Напоминание

"Использование цвета в логопедической работе"

Автор: Иванова Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: г.Ярцево Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование цвета в логопедической работе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование

цвета

в

логопедической

работе
Все логопеды знают, как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом. Однако, необходимо отметить также имеющиеся ограничения для использования цвета на этапе автоматизации. Их всего два: 1. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на более продвинутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах, причем в различных позициях (начало, середина, конец слова). 2. В том случае, когда в названии цвета встречаются два трудных в произношении звука (что можно обнаружить практически в каждом названии:
Ж
е
Л
тый, к
Р
а
С
ный,
Ч
е
Р
ный и т.д.), один из этих звуков у ребенка должен быть либо сохранным, либо полностью автоматизированным. Например, оранжевый, красный, черный, коричневый, сиреневый цвета лучше использовать для автоматизации соноров, так как к этому моменту свистящие и шипящие звуки (если были нарушены) уже введены в речь. Для коррекции звукопроизношения разных звуков можно использовать следующие цвета:  Звук [С]: красный, салатный.  Звук [С’]: синий, серый, серебряный, сиреневый.  Звук [З]: золотой, розовый, бирюзовый.  Звук [З’]: зеленый.  Звук [Ж]: желтый, оранжевый.  Звук [Ч]: черный, коричневый.  Звук [Л]: белый, золотой, голубой, желтый, салатный.  Звук [Л’]: зеленый, фиолетовый, лиловый.  Звук [Р]: красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый.  Звук [Р’]: сиреневый, серебряный, бирюзовый, коричневый. Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. К примеру, используя желтый цвет, можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук [Ж] (желтая жаба, желтый жук, желтая
одежда, желтый жираф и т.д.), а потом те, в которых встречается звук [З] (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т.д.). Кроме исправления недостатков произношения звуков, цвет можно использовать для развития лексико-грамматического строя и связной речи ребенка. Вот некоторые направления логопедической работы, в которых используется цвет.  Согласование существительных с прилагательными в роде и числе:
с
иний ва
с
илек,
с
иняя
с
трана,
с
инее небо,
с
иние
с
ливы.  изменение прилагательных вместе с существительными по падежам: есть
с
иний ва
с
илек, нет синего ва
с
илька, подошел к
с
инему ва
с
ильку, вижу
с
иний ва
с
илек, любуюсь
с
иним ва
с
ильком, думаю о
с
инем ва
с
ильке.  Практическое усвоение предлогов, а также изменение глаголов с помощью приставок: ро
з
овая бабочка вылетела и
з
ро
з
овой комнаты, розовая бабочка прилетела на розовую полянку, розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике, розовая бабочка перелетела на розовую звезду.  Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов: одна розовая ягода, две розовые ягоды, пять розовых ягод.  Составление предложений по демонстрации действий: Я положил на желтую салфетку желтого жука. Я рисую желтым карандашом желтого жирафа. Желтая жаба скачет по желтой дорожке.  Подбор родственных слов: зеленый – зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, зеленушка.  Объединение предметов по смыслу (по ассоциации): красное платье, красные пуговицы – Красные пуговицы можно пришить к красному платью. Белая чашка, белое молоко – Белое молоко налили в белую чашку. Зеленый кузнечик, зеленая трава – Зеленый кузнечик спрятался в зеленой траве.  Составление описательных рассказов: Это белая бабочка. Она прозрачная и легкая. У нее четыре белых крылышка. ….  Сочинение сказок, например, по следующей схеме: 1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя с проблемным звуком). 2. Создание места, в котором приятно находиться герою. 3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют). 4. Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя. 5. Рассказ о главной мечте (желании) героя. 6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?) 7. Завершение сказки.(Осуществилась ли мечта героя?). Использовать цвет в логопедической работе предлагает Н. В. Нищева в своих «Разноцветных сказках», также «цветные» задания можно встретить в альбомах по
автоматизации звуков у детей у Л. А. Комаровой, в тетрадях «Свистелочка», «День рождения Р» и др. И. В. Баскакиной и М. И. Лынской. А напоследок примерный конспект занятия с использованием желтого цвета.
Цель:
расширение представления детей о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания.
Коррекционно-образовательные задачи:
 Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже.  Обогащение словаря: подбор наиболее точных глаголов и прилагательных, подбор родственных слов с общей частью «жёлт» или «желт».  Автоматизация звука Ж в словосочетаниях и предложениях. 
Коррекционно-развивающие задачи:
 Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли.  Формирование умения длительно и плавно выдыхать.  Развитие слухового внимания.  Развитие зрительного внимания, устранение синкинезий.  Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук по контрасту с напряжением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
 Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии.
Оборудование:
Предметы желтого цвета: листья и цветы из бумаги, лента, бант, игрушки, ткани, шарик, брусок от конструктора, катушка с нитками, клубки, солнце из бумаги, пуговицы, карандаш, пластилин, свеча и др.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед: Сегодня я приглашаю вас в желтое путешествие. Для того, чтобы попасть в Желтую страну, вам необходимо получить билет. Билетами будут вот эти листочки желтого цвета (на столе разложены листья из желтой бумаги разной формы) . Получить билет сможет тот, кто правильно ответит на вопрос. (Детям поочередно
предлагается назвать желтые овощи, желтые фрукты, желтые цветы, желтых животных, насекомых, желтое в природе.) С этим билетом вы можете пройти на территорию Желтой страны (ковер), удобно сесть и расслабиться. 2. Погружение в цвет. Ощущение цвета. Логопед: Посмотрите на разложенные перед вами предметы. Все они желтого цвета. А вам нравится желтый цвет? Чем он вам нравится (или не нравится)? Желтый цвет вам кажется теплым или холодным? Радостным или грустным? Подвижным или спокойным? Мягким или жестким? Выслушивает ответы детей. Логопед: Желтый цвет часто называют застывшим солнечным светом. Желтый цвет помогает нам, когда мы плохо себя чувствуем, болеем, или, когда у нас плохое настроение. Желтый цвет помогает преодолеть уныние, дарит радость, вселяет новые силы. Кроме того, желтый цвет помогает нам хорошо думать, правильно говорить и быть внимательными. 3. Игра «Мой, моя, моё, мои». Логопед: Посмотрите на предметы и назовите те, которые вам нравятся, со словом «мой» или «моя»(«моё», «мои»). Дети называют предметы, разложенные перед ними: моя желтая полоска, мой желтый колобок, моё желтое солнце, мои желтые пуговицы, и т.д. 4. Упражнение «Огонек» Логопед: Огонь часто называют «маленьким солнышком», он тоже желтый. Сейчас мы потренируем наши глазки, посмотрим на огонек. Логопед зажигает желтую свечу, дети смотрят на пламя, затем по сигналу поворачивают голову вправо, не отводя глаз от пламени, медленно возвращают голову в исходное положение. То же выполняется в левую сторону. Двигается только голова, а взгляд остается на пламени свечи. 5. Упражнение «Осень». Логопед: Ребята, а вы знаете, какое время года можно назвать желтым? (Да.) Какое? (Осень.) А почему осень так называют? (Выслушивает ответы детей.) Давайте почитаем осенние стихи. Примечание: здесь можно использовать стихи, которые дети разучили для осеннего утренника, или заранее разучить подходящие стихи. Например: Ребенок: Посмотрите, машет желтою косынкой Девочка Маша на лесной тропинке. Машу провожают желтые березки, На ногах у Маши желтые сапожки. (И. Заграевская) Логопед: Чем машет Маша? Кто провожает Машу? Что на ногах у Маши?
Ребенок: Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, И в лесу осеннем только дуб зеленый. (З. Федоровская) Логопед: Что делала Осень? Что произошло с орешником? Ребенок: Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом, Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень – не весна. (В. Нирович) Логопед: Назовите все желтое, что вам запомнилось в этом стихотворении. Какое слово использует автор, чтобы описать землю? Какие еще «желтые» слова употребил автор для описания осени? 6. Подбор родственных слов. Логопед: В стихах, которые вы прочитали, часто встречались слова с общей частью «жёлт» или «желт». Это родственные слова. Назовите все родственные слова, которые вы можете вспомнить. (Желта, желток, желтизна, желтеют, пожелтел, желтенький, желтоглазый, желторотый.) 7. Упражнение «Желтые листья» Логопед: Что такое листопад? А прежде чем листья упали с дерева, что они делали? (Висели, росли, зеленели, желтели, качались, шумели, шелестели, дрожали,..) Представьте, что ваши кисти рук – это листья. Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки. (Клена.) Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. (Педагог проверяет напряженность пальцев.) хорошо. А теперь листочки повисли: расслабьте руки. Давайте поиграем еще раз. Теперь покажем, как качаются листики на ветру. Выполняйте вместе со мной. (Руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону.) Теперь листики дрожат на ветру. (Быстрые движения пальцами рук.) 8. Упражнение «Ветерок» Логопед: А теперь подул ветерок, листья стали отрываться и падать с деревьев. (Дети дуют на свои ладони длительно и плавно, ощущая прохладу воздуха. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети дышали «животом», не поднимая на вдохе плечи, а на выдохе не надувая щеки.)
9. Подвижное упражнение «Бал осенних листьев» Логопед: Ребята, я приглашаю вас на бал осенних листьев. Возьмите листики, которые вы выбрали в самом начале путешествия. Они отправляются на бал, а вы потанцуйте вместе с ними. (Педагог включает музыку, и дети танцуют со своими листочками.) 10. Итог занятия. Логопед: Наше желтое путешествие подходит к концу. Понравилось ли вам заниматься с желтыми предметами? А какое упражнение понравилось больше всего? Что показалось трудным? Какое задание показалось неинтересным? А вы запомнили, что означает желтый цвет? Верно, это цвет радости и тепла. Он вселяет в нас новые силы, помогает преодолеть грусть и печаль. Молодцы! А наше занятие закончено.