"Внедрение ФГОС в начальной школе"

Автор: Шергина Татьяна Анкиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Абагинская СОШ" Амгинского района Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: село Абага Амгинского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение ФГОС в начальной школе"
Дата публикации: 01.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Внедрение ФГОС в начальной школе МБОУ «Абагинская СОШ» С 2011 года МБОУ «Абагинская СОШ» Амгинского района Республики Саха (Якутия) начала обучение первоклассников на основе федеральных государственных образовательных стандартов. В целях эффективной реализации ФГОС НОО на начальном этапе введения стандарта были внесены изменения в нормативную базу школы, разработаны приказы, локальные акты, должностные обязанности работников, разработана основная образовательная программа. Кабинеты начальных классов оснащены в соответствии с требованиями ФГОС: имеются интерактивные комплексы, программное обеспечение к ним, печатные и электронные пособия, раздаточные материалы. В 2011году 1 первый класс поступило 17 учеников. Начала свою работу с составления ООП НОО, рабочих программ по учебным предметам и программ дополнительного образования в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности. В начале учебного года провела родительское собрание и опрос родителей первоклассников по вопросу направления внеурочной деятельности, в которых родители желали бы, чтобы занимался их ребенок: на 1 месте – художественно – эстетическое; на 2 месте – спортивно – оздоровительное; духовно – нравственное; на 3 месте – научно – познавательное План внеурочной деятельности включает направления развития личности: Спортивно- оздоровительное: "Корригирующая гимнастика", "Шахматы". Социальное направление: «ОБЖ», «Основы сельскохозяйственных знаний». Общеинтеллектуальное: "Учимся проектировать", "Логика", "Введение в информатику". Духовно-нравственное: "Краеведение", Общекультурное: "Олонхо",. В основу примерных программ внеурочной деятельности положен принцип развития индивидуальности каждого ребѐнка в процессе внеурочной деятельности. Проводится мониторинг по развитию универсальных учебных действий. Диагностируются все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. По результатам диагностики с первого класса по третьему классу достигнуты хорошие результаты в формировании УУД. Нравственно-этическая ориентация выросла на 4,6 %. Дети усвоили нормы поведения в коллективе. Регулятивные навыки (умение действовать по образцу, следовать инструкции, способность контролировать свои учебные действия и давать им оценку) выросли на 22,25%. Познавательные навыки (научились сравнивать, классифицировать, делать умозаключения) выросли на 14,76%. Коммуникативные навыки (умение сотрудничать с товарищами в процессе учебной деятельности) повысилось на 17,4%.Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. На международных конкурсах ЭМУ, «Английский лев», «Бриллиантовые нотки» участвовало 14, призерами стали 7; на всероссийских конкурсах «Рождественское настроение» - 7, призерами стали 2; на республиканских конкурсах – 12, лауреатами стали 12; на улусных соревнованиях, конкурсах участие приняли все. Обучение ведётся на основе УМК «Планета знаний». УМК «Планета знаний» был выбран исходя из того, что реализует принципы деятельностного подхода с помощью учета ведущих видов деятельности и законов их смены, обогащения, усиления, углубления детского развития, создания ситуации воспитывающей деятельности, сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. В нем есть разнообразие форм организации учебной деятельности: общеклассные, групповые и индивидуальные. Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой
совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Большое внимание уделяется решению проектных задач, которые помогают нам увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности. На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Результаты стартовой диагностики в начале учебного года в первом классе показали, что общий уровень предметных умений у обучающихся: высокий-18%, средний-47%, нмзкий-35%. У ровень сформированности познавательных УУД: высокий-47%, средний-22,4%, низкий-30,6%. Результаты итоговой комплексной работы в 3 классе таковы: - выполнили и базовый и повышенный уровень – 50% учащихся - выполнили базовый уровень – 42,8 % учащихся - ниже базового уровня на – 7,2 % учащихся Диагностика показывает, что интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия развиваются. В 2012-2013 учебном году была организована творческая группа, где вошли учителя, работающие по УМК Планета Знаний. Целью работы творческой группы является взаимодействие и сотрудничество учителей по обеспечение научно-методических условий для качественной реализации образовательной программы по УМК «Планета Знаний». В течение периода с 2012 по 2014 год творческая группа проводила заседания, на которых обсуждались вопросы изучения актуального педагогического опыта учителей, намечались задачи, направленные на реализацию ФГОС, повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей. На заседании заслушивали сообщения учителей по темами: «Мониторинг сформированности УУД младших школьников», «Программно-методическое и дидактическое обеспечение УМС Планета Знаний», «Организация внеурочной деятельности в ОУ» и.т.д. В 2014 году учителя творческой группы провели улусный семинар «УМК «Планета знаний» как средство совершенствования преподавания предметов и расширения информационно-образовательного пространства в начальной школе». Даны 10 открытых уроков, занятий. Проведен педагогический практикум, где с докладом выступили 15 учителей по вопросам духовно-нравственного воспитания, по опыту критерия оценивания УУД и.т.д. («Инновационная УМК, обеспечивающая требования ФГОС общего образования для начальной школы» - Доброскокина Алена Валерьевна,МБОУ «Амгинская СОШ-2», “Духовно-нравственное воспитание средствами русского языка» - Илларионова Лариса Ивановна,МБОУ «Майская СОШ», .«Ценностные ориентиры читательской деятельности» - Суханова Елена Владимировна, МБОУ «Амгинская СОШ- 2», .«Модель оценки сформированности индивидуальных умений» - Прохорова Туйаара Михайловна, МБОУ «Чапчылганская СОШ», «Электронное портфолио младших школьников» - Лукина Надежда Афанасьевна, МБОУ «Майская СОШ», «Формирование УУД через проектную деятельность в начальной школе» - Михайлова Анна Фридриховна , МБОУ «Амгинский лицей», КИМ-Ы для учащихся начальных классов «Тесты по языку саха, по русскому языку, по математике, по окружающему миру» - Борисова Ульяна Семеновна, МБОУ «Сулгачинская СОШ», Электронное пособие «Введение регионального компонента на уроках окружающего мира» - Соловьева Светлана Анастасовна, Архипова Миролюбовь Максимовна, МБОУ «Амгинский лицей»). Организована выставка педагогических работ, продажа электронных учебно-методических разработок.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в течении трёх лет члены творческой группы учителей начальных классов, работающих по УМК «Планета Знаний» проводили методическую работу по переходу на ФГОС второго поколения, активно повышали своё педагогическое мастерство, обменялись опытом. В нашем улусе в 2014-2015 учебном году по комплекту «Планета Знаний» работала 19 учителей в 7 школах. С каждым годом число учителей, работающих по программе Планета Знаний, уменьшается. Это связано с тем, во-первых, что программа русского языка трудна для детей с якутским языком обучения; во-вторых, трудно достать рабочие тетради, учебники, методические пособия; в-третьих, не разработаны учебные программы в старших классах по УМК Планета Знаний.