"Инклюзия как основной принцип организации занятий с детьми-инвалидами"

Автор: Чернов Владимир Николаевич
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МОУ Ясашно-Ташлинская СОШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Тереньгульский район, село Ясашная Ташла
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инклюзия как основной принцип организации занятий с детьми-инвалидами"
Дата публикации: 16.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кафедра коррекционной педагогики Выпускная работа по теме: «
Инклюзия как основной принцип организации занятий с детьми –

инвалидами».
Работу выполнил: Слушатель группы ДФ-3, учитель физической культуры и ОБЖ МОУ Ясашно – Ташлинской сош Чернов В.Н. Научный руководитель: Барбитова А.Д. Ульяновск 2015
Содержание стр. 1.Введение Актуальность проблемы инклюзивного образования 1 2.Основная часть Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования 5 Инклюзия как основной принцип организации занятий по физической культуре с детьми – инвалидами 7 3.Заключение 13 4.Литература 15

1.Введение.

Актуализация проблемы инклюзивного образования для детей с

ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность. Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Принципы инклюзивного образования: принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе; включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи; вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач; использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей – инвалидов; детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) », представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медикопсихологическим
сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах - интернатах». Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 год был объявлен Годом равных возможностей. В Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы. Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями совместно с родителями разрабатываются индивидуальные учебные планы. Реализация планов осуществляется с поддержкой тьюторов, психологов, педиатров. Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым. Задача инклюзивного образования: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания. Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды. В России существует несколько вариантов обучения детей-инвалидов: Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, умственной отсталостью. Минусами образования детей с ОВЗ являются значительная удаленность специальные (коррекционные) учреждения от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника или дошкольника в одно из этих учреждений лишает семью
(родителей,ребенка)полноценногообщения. Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение на дому, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.). Данный вид образования также ведет в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и интеграции ребенка в общество. Инклюзивное обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Это обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Это форма дифференциации образования. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

2.Основная часть.

Основные спорные вопросы инклюзивного дифференцированного

образования на сегодняшний день.
Не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Наиболее проблематичными при совместном обучении они считают отношения с одноклассниками. Такое мнение высказали не только родители, но и дети. Настораживающим фактом является не желание детей инвалидов учиться вместе со здоровыми детьми, что говорит о сомнениях в переходе к совместному обучению и страхе. Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Безусловно, у родителей здоровых детей вызывает опасения, что при смешанном обучении здоровых детей с детьми с ОВЗ меньше внимания будет уделяться здоровым детям, снизится уровень обучения здоровых детей, ухудшится дисциплина. Учителя признают то, что они не готовы обучать ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения. Они признаются, что не знают, как организовать его обучение и, вообще, «что с ним делать». Важным условием организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги. Интегрированное (
инклюзивное
) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы. Подлинная интеграция (с полноценным вложением средств в техническое переоснащение массовых школ) в конечном итоге должна оказаться дороже дифференцированного специального образования. - Обучение (переобучение) педагогических кадров на дефектологов - Специальные технические средства и средства реабилитации (слуховые аппараты индивидуального и коллективного пользования и других технических средствах для детей с нарушением слуха, учебники с крупным шрифтом для детей с нарушением зрения и т.д.)
- Оборудование доступа к школе и оборудование самой школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Вход в школу
. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата –
пандусы
, ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски, двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, во избежание скатывании коляски вниз. Для детей с нарушением зрения контрастные цвета на лестнице и двери.
Внутреннее пространство школы
. Для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата. Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть увеличена. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах. Для детей с нарушением зрения названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия
шрифтом

Брайля
.
Школьная раздевалка
. Нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды. Школьная столовая. В столовой следует ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске.
Школьный туалет
. В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Раковина, зеркало и электросушилка, полотенце и туалетная бумага расположить ниже.
Школьная библиотека
. В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг и столы для чтения необходимо понизить. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки).
Классные кабинеты
. В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения (с учетом разворота инвалидной коляски). Детям-инвалидам по зрению необходимо уделить внимание освещению рабочего стола. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать. Детям с нарушением слуха необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Территория школы также подлежит переустройству.
Это лишь часть затрат, необходимых для перехода к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями. Таким образом, интеграция обойдется намного дороже, либо (как всегда) произойдет экономия при непонимании необходимости таких затрат.
А будет ли цель оправдывать средства?
Может так случится, что в спешке мы не только не получим истинной интеграции детей с проблемами в развитии в сообщество здоровых детей, но при этом какую-то часть детей, имеющих особые потребности, (ранее обучающихся в специальных коррекционных школах) напротив, лишим возможности социализироваться и интегрироваться в общество, приобрести профессию и возможность самостоятельно жить и создавать семьи.
При этом мы успеем сломать

старую систему специального образования, потерять отработанные

коррекционные технологии, создававшиеся десятилетиями целой

плеядой талантливых и самоотверженных ученых.
Все это может произойти очень быстро... Работая в школе для детей с нарушением слуха, сложно себе представляю их обучение в массовой школе. Глухие и слабослышащие дети, приходя в специализированную школу-интернат говорят несколько слов или не умеют разговаривать вообще. У детей в речи отсутствует большая часть звуков. Обучаясь в нашей школе, ребёнок научится разговаривать, читать, пересказывать, узнает много слов и будет обучен и социализирован. Это результат огромного труда специальных педагогов. Для того, чтобы слабослышащий ребёнок освоил новое слово, его нужно написать, поставить ударение, показать на дактиле, объяснить значение, показать произношение, повторить миллион раз на индивидуальных занятиях с логопедом, уроках, воспитательских часах, общешкольных мероприятиях, и т. д.
Надо отдавать

себе отчет, что никто не будет заниматься в массовой школе с нашими

детьми так, как это делают в специализированной школе. Чем

закончится этот эксперимент? Изуродованной психикой? Кучей

комплексов? Или ещё каким кошмаром? О каких правах детей может

идти речь, если дети с ОВЗ, учась в общеобразовательных школах, не

смогут получить должного образования?
Дети-инвалиды останутся не обученными, морально уничтоженными людьми, которые пополнят ряды криминала и асоциальных граждан. Тем, кто работает с детьми с ОВЗ трудно представить, как дети с ОВЗ будут смотреться в массовой школе. Наше общество не готово воспринимать людей с ограниченными возможностями такими, какие они есть (даже не все педагоги могут работать с детьми с ОВЗ). В специальных школах учитель- дефектолог дает знания и прививает умения своим детям нисколько не хуже, чем в обычной школе, только все происходит пролонгировано, в щадящем режиме, с учетом особенностей ребенка. Стоит зайти в нашу коррекционную школу и сразу видно, что дети в ней счастливы, а вот будут ли они счастливы?
Сегодня ни дети, ни родители, ни педагоги, ни общество в целом не готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет психологическую, морально-этическую и материально-техническую основу.
Сегодняшняя массовая школа

ориентирована не на личность, а на успешный результат
. Партнерство в школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые.
Устоявшаяся система школьных ценностей массовой

школы находится сегодня в глубоком противоречии с идеей

инклюзивного образования
. Отсюда следует, что необходимо формировать в обществе правильное (не просто терпимое, толерантное) отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии. Только это позволит не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе. Для этого нужны годы. Для этого необходимо создание серьезной многоуровневой правовой базы, создание определенных условий в школах, позволяющих сделать пребывание ребенка-инвалида комфортным, а также принятие населением, каждым человеком людей с ОВЗ. Это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого совместное равное проживание с людьми с ОВЗ станет частью мировоззрения. В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление или непреодоление. Развитие инклюзивного образования требует терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности. А сегодня государству необходимо повернуться лицом к специальным коррекционным школам, которые на протяжении многих лет доказали свою состоятельность. Для развития образования в целом необходимо учитывать следующие факторы: государство должно резко увеличить финансирование образования, поскольку на практике оказалось, что подлинная интеграция дороже дифференцированного специального образования (проблемным детям нужно больше, чтобы быть равными); учителя массовых школ, не обладая достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психолого-педагогической помощи, не готовы к интеграции и попадут в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта; только при колоссальной финансовой поддержке школы можно организовать в каждой общеобразовательной школе оптимальные условия для проблемного ученика (В классе ему необходимо обеспечить двух педагогов, основного и дополнительного для индивидуальной помощи. Для решения его бытовых проблем - специальные технические приспособления и обучение персонала.).
дополнительное внимание учителя к интегрированному ребенку приводит к снижению качества обучения его одноклассников и рейтинга школы, оттоку наиболее способных учеников.
В настоящее время идея инклюзивного образования выглядит как

неквалифицированный энтузиазм (преимущественно управленческих

структур)
. Специалисты, говоря об интеграции, ясно понимают обязательную систему условий, необходимых для развития проблемного ребенка в массовой школе. Расширение функций специальной школы, ее превращение в своего рода центр оказания квалифицированной специализированной профильной помощи детям города, области, региона положит начало налаживанию взаимодействия специального и массового образования. Но необходимо понимать, что интеграция – очень сложный процесс, и для достижения успешных результатов необходим ряд условий. Во-первых, абсолютно все дети-инвалиды не готовы к интеграции. Невозможно себе представить, что с такого-то числа все они пойдут в массовую школу. Во-вторых, для успешной интеграции необходима готовность родителей ребенка-инвалида – потребуется особая поддержка с их стороны, если он обучается в интегрированном классе. В-третьих, школа должна быть готова принять инвалидов: с детьми и учителями нужно провести определенную работу хотя бы для того, чтобы на ребенка, отличающегося от остальных, никто не показывал пальцем. Педагогам необходимо пройти специальное повышение квалификации, чтобы получить навыки работы с такими детьми. В массовой школе нужно организовать сопровождение детей-инвалидов с участием психологов, учителей- дефектологов, социальных работников. А самое главное – необходима готовность общества к принятию инвалидов. Нет нужды повторять известную истину, что школа – это часть общества.
Готовность общества
– это понимание того, что рядом с обычными людьми, с обычными детьми живут дети с ограниченными возможностями. Глухота – это неизлечимая болезнь, и главная задача при реабилитации глухого ребенка заключается в том, чтобы с помощью специальных методик, специальной аппаратуры научить его слушать и говорить. Глухой ребенок готов к общению с окружающими, но окружающие далеко не всегда готовы к общению с ним. Случайно встретив такого ребенка, люди боятся ответить на его вопрос, потому что он говорит плохо. Проблема в том, что общество ничего не знает об инвалидах, о том, что они добрее и отзывчивее обычных
детей, что они ждут доброты и отзывчивости от окружающих. Почему-то некоторым кажется, что инвалиды – люди обозленные, а это далеко не так.
Существуют ли нормативные документы, регламентирующие процесс

интеграции инвалидов в массовую школу
- на федеральном уровне существуют нормативные документы об интеграции детей дошкольного возраста (они приняты в конце 1990-х – начале 2000-х годов). По моей информации, ни одного документа об интеграции школьников нет, и это, конечно, катастрофа. Тем не менее, в регионах инклюзивное образование развивается в рамках экспериментов, в некоторых субъектах Федерации даже приняты соответствующие законы. Опыт инклюзивного образования есть и в отдельных муниципалитетах по всей России. Конечно, экспериментальный режим – это уже хорошо, но работать приходится на свой страх и риск. Сегодня государство предоставляет инвалидам возможность получить бесплатное образование. Это лишь одна из льгот, которые предусмотрены для людей с ограниченными способностями… Инвалидов в нашей стране очень много, поэтому их проблемы просто невозможно игнорировать. Если способности инвалида и ограничены, то не следует ограничивать его возможности. Такие люди должны получать хорошее образование в средних школах, а затем иметь возможность выбрать для себя колледж, университет, чтобы получить достойное профессиональное образование. Только так они могут реализовать себя в обществе и достигнуть хорошего благосостояния. Поэтому обучение и профессиональная подготовка инвалидов гарантируются государством и поддерживаются многими законами и нормативными актами. Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка- инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах России функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами будут заниматься по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.
Среднее образование для детей-инвалидов осуществляется в специализированных школах и интернатах. Также недавно государство начало внедрять программу интегрированного обучения. По этой программе дети-инвалиды могут обучаться в обычных средних школах с обычными, здоровыми детьми. Правда, в действительности не все школы полностью готовы к обучению детей-инвалидов — не хватает как знаний учителей, так и необходимых детям-инвалидам технических приспособлений (например, пандусов, слуховых аппаратов, лифтов). Профессиональное образование инвалиды могут получить в государственных учебных заведениях, которые работают по специальным реабилитационным программам. Любой колледж для инвалидов должен предоставит своему студенту всю необходимую материальную базу для успешного обучения. Образовательная программа должна включать проведение специальных тренингов, семинаров для инвалидов. Естественно, что все необходимые учебные пособия должны выдаваться бесплатно или на льготных условиях. Инвалиды могут учиться и в негосударственных учебных заведениях, для них там могут быть предусмотрены льготы по оплате. Но что делать ребенку-инвалиду или студенту-инвалиду, который по состоянию здоровья не может учиться даже в специализированной школе или институте? Образование детей инвалидов в таких случаях можно реализовать с помощью дистанционных центров обучения детей инвалидов или студентов. Здесь инвалиды могут получить среднее и высшее образование, не выходя из дома. Все задания они получают на свой компьютер, а после их выполнения, отсылают в центр, где их проверят учителя/преподаватели. Такие центры функционируют самостоятельно или находятся при университетах и школах. Теперь у каждого инвалида, вне зависимости от состояния здоровья, есть возможность получить хорошее образование. Для интегрированного обучения необходимо создавать Центры и практика доказывает, что они уже есть и эффективно действуют в России. Инклюзивное образование – это не только обучение инвалидов в массовой школе, но и наоборот – открытие интегрированных групп в специальных учреждениях. Центр – и учреждение дополнительного образования, и детский сад, и школа. Занятия там продолжаются с утра до вечера, но это не интернат: я убеждена, что ребенок-инвалид должен воспитываться в семье. В детском саду первая интегрированная группа была открыта в 1997 году. Интеграцию лучше всего начинать в раннем возрасте: для трехлетних детей неважно, носят ли другие дети слуховые аппараты. Для них главное – чтобы было интересно играть вместе, и контакт между обычным и глухим ребенком устанавливается очень легко и естественно.
Конечно, все родители знают, что их дети будут учиться в группе со своими глухими сверстниками, и мы этого не скрываем. Потом на праздниках они видят совместные выступления, что отношения между людьми в современном мире становятся более жесткими, а их дети вырастут в любви, будут испытывать чувство сострадания к ближнему. Совместное обучение здоровых детей и инвалидов способствует формированию практического гуманизма, толерантности, навыков помощи ближнему. Это, действительно, важнейший образовательный результат, и в таком Центре его можно увидеть своими глазами. Обычные дети наблюдают, каким трудом даются результаты в учебе детям- инвалидам, то есть видят перед собой примеры силы воли и силы духа. О том, насколько полезно обучение вместе со слышащими глухим детям, говорить излишне – в речевой среде они быстрее учатся общаться. Слышащие дети обучаются по программе для массовой школы без каких- либо послаблений, и глухие должны за ними тянуться. По большому счету, для нас не имеет значения, на каком материале развивать слух ребенка, и очень хорошо, если это обычный учебный материал школьных предметов. Сегодня у нас есть интегрированные классы для школьников, и туда часто переводятся дети, у которых в массовой школе возникают проблемы во взаимоотношениях с учителями, со сверстниками. Есть ведь дети абсолютно здоровые, но неуспешные в обучении, а неуспех влечет за собой самые разные проблемы. Такие дети у нас получают помощь психологов, и, конечно, это серьезная мотивация для перехода в такой Центр.

3. Заключение

Проблематика инклюзивного образования
Несовершенство государственной системы образования, пробелы в системе социальной поддержки, архитектурная недоступность школ, "особое" отношение к детям-с особыми потребностями - перечисленные российские проблемы не позволяют таким детям чувствовать себя полноценными гражданами Российской Федерации. В том числе, в вопросах необходимого и доступного образования Для Российской Федерации указанные проблемы исключительно актуальны и сложны. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего необходимо отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране резко возросло. Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом актуализируются ценности инклюзивного образования детей с инвалидностью Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в институте. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в
обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования: • программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду, школе. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду; школе • методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей); • все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными; • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку; Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве на получение образования. 

Литература:
Конвенция ООН о правах ребенка. М., 1993. Закон «Об образовании РФ» Конституция РФ Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996 г. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. Клюева Н. В. , Касаткина Ю. В. Ярс., 1996 г. «Учим детей общению». Журнал «Начальная школа» № 2 – 93 г. «Дошкольное воспитание» (90 –е гг.). Статья С. И. Сабельниковой «Развитие инклюзивного образования». Гаврилычева «Вначале было детство» (диагностика). Социально – воспитательные технологии. Педагогические технологии. Г. К. Селевко . Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1, Т.2, М., 2006 г. Банч Г., Валео Э. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников // Журнал исследований социальной политики. -2008. - Т. 6. - № 1. -С. 23-52. Соликов Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. - 2006. - № 1. - С. 2-7. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 127-132. Инклюзивная физическая рекреация в формировании толерантности здоровых школьников к сверстникам-инвалидам / В. П. Соломин, С. О. Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей- инвалидов: пресс-релиз конференции//Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007. - Ярская-Смирнова Е. Р, Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей- инвалидов // Социологические исследования. -2003. - № 5. - С. 100-106.