"Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в детских объединениях МБУДО "Юность" г. Белгорода"
Авторы: Лотарева Ольга Владеленовна, Бут Инна Степановна Должности: педагог дополнительного образования, педагог-организатор
Учебное заведение: МБУДО "Юность"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в детских объединениях МБУДО "Юность" г. Белгорода"
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в детских
объединениях МБУДО «Юность» г. Белгорода.
О.В. Лотарева, И.С. Бут
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка. Юные исследователи
— это потенциал современного
российского общества. В учреждении дополнительного образования
«Юность» разработана и
апробирована технология исследовательской
деятельности обучающихся, в
основу которой положены педагогические
принципы поэтапного формирования проектной и исследовательской
деятельности. Организация исследовательской деятельности рассматривается
педагогическим коллективом как важный фактор развития творческого
потенциала личности, что позволяет формировать у детей исследовательское
мышление и решать следующие задачи:
развивать интерес к исследовательской работе;
воспитывать гражданскую позицию;
воспитывать высокие нравственные качества и
духовную
культуру учащихся.
Методы проектного обучения используются педагогами
дополнительного образования на всех возрастных ступенях обучения и
воспитания детей и подростков. В качестве примера построения проектной
деятельности на занятиях изобразительным творчеством можно рассмотреть
на примере алгоритма проведения занятия «Изображение собаки в
творческом проекте «Каштанка»:
1. Беседа о творчестве А.П.Чехова.
2. Обсуждение с воспитанниками рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
Эскизы, зарисовки по теме «Моя Каштанка».
3.Индивидуальные образовательные маршруты:
- художники – анималисты;
- роль собаки в жизни человека;
- лепка фигурок собак;
4. Выставка творческих работ.
Исследовательская деятельность по экологии соединяет в себе
академические знания и практические умения. В процессе исследовательской
деятельности обучающийся должен сам научиться формулировать изучаемую
экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины её
возникновения, разрабатывать и проводить эксперименты, делать выводы.
Для обучающегося такой вид деятельности – серьезный творческий труд, в
процессе которого происходит первая проба сил в исследовательской
деятельности, что повышает мотивацию по расширению и углублению
знаний об окружающей среде, оказывает положительное влияние на
формирование общих компетенций воспитанника.
Основной вклад в практическую экологическую деятельность
обучающихся вносят экологические исследования и проекты по оценке
качества окружающей среды, которые являются важной частью содержания
образования.
Экологические исследования позволят обучающимся обобщить
полученные знания, применить сведения, полученные при изучении других
предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения той
или иной экологической проблемы.
В текущем учебном году были выполнены учебно-исследовательские
и проектные работы и по следующей тематике:
«Эколого-биологические особенности красной смородины при
интродукции на юг среднерусской возвышенности»,
«Эколого-биологические особенности сортов крыжовника в условиях
Белгородской области»,
«Сортоизучение земляники в Белгородской области»,
«Оценка сортов жимолости в условиях Белгородской области»
«Разработка технологических параметров получения пеностекла из
вторичного стекольного боя, накапливаемого в Белгородской области»,
«Бытовые отходы: вторичное сырье или загрязнители окружающей
среды?»,
«Многообразие птиц Белгородской области и влияние антропогенного
фактора на их расселение в биотопах»,
«Городская среда как урбосистема»,
«Утилизация отходов древесины» и т.д.
Специфика учреждения дополнительного образования «Юность»
заключается в том, что в структуру его входят подростковые клубы по месту
жительства, для которых приоритетными направлениями деятельности
являются социализация и гражданское становление детей и подростков по
месту жительства. Для развития духовно-нравственных качеств личности и
гражданственности решающую роль играют социально-значимые проекты на
базе подростковых клубов по месту жительства.
Так, целью реализации гражданско-патриотических проектов является
формирование активной гражданской позиции детей и подростков и
устойчивого интереса к изучению духовно-нравственных традиций.
В подростковых клубах по месту жительства имени Виктора Лосева,
Вадима Чеченева, Вити Захарченко приоритетным направлением
воспитательной работы стало патриотическое воспитание, в рамках которого
ежегодно проводится патриотический марафон, посвященный памяти
воинов-интернационалистов «Судьба России…Сколько сыновей…». Важное
воспитательное значение этого мероприятия состоит в том, что дети имеют
возможность общения с непосредственными участниками военных действий
– воинами-интернационалистами. Р азработаны и реализованы проекты по
теме: «Присвоение улицам родного города имен героев-белгородцев, наших
современников» – Виктора Лосева и Максима Бурьяна. Воспитанники клуба
им. В. Лосева собрали обширный материал о жизни героев – белгородцев
Виктора Лосева и Максима Бурьяна, отследив все жизненные этапы воинов-
интернационалистов. По результатам этой работы было подготовлено
ходатайство в администрацию города о присвоении улицам города имен
героев-белгородцев.
На базе подросткового клуба по месту жительства «Факел»
реализуются социально-значимые проекты. «Спешите делать добрые дела» -
оказание шефской помощи лежачим инвалидам - совместно с Домом
Сестринского ухода при Красном Кресте г. Белгорода.
Воспитанники детского объединения «Мы и здоровье»
создали Бюро
добрых услуг «Милосердие». Они помогают одиноким и больным людям
убрать в квартире, вымыть окна, заплатить за коммунальные услуги, купить
продукты и лекарство. Но важнее всего для одиноких пожилых людей
общение с детьми, с которыми они делятся своими воспоминаниями о войне,
работе и жизни. В свою очередь для детей огромный воспитательный
потенциал несет общение с представителями старших поколений.
Важным этапами проекта являются акции « Дети – детям!», «Белая
ромашка». Собранные денежные средства от продажи бумажных ромашек
сданы в фонд помощи больным туберкулезом.
Результативность работы обучающихся МБУДО «Юность»
заключается в активности и качестве участия воспитанников в
исследовательских и проектных мероприятиях различного уровня,
положительной динамике их личностного роста, а так же в развитии
коммуникативных качеств, приобретении уверенности в себе, использовании
полученных знаний в практической жизни, стремлении к здоровому образу
жизни.