Автор: Рудоманова Наталья Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №21
Населённый пункт: г.Урай ХМАО
Наименование материала: предметно пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС
Тема: Создание мини музея в ДОУ
В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями,
историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе
образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше
приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре.
Организация музея является максимально эффективной формой для
ознакомления детей с историей родного края за счет свой наглядности и
доступности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы решили
организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей,
назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем
их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное
пространство.
В Ханты-Мансийском автономном округе проживают коренные
малочисленные народы Севера ханты и манси, обладающие культурным
наследием. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой
частью общероссийского духовного наследия. Знакомство с особенностями
национального быта, одежды, фольклора, традиций, труда способствует
приобщению дошкольников к культуре коренных народов Севера,
формированию толерантного, уважительного отношения, как к
представителям данных народов, так и к представителям других этнических
групп.
Создание системы работы по приобщению дошкольников к культурным
традициям коренных народов Севера ханты и манси в рамках деятельности
этнографического мини-музея позволит комплексно решать задачи по
ознакомлению дошкольников с родным краем, его коренными жителями,
родным городом, способствуя патриотическому воспитанию дошкольников.
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада,
он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с
самостоятельной деятельностью детей. Через музей дети познают
окружающий мир, приобщаются к национальной культуре,
общечеловеческим ценностям. Дети смогут играть с экспонатами, дополнять
музей работами, изготовленными своими руками.
Актуальность
Идея создание этнографического мини-музея в детском саду возникла у нас
потому, что изучая с дошкольниками быт коренных народов Севера нет
возможности наглядно показать детям предметы быта этих народов.
В нашем городе существует этноцентр Силава, который находиться 14
километров от города, вывезти туда детей большая проблема. В обычном
музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а в нашем мини-музее можно
будет переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть
прикоснуться к истории.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. У нас
тоже существует данная проблема, поэтому мы решили сделать свой этно
-музей мобильный.
Цель:
Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к
культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания
этнографического мини-музея в условиях ДОУ.
Задачи:
Создание системы работы по расширению представлений детей о
Малой Родине – Югре (природе края, культуре ее коренных жителей
ханты и манси) ;
Создание этнографической среды в ДОУ (мини-музея, способствующей
развитию интереса детей к родному краю; к обычаям, традициям,
укладу жизни коренных народов Севера ханты и манси;
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе знаний о
родной стране, Малой Родине, родном городе;
Привлечение родителей воспитанников к сбору музейных предметов
(предметы быта народов ханты и манси, макеты растительной и
животной среды края, к участию в совместных мероприятиях;
Расширение кругозора дошкольников;
Установление взаимодействия с социальными партнерами (ЭТНО
ЦЕНТР «СИЛАВА», ЦДОД, «Детская библиотека», «музей города») в
виде консультационной помощи по организации и наполнению мини-
музея.
Рабочий план реализации проекта:
№
Мероприятия
Дата
Категория
посетителей
Ответственные
1
Подготовка музея к работе.
сентябрь
воспитатели:
Рудоманова Н.В
Куткужина А.А
2
Открытие музея
Экскурсия
сентябрь
педагогический
состав детского
сада дети
старших,
подготовительн
ых групп,
родители.
воспитатели:
Рудоманова Н.В
Куткужина А.А
3
«Проводы лебедя»
октябрь
дети старших,
подготовительн
ых групп
Рудоманова Н.В
Куткужина А.А
4
«Маленькая хозяйка
большого чума»
знакомство детей с
жилищем и домашней
утварью коренных народов
ноябрь
дети старших,
подготовительн
ых групп
воспитатели
групп
5
Обычаи и праздники
хантов и манси
«Медвежий праздник»
декабрь
дети старших,
подготовительн
ых групп,
родители
представители
этноцентра
«Силава»
6
Консультация «Знания
традиций народов ханты и
манси в воспитании
дошкольников».
Изготовление рефератов
совместно с детьми к
традиционным праздникам
«Медвежьи игрища»,
«Вороний день», «Праздник
трясогузки»
декабрь-
апрель
дети старших,
подготовительн
ых групп,
родители
воспитатели
групп
7
«День оленеводов»
спортивные состязания:
февраль
дети старших,
подготовительн
Физкультурный
руководитель
прыжки через нарты,
метание, бег на лыжах.
ых групп,
родители
детского сада
8
Мастер класс
изготовление
оберегов из кожи и бисера
март
педагоги, дети
старших,
подготовительн
ых групп,
родители
представители
этноцентра
«Силава»
9
«Вороний праздник»
апрель
дети старших,
подготовительн
ых групп,
родители
представители
этноцентра
«Силава»
Рудоманова Н.В
Куткужина А.А
10
Презентация проекта
май
воспитатель
Рудоманова Н.В
Ожидаемый результат
Повышение качественных и количественных показателей освоения
детьми содержания образовательной программы ДОУ по социально-
коммуникативному и познавательному развитию;
Обновление предметно-развивающей среды ДОУ с включением
этнографического компонента (мини-музея) ;
Усиление связи с семьей в вопросах патриотического воспитания
дошкольников, приобщению детей к культурным традициям коренных
народов Севера ханты и манси;
Тесное сотрудничество с социальными партнёрами «Этноцентр
Силава», «Детская библиотека», «Музей города», «центр
дополнительного образования»;
Чум – национальное жилище народов Севера, макет «Костер», чучела
животных (медведь, белка), охотничьи лыжи, нарты, священное дерево
берёза.
Перечень музейных
экспонатов на начало
реализации проекта.
Женский и мужской национальный костюм, национальная обувь (кисы)
различные украшения, корневатик (плетеная корзина), головной платок,
куклы, бубен шаманский (пензер), кукла –охотник, лук, стрелы, макеты
изображающие диких животных и птиц Югры, варежки традиционные с
орнаментом.
Этнокультурное
образование
подрастающего
поколения
определяется
социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной
стабилизационную
миссию
этнокультурного
образования
в
развитии
будущего
Ро ссии.
Педагогиче ская
деятельно сть
д о ш кол ь н о го
образовательного
учреждения
сегодня
должна
быть
направлена
на
совершенствование
воспитательно-образовательного
процесса
и
использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также
обновление
содержания
дошкольного
образования
на
основе
системы
духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение
наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
За
последний
период
в
ряде
нормативно-правовых
документов
федерального и регионального уровня были определены ориентиры и
направления
нравственно-патриотическое
воспитания
подрастающего
поколения, в частности:
в законе Российской Федерации «Об образовании» ;
в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
в
государственной
программе «Патриотическое
воспитание
граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» .
Принятые
в
2013
г.
Федеральные
Государственные
Образовательные
Стандарты
Дошкольного
Образования
одними
из
своих
принципов
определяют:
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества и государства;
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Предполагаемый