Автор : Посмитняя Татьяна Владимировна
Место работы : МБОУСОШ №23 Краснодарского края, Темрюкского района, посёлка
Кучугуры
Должность : учитель начальных классов
Цель деятельности учителя:
познакомить учащихся с компонентами сложения,
способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «слагаемое», «сумма», научить применять новые
термины при составлении и чтении математических выражений на сложение;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила
культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные :
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль
по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи
новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме;
осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить
сравнение и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при сложении; использовать
названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят
способы решения задач изученных видов.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия,
работа с учебником, устные и письменные упражнения.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);
учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
сигнальные карточки;
конвертики с изображением Квадрика, опорные схемы, карточки для самостоятельной
работы, изображения пчёлок, маркеры, магнитики.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
(3 мин)
Учитель:
Ну - ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Слайд 2.
- Ребята, к нам в гости сегодня пришёл наш старый знакомый -
Квадрик. Давайте прочитаем, что говорит нам Квадрик (читают
«про себя», один ученик вслух).
- Почему же Мишутку нужно убеждать в этом? Давайте
послушаем, что он нам скажет (послушать звук, нажав на
Мишутку)
- Вы согласны с Мишуткой? Посоветуйтесь друг с другом, что бы
вы ответили Мишутке? ( работа в паре )
Ответы ребят.
- Ребята, давайте докажем сегодня Мишутке, что математика очень
увлекательная и интересная наука.
Контроль результатов: устные ответы.
Формирование
универсальных учебных
действий (УУД)
Познавательные:
строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно-
следственных связей.
Регулятивные:
проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве.
Коммуникативные:
формирование умения
слушать и слышать.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (6 мин)
Учитель:
- Ребята, чём мы занимались на прошлом уроке? (Учились
решать задачи)
Учитель:
- Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно.
Слайд 3.
Учитель:
- Прочитайте просьбу Квадрика.
Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом.
- Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то
записка. Давайте развернём её, что же там написано?
Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает
записку.
- Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы
думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему
помочь?
Слайд 4.
- Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки.
- Сколько стоит баночка мёда? (7р. и 8 р.)
- Сколько рублей мама дала Мишутке?(10 р.)
- Какую баночку Мишутка сможет купить? (любую)
- Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка?
Ребёнок выходит к обычной доске и записывает выражение
мелом.
Класс реагирует сигнальными карточками.
10-7=3 10-8=2
- Что разрешила мама купить на сдачу? (конфеты)
- Сколько стоят конфеты в магазине?(2 р. и 1 р.)
Познавательные:
строить сообщения в устной
и письменной форме;
ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач; проводить
сравнение и классификацию
по заданным признакам.
Регулятивные:
Принимать познавательную
цель, сохранять её при
выполнении учебных
действий; использовать
запись в цифровой форме хода
решения задачи;
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
действия и вносить
необходимые коррективы.
Коммуникативные:
умение ясно и четко излагать
свое мнение, выстраивать
речевые конструкции.
- Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка.
Варианты ответов ребят:
-(Если у Мишутки осталось 3 р., он сможет купить конфету за 2
р. и за 1 р., потому что 2+1=3)
Записывает на доске: 2+1 =3
-(Или 3 конфеты по 1 р., потому что 1+1+1=3)
Записывает на доске.
-(Если у Мишутки осталось 2 р., он сможет купить одну конфету
за 2 р. или 2 конфеты по 1 р., потому что 1+1=2)
Записывает на доске.
Класс реагирует сигнальными карточками.
Записи на доске:
10-7=3 10-8=2 2+1=3 1+1+1=3 1+1=2
Учитель:
- Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием,
которое дала ему мама.
Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке.
Затем учитель отключает экран (щелчок правой кнопкой по
слайду, выбираем – экран, далее – белый экран).
- Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на
доске выражения на две группы.
Ученик отвечает. Класс реагирует сигнальными карточками.
- Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел
при сложении.
Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.
3. Постановка учебной проблемы (2 мин)
- Вы смогли выполнить задание? (нет)
- В чём затруднение? (мы не знаем, как называются числа при
сложении)
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
(названия чисел при сложении)
- Чему мы должны научиться?
(будем учиться правильно называть числа при сложении,
правильно читать выражения на сложение)
Учитель включает экран правой кнопкой мышки щелчок по слайду,
выбираем – экран, далее – нормальный экран, переходим по
управляющей кнопке на 5 слайд).
Познавательные:
постановка и решение
проблемы.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на
основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися и того, что еще
не известно.
Коммуникативные:
строить монологическое
высказывание.
4. Поиск решения учебной проблемы (10 мин)
Слайд 5.
Учитель:
- Ребята, что мы видим на картинке?(Два зайчика гуляют на
полянке).
Учитель вызывает правого зайчика за траву (щелчок по зайчику).
- Что произошло дальше? (один зайчик выбежал)
- Сколько зайчиков осталось? (три)
- Какое выражение можно составить к этой картинке?(2+1=3)
- Давайте проверим (щелчок по солнышку, появляется выражение).
- Почему мы выбрали знак плюс? (один зайчик появился, стало
больше)
- Прочитайте это выражение, используя слово «увеличили». (два
увеличили на 1, получили 3).
Познавательные:
осуществлять подведение под
понятие на основе
распознавания объектов,
выделения существенных
признаков и их синтеза;
использовать знаково-
символические средства, в
том числе модели;
осуществлять запись
выборочной информации.
Регулятивные:
учитывать выделенные
учителем ориентиры
- Давайте запишем это выражение в тетрадь.
Учитель комментирует и пишет на обычной доске.
- Какое число мы увеличили? (два)
- Пишем 2. Как вы думаете, как называется это число? (версии
ребят)
- Это число называется СЛАГАЕМОЕ. Обозначим его буквой С
(подписываем снизу).
- Ставим знак плюс.
- Какое число мы прибавили? (1)
-Как вы думаете, как оно называется? (версии ребят)
- Оно называется СЛАГАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой
С.
- Ставим знак равно и результат – 3.
- Вы помните, как называется результат выражения? (значение)
- При сложении результат называется ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ.
Обозначим его буквой ЗС.
- Выражение 2+1 – это СУММА ЧИСЕЛ.
Запись на доске:
ЗС
2 + 1 = 3
С С ЗС
- Давайте ещё раз повторим названия чисел при сложении (щелчок
по облачку справа, настроена анимация появления текста).
Доска закрывается.
Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник на стр. 86.
- Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы
видите? (дети построили пирамиды из трёх красных и двух синих
кубиков)
- Подходит ли схема из квадратов к этой картинке? (Да.)
- Почему? (Было 3 кубика, нарисовали 3 квадрата. Два кубика,
ещё построили, нарисовали 2 квадрата)
- Какое выражение можно составить к этой картинке?
(3+2=5)
- Прочитайте «про себя» ещё раз названия чисел справа от схемы.
- Прочитайте это выражение, используя названия чисел при
сложении.
- Почему первое числа называется слагаемым? (складывали).
- Обратимся к толковому словарю.
- Ребята, как называется результат сложения? ( значение суммы ,
так как 3+2 – это выражение, а 5 – это его значение)
- Выражение 3+2 мы тоже можем называть суммой.
- Прочитайте пример нашей записи под схемой (сумма чисел 3 и 2
равна 5)
- Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел
буквами (один ученик у доски).
Проверка сигнальными карточками.
3 + 2 = 5
С С ЗС
На доску вывешивается схема.
На партах у ребят конвертики Квадрика с распечатанными
схемами.(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
- Откройте конвертики Квадрика и найдите опорные схемы.
действия в новом учебном
материале в сотрудничестве
с учителем.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
устной речи.
Работа в парах.
- Расскажите друг другу, пользуясь опорной схемой, как
называются числа при вычитании и способы прочтения
выражений.
На усмотрение учителя, можно провести физкультминутку .
Так как дальше ребята будут работать в группе, будут
находиться в движении, физкультминутку можно не проводить.
Контроль результатов: устные ответы, выполнение записей в
тетрадях, взаимопроверка.
5. Первичное закрепление (6 мин)
Работа в группах.
- Ребята, а теперь мы выполним задание 1 в учебнике, используя
полученные знания.
(Задание 1. Назовите первое и второе слагаемое в каждой сумме и
вычислите эти суммы)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер.
- Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски.
Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое
решение.
Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с
помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.
Примерное объяснение.
Слагаемое – это первое число, которое мы складываем, поэтому
мы записали 4. Слагаемое – это число, которое мы складываем,
значит, ставим знак плюс и число 2. Мы вычислили результат –
это 6. Значит значение суммы равно 6.
Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности
выполнения задания.
Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.
Познавательные:
осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения задания;
использовать знаково-
символические средства для
записи решения; строить
сообщение в устной форме.
Регулятивные:
самостоятельно учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале;
адекватно воспринимать
предложения и оценку
товарищей.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
(6 мин)
- Ребята, откройте, пожалуйста, ещё раз конвертики Квадрика и
найдите задание на карточках. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
- Возьмите карточку с номером своего варианта.
- Прочитайте внимательно задание.
- Есть ли вопросы?
- Выполните его в тетрадях самостоятельно.
Ответы для проверки учитель пишет на обычной доске (они
закрыты).
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание
(открывает ответы).
- Исправьте ошибки, если это необходимо.
- Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без
ошибок.
- Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку.
- В чём были трудности при выполнении этого задания?
Контроль результатов: самопроверка, устные ответы.
Познавательные:
осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения задания;
устанавливать аналогии.
Регулятивные:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый
контроль; самостоятельно
учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия в новом материале;
вносить необходимые
коррективы в действие после
его завершения.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
необходимые для организации
собственной деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение (10 мин)
- Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Теперь предлагаю
поиграть в игру «Собираем мёд для Мишутки».
Учитель включает презентацию.
Познавательные:
осуществлять анализ
объектов; проводить
сравнение; осуществлять
Слайд 6.
- Мишутка очень любит мёд. Если мы правильно выполним
задание, пчёлки принесут в свой улей мёд для Мишутки.
- Какую букву вы видите на крыше улья? (С)
- Что мы обозначали сегодня буквой С?(слагаемое)
- Нам нужно выбрать те выражения, где пропущено слагаемое.
- Сможете ли вы догадаться, какое число пропущено? Как вы
догадались?(воспользовались знанием состава числа)
Ребята выходят к доске и делают щелчок по выбранному
выражению (триггер открывает слово «Подумай!», если
выражение выбрано неверно и слово «Верно!» с пчёлкой, если
выражение выбрано верно).
Выбранные выражения записывают в тетрадь.
Аналогичная работа проводится по слайдам 7-8.
Если ребята справились быстро, им предлагается выполнить
задание для самопроверки в учебнике (внизу странички) и
проверить друг друга.
Итог.
- Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание?
(знание названий чисел при сложении, знание состава чисел)
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(названия чисел при
сложении)
- Что повторили? (решение задач, состав чисел до 10, решение
выражений на сложение и вычитание)
- Чему научились на уроке? (правильно называть числа при
сложении, читать выражения на сложение разными способами)
- Оцените свою работу в тетради с помощью волшебных линеечек
(аккуратность и правильность выполнения).
выбор объекта по
необходимым признакам.
Регулятивные:
принимать и сохранять
учебную задачу; проявлять
познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение и позицию;
контролировать действия
партнёра.
8. Рефлексия деятельности (3 мин)
Слайд 9.
- Ребята, вот какую баночку мёда мы собрали для Мишутки.
Учитель включает звук по щелчку.
- В конвертиках есть изображения пчёлок.(ПРИЛОЖЕНИЕ №3,
№4). Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке,
выберите весёлую пчёлку. Если у вас остались вопросы, есть ещё
трудности, выберите серьёзную пчёлку.
Ребята выходят к доске и прикрепляют пчёлку с помощью
магнита.
Учитель:
- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых
остались вопросы по этой теме.
Личностные:
формирование способности к
оценке своей учебной
деятельности; формирование
учебно-познавательной
мотивации.
Регулятивные:
самостоятельно оценивать
свою деятельность на уроке.