"Развитие творческих способностей учащихся"

Автор: Макарихина Татьяна Феликсовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ СОШсУИОП г.Кирс
Населённый пункт: г.Кирс Кировской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОБРАЗЫ ЖИВОПИСИ В МУЗЫКЕ
О ритм, о цвет, о звук!

Ты в плен берешь поэта…

Ш.Бодлер

Живописность искусства 
В музыке существуют

симфонические картины,

этюды- картины,

музыкальные портреты


Музыкальные

произведения

отражают

вдохновившие

их

живописные

образы
 «Лес» и «Море»-А.Глазунова  «Облака» и «Туманы» –К.Дебюсси  «Старый замок»- М.Мусоргского  Не только литература, но и
изобразительное искусство
способно рождать музыкальные звучания
«
Что

завистливо

разделила

воля

богов
,
то

соединяет

богиня

Фантазия
»
Л
.
Тик
 Он имел ввиду, что каждое искусство выражает своё: 
Живопись цвет

Поэзия – слово

Музыка- звук


Но если между искусствами

и существует граница, то

она отсутствует в мире

природы, где всё живет и

дышит в благотворном

единстве

Каждое искусство,

стремясь создать свой

собственный мир, способно

сказать больше


И.Грабарь Иней. Восход солнца

Волшебница-зима. А. Пушкин.  Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.
 Поэтический пейзаж  Каждая строка наделена живописным образом  Зима предстает как величественное снежное царство  На ветвях, на полях и холмах- всюду бескрайний снежный покров 
У литературы достаточно

изобразительных средств, её

красочные эпитеты рисуют

яркий зрительный образ

Ярки и музыкальные пейзажи  Какие снежинки, какие цветы порой можно «увидеть» в музыке!  Слушание 
Вот один из «зимних»

музыкальных пейзажей-

«Вариации Феи зимы» из балета

С.С.Прокофьева «Золушка»


С.С.Прокофьев вариации Феи зимы

 В этой музыке мы почти видим, как волшебница зима плетет узорное снежное кружево.  Музыка очаровывает нас плавными движениями- легкая метель исполняет свой сказочный танец

Приходилось

ли

вам

когда
-
либо

слышать

эхо
?
Вспомните

где

его

можно

услышать
?
В

чем

заключается

особое

звучание

эхо
?  Оно бывает близким и далеким  Звонким и глухим  вне мы слышим собственный голос, далекий и близкий
Так же и в
музыке

Если композитор хочет

внести в звучание

ощущение пространства,

он пользуется эффектом

эха, передавая его через

громкость звучания-

динамику


Как и в природе,

музыкальное эхо- это

отдаленное повторение

голоса

Это отзвук живого голоса

И динамика играет

первостепенную роль

Орландо Лассо «Эхо»

Изображение

пространства

в

музыке

усиливает

её

выразительные

возможности

Динамика обозначает

границы пространства,

создает впечатление

близости и отдаленности

звучания.