"Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС"
Автор: Чебан Ольга Владимировна Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Михайловская СОШ"
Населённый пункт: д. Михайловка, Орловский район, Орловская область
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС"
Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе в
рамках ФГОС
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется
развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию. В связи с
этим одной из задач образования является формирование у ребенка
способности к рефлексивному контролю и оценке своей деятельности.
Приоритетом современного образования является формирование
универсальных учебных действий.
В рамках системно-деятельностного подхода в обучении в качестве
универсальных учебных действий рассматриваются основные структурные
компоненты учебной деятельности, одним из которых является рефлексивный
компонент деятельности школьника.
Рефлексия – это умение школьника осознавать то, что он делает и
аргументировать, оценивать свою деятельность и ее результаты.
Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее
социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на
саморазвитие.
В данной статье мне бы хотелось дать некоторые примеры рефлексии,
которые я успешно использую на своих уроках.
На своих уроках я применяю разнообразные приемы рефлексии
эмоционального состояния: «смайлики», «шарики чувств», что способствует
формированию благоприятного микроклимата на уроке.
В процессе изучения модуля использую следующие приемы
самооценочной деятельности учащихся:
- что я должен сделать, чтобы получить хорошую оценку;
- почему я поставил себе такую оценку;
- использование «Оценочной лесенки», когда ребенок ставит себя на той
ступеньке, на которую бы он себя поставил при выполнении заданий.
Активно использую карточки -
Student’s Self-Assessment Form, которые
предлагают авторы УМК «Английский в фокусе», делаю свои.
Кроме того, у каждого ученика есть портфель достижений (портфолио),
который включает в себя материалы самоанализа и рефлексии учащихся. В
портфель я включаю:
1)
Творческие работы;
2)
Оценочные листы;
3)
Дипломы, грамоты, которые характеризуют достижения учащихся.
Примеры:
«Смайлики».
Карточки с изображением трех лиц:
веселого, нейтрального и грустного
«Шарик чувств»
Красный шарик – мне понравилось на уроке и я узнал что-то новое;
Желтый шарик - понравилось на уроке, но не был достаточно активен;
Синий шарик – не понравилось на уроке.
Лист самооценки
Класс ___2_____
Ученик ________________________________
Оцениваю свою работу на
потому что
(раскрась лепестки в желтый цвет, если ответ – ДА, синий цвет - НЕТ)
3
4
5
Я знаю
название
любимых
игрушек
Я знаю
название
частей тела
Было
интересно
Было
трудно
Я знаю песню
про игрушки
Я могу
рассказать о
любимой
игрушке
Лист самооценки (4 класс)
Отметь знаком «+» всё, что ты знаешь и умеешь делать.
Выбери ступень, на которой ты находишься.
3
I can speak about
________
I think I deserve “5”
2
I know how ______
I think I deserve “4”
I can read texts about
________
+
1
I know many new words
connected with the topic
“________”
I think I deserve “3”
I know why ______
I know _________
Student’s Self-Assessment Form
(Самооценка)
NAME______________________
I know…
(Я знаю…
Words of unit ____
New grammar (________)
Speak _____________
Very
well
OK
Not
very
well
Very
well
OK
Not
very
well
Very
well
Ok
Not very
well
I can…
(Я
могу…)
Very
well
OK
Not
very
well
Very
well
OK
Not
very
well
Very
well
Ok
Not very
well
Choose the correct answer:
I liked the lesson .
1)
True
2)
False
3)
Not stated
Я считаю, что такие приемы рефлексии на уроках английского
языка помогают ученикам сформировать адекватную самооценку
учебных достижений.