Автор: Дорина Светлана Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №19
Населённый пункт: город Сердобск Пензенская область
Наименование материала: Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Тема: "Воздух-невидимка"
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19 г. Сердобска
Конспект
непосредственной образовательной деятельности с детьми
Педагог: Дорина Светлана Николаевна
Предмет: познавательно – исследовательская деятельность
Возраст детей: 6-7 лет
Тема: «Воздух-невидимка»
Задачи:
Образовательные: обогатить и систематизировать знания детей о воздухе
и его свойствах: прозрачный, без цвета , без запаха, упругий.
Развивающие: развивать интерес к исследовательской деятельности;
развивать мышление и воображение, умение устанавливать простейшие
связи, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любознательность; побуждать к
коммуникативному деловому общению на основе общих интересов;
проявлять внимание и уважение к сверстника м и взрослому.
Предварительная работа: наблюдения во время прогулки за ветром,
облаками; изготовление вееров из бумаги, чтение С. Маршак «Мыльные
пузыри».
Оборудование: стаканчики с водой и соломинкой, веры на каждого ребенка,
целлофановые пакеты на каждого ребенка, воздушные шары, мыльные
пузыри, дудочка.
Содержание:
-Ребята, гном Физикус вызывает нас к себе в лабораторию своим
волшебным фонариком! Наверное опять нашел что-то интересное!
Смотрите, да у него тут все готово для проведения опытов! Как вы
думаете, что будем исследовать сегодня? (Предположения детей)
-Странно, но сегодня Физикус не появляется. Наверное, он хочет чтобы мы
самостоятельно провели опыты.
-Смотрите, какие красивые шарики! (воспитатель выпускает воздух из
шарика)
- Ребята, что вы почувствовали?(ветерок)
-А вы его увидели?(нет)
-А почему?(он невидимый)
-Значит у воздуха –невидимки есть секреты? Хотите их раскрыть? Тогда
одевайте халаты, располагайтесь так, чтобы всем было удобно, помните, в
лаборатории нужно пользоваться материалами очень осторожно.
-А как вы думаете , нам воздух нужен? Зачем?(чтобы дышать).
Встаньте, положите руку на грудь, сделайте глубокий вдох . Чувствуете
каак воздух наполняет наши легкие? Грудная клетка поднимается при вдохе
и опускается при выдохе (несколько раз)
Опыт №1
Перед вами стакан с водой и трубочка .Будем вдыхать носом и выдыхать в
трубочку.
Что наблюдаем? (рассуждения детей) Воздух выходит из нас в виде
воздушных пузырьков. При надувании пузырей мы выдыхаем воздух из себя.
Опыт №2
Какие пузыри можно еще пускать?(мыльные)
А вы хотите попускать мыльные пузыри?(да)
-Посмотрите, у каждого получился свой пузырь ,у Вани какой? У Ильи
какой?(большой, маленький, разноцветный, быстро лопнул)
-Что внутри мыльных пузырей? (воздух) Как он туда попал? (путем
надувания)
-Какой делаем вывод?(у нас внутри есть воздух мы им дышим)
Опыт№3
-Можно поймать воздух?(нет, он невидим)
-А хотите я вам покажу как можно его поймать? Что в пакете?(он пуст)
Мы его сложим несколько раз, посмотрите, какой он тоненький. А теперь
возьмите все пакеты , « наберите» в них воздух и закрутите открытый
конец.
-Что теперь видите?(в пакете воздух)
-Каким стал пакет? (полным, большим, упругим)
-А если мы отпустим воздух, что будет с пакетом?(он станет плоским ,
маленьким, тоненьким)
-Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но мы теперь знаем
как его поймать.
Опыт №4
-А какой воздух на вкус?(безвкусный)
-А какой у него запах(без запаха)
-Я капну на ватный тампон каплю духов, Что вы почувствовали?
-Несмотря на то, что я стояла не рядом с вами вы все почувствовали запах
духов.
Воздух может доносить различные запахи, например, цветов, духов.
Опыт№5
-А почувствовать воздух мы можем?
-Возьмите веер, помашите им перед лицом? Что почувствовали?(ветер).
-А что такое ветер?(рассуждения детей)
-Ветер –это движение воздуха.
Воздух можно почувствовать.
Опыт №6
-А что будет если мы развяжем и отпустим воздушный шарик?(дети
отпускают шарик и следят за траекторией и длительностью его полета
его полета)
-А как вы думаете, что нужно для того, чтобы шарик полетел еще дальше?
(его надо больше надуть)
-Воздух вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в
противоположную сторону.
Вывод :Воздух упругий, может двигать предметы.
-А если шарик сильно надуть, что с ним может случиться» (может
лопнуть)
-Почему?(весь воздух не поместится)
Динамическая пауза: предлагается детям поиграть с шариками.
Опыт №7
-А можно услышать воздух?(нет)
-А если я возьму дудочку и подую в нее, что произойдет?(она заиграет)
-Почему заиграла дудочка?(В нее подули)
Воздух можно услышать. Звук зарождается , когда дрожит воздух.
-Ребята, какие секреты воздуха нам сегодня удалось раскрыть?(воздух
невидимый, прозрачный, без запаха и вкуса, но его можно почувствовать,
его можно услышать, он может двигаться сам и двигать предметы)
-Смотрите ,ребята, волшебный фонарик гнома Физикуса загорелся
разноцветными огоньками! Физикус рад, что мы самостоятельно
справились с опытами. А значит он опять пригласит нас в свою
лабораторию, где мы узнаем еще много интересного .