Напоминание

"Фразеологизмы"

Автор: Головко Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №64"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Фразеологизмы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Фразеологизмы. УМК «Начальная школа XXI в.» Цели: 1. образовательные:  учить находить, понимать значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;  обогащать и уточнять словарный запас учащихся; 2. развивающие:  развивать речь и умение работать с учебной информацией; 3. воспитательные:  воспитывать интерес к языку;  формировать коммуникативные умения при работе в парах, в группах и умения делать нравственную оценку деятельности человека; Задачи урока:  наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами;  сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;  расширять словарный запас учащихся; Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная Оборудование: учебник Русский язык: 2 класс Ч. 2, под ред. С.В. Иванова, карточки с заданиями для работы в парах, использование компьютера с презентацией Ход урока: 1. Организационный момент. (создание эмоционального настроя) - мы пришли сюда … (учиться) - не лениться, а … (трудиться) - слушаем … (внимательно) - работаем … (старательно) Постановка проблемной ситуации. - Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы видите? - А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского. Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету... - Как вы думаете, почему Светлана не увидела лето? - Подумайте, что означает выражение « оглянуться не успеешь»? Можно ли его заменить одним словом? Каким? (Если учащимся сложно заменить фразеологизм одним словом, быстро предлагается другой пример: - Оглянуться не успеете, как наступит перемена.) 2. Знакомство с новым материалом.
Цель: учить приходить к определённым выводам. - Ребята, а почему мы так говорим? Труслив, как заяц. (ответы учащихся) Голоден, как волк.(ответы учащихся) Здоров, как бык. (ответы учащихся) - А так говорят? Ползёт, как рыба. (ответы учащихся) Трещат, как черепаха. (ответы учащихся) Молчит, как сороки. (ответы учащихся) - Что же произошло? ( Слова в сочетаниях заблудились ) Попробуем исправить. (показ слайда №1) - Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? (Да, действительно, невозможно заменить одно слово другим, иначе теряется смысл) - Значит, эти слова дружат друг с другом, и поменять местами их нельзя! СЛОВА ДРУЖАТ ДРУГ С ДРУГОМ, ПОМЕНЯТЬ ИХ МЕСТАМИ НЕЛЬЗЯ. - В русском языке такие сочетания не создаются в момент говорения, а употребляются готовыми. Они называются устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов. Это фразеологизмы. (слайд №3) «Фразис» в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос – «слово, понятие». - А где можно найти значение фразеологизмов? (узнать у взрослых, во фразеологическом словаре…) (слайд №2) 3. Работа по учебнику. Цель: наблюдение за значением и эмоциональной окраской фразеологизмов; расширение словарного запаса учащихся Упр.1 - Известны ли вам значения приведённых устойчивых сочетаний слов? - Можно ли что-то зарубить себе на носу, могут ли пятки сверкать, падает ли снег на голову? (слайд № 4,5,6) - Как же понять, что означают эти выражения? (из текста, из словаря) Прочтите предложения, которые помогут вам определить значение фразеологизмов. - Как же вы понимаете «зарубить себе на носу»? - Но если вместо « зарубить себе на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Если затрудняются, не могут ответить: - Какое из предложений – с фразеологизмом «зарубить себе на носу», или со словом «запомни» - более яркое, выразительное?
- Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего? ПОМОГАЮТ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ. - Внутри фразеологизма, если каждое слово взять отдельно, то значение слов теряется. На доске пишет учитель и говорит: - Сумма значений слов зарубить и нос не даёт значения «запомнить». Зарубить + нос = запомнить Чтение правила на стр.101 СМЫСЛ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВСЁ ВЫРАЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ Упр. 3 (стр. 102) разбирается, и дети записывают два (один) любых фразеологизма с его значением. 4. Закрепление материала. 1) – Я попрошу вас поработать в парах, помогая друг другу, советуясь. Только после того, как закончите выполнять задание, поднимаете вместе руки и показываете, что вы готовы отвечать. (слайд № 7) Работа в парах. Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм. Карточки для парной работы Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь О них обычно говорят Водой … Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк И так устали мы в дороге, Что еле … - Объясните значение фразеологизмов. ФИЗМИНУТКА 2) - Ребята, вы знаете, перед началом урока я обнаружила письмо. Давайте прочитаем его. Читает ученик. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды мы спорили, а потом подрались. А всё потому, что я сказал, что 12 апреля исполнилось 54 года со дня полёта первого космонавта в космос. А Витька со мной не соглашался. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук». - Всё ли вам в тексте понятно? - А что значит «водой не разольёшь», «как кошка с собакой», «без него как без рук»? Ученики объясняют значение сочетаний. - Как одним словом можно назвать эти сочетания слов? - Прав ли был Дима, когда говорил другу о 12 апреле? - Почему он обратился к нам с просьбой помочь? Какой совет дали бы вы мальчикам? - Действительно, полёту первого человека в космос исполнилось полвека - 50 лет! Назовите имя этого героя. - А какие качества присущи Ю. А. Гагарину? Можно ли доверить человеку важное, ответственное дело, если он к работе относится спустя рукава? - А вы поняли, что значит «спустя рукава»? (слайд № 8) Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда «засучив рукава» – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение «спустя рукава» - значит небрежно, кое - как. 5. Итог урока. - Сегодня наш урок русского языка я закончу шуточным и немного поучительным стихотворением. А вы, ребята, послушайте внимательно и найдите фразеологизмы. (слайд № 9) Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера? Когда баклуши бил с утра? - Назовите фразеологизмы. Объясните, что значит: «повесил нос», «краснеет до корней волос», «готов сквозь землю провалиться», «баклуши бил с утра». - Отчего же он себя так неуютно чувствовал? (Не выполнил домашнее задание) - Верно, чтобы не быть в состоянии Глеба, нужно серьёзно относиться к выполнению домашнего задания. А домашнее задание будет на выбор: 1)Найти и записать значение трёх фразеологизмов в тетрадь. 2)Нарисовать рисунок к любому фразеологизму.
3)Узнать, откуда пришли к нам фразеологизмы « бить баклуши», «шиворот – навыворот». 6. Самооценка. - Подведём итоги урока: - Чему вы учились сегодня на уроке?(слайд № 10) - Кто считает, что он всё понял и может объяснить другому? (5) - Кто думает, что он усвоил хорошо, но объяснить ещё не сможет? (4) - Кто считает, что ему ещё нужна помощь? (3) На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.