"Слагаемое. Слагаемое. Сумма"

Автор: Посмитняя Татьяна Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУСОШ №23
Населённый пункт: пос.Кучугуры, Темрюкского района
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Слагаемое. Слагаемое. Сумма"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок математики в 1 классе

«Слагаемое. Слагаемое.

Сумма»

УМК «Школа России»

Посмитняя Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУСОШ №23 пос.Кучугуры

2015


Автор
: Посмитняя Татьяна Владимировна
Место работы
: МБОУСОШ №23 Краснодарского края, Темрюкского района, посёлка Кучугуры
Должность
: учитель начальных классов
Цель деятельности учителя:
познакомить учащихся с компонентами сложения, способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «слагаемое», «сумма», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на сложение; - способствовать развитию мышления, памяти, внимания; - воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока:
урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Планируемые образовательные результаты:

Личностные:
формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные
:  регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;  познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;  коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
учащиеся научатся называть компоненты при сложении; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Формы организации деятельности детей:
групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы:
проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.
Оборудование:
 компьютер, мультимедийный проектор;  мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);  учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;  сигнальные карточки;  конвертики с изображением Квадрика, опорные схемы, карточки для самостоятельной работы, изображения пчёлок, маркеры, магнитики.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(3 мин)

Учитель:
Ну
-
ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Слайд 2.
- Ребята, к нам в гости сегодня пришёл наш старый знакомый - Квадрик. Давайте прочитаем, что говорит нам Квадрик (читают «про себя», один ученик вслух). - Почему же Мишутку нужно убеждать в этом? Давайте послушаем, что он нам скажет (послушать звук, нажав на Мишутку) - Вы согласны с Мишуткой? Посоветуйтесь друг с другом, что бы вы ответили Мишутке? (
работа в паре
) Ответы ребят. - Ребята, давайте докажем сегодня Мишутке, что математика очень увлекательная и интересная наука.
Контроль результатов:
устные ответы.
Формирование

универсальных учебных

действий (УУД)
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (6 мин)

Учитель:
- Ребята, чём мы занимались на прошлом уроке? (Учились решать задачи)
Учитель:
- Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно.
Слайд 3.

Учитель:
- Прочитайте просьбу Квадрика. Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом. - Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то записка. Давайте развернём её, что же там написано? Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает записку. - Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему помочь?
Слайд 4.
- Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки. - Сколько стоит баночка мёда? (7р. и 8 р.) - Сколько рублей мама дала Мишутке?(10 р.) - Какую баночку Мишутка сможет купить? (любую) - Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка? Ребёнок выходит к обычной доске и записывает выражение мелом. Класс реагирует сигнальными карточками. 10-7=3 10-8=2 - Что разрешила мама купить на сдачу? (конфеты) - Сколько стоят конфеты в магазине?(2 р. и 1 р.) Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным признакам. Регулятивные: Принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий; использовать запись в цифровой форме хода решения задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
- Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка.
Варианты ответов ребят:
-(Если у Мишутки осталось 3 р., он сможет купить конфету за 2 р. и за 1 р., потому что 2+1=3) Записывает на доске: 2+1 =3 -(Или 3 конфеты по 1 р., потому что 1+1+1=3) Записывает на доске. -(Если у Мишутки осталось 2 р., он сможет купить одну конфету за 2 р. или 2 конфеты по 1 р., потому что 1+1=2) Записывает на доске. Класс реагирует сигнальными карточками. Записи на доске: 10-7=3 10-8=2 2+1=3 1+1+1=3 1+1=2
Учитель:
- Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием, которое дала ему мама. Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке. Затем учитель отключает экран (щелчок правой кнопкой по слайду, выбираем – экран, далее – белый экран). - Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на доске выражения на две группы. Ученик отвечает. Класс реагирует сигнальными карточками. - Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении.
Контроль результатов:
устные ответы, сигнальные карточки.
3. Постановка учебной проблемы (2 мин)
- Вы смогли выполнить задание? (нет) - В чём затруднение? (мы не знаем, как называются числа при сложении) - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
(названия чисел при сложении)
- Чему мы должны научиться? (будем учиться правильно называть числа при сложении, правильно читать выражения на сложение) Учитель включает экран правой кнопкой мышки щелчок по слайду, выбираем – экран, далее – нормальный экран, переходим по управляющей кнопке на 5 слайд). Познавательные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
4. Поиск решения учебной проблемы (10 мин)

Слайд 5.

Учитель:
- Ребята, что мы видим на картинке?(Два зайчика гуляют на полянке). Учитель вызывает правого зайчика за траву (щелчок по зайчику). - Что произошло дальше? (один зайчик выбежал) - Сколько зайчиков осталось? (три) - Какое выражение можно составить к этой картинке?(2+1=3) - Давайте проверим (щелчок по солнышку, появляется выражение). - Почему мы выбрали знак плюс? (один зайчик появился, стало больше) - Прочитайте это выражение, используя слово «увеличили». (два увеличили на 1, получили 3). Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; использовать знаково- символические средства, в том числе модели; осуществлять запись выборочной информации. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры
- Давайте запишем это выражение в тетрадь. Учитель комментирует и пишет на обычной доске. - Какое число мы увеличили? (два) - Пишем 2. Как вы думаете, как называется это число? (версии ребят) - Это число называется СЛАГАЕМОЕ. Обозначим его буквой С (подписываем снизу). - Ставим знак плюс. - Какое число мы прибавили? (1) -Как вы думаете, как оно называется? (версии ребят) - Оно называется СЛАГАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой С. - Ставим знак равно и результат – 3. - Вы помните, как называется результат выражения? (значение) - При сложении результат называется ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ. Обозначим его буквой ЗС. - Выражение 2+1 – это СУММА ЧИСЕЛ. Запись на доске:
ЗС
2 + 1 = 3
С С ЗС
- Давайте ещё раз повторим названия чисел при сложении (щелчок по облачку справа, настроена анимация появления текста).
Доска закрывается.

Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник на стр. 86. - Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите? (дети построили пирамиды из трёх красных и двух синих кубиков) - Подходит ли схема из квадратов к этой картинке? (Да.) - Почему? (Было 3 кубика, нарисовали 3 квадрата. Два кубика, ещё построили, нарисовали 2 квадрата) - Какое выражение можно составить к этой картинке? (3+2=5) - Прочитайте «про себя» ещё раз названия чисел справа от схемы. - Прочитайте это выражение, используя названия чисел при сложении. - Почему первое числа называется слагаемым? (складывали). - Обратимся к толковому словарю. - Ребята, как называется результат сложения? (
значение суммы
, так как 3+2 – это выражение, а 5 – это его значение) - Выражение 3+2 мы тоже можем называть суммой. - Прочитайте пример нашей записи под схемой (сумма чисел 3 и 2 равна 5) - Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел буквами (один ученик у доски). Проверка сигнальными карточками. 3 + 2 = 5 С С ЗС На доску вывешивается схема. На партах у ребят конвертики Квадрика с распечатанными схемами.(ПРИЛОЖЕНИЕ №1) - Откройте конвертики Квадрика и найдите опорные схемы. действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

Работа в парах.
- Расскажите друг другу, пользуясь опорной схемой, как называются числа при вычитании и способы прочтения выражений. На усмотрение учителя, можно провести
физкультминутку
. Так как дальше ребята будут работать в группе, будут находиться в движении, физкультминутку можно не проводить.
Контроль результатов:
устные ответы, выполнение записей в тетрадях, взаимопроверка.
5. Первичное закрепление (6 мин)

Работа в группах.
- Ребята, а теперь мы выполним задание 1 в учебнике, используя полученные знания.
(Задание 1. Назовите первое и второе слагаемое в каждой сумме и

вычислите эти суммы)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер. - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.
Примерное объяснение.
Слагаемое – это первое число, которое мы складываем, поэтому мы записали 4. Слагаемое – это число, которое мы складываем, значит, ставим знак плюс и число 2. Мы вычислили результат – это 6. Значит значение суммы равно 6. Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.
Контроль результатов:
устные ответы, сигнальные карточки. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково- символические средства для записи решения; строить сообщение в устной форме. Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(6 мин)
- Ребята, откройте, пожалуйста, ещё раз конвертики Квадрика и найдите задание на карточках. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) - Возьмите карточку с номером своего варианта. - Прочитайте внимательно задание. - Есть ли вопросы? - Выполните его в тетрадях самостоятельно. Ответы для проверки учитель пишет на обычной доске (они закрыты). - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы). - Исправьте ошибки, если это необходимо. - Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без ошибок. - Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку. - В чём были трудности при выполнении этого задания?
Контроль результатов:
самопроверка, устные ответы. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии. Регулятивные: планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение (10 мин)
- Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Теперь предлагаю поиграть в игру «Собираем мёд для Мишутки».
Учитель включает презентацию.
Познавательные: осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять

Слайд 6.
- Мишутка очень любит мёд. Если мы правильно выполним задание, пчёлки принесут в свой улей мёд для Мишутки. - Какую букву вы видите на крыше улья? (С) - Что мы обозначали сегодня буквой С?(слагаемое) - Нам нужно выбрать те выражения, где пропущено слагаемое. - Сможете ли вы догадаться, какое число пропущено? Как вы догадались?(воспользовались знанием состава числа)
Ребята выходят к доске и делают щелчок по выбранному

выражению (триггер открывает слово «Подумай!», если

выражение выбрано неверно и слово «Верно!» с пчёлкой, если

выражение выбрано верно).

Выбранные выражения записывают в тетрадь.

Аналогичная работа проводится по слайдам 7-8.

Если ребята справились быстро, им предлагается выполнить

задание для самопроверки в учебнике (внизу странички) и

проверить друг друга.

Итог.
- Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание? (знание названий чисел при сложении, знание состава чисел) - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(названия чисел при сложении) - Что повторили? (решение задач, состав чисел до 10, решение выражений на сложение и вычитание) - Чему научились на уроке? (правильно называть числа при сложении, читать выражения на сложение разными способами) - Оцените свою работу в тетради с помощью волшебных линеечек (аккуратность и правильность выполнения). выбор объекта по необходимым признакам. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра.
8. Рефлексия деятельности (3 мин)

Слайд 9.
- Ребята, вот какую баночку мёда мы собрали для Мишутки. Учитель включает звук по щелчку. - В конвертиках есть изображения пчёлок.(ПРИЛОЖЕНИЕ №3, №4). Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлую пчёлку. Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзную пчёлку.
Ребята выходят к доске и прикрепляют пчёлку с помощью

магнита.

Учитель:
- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме. Личностные: формирование способности к оценке своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательной мотивации. Регулятивные: самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.