Напоминание

Создание мини музея в ДОУ

Автор: Рудоманова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №21
Населённый пункт: г.Урай ХМАО
Наименование материала: предметно пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС
Тема: Создание мини музея в ДОУ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка

Проект

« Создание

этнографического

мини музея в

условиях ДОУ»

В настоящее время общество стало больше интересоваться традициями, историей и культурой своей страны. Поэтому, основная роль музея на базе образовательного учреждения заключается в том, чтобы как можно раньше приобщить детей к познанию прошлого, истории и народной культуре. Организация музея является максимально эффективной формой для ознакомления детей с историей родного края за счет свой наглядности и доступности. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы решили организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство. В Ханты-Мансийском автономном округе проживают коренные малочисленные народы Севера ханты и манси, обладающие культурным наследием. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью общероссийского духовного наследия. Знакомство с особенностями национального быта, одежды, фольклора, традиций, труда способствует приобщению дошкольников к культуре коренных народов Севера, формированию толерантного, уважительного отношения, как к представителям данных народов, так и к представителям других этнических групп. Создание системы работы по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси в рамках деятельности этнографического мини-музея позволит комплексно решать задачи по ознакомлению дошкольников с родным краем, его коренными жителями, родным городом, способствуя патриотическому воспитанию дошкольников. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. Дети смогут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками.
Актуальность

Идея создание этнографического мини-музея в детском саду возникла у нас потому, что изучая с дошкольниками быт коренных народов Севера нет возможности наглядно показать детям предметы быта этих народов. В нашем городе существует этноцентр Силава, который находиться 14 километров от города, вывезти туда детей большая проблема. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а в нашем мини-музее можно будет переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. У нас тоже существует данная проблема, поэтому мы решили сделать свой этно -музей мобильный.
Цель:
Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания этнографического мини-музея в условиях ДОУ.
Задачи:
 Создание системы работы по расширению представлений детей о Малой Родине – Югре (природе края, культуре ее коренных жителей ханты и манси) ;  Создание этнографической среды в ДОУ (мини-музея, способствующей развитию интереса детей к родному краю; к обычаям, традициям, укладу жизни коренных народов Севера ханты и манси;  Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе знаний о родной стране, Малой Родине, родном городе;  Привлечение родителей воспитанников к сбору музейных предметов (предметы быта народов ханты и манси, макеты растительной и животной среды края, к участию в совместных мероприятиях;  Расширение кругозора дошкольников;  Установление взаимодействия с социальными партнерами (ЭТНО ЦЕНТР «СИЛАВА», ЦДОД, «Детская библиотека», «музей города») в виде консультационной помощи по организации и наполнению мини- музея.

Рабочий план реализации проекта:
№ Мероприятия Дата Категория посетителей Ответственные 1 Подготовка музея к работе. сентябрь воспитатели: Рудоманова Н.В Куткужина А.А 2 Открытие музея Экскурсия сентябрь педагогический состав детского сада дети старших, подготовительн ых групп, родители. воспитатели: Рудоманова Н.В Куткужина А.А 3 «Проводы лебедя» октябрь дети старших, подготовительн ых групп Рудоманова Н.В Куткужина А.А 4
«Маленькая хозяйка

большого чума»

знакомство детей с

жилищем и домашней

утварью коренных народов
ноябрь дети старших, подготовительн ых групп воспитатели групп 5
Обычаи и праздники

хантов и манси
«Медвежий праздник» декабрь дети старших, подготовительн ых групп, родители представители этноцентра «Силава» 6 Консультация «Знания традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников». Изготовление рефератов совместно с детьми к традиционным праздникам «Медвежьи игрища», «Вороний день», «Праздник трясогузки» декабрь- апрель дети старших, подготовительн ых групп, родители воспитатели групп 7 «День оленеводов» спортивные состязания: февраль дети старших, подготовительн Физкультурный руководитель
прыжки через нарты, метание, бег на лыжах. ых групп, родители детского сада 8 Мастер класс изготовление оберегов из кожи и бисера март педагоги, дети старших, подготовительн ых групп, родители представители этноцентра «Силава» 9 «Вороний праздник» апрель дети старших, подготовительн ых групп, родители представители этноцентра «Силава» Рудоманова Н.В Куткужина А.А 10 Презентация проекта май воспитатель Рудоманова Н.В
Ожидаемый результат
 Повышение качественных и количественных показателей освоения детьми содержания образовательной программы ДОУ по социально- коммуникативному и познавательному развитию;  Обновление предметно-развивающей среды ДОУ с включением этнографического компонента (мини-музея) ;  Усиление связи с семьей в вопросах патриотического воспитания дошкольников, приобщению детей к культурным традициям коренных народов Севера ханты и манси;  Тесное сотрудничество с социальными партнёрами «Этноцентр Силава», «Детская библиотека», «Музей города», «центр дополнительного образования»; Чум – национальное жилище народов Севера, макет «Костер», чучела животных (медведь, белка), охотничьи лыжи, нарты, священное дерево берёза.
Перечень музейных

экспонатов на начало

реализации проекта.

Женский и мужской национальный костюм, национальная обувь (кисы) различные украшения, корневатик (плетеная корзина), головной платок, куклы, бубен шаманский (пензер), кукла –охотник, лук, стрелы, макеты изображающие диких животных и птиц Югры, варежки традиционные с орнаментом. Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего Ро ссии. Педагогиче ская деятельно сть д о ш кол ь н о го образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
За

последний

период

в

ряде

нормативно-правовых

документов

федерального и регионального уровня были определены ориентиры и

направления

нравственно-патриотическое

воспитания

подрастающего

поколения, в частности:
 в законе Российской Федерации
«Об образовании»
;  в Национальной доктрине образования Российской Федерации;  в государственной программе
«Патриотическое

воспитание

граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
.
Принятые

в

2013

г.

Федеральные

Государственные

Образовательные

Стандарты

Дошкольного

Образования

одними

из

своих

принципов

определяют:
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;  учет этнокультурной ситуации развития детей.
Предполагаемый

перечень музейных

экспонатов на конец

реализации проекта.