Автор: Васина Людмила Михайловна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №117
Населённый пункт: город Казань Татарстан
Наименование материала: конспект урока
Тема: "В гости к зиме"
Цели:
- закрепить знания детей об изменениях неживой природы зимой;
- закрепить знание детей о частях речи;
- формировать навык грамотного письма;
- развивать устную и письменную речь детей
Оборудование:
картины с изображением зимней природы; пьесы П.И.
Чайковского из альбома «Времена года»: «У камелька», «Масленница»,
«Святки».
Ход урока.
1.Организационный момент
(Учитель читает стихотворение.)
У дедушки года, у старого деда,
Есть внучки четыре прекрасные девы.
Садись поудобнее, слушай, дружок,
Про каждую внучку послушай стишок…
Зима
Как старшая внучка красива собою!
Зовется Зимою, Зимой ледяною!
Лицо белоснежно и волосы белые,
Всю сахарной, снежной Зима землю делает.
Как только пора для Зимы заступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель – это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин — стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом - снежинки
И иней в последнем – в хрустальной корзинке.
И эти богатства Зима всем раздарит.
Украсит леса, с Новым годом поздравит.
Оденет деревья в хрустальный наряд,
Который сверкает и радует взгляд!
- О чем будем говорить на уроке?
Д: Я думаю, что мы будем говорить о зиме.
Д: А я считаю, мы поговорим о зимней природе.
Д: .Я согласен с Кариной, мы поговорим о волшебнице – зиме.
На уроке мы будем говорить зимних изменениях в природе, повторим части
речи.
(Учитель читает стихотворение).
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама
Красавица, волшебница- зима.
II. Минутка чистописания.
Мо ве ло
Мороз невелик, да стоять не велит.
III. Работа по теме урока .
Зима. Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли?
Д: Мне вдруг стало холодно, грустно.
Д: А меня посетило радостное, веселое чувство ведь, - скоро праздник Новый
год.
- Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое
снежное слово.
Д: Снег мороз.
Д: Лёд, холод.
Д: Санки, метель.
Д: Дед Мороз, Снегурочка.
Д: Снежинки, снежки.
Д: А еще вьюга, метель, буран…
( Учитель вывешивает на доску картины зимней природы.)
- Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.
1 .Он щипается, кусается,
Прогнать домой пытается,
Но все равно я не уйду,
Промчусь по снегу и по льду. ( Мороз.)
2. Белая, узорная,
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку. (Снежинка.)
3. Гуляю в поле,
Летаю на воле.
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
4.Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой
Кто я такой? (Снеговик.)
5.Деревья белым уберёт,
Хотя не снег он и не лёд. (Иней.)
6. Что за толстое стекло
Речку всю заволокло? (Лёд.)
7.Стальные маленькие кони
На льду умельца не догонят. (Коньки.)
8.На прогулке бегуны
Одинаковой длины.
Через луг бегут к берёзке.
Тянут следом две полоски (Лыжи.)
9.Тянуть их в гору трудно,
С горы спускаться - чудно. (Санки.)
- На какие вопросы отвечают эти слова?
Д: Я думаю, все эти слова отвечают на вопрос что?
Д: Я тоже думаю так же, как Булат.
- Что обозначают эти слова?
Д: Мне кажется, что все эти слова обозначают предметы.
Д: Я тоже думаю, предметы.
Д: Да, я тоже согласна с Юлей.
- Допишите ещё слова – предметы, которые относятся к неживой природе зимы.
Д: Я считаю, что к неживой природе зимы можно отнести такие слова как:
снежки, изморозь.
Д: Еще сугробы, гололед.
III. Физминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
IV.
Беседа о снеге .
Послушайте рассказ « Снежные слова».
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим « хлопья».
Если твердые белые шарики больно секут щёки и лоб, мы говорим «крупка».
Свежий, только – только запорошивший землю, самый чистый и самый милый
охотнику снег зовётся «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше
охоты, чем на пороше!
Снег лёг на землю, но это не значит, что он до весны успокоился.
Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.
Иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер
нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это
низовая метель – поземка.
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег – это вьюга.
Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря
– буран. Крикнешь и голоса своего не услышишь, в трех шагах ничего не видно.
Н.Надеждина.
- Какие «снежные» слова в рассказе вы услышали? Допишите их в тетради.
(Дети записывают слова: хлопья, крупка, поземка, пороша, буран, вьюга).
- Объясните лексическое значение этих слов.
Д: Я думаю хлопья – это несколько снежинок, которые слиплись на лету.
Д: Я согласна с Владом.
Д: Мне кажется, что крупка – это снежинки в виде маленьких белых шариков.
Д: А я думаю это замерзшие мелкие капли дождя.
Д: Я, пожалуй, соглашусь с Настей - это снежинки в виде маленьких шариков.
Д: Я считаю, что поземка – это низовая метель.
Д: А я думаю, что поземка это ветер, дующий снег у поверхности земли.
Д: Мне кажется, когда снег струится по земле это и есть поземка.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
Д: Все эти слова отвечают на вопросы что?
Д: Я тоже согласна с Андреем.
- Что обозначают?
Д: Я думаю, эти слова обозначают предметы.
- Как образуется снег?
Д: Я думаю, снег образуется из водяного пара, который поднимается высоко
вверх.
Д: А я считаю, что снег это замерзшие капельки воды.
Д: Я согласна с Дианой, что снег образуется из водяного пара.
(Учитель читает рассказ).
Раньше думали, что снег – это замершие капельки воды. Думали, что идет он из
тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения
снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки
воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет
летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не
превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем
по-другому.
Водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит сильный холод. И
здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это
еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но
шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится
удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они
собираются хлопьями и падают на землю.
- Какого цвета снег?
Д: Я думаю белого.
Д: Я тоже считаю, что снег белый.
(Учитель читает рассказ).
Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть
безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный
лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.
В чем секрет белизны снега? Пожалуй, «виноват» тот же разноцветный
солнечный луч.
Какого цвета лед? Никакого. Он бесцветный. Почему? Потому что он пропускает
через себя весь солнечный луч целиком, и остается бесцветным. Таков закон
природы.
Каждая снежинка, каждая красивая звездочка в отдельности свободно
пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лед, и тоже была бы бесцветна.
Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе
они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч
солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый,
что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.
- Что запомнилось вам из прочитанных рассказов?
Д: Что лед бесцветный.
Д: Снег белый, так как он отражает солнце
Д: А еще он отражает, чистейший цвет солнечного луча.
- Перечислите зимние явления в природе.
Д: Я думаю, зимой солнце поднимается невысоко, не греет
Д: А еще зимой дни короткие, ночи длинные.
Д: Я хочу добавить, что вся земля покрыта снегом. Водоёмы покрыты льдом.
Д: Я считаю, что почва замёрзла.
Д: Зимой часто бывают оттепели, гололедица, изморозь.
Музыкальная минутка .
Послушайте пьесу «Святки» (декабрь). Святки – это старинный праздник нового
года.
(Дети слушают пьесу.)
V. Работа в тетради по русскому языку.
В тетради вы записали слова-предметы, относящиеся к зиме.
Теперь запишем слова-признаки.
- На какие вопросы отвечают слова-признаки?
Д: Я думаю, слова-признаки отвечают на вопросы:
- Какой? Какая? Какое? Какие
Д: Я согласна с Катей.
- Расскажите, какие вы видели снежинки?
Д: Я однажды видела снежинки легкие, пушистые.
Д: А я видел ажурные, серебристые.
Д: Я тоже видела снежинки они были мягкие, воздушные.
- Запишем эти слова.
(Дети записывают.)
Лёгкие, пушистые, белые, ажурные, серебристые, нежные, мягкие, воздушные.
- С чем можно сравнить снежинки?
Д: Мне кажется они белые, как молоко.
Д: А я думаю, они лёгкие, как пух.
Д: Я считаю, что снежинки ажурные, как кружево.
- Что делают эти снежинки?
Д: Когда нет ветра они тихо падают, и ложатся на землю.
Д: Если дует ветер они летят, кружатся,
кажется, что они, танцуют.
Д: Мне иногда кажется, что они грустят, плачут, шепчутся.
- На какие вопросы отвечают слова-действия?
Д: Я думаю, слова-действия отвечают на вопросы:
Что делать? Что сделать?
Что делают?
Запишем слова - действия.
(кружатся, падают, ложатся, летят, танцуют, грустят, шепчутся, плачут.)
- Зима… Какая она?
Д: Мне кажется зима. волшебница, чудесница.
Д: А я думаю, она, кружевница и чародейка.
Д: Еще она морозная, снежная, лютая.
- Что сделала зима?
Д: Я считаю, зима пришла, украсила.
Д: Еще зима прикрыла, убаюкала.
Д: Я хочу добавить занавесила, убаюкала, закутала.
VII. Работа над текстом «Зима».
- Прочитайте текст «Зима».
(На доске написан текст.)
Вот и пришла зима. Снег покрыл землю, украсил деревья. Дети рады зиме.
- Посмотрите, как много «снежных» слов записали мы в тетради. Украсьте этими
словами текст о зиме, запишите его в тетради
(Дети работают под музыку П.И. Чайковского.)
- Проверка.
Д: Вот и пришла морозная и снежная волшебница зима. Пушистый снег покрыл
землю белоснежным покрывалом, украсил инеем деревья. Дети рады чародейке
зиме.
VIII. Итог урока.
- О каком времени года говорили на уроке?
Д: Сегодня мы говорили о зиме.
Д: Я согласен с Мишей, мы говорили о волшебнице зиме.
- Какие части речи повторили на уроке?
Д: Мы повторили существительные, прилагательные, глаголы.
Домашнее задание .
Записать несколько предложений о зиме.