"Анализ учеником собственного произведения"

Автор: Кобец Екатерина Олеговна
Должность: преподаватель истории искусства, живописи, рисунка и композиции
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа г.Хабаровска"
Населённый пункт: г.Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Анализ учеником собственного произведения"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Кобец Екатерина Олеговна


Преподаватель истории искусства, живописи, рисунка и композиции Детской художественной школы г.Хабаровска


Анализ учеником собственного произведения
В процессе обучения в детских художественных школах на уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с творчеством различных художников, направлениями и стилями искусства. При этом важно не только слушать, когда учитель выступает обычным лектором, но и пытаться самим делать анализ картины, выразить словами не только ее структуру, но и содержание, поделиться своим пониманием образов. Что касается восприятия, то следует сказать, что применительно к художественным произведениям этот процесс зависит не столько от уровня подготовки, сколько от общей культуры, жизненного опыта и ассоциативных способностей. Анализ произведения искусства своей целью имеет развитие художественного мышления. Также анализ необходим для подтверждения авторства, определения времени написания картины, оценки её с целью покупки и продажи, проведении экспертизы при вывозе из Российской Федерации, подтверждении собственности при хищениях и др. Анализ картины, организованный в учебном заведении, должен стать хорошей теоретической базой для самостоятельной художественной деятельности, которая будет в дальнейшем стимулировать потребность учащихся в более осмысленном восприятии действительности, а также способствовать самоопределению и социокультурной адаптации.
На просьбу педагога проанализировать или описать художественное произведение, либо высказать мнение о выставке или написать отзыв, мы часто встречаем стеснение детей или, в лучшем случае, 3-5 несвязных между собой фраз типа «класс», «вообще супер». Отсюда возникает проблема – выпускник детской художественной школы не в состоянии в пояснительной записке к дипломной работе сделать анализ собственного произведения. А учебный предмет история искусств воспринимается ими отрешенно от главных предметов в школе – рисунка, живописи, композиции.

Изменение такой ситуации, и решение данной проблемы я вижу от части в изменении формы проведения занятия. Подача предмета должна представлять собой не монолог преподавателя, а оживленный диалог и даже споры. Необходимо также задействовать эмоциональное переживание ребенка. Так как, зачастую, детьми воспринимаются репродукции знаменитых художников, как что-то недосягаемое, абстрактное. А ведь это не правильно, ведь художники пользовались и пользуются теми же законами композиции, законами воздушной и линейной перспективы, которые открыты для всех нас!

Если ученик за время учебы научится свободно анализировать художественное произведение, а для этого будет знаком с критериями анализа произведений искусства, знать специализированную лексику, обороты речи и на уроках истории искусства будет практиковаться в анализе художественных произведений известных художников, работ одноклассников и своих собственных произведений, то естественно, он не зря учился в детской художественной школе.

В обществе, на вернисаже, в беседе с друзьями, не столкнется с трудностью объяснить тот или иной вопрос, касающийся искусства. Да и сама работа над композицией будет, безусловно, протекать легче, осознанней и логичней. 2
Чтобы выполнить качественное описание натюрморта или другого произведения изобразительного искусства, необходимо обратить внимание, что картина- это не просто окно в мир, а некоторая плоскость, на которой художником при помощи различных живописных средств может создавать иллюзию пространства. По этой причине сначала необходимо проанализировать базовые параметры произведения. Важно оценить размер картины, её формат, технику исполнения. Рассмотреть, с какого расстояния произведение лучше воспринимается. Затем анализ картины подразумевает рассмотрение сюжета произведения, жанра. Это может быть натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический, мифологический, бытовой, исторический, религиозный жанр. Какую задачу автор хотел решить написанием данного произведения? Какова степень натурализма или условности? Также важной составляющей любого художественного произведения является композиция. Она может быть статичной, динамичной или уравновешенной. Необходимо оценить соотношение пространства и фона на полотне, угол зрения, который выбрал художник. Возможно, он старался вовлечь людей во взаимодействие с изображением, или зритель остается только сторонним наблюдателем. Нужно оценить, на сколько хорошо в картине читаются изображенные объекты, силуэты, насколько они сами по себе ценны. Также существует множество аспектов, на которые необходимо обратить внимание. Например, насколько детализировано изображение, как передан колорит, какие цвета преобладают и так далее. Так в общем виде делается анализ картины. Нужно объяснить учащимся, что процесс проведения анализа художественного произведения во многом зависит от собственного восприятия и является сугубо индивидуальным.

Одним из полезных методов, считаю написание кратких эссе, сочинений по репродукциям художников, в которых учащийся может практиковать 3
аналитические умения, а также способность выражаться художественными терминами.

По завершению учебных заданий на уроках рисунка, живописи, композиции, ученикам предлагается провести анализ собственных произведений по следующим пунктам: 1. Название произведения 2. Жанр 3. История сюжета 4. Композиционный центр 5. Динамика/статика в композиции 6. Равновесие 7. Ритм 8. Контрасты 9. Колористическое решение 10. Пространственные планы 11. Перспектива воздушная и линейная 12. Символика в картине Одни и те же критерии предлагаются учащимся для анализа работ, как знаменитых художников, так и своих собственных. В результате чего возникнет ситуация уподобления, ученик уподобляется художнику, так как видит соответствие используемых приемов и средств.

Освоив способы анализа собственного произведения, ученик детской художественной школы сможет постигнуть самостоятельно смысл любого живописного произведения и развить художественное мышление. 4