"Современные образовательные технологии по физической культуре"

Автор: Токарева Валентина Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Рамоньская СОШ
Населённый пункт: с. Рамонье, Аннинский район, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии по физической культуре"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Подготовила учитель физической культуры

МКОУ Рамоньской СОШ

Токарева Валентина Петровна

Статья

«Современные образовательные технологии

по физической культуре».
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. (ФГОС. Основные положения. п.7) Что такое образовательная технология?
Образовательная технология
— система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Педагогическая технология
- направление педагогики, имеющее цель повышения эффективности образовательного процесса и гарантии в достижении запланированных результатов обучения. Пед
агогическая технология представлена тремя аспектами:
 научным: разработка цели, содержания и методов обучения, проектирование педагогических процессов.  процессуально-описательным: описание процесса.  процессуально-действенным: осуществление процесса.
Педагогическая технология –
описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков)
Признаки педагогической технологии:
 в основе – конкретные педагогические теории, идеи;  строгий порядок действий воспроизводится любым педагогом;  индивидуальный и дифференцированный подход;  четкие критерии оценки результатов;  гарантированность педагогического процесса.

Классификация образовательных технологий.

Рассматривая современные образовательные технологии, Герман

Константинович Селевко дает им следующую классификацию:
 по уровню применения;  по философской основе;  по ведущему фактору психического развития;  по ориентации на личностные структуры;  по характеру содержания и структуры;  по типу организации и управления познавательной деятельностью.
Педагогические технологии наиболее встречающиеся на уроках

физической культуры
: Здоровьесберегающая технология (В.Ф.Базарный, А.Н. Стрельников)  Игровая технология (Б.П.Никитин, А.Анисимов)  Информационно-коммуникационная технология (В.В.Гузеев)  Технология уровневой дифференциации (В.В.Фирсов)  Соревновательная технология  Блочно-модульная технология Использование этих технологий позволяет: повысить результаты обучения и воспитания, вести учёт индивидуальных способностей учащихся, недопустимость чрезмерной перегрузки , обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья. Формирование навыков ЗОЖ.
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающие технологии деятельности учителя - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса. Система работы МКОУ Рамоньской СОШ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни заключается в : создании здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работе с родителями. Деятельность школы направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий : проведение часов
здоровья; занятий в кружках; проведение досуговых мероприятий: спортивных праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек ; организация выставки новинок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка соответствующей страницы сайта и т.д. Сезонные Дни здоровья в школе проводятся в самых различных формах: туристическая прогулка, поход, спортивная игра, веселые старты, легкоатлетический кросс и др.. Кроме оздоровительного эффекта такие мероприятия способствуют формированию УУД, созданию благоприятного психологического климата в коллективах, дают возможность ребятам раскрыть свои способности в нестандартной обстановке за пределами школьных стен и проявить свои лучшие качества. Занятия по легкой атлетике (сентябрь– октябрь и апрель – май) проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию детей. В процессе урока дети получают посильные задания с учетом физического развития и физической подготовленности ученика на данном этапе. Дети, освобожденные от занятий по состоянию здоровья, принимают активное участие в процессе урока в качестве судей, помощников учителя и т.д.
Игровые технологии.
Игровые технологии применяются для:  для обучения двигательным действиям  для развития различных физических качеств  для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения  для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом. Игровые технологии используются как на уроках, так и во внеурочное время. В школе работают три спортивных объединения : « ОФП», « Спортивные игры», « Волейбол».
Информационно- коммуникационные технологии:
презентации, помогающие обучению технике двигательных действий, правилам спортивных и подвижных игр, рассказывающие о развитии того или иного вида спорта в России и мире и др.  обмен опытом с коллегами на специализированных сайтах.
Технология уровневой дифференциации.
 ученикам даются задания с учетом уровня подготовки, физического развития, особенностей мышления и познавательного интереса к предмету;  при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности ученика;  ежегодное тестирование учеников с целью определения уровня физических развития .

Соревновательная технология
 ученик применяет разученное движение для повышения показателей физической подготовленности;  увеличение интереса к занятиям физической культурой и спортом;  повышение мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств. На каждом уроке физической культуры применяются элементы соревновательной технологии:  при совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – ученик применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете;  на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры для: -повышения эмоциональной направленности урока, -увеличения интереса к игре, -повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств.  соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – дети охотно участвуют в соревнованиях, что способствует более ответственному отношению к предмету «физическая культура» и повышению стремления детей к самосовершенствованию  во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает ученикам обрести уверенность в своих силах. В школе сложилась традиция проведения ежегодных школьных соревнований «А ну-ка, парни!» ,посвященных Дню Защитника Отечества. В соревнованиях участвуют 2 команды. Все учащиеся школы готовятся к этому событию ежедневно. Всем находится дело: команда на тренировках совершенствует силу, быстроту и ловкость, остальные: рисуют,, готовят номера художественной самодеятельности, украшают зал. Команды всегда прекрасно подготовлены, проявляют мужество, силу, ловкость, волю к победе. Все зрители восхищаются их выучке строевым упражнениям. Равным им не было и в подтягивании, в среднем подтянулись по 20 раз . Самым зрелищным видом соревнований бывает эстафета: челночный бег, бег с препятствиями, бег в мешках, перенос « партнера и др.». Здесь проявляются такие качества как: быстрота, ловкость. На соревнованиях всегда
присутствуют группы поддержки, которые не только болеют за свои команды, но и показывают номера художественной самодеятельности, которые эти соревнования превращают в настоящее шоу. Два часа соревнований проходят как одно мгновение. На протяжении нескольких месяцев все дети охвачены разными видами
внеурочной деятельности
, которые способствуют формированию и проявлению УУД в разных областях культуры:
познавательной, нравственной, трудовой, эстетической,

коммуникативной, физической культуры.
Перетягивание каната.
Эстафета. Группа поддержки.
Встреча с подполковником запаса Сидоровым Владимиром Алексеевичем. Данные соревнования являются частью системы военно- патриотического воспитания. Литература: 1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г. 2. Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г 3. Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.