Напоминание

"Создание адаптивной среды в общеобразовательном учреждении для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ОВЗ"

Автор: Ветохина Ирина Викторовна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат № 1
Населённый пункт: город Красный Сулин, Ростовская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы общеобразовательного учреждения
Тема: "Создание адаптивной среды в общеобразовательном учреждении для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ОВЗ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Создание адаптивной среды в

общеобразовательном

учреждении для укрепления

здоровья и социальной

абилитации воспитанников с ОВЗ

Заместитель директора по учебной работе государственного казенного

общеобразовательного учреждения Ростовской области

«Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

Ветохина Ирина Викторовна

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Причины создания адаптивной среды в образовательном учреждении для укрепления здоровья и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ в школе-интернате  Рост количества обучающихся детей с ОВЗ, имеющих инвалидность, посещающих образовательное учреждение.  Возросло число обучающихся, имеющих сложные нарушения интеллектуальной недостаточности, которые сопутствуют с серьезными соматическими заболеваниями, растет число воспитанников, имеющих диагноз умеренная и тяжелая степень умственной отсталости.  Результаты логопедического обследования вновь прибывших обучающихся, воспитанников на начало учебного года показывают, что 100% обучающихся имеют сложные нарушения устной и письменной речи, растет число детей, имеющих на фоне тяжелой степени умственной отсталости нарушения речи алалического типа .
 Незрелость и отсутствие элементарных социальных навыков у воспитанников в силу пребывания их в асоциальных семьях, лишения родительских прав ряда родителей, отсутствие родителей.  Не востребованность выпускников с интеллектуальными нарушениями на современном рынке труда, невозможность продолжения образования в специальных профессиональных учебных заведениях. Обобщая вышеизложенное и опираясь на собственный опыт и опыт работы коллег с детьми с особыми образовательными потребностями в школе-интернате для детей с ОВЗ должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. Образовательное учреждение должно быть привлекательным как для детей, так и для взрослых; в нем должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, ОУ становится конкурентоспособным в окружающем ребенка пространстве; а все нормы и ценности, выдвигаемые инфраструктурой учреждения, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства.
Полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико- педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства в образовательном учреждении. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.
Образование лиц с ОВЗ и инвалидов является приоритетным направлением деятельности системы образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – закон об образовании). В законе об образовании закреплено право детей с ОВЗ и инвалидов на получение качественного образования; вводится понятие инклюзивного образования и адаптированной образовательной программы. Согласно ст.79 образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. С целью регулирования организации образовательного пространства для детей с ОВЗ и инвалидов Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны проекты приказов:  об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ;  об установлении порядка выдачи свидетельства об обучении лицам с ОВЗ, не имеющим основного и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам;  об установлении образца свидетельства об обучении, выдаваемого лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам
.
 Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы».  Областной закон об образовании в Ростовской области от 29.10.2013 г.  Программа ОДЦП «Доступная среда» на 2011-2014 годы.  Программа ОДЦП «Развитие образования в Ростовской области».  Программа ОДЦП «Развитие информационных и телекоммуникационных технологий».
Основными задачами образовательного учреждения на этапе создания адаптивой среды и социальной абилитации воспитанников с ОВЗ являются:  Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих удовлетворению потребности личности в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, трудовом, физическом развитии посредством получения основ общего среднего образования, основ начального профессионального образования;  Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях модернизации образовательной системы;  Сохранение и укрепление здоровья детей;  Охрана прав и интересов обучающихся, воспитанников;
 Создание для обучающихся специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов;  Подготовленность и способность выпускников получить основы профессиональных знаний, умений, навыков через службу ЦЗН;  Успешная социализация воспитанников в общество, их активная адаптация на рынке труда, формирование гражданского самосознания;  Развитие партнерских отношений в социуме по проблемам специального образования;  Передача детей под опеку.
Многолетняя квалифицированная работа педагогического коллектива школы- интерната и его накопленный опыт по работе с детьми с ОВЗ позволяют нам говорить о результативном функционировании адаптивной среды в нашем образовательном учреждении для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников, имеющих интеллектуальные нарушения. В чем же заключается результативность функционирования адаптивной среды и социальной абилитации воспитанников с ОВЗ? Ответ на поставленный вопрос отражен в следующей деятельности нашего образовательного учреждения:

Область адаптивной среды в

образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
Здоровьесбережение Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья детей в соответствии с их психологическими возможностями, создание оздоровительного микроклимата, предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка. Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожного травматизма на дорогах. Организация консультативной помощи родителям, по вопросам Реальная разгрузка содержания общего образования. Использование эффективных методов обучения. Организация мониторинга состояния здоровья детей. Улучшение организации питания обучающихся в ОУ. Рационализация досуговой деятельности и летнего отдыха детей. Ежегодная летняя оздоровительная компания

Область адаптивной среды в

образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
Физического воспитания и оздоровления детей. Формирование реабилитационной базы в ОУ на основе спортивно- оздоровительных , медикаментозных средств и методов снятия стрессов различной этиологии. в детских оздоровительных лагерях и санаториях. Ежегодная 100% диспансеризация обучающихся, воспитанников школы- интерната. Образовательная и воспитательная область Введение в учебный план коррекционных курсов и занятий (развитие устной речи, СБО, ритмики, сказкотерапии, логопедии, ЛФК, развитие психических и сенсорных процессов). Коррекция устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ, развитие высших психических функций, снижение психоэмоционального напряжения, воспитание

Область адаптивной среды в

образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
Введение дополнительного часа адаптивного физического воспитания в форме внеурочных занятий по интересам, направление физкультурно-спортивное (ОФП). Реализация программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Введение углубленной трудовой подготовки в 10- 11классах и усиление трудовой подготовки в 7-9 классах за счет вариативных часов по выбору ОУ. духовно-нравственной личности. Развитие двигательных способностей детей с ОВЗ, приобщение их к доступной спортивной деятельности, коррекции физических качеств и координационных способностей , формирование здорового образа жизни. Овладение обучающимися, воспитанниками правилами безопасного поведения и освоение мер защиты жизни и здоровья в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Подготовка к самостоятельной жизни детей с ОВЗ через социальную и трудовую адаптацию.

Область адаптивной среды в

образовательном учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
Открытие класса «Особый ребенок» для детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости. Формирование у воспитанников с ОВЗ коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде. Формирование социально- бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность. Формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и адаптации.

Область адаптивной среды в

образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
Реализация программ внеурочных занятий по интересам в направлении художественно- эстетическом : «Бисероплетение», «Тихий Дон», «Радужные нотки»; в направлении научно- техническом «Основы Компьютерной грамотности». Реализация программ : «Наше Отечество», «Моя семья», «Здоровье». Формирование у детей с ОВЗ эстетических и коммуникативных навыков , развитие творческих способностей и участие в культурной жизни школы- интерната наряду с детьми из других ОУ. Победы в конкурсах декоративно прикладного искусства на региональном, областном, федеральном и международном уровнях. Формирование у детей с особыми образовательными потребностями нравственных качеств и патриотических чувств.

Область адаптивной среды в

образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
Психологическая служба Проведение психологических диагностик, психологической коррекции, консультирования ,профилактика и просвещение с целью создания условий личностного роста детей с ОВЗ. Повысился уровень воспитанности обучающихся , что сотавляет-72%.Снизился уровень тревожности, агрессивности, что составляет -15%, 18%. Мотивация к деятельности у обучающихся-46%, целенаправленность -38%, развитие моторик-25%. Социальная служба Социально-педагогические исследования. Социально-педагогическая поддержка. Социально-педагогическая коррекция, реабилитация, профилактика. Социально-педагогическая защита, консультирование, профориентация. Закреплено жилье-1 человек. Получено жилье-11 человек. Поставлены на льготную очередь-15 человек. Получены паспорта и определено гражданство –у всех воспитанников. Пенсионное обеспечение получают -14 человек. Получают алименты-4 человека.

Область адаптивной среды в

образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
Постинтернатное сопровождение выпускников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация психолого- медико –педагогической комиссии в ОУ Организация и проведение комплексного (психологического, педагогического, клинического)изучения личности ребенка с ОВЗ. Разработка рекомендаций учителю, воспитателю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания. Составление коррекционно- развивающих программ в зависимости от состояния здоровья, На начало учебного года 100% обучающихся проходят психологическую диагностику высших психических функций. Разработаны уровни обученности для обучающихся по образовательным предметам. Выработаны рекомендации учителям, родителям, воспитателям по обучению и воспитанию обучающихся с ОВЗ.

Область адаптивной среды

в образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению. Профилактика физических, интеллектуальных, психологических нагрузок, рекомендации родителям, педагогам, воспитателям. Партнерские отношения ОУ с учреждениями города и района Расширение возможностей ОУ и интеграция в социум обучающихся с ОВЗ. Ежегодно педагоги школы- интерната и воспитанники принимают участие в интегрированных проектах: - практика выступлений педагога-психолога ОУ с докладами на РМО педагогов –психологов по вопросам адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Область адаптивной среды в

образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
-Воспитанники в рамках декады инвалидов посещают с концертными программами социально-реабилитационное отделение №3«ЦСО ГПВ и И». -Педагоги школы-интерната оказывают помощь ученикам и педагогам из МБОУ СОШ в обучении детей с ОВЗ, подготовке социальных, образовательных проектов «Дорогою добра». -Воспитанники принимают участие в проектах, организованных городскими и районными библиотеками, посвященных различным знаменательным датам. -Обучающиеся принимают активное участие в фестивале детской песни среди образовательных школ города «Осенний перезвон».

Область адаптивной среды в

образовательном

учреждении

Реализуемые мероприятия

Результативность
Реализация ОУ программ ОДЦП «Доступная среда», «Развитие образования в Ростовской области», «Развитие информационных телекоммуникационных технологий» Исполнение ОУ мероприятий с в рамках представленных программ ОДЦП позволило улучшить материально- техническое оснащение образовательного процесса, что способствует созданию условий для реализации адаптированной образовательной программы согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальны ми нарушениями). Повышение качества оказываемых образовательных и воспитательных услуг лицам с ОВЗ. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ОВЗ.
Выводы: Наряду с положительным опытом работы педагогов по созданию детям с ОВЗ в ОУ ситуации развития, адаптивной среды общения, поля деятельности не все воспитанники, будучи выпускниками, могут применить полученные результаты в дальнейшей жизни. Таким образом для педагога, работающего в коррекционных общеобразовательных учреждениях с детьми с особыми образовательными потребностями, очень важной задачей является формирование жизненных компетенций воспитанников в преемственности с условиями социума, что даст положительный результат адаптации детей с ОВЗ в условиях современного общества.