"Развитие педагогического потенциала"

Автор: Коноплева Людмила Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Володарский филиал ГБОУ АО СПО "Астраханский государственный политехнический колледж"
Населённый пункт: Астраханская область Володарский район п.Володарский
Наименование материала: Методический проект
Тема: "Развитие педагогического потенциала"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Астраханской области ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»
Педагогический проект

«Развитие педагогического потенциала»
Выполнила: Коноплева Людмила Васильевна, преподаватель г.Астрахань 2015 г.
Педагогический проект «Развитие педагогического потенциала» Данный проект представляет собой материалы из опыта работы по вопросу развития профессионально- педагогического потенциала. Внедрение проекта в работу позволяет сделать процесс управления развитием профессионально – педагогического потенциала более продуктивным, способствует развитию ОУ, сплочению коллектива, развитию потенциальных возможностей каждого педагога. В условиях модернизации образования назрела необходимость в создании новой модели школьной методической службы. Это обусловлено и государственной политикой модернизации образования и теми проблемами и противоречиями, которые возникают: - между существовавшей системой методической работы и потребностью школы в инновациях; - между сложившейся организационной структурой, формами работы и необходимостью в создании условий, которые способствуют профессиональному и личностному развитию педагога. Разрешение названных проблем в контексте развития методической службы связано, прежде всего, с качеством педагогических ресурсов и управлением этим качеством. Переход на новые федеральные стандарты начального общего и основного общего образования предусматривает новый уровень подготовки учителей, который обеспечивается за счет метапредметного направления содержания методической работы. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.
Цель проекта:
создать условия для развития профессионально – педагогического потенциала учителя и его реализации в условиях модернизации образования
Задачи:
Изучить научно – методическую литературу по теме; Определить содержание и структуру педагогического потенциала, а также механизмы его функционирования; Разработать модель развития профессионально- педагогического потенциала; Выявить педагогические условия реализации модели и экспериментально проверить эффективность ее функционирования. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определены пути модернизации российского образования. Одним из направлений инициативы является «Развитие учительского потенциала. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей». Это связано с тем, что современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений: и в использовании новых программ и пособий, и в содержании образования, и в применении новых педагогических технологий. В таких условиях учитель должен обладать целым рядом качеств, позволяющих решать профессиональные задачи. Поэтому нам необходим – учитель - профессионал. Понятие «П едагогический потенциал» трактуется как «средства, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, использованы для достижения определённой цели, решения какой-либо задачи». Ведь какие бы изменения не происходили в образовании, педагог по-прежнему остается одним из основных носителей общественного прогресса, главным стратегическим и технологическим ресурсом. От его профессионализма, нравственных ценностей и интеллекта зависит не только качество образования, но и наше будущее. Осознание его приоритетной роли в преобразовании общества требует повышенного внимания к вопросам развития педагогического потенциала с тем, чтобы педагогические кадры соответствовали требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Изучая данный вопрос, можно сделать вывод, что профессионально – педагогический потенциал можно представить следующим образом:
Профессионально – педагогический потенциал Профессиональные знания, умения, навыки Профессиональная компетентность Рассматривая профессионально – педагогический потенциал как систему работы методической службы, предоставляется возможность управлять ее развитием. В школе создана комфортная образовательная среда, которая является своеобразной стартовой площадкой для развития кадрового потенциала. Ватинская общеобразовательная средняя школа оснащена компьютерной, интерактивной техникой на 100% , есть выход в Интернет, систематически пополняется библиотечный и медиафонды. Большинство учителей работают в специализированных кабинетах. Новой инновационной модели школы нужен и новый учитель. Педагоги понимают, чтобы достичь профессионального успеха, необходимо профессионально развиваться. Мы стремимся к тому, чтобы повышение квалификации педагогов в первую очередь отражалось на повышении качества образования учащихся. Одним из важных показателей, характеризующих качественный состав педагогических кадров, является их образовательный и квалификационный уровень. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории. Управление развитием потенциала основывается на следующих положениях: -ведущая роль принадлежит самому педагогу; -развитие происходит в совместной профессиональной деятельности педагогов, администрации, коллег других образовательных учреждений. Управление потенциалом состоит: -в возможности проявления профессионально-личностного творчества педагогов; -в реализации свободного выбора путей освоения образовательного пространства; -в санкционировании активности и «инициативы снизу», вовлечении большего количества педагогов в управленческую деятельность; -в создании условий для укрепления и развития способности к социальной адаптации при изменении условий обучения, труда, жизни; стимулировании творческой продуктивности и саморазвития педагогов. Одним из основных факторов управления качеством образования в нашем учреждении является демократический стиль управления (руководитель + педагоги), что позволяет принимать управленческие решения, направленные на развитие потенциала педагогов. Для максимального развития педагогического потенциала большое внимание уделяем таким факторам деятельности педагогов как:
перспективность
- престижность освоения новой педагогической технологии, акцентирование внимания на творческом характере работы, возможности профессионального роста и самосовершенствования;
защищённость
- создание комфортного социально-психологического климата, установление благоприятных отношений в сферах педагог – обучающийся, педагог – педагог, педагог – руководитель; Деятельностная Социальная компетентность Личностная компетентность Индивидуальная

коллективизм
- взаимоинформирование педагогов, участие каждого в планировании работы и реализации сообща принятых решений;
саморазвитие и карьерное продвижение -
предоставление педагогам условий для интеллектуального и профессионального роста;
самореализация
- предоставление возможности для реализации творческих замыслов, проявления своих способностей к разработке инновационных идей. Управленческие функции
,
способствующие реализации проекта:
диагностико-аналитическая функция
связана с познанием и самопознанием личности и профессионально-педагогической деятельности, её результатов, социально- психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и др.;
проектно-конструктивная функция
проявляется в планировании работы дошкольного учреждения, проектировании развития педагогического коллектива, определении близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального потенциала, мастерства педагогов, самосовершенствования;
изыскательно-инновационная функция
связана с отбором, поиском новых прогрессивных психолого-педагогических идей, управленческих технологий, эффективных методов и приёмов развития потенциала педагогов;
организационно-регулирующая функция
проявляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочении, в регулировании системы отношений в педагогическом коллективе и создании благоприятного социально-психологического климата в нём; нахождении наилучшего практического применения способности и потенциала каждого члена педагогического коллектива; в организации и саморегуляции профессиональной деятельности педагога;
стимулирующая функция
выражается в активизации, стимулировании развития потенциала педагогов, его совершенствовании; формирования потребности в профессиональной самореализации;
информационно-нормативная функция
проявляется в оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики школьного воспитания, передового опыта общественного и семейного воспитания; о документах, связанных с изменениями в функциональных обязанностях педагогов и т.п.
Этапы реализации проекта
№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные
I этап (2015-2016 учебный год)
1 Диагностика профессиональной подготовки учителя Сентябрь Методист 2 Диагностика уровня профессиональной компетентности учителя Октябрь Руководители МО 3 Диагностика педагогических затруднений в работе учителя Сентябрь Методист 4 Анализ профессионального поля: заполнение карт профессиональных затруднений учителя Ноябрь Методист 5 Создание временных проблемных групп, разработка плана по выявленным проблемам Ноябрь Методист, руководители АГПК 6 Составление карты индивидуального образовательного маршрута Декабрь Педагоги спец.дисциплин 7 Групповые и индивидуальные В течение года Методист
консультации 8 Ярмарка методических идей Февраль Педагоги 9 Диагностика профессионального успеха и затруднений Апрель Методист
II этап (2015-2016 учебный год)
1 Участие учителей в работе постоянно действующего семинара «Педагогическое мастерство» Октябрь, декабрь, февраль, апрель Методист 2 Разработка рабочих программ по учебным предметам, факультативным и элективным курсам Сентябрь преподавател и – предметники 3 Разработка программ по воспитательной работе Сентябрь Классные руководители 4 Разработка контрольно – измерительных материалов для проведения контроля знаний Сентябрь, декабрь, май Руководители филиалов 5 Участие учителей в работе творческой лаборатории по теме « Технология проблемного обучения», «ИКТ как способ повышения качества знаний учащихся» Октябрь, ноябрь, январь, февраль, март Руководитель филиала 6 Повышение квалификации через курсовую подготовку по выявленным проблемам В течение года Методист 7 Повышение квалификации через аттестацию В течение года Методист 8 Дни мастерства по реализации современных педагогических технологий Декабрь, февраль, март Методист, педагоги школы 9 Проведение дня диагностики регулирования и коррекции по проблеме «Развитие творческого потенциала учителя» Апрель Руководители ВПГ 10 «Круглый стол» по обмену опытом Май Методист
III этап (2015-2016 учебный год)
1 Участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» Ноябрь Хасанова А. Н., Сафуанова Г. Х. 2 Участие в конкурсе педагогических инициатив по использованию ИКТ Декабрь Землянушина А. Ю. 3 Диссеминация передового педагогического опыта (публикации статей) Октябрь, март Гамза О. А., Шамионова С. В., Карпенко Е. А.
В процессе реализации проекта:
- повышается качество знаний учащихся; - формируются предметные и ключевые компетенции; - возрастает познавательный интерес к предметам; - повышается рейтинг школы среди образовательных учреждений района; - повышается уровень профессиональной, педагогической, методической, технологической, информационной, дидактической подготовки. Конкурс педагогических инициатив по использованию информационно – коммуникационных технологий: 2010-2011 – I место (Шамионова С. В.), 2011-2012 – III место (Землянушина А. Ю.),
2012-2013 – III место (Землянушина А. Ю). Конкурс «Элита Российского образования» 2011-2012г. – диплом второй степени в номинации «Здоровьесберегающие технологии в образовании» 2008-2009г. – грант Президента РФ за высокий профессионализм, творческую инициативу (Шамионова С. В.) 2007-2008г. – грант Главы Володарского района в номинации «Образование и общество» (100.000 руб.), «Лучший родительский комитет» (30.000). Участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». 2008-2009г. – победа в номинации «Учитель – профессионал» (Шамионова С. В.), 2009-2010 – победа в номинации «Лучший конкурсный урок» (Никифорова А. Г.), 2011-2012 – приз зрительских симпатий (Сафуанова Г. Х). Участие в районной методической выставке 2009-2010 – сертификат за участие 2012-2013 – III место. 2012-2013 – грант премии Главы Нижневартовского района в номинации «Лучший социальный педагог образовательного учреждения» (Бактимирова К. К.). 2013-2014 - грант премии Главы Нижневартовского района в номинации «Лучший педагог» (Никифорова А. Г.). 2012-2013 – Всероссийский конкурс «Элита Российского образования» в номинации «Лучший урок» (Ильина Л. И.). Участие в районных методических конкурсах, фестивалях. 2009-2010 – III место за участие в конкурсе – фестивале «Методическая служба – новой школе». Публикации: - Гамза О. А. « Управление школой в условиях модернизации образования», «Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения» г. Тамбов, 2011г.; - Карпенко Е. А. «Проблемы экологического воспитания», «Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения» г. Тамбов, 2011г.; - Гамза О. А. «Проблемное обучение на уроках литературы», «Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке» г. Тамбов, 2012г; - Шамионова С. В. «Применение ИКТ на уроках физики», Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке» г. Тамбов, 2012г; - «Сельская школа: опыт, проблемы, перспективы» (г. Нижневартовск, 2011г.).
Мониторинг

успеваемости и качества обучения учащихся студентов
Учебные годы Успеваемость Качество обучения 2010-2011 100% 44,25% 2011-2012 100% 47% 2012-2013 100% 48% 2013-2014 100% 50%
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе планируется разработка программы «Повышение квалификации учителей в условиях введения ФГОС ООО». Актуальность данной программы заключается в том, что в 2015 году образовательные учреждения перейдут на новые ФГОС ООО.