"Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в детских объединениях МБУДО "Юность" г. Белгорода"

Авторы: Лотарева Ольга Владеленовна, Бут Инна Степановна
Должности: педагог дополнительного образования, педагог-организатор
Учебное заведение: МБУДО "Юность"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в детских объединениях МБУДО "Юность" г. Белгорода"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в детских

объединениях МБУДО «Юность» г. Белгорода.

О.В. Лотарева, И.С. Бут
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Юные исследователи — это потенциал современного российского общества. В учреждении дополнительного образования «Юность» разработана и апробирована технология исследовательской деятельности обучающихся, в основу которой положены педагогические принципы поэтапного формирования проектной и исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности рассматривается педагогическим коллективом как важный фактор развития творческого потенциала личности, что позволяет формировать у детей исследовательское мышление и решать следующие задачи:  развивать интерес к исследовательской работе;  воспитывать гражданскую позицию;  воспитывать высокие нравственные качества и духовную культуру учащихся. Методы проектного обучения используются педагогами дополнительного образования на всех возрастных ступенях обучения и воспитания детей и подростков. В качестве примера построения проектной деятельности на занятиях изобразительным творчеством можно рассмотреть на примере алгоритма проведения занятия «Изображение собаки в творческом проекте «Каштанка»: 1. Беседа о творчестве А.П.Чехова. 2. Обсуждение с воспитанниками рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Эскизы, зарисовки по теме «Моя Каштанка».
3.Индивидуальные образовательные маршруты: - художники – анималисты; - роль собаки в жизни человека; - лепка фигурок собак; 4. Выставка творческих работ. Исследовательская деятельность по экологии соединяет в себе академические знания и практические умения. В процессе исследовательской деятельности обучающийся должен сам научиться формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, разрабатывать и проводить эксперименты, делать выводы. Для обучающегося такой вид деятельности – серьезный творческий труд, в процессе которого происходит первая проба сил в исследовательской деятельности, что повышает мотивацию по расширению и углублению знаний об окружающей среде, оказывает положительное влияние на формирование общих компетенций воспитанника. Основной вклад в практическую экологическую деятельность обучающихся вносят экологические исследования и проекты по оценке качества окружающей среды, которые являются важной частью содержания образования. Экологические исследования позволят обучающимся обобщить полученные знания, применить сведения, полученные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения той или иной экологической проблемы. В текущем учебном году были выполнены учебно-исследовательские и проектные работы и по следующей тематике: «Эколого-биологические особенности красной смородины при интродукции на юг среднерусской возвышенности», «Эколого-биологические особенности сортов крыжовника в условиях Белгородской области», «Сортоизучение земляники в Белгородской области»,
«Оценка сортов жимолости в условиях Белгородской области» «Разработка технологических параметров получения пеностекла из вторичного стекольного боя, накапливаемого в Белгородской области», «Бытовые отходы: вторичное сырье или загрязнители окружающей среды?», «Многообразие птиц Белгородской области и влияние антропогенного фактора на их расселение в биотопах», «Городская среда как урбосистема», «Утилизация отходов древесины» и т.д. Специфика учреждения дополнительного образования «Юность» заключается в том, что в структуру его входят подростковые клубы по месту жительства, для которых приоритетными направлениями деятельности являются социализация и гражданское становление детей и подростков по месту жительства. Для развития духовно-нравственных качеств личности и гражданственности решающую роль играют социально-значимые проекты на базе подростковых клубов по месту жительства. Так, целью реализации гражданско-патриотических проектов является формирование активной гражданской позиции детей и подростков и устойчивого интереса к изучению духовно-нравственных традиций. В подростковых клубах по месту жительства имени Виктора Лосева, Вадима Чеченева, Вити Захарченко приоритетным направлением воспитательной работы стало патриотическое воспитание, в рамках которого ежегодно проводится патриотический марафон, посвященный памяти воинов-интернационалистов «Судьба России…Сколько сыновей…». Важное воспитательное значение этого мероприятия состоит в том, что дети имеют возможность общения с непосредственными участниками военных действий – воинами-интернационалистами. Р азработаны и реализованы проекты по теме: «Присвоение улицам родного города имен героев-белгородцев, наших современников» – Виктора Лосева и Максима Бурьяна. Воспитанники клуба им. В. Лосева собрали обширный материал о жизни героев – белгородцев
Виктора Лосева и Максима Бурьяна, отследив все жизненные этапы воинов- интернационалистов. По результатам этой работы было подготовлено ходатайство в администрацию города о присвоении улицам города имен героев-белгородцев. На базе подросткового клуба по месту жительства «Факел» реализуются социально-значимые проекты. «Спешите делать добрые дела» - оказание шефской помощи лежачим инвалидам - совместно с Домом Сестринского ухода при Красном Кресте г. Белгорода. Воспитанники детского объединения «Мы и здоровье» создали Бюро добрых услуг «Милосердие». Они помогают одиноким и больным людям убрать в квартире, вымыть окна, заплатить за коммунальные услуги, купить продукты и лекарство. Но важнее всего для одиноких пожилых людей общение с детьми, с которыми они делятся своими воспоминаниями о войне, работе и жизни. В свою очередь для детей огромный воспитательный потенциал несет общение с представителями старших поколений. Важным этапами проекта являются акции « Дети – детям!», «Белая ромашка». Собранные денежные средства от продажи бумажных ромашек сданы в фонд помощи больным туберкулезом. Результативность работы обучающихся МБУДО «Юность» заключается в активности и качестве участия воспитанников в исследовательских и проектных мероприятиях различного уровня, положительной динамике их личностного роста, а так же в развитии коммуникативных качеств, приобретении уверенности в себе, использовании полученных знаний в практической жизни, стремлении к здоровому образу жизни.