальше в совместной производительной деятельности у ребенка формируются специфическое отношение к взрослому как носителя образцов и путей деятельности, и переориентация из результата действия на способ действия. Формированию внутренней позиции ребенка как школьника, способствуют сюжетно-ролевые игры в школу. В процессе такой игры ребенок может непосредственно ознакомиться со школьным режимом, и правилами которых следует придерживаться. Однако их следует вводить постепенно, чтобы не перегрузить ребенка и не уничтожить его позитивной мотивации. О готовности может свидетельствовать желание ребенка играть роль не учителя, а ученика. Достаточно полезными являются также экскурсии к школе и общению со школьниками.

Список литературы
1. Артюхова,И.С. В первом классе – без проблем [Текст] / И.С. Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с. 2. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / И.И. Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.- 184с. 3. Крайг Г. Психология развития [Текст] /Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер,2005. – 904с. 4. Формирование образа «Я- будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа», №10-2004