Напоминание

"В гости к зиме"

Автор: Васина Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №117
Населённый пункт: город Казань Татарстан
Наименование материала: конспект урока
Тема: "В гости к зиме"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый урок

«В гости к зиме»

(русский язык)
учитель: Васина Л.М.

Тема: «

Упражнение в распознавании частей речи

».

Цели:
- закрепить знания детей об изменениях неживой природы зимой; - закрепить знание детей о частях речи; - формировать навык грамотного письма; - развивать устную и письменную речь детей
Оборудование:
картины с изображением зимней природы; пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года»: «У камелька», «Масленница», «Святки».
Ход урока.

1.Организационный момент
(Учитель читает стихотворение.) У дедушки года, у старого деда, Есть внучки четыре прекрасные девы. Садись поудобнее, слушай, дружок, Про каждую внучку послушай стишок… Зима Как старшая внучка красива собою! Зовется Зимою, Зимой ледяною! Лицо белоснежно и волосы белые, Всю сахарной, снежной Зима землю делает. Как только пора для Зимы заступает, Свои сундучки она вновь открывает Есть пять ледяных у нее сундуков: В одном спит метель – это мать ветерков, В другом сундуке затаилась пороша И множество градин — стеклянных горошин, А в третьем спит вьюга, в четвертом - снежинки И иней в последнем – в хрустальной корзинке. И эти богатства Зима всем раздарит. Украсит леса, с Новым годом поздравит. Оденет деревья в хрустальный наряд, Который сверкает и радует взгляд! - О чем будем говорить на уроке? Д: Я думаю, что мы будем говорить о зиме.
Д: А я считаю, мы поговорим о зимней природе. Д: .Я согласен с Кариной, мы поговорим о волшебнице – зиме. На уроке мы будем говорить зимних изменениях в природе, повторим части речи. (Учитель читает стихотворение). Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес, Где много всяких сказочных чудес, Где замела метелица дороги, Где косолапый мишка спит в берлоге, Где в ледяном дворце живет сама Красавица, волшебница- зима.
II. Минутка чистописания.
Мо ве ло Мороз невелик, да стоять не велит.
III. Работа по теме урока
. Зима. Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли? Д: Мне вдруг стало холодно, грустно. Д: А меня посетило радостное, веселое чувство ведь, - скоро праздник Новый год. - Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово. Д: Снег мороз. Д: Лёд, холод. Д: Санки, метель. Д: Дед Мороз, Снегурочка. Д: Снежинки, снежки. Д: А еще вьюга, метель, буран… ( Учитель вывешивает на доску картины зимней природы.) - Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь. 1 .Он щипается, кусается, Прогнать домой пытается, Но все равно я не уйду, Промчусь по снегу и по льду. ( Мороз.) 2. Белая, узорная, Звездочка-малютка, Ты слети мне на руку, Посиди минутку. (Снежинка.) 3. Гуляю в поле,
Летаю на воле. Кручу, бурчу, Знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю. (Метель.) 4.Глаза – угольки, Руки – сучки. Холодный, большой Кто я такой? (Снеговик.) 5.Деревья белым уберёт, Хотя не снег он и не лёд. (Иней.) 6. Что за толстое стекло Речку всю заволокло? (Лёд.) 7.Стальные маленькие кони На льду умельца не догонят. (Коньки.) 8.На прогулке бегуны Одинаковой длины. Через луг бегут к берёзке. Тянут следом две полоски (Лыжи.) 9.Тянуть их в гору трудно, С горы спускаться - чудно. (Санки.) - На какие вопросы отвечают эти слова? Д: Я думаю, все эти слова отвечают на вопрос что? Д: Я тоже думаю так же, как Булат. - Что обозначают эти слова? Д: Мне кажется, что все эти слова обозначают предметы. Д: Я тоже думаю, предметы. Д: Да, я тоже согласна с Юлей. - Допишите ещё слова – предметы, которые относятся к неживой природе зимы. Д: Я считаю, что к неживой природе зимы можно отнести такие слова как: снежки, изморозь. Д: Еще сугробы, гололед. III. Физминутка. А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
IV.

Беседа о снеге
. Послушайте рассказ « Снежные слова». Если снежинки слипаются на лету, мы говорим « хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щёки и лоб, мы говорим «крупка». Свежий, только – только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовётся «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше! Снег лёг на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил. Иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – поземка. Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег – это вьюга. Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря – буран. Крикнешь и голоса своего не услышишь, в трех шагах ничего не видно. Н.Надеждина. - Какие «снежные» слова в рассказе вы услышали? Допишите их в тетради. (Дети записывают слова: хлопья, крупка, поземка, пороша, буран, вьюга). - Объясните лексическое значение этих слов. Д: Я думаю хлопья – это несколько снежинок, которые слиплись на лету. Д: Я согласна с Владом. Д: Мне кажется, что крупка – это снежинки в виде маленьких белых шариков. Д: А я думаю это замерзшие мелкие капли дождя. Д: Я, пожалуй, соглашусь с Настей - это снежинки в виде маленьких шариков. Д: Я считаю, что поземка – это низовая метель. Д: А я думаю, что поземка это ветер, дующий снег у поверхности земли. Д: Мне кажется, когда снег струится по земле это и есть поземка. - На какие вопросы отвечают эти слова? Д: Все эти слова отвечают на вопросы что? Д: Я тоже согласна с Андреем. - Что обозначают? Д: Я думаю, эти слова обозначают предметы. - Как образуется снег? Д: Я думаю, снег образуется из водяного пара, который поднимается высоко вверх. Д: А я считаю, что снег это замерзшие капельки воды. Д: Я согласна с Дианой, что снег образуется из водяного пара. (Учитель читает рассказ). Раньше думали, что снег – это замершие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения
снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому. Водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит сильный холод. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. - Какого цвета снег? Д: Я думаю белого. Д: Я тоже считаю, что снег белый. (Учитель читает рассказ). Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье. В чем секрет белизны снега? Пожалуй, «виноват» тот же разноцветный солнечный луч. Какого цвета лед? Никакого. Он бесцветный. Почему? Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч целиком, и остается бесцветным. Таков закон природы. Каждая снежинка, каждая красивая звездочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лед, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча. - Что запомнилось вам из прочитанных рассказов? Д: Что лед бесцветный. Д: Снег белый, так как он отражает солнце Д: А еще он отражает, чистейший цвет солнечного луча. - Перечислите зимние явления в природе. Д: Я думаю, зимой солнце поднимается невысоко, не греет Д: А еще зимой дни короткие, ночи длинные. Д: Я хочу добавить, что вся земля покрыта снегом. Водоёмы покрыты льдом. Д: Я считаю, что почва замёрзла. Д: Зимой часто бывают оттепели, гололедица, изморозь.
Музыкальная минутка
.
Послушайте пьесу «Святки» (декабрь). Святки – это старинный праздник нового года. (Дети слушают пьесу.)
V. Работа в тетради по русскому языку.
В тетради вы записали слова-предметы, относящиеся к зиме. Теперь запишем слова-признаки. - На какие вопросы отвечают слова-признаки? Д: Я думаю, слова-признаки отвечают на вопросы: - Какой? Какая? Какое? Какие Д: Я согласна с Катей. - Расскажите, какие вы видели снежинки? Д: Я однажды видела снежинки легкие, пушистые. Д: А я видел ажурные, серебристые. Д: Я тоже видела снежинки они были мягкие, воздушные. - Запишем эти слова. (Дети записывают.) Лёгкие, пушистые, белые, ажурные, серебристые, нежные, мягкие, воздушные. - С чем можно сравнить снежинки? Д: Мне кажется они белые, как молоко. Д: А я думаю, они лёгкие, как пух. Д: Я считаю, что снежинки ажурные, как кружево. - Что делают эти снежинки? Д: Когда нет ветра они тихо падают, и ложатся на землю. Д: Если дует ветер они летят, кружатся, кажется, что они, танцуют. Д: Мне иногда кажется, что они грустят, плачут, шепчутся. - На какие вопросы отвечают слова-действия? Д: Я думаю, слова-действия отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делают? Запишем слова - действия. (кружатся, падают, ложатся, летят, танцуют, грустят, шепчутся, плачут.) - Зима… Какая она? Д: Мне кажется зима. волшебница, чудесница. Д: А я думаю, она, кружевница и чародейка. Д: Еще она морозная, снежная, лютая. - Что сделала зима? Д: Я считаю, зима пришла, украсила. Д: Еще зима прикрыла, убаюкала. Д: Я хочу добавить занавесила, убаюкала, закутала.
VII. Работа над текстом «Зима».
- Прочитайте текст «Зима». (На доске написан текст.) Вот и пришла зима. Снег покрыл землю, украсил деревья. Дети рады зиме.
- Посмотрите, как много «снежных» слов записали мы в тетради. Украсьте этими словами текст о зиме, запишите его в тетради (Дети работают под музыку П.И. Чайковского.) - Проверка. Д: Вот и пришла морозная и снежная волшебница зима. Пушистый снег покрыл землю белоснежным покрывалом, украсил инеем деревья. Дети рады чародейке зиме.
VIII. Итог урока.
- О каком времени года говорили на уроке? Д: Сегодня мы говорили о зиме. Д: Я согласен с Мишей, мы говорили о волшебнице зиме. - Какие части речи повторили на уроке? Д: Мы повторили существительные, прилагательные, глаголы.
Домашнее задание
. Записать несколько предложений о зиме.