Автор: Головко Надежда Ивановна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №64"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Фразеологизмы"
Тема: Фразеологизмы.
УМК «Начальная школа XXI в.»
Цели:
1. образовательные:
учить находить, понимать значение фразеологизмов и правильно
употреблять их в речи;
обогащать и уточнять словарный запас учащихся;
2. развивающие:
развивать речь и умение работать с учебной информацией;
3. воспитательные:
воспитывать интерес к языку;
формировать коммуникативные умения при работе в парах, в
группах и умения делать нравственную оценку деятельности человека;
Задачи урока:
наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами;
сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;
расширять словарный запас учащихся;
Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная
Оборудование: учебник Русский язык: 2 класс Ч. 2, под ред. С.В.
Иванова, карточки с заданиями для работы в парах, использование
компьютера с презентацией
Ход урока:
1.
Организационный момент.
(создание эмоционального настроя)
- мы пришли сюда … (учиться)
- не лениться, а … (трудиться)
- слушаем … (внимательно)
- работаем … (старательно)
Постановка проблемной ситуации.
- Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы видите?
- А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа К. И.
Чуковского.
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно
вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету...
- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лето?
- Подумайте, что означает выражение «
оглянуться не успеешь»?
Можно ли его заменить одним словом? Каким?
(Если учащимся сложно заменить фразеологизм одним словом,
быстро предлагается другой пример:
- Оглянуться не успеете, как наступит перемена.)
2.
Знакомство с новым материалом.
Цель: учить приходить к определённым выводам.
- Ребята, а почему мы так говорим?
Труслив, как заяц. (ответы учащихся)
Голоден, как волк.(ответы учащихся)
Здоров, как бык. (ответы учащихся)
- А так говорят?
Ползёт, как рыба. (ответы учащихся)
Трещат, как черепаха. (ответы учащихся)
Молчит, как сороки. (ответы учащихся)
- Что же произошло? (
Слова в сочетаниях заблудились
) Попробуем
исправить. (показ слайда №1)
- Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? (Да,
действительно, невозможно заменить одно слово другим, иначе теряется
смысл)
- Значит, эти слова дружат друг с другом, и поменять местами их
нельзя!
СЛОВА ДРУЖАТ ДРУГ С ДРУГОМ, ПОМЕНЯТЬ ИХ МЕСТАМИ
НЕЛЬЗЯ.
- В русском языке такие сочетания не создаются в момент говорения, а
употребляются готовыми. Они называются устойчивыми (постоянными)
сочетаниями слов. Это фразеологизмы.
(слайд №3)
«Фразис» в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»;
логос – «слово, понятие».
- А где можно найти значение фразеологизмов? (узнать у взрослых, во
фразеологическом словаре…)
(слайд №2)
3.
Работа по учебнику.
Цель:
наблюдение за значением и эмоциональной окраской
фразеологизмов; расширение словарного запаса учащихся
Упр.1
- Известны ли вам значения приведённых устойчивых сочетаний слов?
- Можно ли что-то зарубить себе на носу, могут ли пятки сверкать,
падает ли снег на голову?
(слайд № 4,5,6)
- Как же понять, что означают эти выражения? (из текста, из словаря)
Прочтите предложения, которые помогут вам определить значение
фразеологизмов.
- Как же вы понимаете «зарубить себе на носу»?
- Но если вместо « зарубить себе на носу»
можно сказать «запомни»,
зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов?
Если
затрудняются, не могут ответить:
- Какое из предложений – с
фразеологизмом «зарубить себе на носу»,
или со словом «запомни» - более яркое, выразительное?
- Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего?
ПОМОГАЮТ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ,
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.
- Внутри фразеологизма, если каждое слово взять отдельно, то значение
слов теряется.
На доске пишет учитель и говорит:
- Сумма значений слов зарубить и нос не даёт значения «запомнить».
Зарубить + нос = запомнить
Чтение правила на стр.101
СМЫСЛ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВСЁ ВЫРАЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ
Упр. 3 (стр. 102) разбирается, и дети записывают два (один) любых
фразеологизма с его значением.
4.
Закрепление материала.
1) – Я попрошу вас поработать в парах, помогая друг другу, советуясь.
Только после того, как закончите выполнять задание, поднимаете вместе руки
и показываете, что вы готовы отвечать. (слайд № 7)
Работа в парах.
Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.
Карточки для парной работы
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк
И так устали мы в дороге,
Что еле …
- Объясните значение фразеологизмов.
ФИЗМИНУТКА
2) - Ребята, вы знаете, перед началом урока я обнаружила письмо.
Давайте прочитаем его.
Читает ученик.
«Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Дима.
Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не
разольёшь.
Но однажды мы спорили, а потом подрались. А всё потому, что я
сказал, что 12 апреля исполнилось 54 года со дня полёта первого космонавта
в космос. А Витька со мной не соглашался. Теперь мы с ним живём как кошка
с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без
рук».
- Всё ли вам в тексте понятно?
- А что значит «водой не разольёшь», «как кошка с собакой», «без него
как без рук»? Ученики объясняют значение сочетаний.
- Как одним словом можно назвать эти сочетания слов?
- Прав ли был Дима, когда говорил другу о 12 апреле?
- Почему он обратился к нам с просьбой помочь? Какой совет дали бы
вы мальчикам?
- Действительно, полёту первого человека в космос исполнилось
полвека - 50 лет! Назовите имя этого героя.
- А какие качества присущи Ю. А. Гагарину? Можно ли доверить
человеку важное, ответственное дело, если он к работе относится
спустя
рукава?
- А вы поняли, что значит «спустя рукава»? (слайд № 8)
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были
распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой.
Отсюда «засучив рукава» – значит, усердно принявшись за дело.
После
работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными
рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и
возникло выражение «спустя рукава» - значит небрежно, кое - как.
5. Итог урока.
- Сегодня наш урок русского языка я закончу
шуточным и немного
поучительным стихотворением. А вы, ребята, послушайте
внимательно и
найдите фразеологизмы. (слайд № 9)
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
- Назовите фразеологизмы. Объясните, что значит:
«повесил нос»,
«краснеет до корней волос», «готов сквозь землю провалиться»,
«баклуши
бил с утра».
- Отчего же он себя так неуютно чувствовал? (Не выполнил домашнее
задание)
- Верно, чтобы не быть в состоянии Глеба, нужно серьёзно относиться к
выполнению домашнего задания. А домашнее задание будет на выбор:
1)Найти и записать значение трёх фразеологизмов в тетрадь.
2)Нарисовать рисунок к любому фразеологизму.
3)Узнать, откуда пришли к нам фразеологизмы «
бить баклуши»,
«шиворот – навыворот».
6. Самооценка.
- Подведём итоги урока:
- Чему вы учились сегодня на уроке?(слайд № 10)
- Кто считает, что он всё понял и может объяснить другому? (5)
- Кто думает, что он усвоил хорошо, но объяснить ещё не сможет? (4)
- Кто считает, что ему ещё нужна помощь? (3)
На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому
урок прошёл интересно и с пользой.