"Современные образовательные технологии по физической культуре"
Автор: Токарева Валентина Петровна Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Рамоньская СОШ
Населённый пункт: с. Рамонье, Аннинский район, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии по физической культуре"
по физической культуре».
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает: переход к стратегии социального проектирования и
конструирования в системе образования на основе разработки содержания и
технологий образования, определяющих пути и способы достижения
социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития обучающихся. (ФГОС. Основные положения. п.7)
Что такое образовательная технология?
Образовательная технология
— система, включающая некоторое
представление планируемых результатов обучения, средства диагностики
текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии
выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Педагогическая технология - направление педагогики, имеющее цель
повышения эффективности образовательного процесса и гарантии в
достижении запланированных результатов обучения.
Пед агогическая технология представлена тремя аспектами:
научным: разработка цели, содержания и методов обучения,
проектирование педагогических процессов.
процессуально-описательным: описание процесса.
процессуально-действенным: осуществление процесса.
Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых
результатов обучения. (И.П.Волков)
Признаки педагогической технологии:
в основе – конкретные педагогические теории, идеи;
строгий порядок действий воспроизводится любым педагогом;
индивидуальный и дифференцированный подход;
четкие критерии оценки результатов;
гарантированность педагогического процесса.
Классификация образовательных технологий.
Рассматривая современные образовательные технологии, Герман
Константинович Селевко дает им следующую классификацию:
по уровню применения;
по философской основе;
по ведущему фактору психического развития;
по ориентации на личностные структуры;
по характеру содержания и структуры;
по типу организации и управления познавательной деятельностью.
Педагогические технологии наиболее встречающиеся на уроках
физической культуры :
Здоровьесберегающая технология (В.Ф.Базарный, А.Н. Стрельников)
Игровая технология (Б.П.Никитин, А.Анисимов)
Информационно-коммуникационная технология (В.В.Гузеев)
Технология уровневой дифференциации (В.В.Фирсов)
Соревновательная технология
Блочно-модульная технология
Использование этих технологий позволяет: повысить результаты обучения
и воспитания, вести учёт индивидуальных способностей учащихся,
недопустимость чрезмерной перегрузки , обеспечение комфортности,
сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе,
направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья.
Формирование навыков ЗОЖ.
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающие технологии деятельности учителя - это
комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях
ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности,
педагогическом взаимодействии всех участников педагогического
процесса.
Система работы МКОУ Рамоньской СОШ по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни заключается в : создании
здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной
и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации
физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной
программы и просветительской работе с родителями. Деятельность школы
направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
предусматривает разные формы организации занятий : проведение часов
здоровья; занятий в кружках; проведение досуговых мероприятий:
спортивных праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней
здоровья, занятий по профилактике вредных привычек ; организация
выставки новинок литературы в библиотеке, информационных стендов,
школьных газет, разработка соответствующей страницы сайта и т.д.
Сезонные Дни здоровья в школе проводятся в самых различных формах:
туристическая прогулка, поход, спортивная игра, веселые старты,
легкоатлетический кросс и др.. Кроме оздоровительного эффекта такие
мероприятия способствуют формированию УУД, созданию благоприятного
психологического климата в коллективах, дают возможность ребятам
раскрыть свои способности в нестандартной обстановке за пределами
школьных стен и проявить свои лучшие качества.
Занятия по легкой атлетике (сентябрь– октябрь и апрель – май)
проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию детей. В
процессе урока дети получают посильные задания с учетом физического
развития и физической подготовленности ученика на данном этапе.
Дети, освобожденные от занятий по состоянию здоровья, принимают
активное участие в процессе урока в качестве судей, помощников учителя и
т.д.
Игровые технологии.
Игровые технологии применяются для:
для обучения двигательным действиям
для развития различных физических качеств
для формирования понятий о нормах общественного поведения,
воспитания культурных навыков поведения
для увеличения положительных эмоций от занятий физической
культурой и тем самым повышения интереса к занятиям
физической культурой и спортом.
Игровые технологии используются как на уроках, так и во внеурочное время.
В школе работают три спортивных объединения : « ОФП», « Спортивные
игры», « Волейбол».
Информационно- коммуникационные технологии:
презентации, помогающие обучению технике двигательных
действий, правилам спортивных и подвижных игр, рассказывающие о
развитии того или иного вида спорта в России и мире и др.
обмен опытом с коллегами на специализированных сайтах.
Технология уровневой дифференциации.
ученикам даются задания с учетом уровня подготовки, физического
развития, особенностей мышления и познавательного интереса к предмету;
при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и
динамика изменений физической подготовленности ученика;
ежегодное тестирование учеников с целью определения уровня
физических развития .
Соревновательная технология
ученик применяет разученное движение для повышения показателей
физической подготовленности;
увеличение интереса к занятиям физической культурой и спортом;
повышение мотивации к совершенствованию технико-тактических
навыков и развитию физических качеств.
На каждом уроке физической культуры применяются элементы соревновательной
технологии:
при совершенствовании различных двигательных действий
применяются соревновательные методы – ученик применяет разученное
действие для повышения показателей физической подготовленности.
Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона,
бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость
прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете;
на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется
соревновательный метод в процессе учебной игры для:
-повышения эмоциональной направленности урока,
-увеличения интереса к игре,
-повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических
навыков и развитию физических качеств.
соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к
занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – дети
охотно участвуют в соревнованиях, что способствует более
ответственному отношению к предмету «физическая культура» и
повышению стремления детей к самосовершенствованию
во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной
технологии позволяет добиться более высоких показателей физической
подготовленности, помогает ученикам обрести уверенность в своих
силах.
В школе сложилась традиция проведения ежегодных школьных
соревнований «А ну-ка, парни!» ,посвященных Дню Защитника Отечества. В
соревнованиях участвуют 2 команды. Все учащиеся школы готовятся к
этому событию ежедневно. Всем находится дело: команда на тренировках
совершенствует силу, быстроту и ловкость, остальные: рисуют,, готовят
номера художественной самодеятельности, украшают зал.
Команды всегда прекрасно подготовлены, проявляют мужество, силу,
ловкость, волю к победе.
Все зрители восхищаются их выучке строевым упражнениям. Равным им не
было и в подтягивании, в среднем подтянулись по 20 раз . Самым
зрелищным видом соревнований бывает эстафета: челночный бег, бег с
препятствиями, бег в мешках, перенос « партнера и др.». Здесь проявляются
такие качества как: быстрота, ловкость. На соревнованиях всегда
присутствуют группы поддержки, которые не только болеют за свои
команды, но и показывают номера художественной самодеятельности,
которые эти соревнования превращают в настоящее шоу.
Два часа соревнований проходят как одно мгновение.
На протяжении нескольких месяцев все дети охвачены
разными видами внеурочной деятельности , которые способствуют
формированию и проявлению УУД в разных областях культуры:
познавательной, нравственной, трудовой, эстетической,
коммуникативной, физической культуры.
Перетягивание каната.
Эстафета.
Группа поддержки.
Встреча с подполковником запаса Сидоровым Владимиром
Алексеевичем.
Данные соревнования являются частью системы военно-
патриотического воспитания.
Литература:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
2. Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные
технологии,2001г
3. Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.