"Твое здоровье"

Автор: Протопопова Валентина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением иностранных языков"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Программа классных часов и внеклассных мероприятий
Тема: "Твое здоровье"
Дата публикации: 16.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков» Программа классных часов и внеклассных мероприятий
«Твое здоровье»
для учащихся 1 – 4 классов и их родителей Разработала учитель начальных классов высшей квалификационной категории Шишкина Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов Протопопова Валентина Александровна Северодвинск 2015 1

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно- правовых документов: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности России; 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; 6. Устав МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением иностранных языков»; 7. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением иностранных языков»; 8. План внеурочной деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением иностранных языков» на текущий учебный год. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным Института возрастной физиологии, около 20% детей, приходящих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу 1 класса число этих детей 2
превышает 60%. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом, наиболее значительное увеличение частоты болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования и связаны напрямую с неполноценным и нерациональным питанием. По данным Института возрастной физиологии РАО, нерациональное питание порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Неполноценное питание школьников не дает возможности растущему организму справляться с ежедневными нагрузками, приводя к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате, существующая система школьного образования имеет энергозатратный и здоровьезатратный характер. Таким образом, проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни и рационального питания очень актуальны сегодня. Как помочь школьнику сохранить свой энергетический потенциал, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы современные дети научались соблюдать гигиенический режим питания, а родители относились к данной проблеме более значимо? Чтобы учебная деятельность в школе вызывала прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Твое здоровье». Задача учителя: более успешно и безболезненно, не нарушая состояния здоровья, вести учеников в школьной жизни, прививая правила здоровьесбережения. Укреплять веру в свои силы, формировать мотивационную сферу рационального питания. Обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя полученные знания и умения. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 3
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. А здоровье ребенка начинается с его физиологического состояния, основой которого является правильное рациональное питание. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы «Твое здоровье» мы определили заботу о сохранении здоровья младших школьников.
Цель программы:
формировать у детей представления о ценности здоровья и рационального питания, необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации учащихся начальной школы.
Задачи программы:
1. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; 2. Научить, обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; 3. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; 4. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; 5. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; 6. Научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; 7. Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; 8. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); 9. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; 10. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; 4
11. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; 12. Сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Данная программа строится на принципах:
- Научности: в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. - Доступности: которых определяет содержание программы в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. - Системности: определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов программы.
Участники программы:
 Учащиеся  Родители  Классные руководители  Фельдшер, закрепленный за школой.
Реализация программы:
 проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;  санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;  организация питания учащихся;  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;  организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;  организация и проведение профилактической работы с родителями;  организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и т.д.) в рамках программы;  организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;  проведение физкульминуток, утренней зарядки, организация игр на переменах.
Место курса в учебном плане:
Программа «Твое здоровье» рассчитана на обучение младших школьников с 1-4 класс. На изучение курса выделяется 36 ч (1 ч в месяц, 9 ч 5
в учебный год). Программа курса может быть реализована на классных часах и во внеурочное время.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы. В результате усвоения программы учащиеся должны уметь: - выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня, соблюдать правила рационального питания, режим питания; - осуществлять активную оздоровительную деятельность; - формировать своё здоровье. Учащиеся должны знать: - факторы, влияющие на здоровье человека; - причины некоторых заболеваний; - причины возникновения травм и правила оказания первой помощи; виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; - о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; - основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Личностными
результатами программы является формирование следующих умений:  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) 6
Регулятивные УУД  Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на занятии.  Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 7
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными
результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)  объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;  применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения, питания т.д.);  оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;  доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам  по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
Осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Сознательное отношение обучения и режим занятий.
Форма и методы взаимодействия
 по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;  по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии). Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический. - Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии; наблюдения; целевые прогулки. 8
- Словесный метод: чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала; рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. - Практический метод: проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей.
Содержание программы

1 КЛАСС
Месяц Внеклассная воспитательная работа. Внешкольные мероприятия. Работа с родителями Регулятивные ууд: учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Сентябрь Тема «Дружи с водой» 1.Советы доктора Воды - викторина 2.Друзья Вода и Мыло- игра Родительское собрание «Режим дня младшего школьника» РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Октябрь Тема «Что такое хорошо и что такое плохо» 1.Поведение в школе. Игра «Знаешь ли ты правила?» 2. Вредные привычки - беседа Конкурс поделок. 9
Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Ноябрь Тема «Настроение в школе и после школы» 1. Как настроение?- беседа 2.Я пришёл из школы. Игра Спортивный праздник «Мама, папа, я -спортивная семья» Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей(предметных и схематических рисунков).Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Декабрь Тема «Час здоровья» 1.Если хочешь быть здоров - КВН 2.Надёжная защита организма -беседа КВН Регулятивные ууд: учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Познавательные ууд Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Январь Тема «Уход за зубами» 1.Чтобы зубы были здоровыми -беседа, отгадывание кроссворда 2.Как сохранить улыбку здоровой Сочинение стихотворений 10
Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку. Посещение столовой Пр.занятие: Составление меню деятельности. Познавательные ууд: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Февраль Тема «Здоровое питание» 1.Кл. час «Как следует питаться» 2.Конкурс «Здоровая пища для всей семьи» Конкурс рисунков Лекция медика «О физиологии младшего школьника. Полезные советы» Анкетирование Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Март Тема «Как закаляться. 1.Обтирание и обливание-беседа 2.Ролевые игры «Уроки здоровья» РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Апрель Тема «Как сделать сон полезным» 1.Сон-лучшее лекарство-беседа 2.Театрализованная постановка 11
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, правил игры на занятии. Коммуникативные ууд: Слушать и понимать речь других.. Совместно договариваться о правилах игры, поведения в игре и следовать им. Май Тема «Туристический поход». 1.Подвижные игры 2.Конкурс рисунков «Сохраним здоровье» День Здоровья Туристический поход.
2 КЛАСС
Месяц Внеклассная воспитательная работа. Внешкольные мероприятия. Работа с родителями Регулятивные ууд: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Сентябрь Тема «Почему мы болеем» 1.Причина болезни - беседа 2.Здоровый образ жизни. Регулятивные ууд: учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Октябрь Тема «Прививки от болезней» 1.Инфекционные болезни - беседа 2.Прививки от болезней. Игра «Полезно - вредно» Круглый стол «Причины и последствия детской агрессии» Регулятивные ууд: учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. 12
Познавательные ууд: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Ноябрь Тема «Правила безопасного поведения дома, на улице» 1.Опасность в нашем доме 2. Как вести себя на улице. Викторина Конкурс рисунков «Сохраним здоровье» РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Декабрь Тема «Домашняя аптечка» 1.Урок творчества «Как здоровье?» 2.Игра «Светофор Здоровья» Родительский урок «Как научить ребёнка необходимым правилам поведения» РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Январь Тема «Правила общения с огнём» 1.Огонь - друг, огонь –враг - Кл. час 2.Конкурс рисунков по пожарной безопасности. РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 13
Февраль Тема «Вредные привычки» 1. Вредные привычки (беседа) 2.Конкурс рисунков: «Второй класс против курения и алкоголя» Конкурс рисунков «Всё о пожаре» Регулятивные ууд: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: совместно договариваться о правилах общения и поведения. Март Тема «Как защитить себя» 1.Травмы - беседа 2.Отравление ядовитыми грибами. Родительский урок «Как научить ребёнка жить в мире людей» Уроки этики поведения. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, правил игры на занятии. Коммуникативные ууд: Слушать и понимать речь других.. Совместно договариваться о правилах игры, поведения в игре и следовать им. Апрель Тема «Забота медицины» 1.Воспитай себя – игра 2. Спортивные соревнования «Я выбираю движение» «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни» РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Май Тема «Путешествие в страну здоровячков» 1.Праздник «Путешествие в страну здоровья» 2. Конкурс рисунков на асфальте День Здоровья
3 КЛАСС
Месяц Внеклассная Внешкольные Работа с родителями 14
воспитательная работа. мероприятия. РегулятивныеУУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Сентябрь Тема «Почему мы говорим неправду» 1.Поможет ли тебе обман. Кл. час 2.Конкурс пословиц и поговорок на тему: «Неправда-ложь» Родительское собрание «Формирование у ребёнка желания трудиться» РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Октябрь Тема «Здоровый образ жизни» 1.Беседа-диалог «Борьба за здоровый образ жизни» 2.Как отучить себя от вредных привычек - беседа Занятие «Как вредные привычки решили завоевать мир людей» Участие родителей в неделе творчества в классе. РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Ноябрь Тема «Умей себя сдерживать!» 1.Все ли желания выполнимы – беседа 2. Как воспитать в себе сдержанность- викторина Встреча с родителями представителей правоохранительных органов. РегулятивныеУУД:определять и формулировать цель деятельности 15
на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Декабрь Тема «Нехорошие слова. Недобрые шутки». 1. Вежливое общение – игра 2. Умеем ли мы разговаривать по телефону - беседа РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Январь Тема «Как надо себя вести» 1.Ты идёшь в гости. Постановка сценки. 2.Как вести себя в транспорте и на улице - беседа Лекция врача- нарколога РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Февраль Тема «Дружба» 1.Что такое дружба - беседа 2. Конкурс сочинений на тему: «Кто может считаться настоящим другом» Конкурс рисунков РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы 16
всех учащихся. Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Март Тема «Занятия после школы» 1. Умей организовать свой досуг - беседа 2.Конкурс рисунков на тему: «Моё любимое занятие» Родительское собрание на тему: «Чем занимаются дети после школы» РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Коммуникативные ууд: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Апрель Тема «Как помочь больным и беспомощным» 1. «Давай поговорим» Кл. ч. 2.Спешите делать добро - беседа Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Май Тема «Огонёк здоровья» 1.Урок-путешествие в страну здоровья 2.Урок-соревнование «Культура здорового образа жизни» День Здоровья
4 КЛАСС
Месяц Внеклассная Внешкольные Работа с 17
воспитательная работа. мероприятия. родителями Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Сентябрь Тема «Наше здоровье». 1.Кл. час «Наше здоровье» 2.Игра «Что? Зачем? Как? Регулятивные ууд: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Октябрь Тема «Как сохранить здоровье» 1.Практикум «Чувства и поступки» 2.Что такое эмоции - диспут Акция «За нами будущее» Кл. собрание «Мой ребёнок становиться трудным» Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Ноябрь Тема « Моё решение» 1.Принимаю решение - беседа 2.Час диспута «Учимся думать и действовать! 18
Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Декабрь Тема «Мы – одна семья! 1.Игра-путешествие: «Откуда берутся грязнули» 2.КВН «Наше здоровье» Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Январь Тема «вредные привычки» 1.Беседа «Умей сказать «Нет»» 2.Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» Спортивные соревнования Практикум для родителей «Школа здоровья» Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Февраль Тема «Злой волшебник – алкоголь» 1.Алкоголь-ошибка (беседа) 2.Презентация «Злой волшебник Алкоголь» Конкурс рисунков и газет «Молодежь против наркотиков» 19
Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Март Тема «Злой волшебник- табак» 1.Что мы знаем о курении 2.Презентация «Злой волшебник Никотин» Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Апрель Тема «Злой волшебник - наркотик» 1.Наркотик-тренинг безопасного поведения 2.Презентация «Злой волшебник Наркотик» Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни» Лекция- презентация «Здоровье сберегающие технологии в воспитании младших школьников» Регулятивные ууд: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные ууд: преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Коммуникативные ууд: средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Май Тема «Чистота и здоровье» 1.День здоровья 2.Урок-КВН « Будьте здоровы!» 20

Результатом практической деятельности по программе «Твое

здоровье» можно считать следующее:
 Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.  Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.  Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района. Собирается альбом со школьными фотографиями «Наша школьная жизнь»  Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.  Классный руководитель, по совместительству социальный педагог, выступал на методическом объединении учителей начальных классов школы.  Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.  Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.  90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Материально-техническая база:
1.Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.; 21
2.Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.; измерительные приборы: весы, часы. Спортивный инвентарь. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных

и предметных результатов
1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008.) 2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003
.
3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов:проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик» - О.А. Орехова, пиктографический тест «Школа» - Баркан А.И. ,Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е. Егжаковой (в 1-х классах), 4. Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»/ Классные часы с психологом 1-4 классы/ авт. Сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. – 2-е издание. – М.: Планета, 2012. 22
23

Содержание программы

1 КЛАСС
Месяц Внеклассная воспитательная работа. Внешкольные мероприятия. Работа с родителями Сентябрь Тема «Дружи с водой» 1.Советы доктора Воды - викторина 2.Друзья Вода и Мыло-игра Родительское собрание «Режим дня младшего школьника» Октябрь Тема «Что такое хорошо и что такое плохо» 1.Поведение в школе. Игра «Знаешь ли ты правила?» 2. Вредные привычки - беседа Конкурс поделок. Ноябрь Тема «Настроение в школе и после школы» 1. Как настроение?- беседа 2.Я пришёл из школы. Игра Спортивный праздник «Мама, папа, я -спортивная семья» Декабрь Тема «Час здоровья» 1.Если хочешь быть здоров - КВН 2.Надёжная защита организма - беседа КВН Январь Тема «Уход за зубами» 1.Чтобы зубы были здоровыми - беседа, отгадывание кроссворда 2.Как сохранить улыбку здоровой Сочинение стихотворений 24
Февраль Тема «Здоровое питание» 1.Кл. час «Как следует питаться» 2.Конкурс «Здоровая пища для всей семьи» Конкурс рисунков Родительское собрание «Правильное собрание – залог здоровья» Март Тема «Как закаляться. 1.Обтирание и обливание-беседа 2.Ролевые игры «Уроки здоровья» Лекция мед. работника «О физиологии младшего школьника. Полезные советы» Анкетирование Апрель Тема «Как сделать сон полезным» 1.Сон-лучшее лекарство-беседа 2.Театрализованная постановка Май Тема «Туристический поход». 1.Подвижные игры 2.Конкурс рисунков «Сохраним здоровье» День Здоровья Туристический поход.
2 КЛАСС
Месяц Внеклассная воспитательная работа. Внешкольные мероприятия. Работа с родителями Сентябрь Тема «Почему мы болеем» 1.Причина болезни - беседа 2.Здоровый образ жизни. Тест. Октябрь Тема «Питание – необходимое условие для жизни человека» 1.Рациональное питание - беседа Круглый стол «Причины и последствия детской агрессии» 25
2.Полезные продукты. Игра «Полезно - вредно» Ноябрь Тема «Правила безопасного поведения дома, на улице» 1.Опасность в нашем доме 2. Как вести себя на улице. Викторина Конкурс рисунков «Сохраним здоровье» Декабрь Тема «Домашняя аптечка» 1.Урок творчества «Как здоровье?» 2.Игра «Светофор Здоровья» Родительский урок «Как научить ребёнка необходимым правилам поведения» Январь Тема «Правила общения с огнём» 1.Огонь - друг, огонь –враг - Кл. час 2.Конкурс рисунков по пожарной безопасности. Февраль Тема «Вредные привычки» 1. Вредные привычки (беседа) 2.Конкурс рисунков: «Второй класс против курения и алкоголя» Конкурс рисунков «Всё о пожаре» Март Тема «Как защитить себя» 1.Травмы - беседа 2.Отравление ядовитыми грибами. Родительский урок «Как научить ребёнка жить в мире людей» Уроки этики поведения. 26
Апрель Тема «Забота медицины» 1.Воспитай себя – игра 2. Спортивные соревнования «Я выбираю движение» «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни» Май Тема «Путешествие в страну здоровячков» 1.Праздник «Путешествие в страну здоровья» 2. Конкурс рисунков на асфальте День Здоровья
3 КЛАСС
Месяц Внеклассная воспитательная работа. Внешкольные мероприятия. Работа с родителями Сентябрь Тема «Почему мы говорим неправду» 1.Поможет ли тебе обман. Кл. час 2.Конкурс пословиц и поговорок на тему: «Неправда-ложь» Родительское собрание «Формирование у ребёнка желания трудиться» Октябрь Тема «Здоровый образ жизни» 1.Беседа-диалог «Я выбираю кашу» 2.Почему важно соблюдать режим питания - беседа Занятие «Как вредные привычки решили завоевать мир людей» Участие родителей в неделе творчества в классе. Ноябрь Тема «Умей себя сдерживать!» 1.Все ли желания выполнимы – беседа 2. Как воспитать в себе сдержанность- викторина Встреча с родителями представителей правоохранительных органов. 27
Декабрь Тема «Нехорошие слова. Недобрые шутки». 3. Вежливое общение – игра 4. Умеем ли мы разговаривать по телефону - беседа Январь Тема «Как надо себя вести» 1.Ты идёшь в гости. Постановка сценки. 2.Как вести себя в транспорте и на улице - беседа Февраль Тема «Дружба» 1.Что такое дружба - беседа 2. Конкурс сочинений на тему: «Кто может считаться настоящим другом» Конкурс рисунков Март Тема «Занятия после школы» 1. Умей организовать свой досуг - беседа 2.Конкурс рисунков на тему: «Моё любимое занятие» Родительское собрание на тему: «Чем занимаются дети после школы» Апрель Тема «Как помочь больным и беспомощным» 1. «Давай поговорим» Кл. ч. 2.Спешите делать добро - беседа 28
Май Тема «Огонёк здоровья» 1.Урок-путешествие в страну здоровья 2.Урок-соревнование «Культура здорового образа жизни» День Здоровья
4 КЛАСС
Месяц Внеклассная воспитательная работа. Внешкольные мероприятия. Работа с родителями Сентябрь Тема «Наше здоровье». 1.Кл. час «Наше здоровье» 2.Игра «Что? Зачем? Как? Октябрь Тема «Как сохранить здоровье» 1.Практикум «Чувства и поступки» 2.Что такое эмоции - диспут Акция «За нами будущее» Родительское собрание «Мой ребёнок становиться трудным» Ноябрь Тема « Моё решение» 1.Принимаю решение - беседа 2.Час диспута «Учимся думать и действовать! Декабрь Тема «Мы – одна семья! 1.Игра-путешествие: «Откуда берутся грязнули» 2.КВН «Наше здоровье» 29
Январь Тема «Вредные привычки» 1.Беседа «Умей сказать «Нет»» 2.Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» Спортивные соревнования Практикум для родителей «Школа здоровья» Февраль Тема «Как вести себя за столом» 1.Этикет за столом (беседа) 2.Презентация «Сервировка стола» Конкурс рисунков и газет «Молодежь против наркотиков» Март Тема «Ток-шоу «Из лилипутов в великаны» Что нужно есть, чтобы вырасти. Апрель Тема «Злые волшебники – табак и наркотик» 1.Наркотик-тренинг безопасного поведения 2.Презентация «Злой волшебник Табак» Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни» Лекция- презентация «Здоровье сберегающие технологии в воспитании младших школьников» Май Тема «Чистота и здоровье» 1.День здоровья 2.Урок-КВН « Будьте здоровы!» 30

Список использованной литературы:
1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией В.П.Соломина, Ю.Л.Варламова. – Спб., 1995. 2. Воропай А.В. «Дорогая сигарета», М., 2004 г. 3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г. 4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.-СПб.,1997. 5. Ковалько В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г. 6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г. 7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.-СПб.,1998. 8. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г. 9. Составитель Долгопол О.Н. «Работа с родителями по профилактике наркоманов у детей и подростков» К-д, КОИПК и ПРО, 2005 10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту:Советы психолога родителям.-М.,1996 11. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г., 2008 г. 31
12. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-202.-№5.-с.54. 13. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003. 14. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002. 15. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.-Новокузнецк, 1999. 16. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001. 17. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. Пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004. 18.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004. 19. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997. 8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997. 20. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995. 21. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998. 32
22. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М.,2002. 23. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995. 24. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997 33