"Графика. Стилизованный натюрморт"

Автор: Димитрюк Татьяна Александровна
Должность: преподаватель рисунка, живописи, композиции
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа г.Хабаровска"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Графика. Стилизованный натюрморт"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Димитрюк Татьяна Александровна
Преподаватель рисунка, живописи, композиции Детской художественной школы г.Хабаровска
Методическая разработка на тему:

«Графика. Стилизованный натюрморт»
Основываясь на рабочую программу по рисунку для 3 класса детской художественной школы, на календарно – тематический план этого предмета, возникла необходимость в создании методической разработки на тему: «Графика. Стилизованный натюрморт». Работа была рассчитана на 4 занятия по 4 часа. Опыт декоративной переработки у детей уже имелся. Во втором классе они выполняли зарисовку и декоративную переработку комнатного растения. Однако, задание на декоративную переработку натюрморта сложнее предыдущего. Если при декоративной переработке растения использовался белый фон листа бумаги, то теперь появляется пусть условное, но пространство, заданное вертикальной и горизонтальной плоскостями, которое нужно решить. Увеличивается количество предметов, которые нужно разместить на листе, организовав их в единый ансамбль, придав им свои неповторимые стилевые особенности. Обучающиеся 3 класса должны решить сложную задачу. С одной стороны они должны упростить, стилизовать форму каждого отдельного объекта, согласуя его со стилистикой всей постановки, с другой стороны, все объекты должны быть узнаваемы, не должны исчезнуть. С одной стороны форма изображаемого объекта должна читаться, но с другой стороны, это нужно решить, не прибегая к светотеневой моделировке с тоновой растяжкой.
СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ



Стилизация
как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Достигается стилизация упрощением и обобщением внешней формы в соответствии с ее границами, изменением абриса, преобразованием объема в плоскостно-декоративную форму с предельно выразительным силуэтом. Стилизованное изображение становится одним из наиболее важных этапов на пути освоения такой формы восприятия и передачи реальности, как абстракция. Способность мыслить абстрактно, опираясь на внутренние законы природы, и умение передать идею визуально – графическими средствами особенно важны. Умение постигать законы реального мира и использовать знания непосредственно в проектной деятельности есть главная задача обучения стилизованному изображению.



Жанр натюрморт
наиболее показателен в плане изучения признаков декоративной стилизации. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Чтобы в натюрморте состоялась стилизация, он должен отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенным в едином плане, т.е. все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства – линия, фактура, цвет – должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи.
Декоративный натюрморт
предполагает переход от простого изображения предмета с натуры к работе с композицией, ее выражении в различных техниках и материалах. В декоративных натюрмортах автор стремится создать
впечатление нарядности
, картина подчиняется единой цели – показать свойства одного или ряда предметов, их синтез и взаимосвязь. В зависимости от авторского решения различают
несколько видов
декоративного натюрморта:  Плоскостной – синтезируется линейная и воздушная перспектива изображения.  Локальный – художник обобщает цвет и тон рисунка.  Конструктивное – когда главное в натюрморте – форма, конструкция.  Орнаментальный – художник превращает детали в орнамент, кружево.  Образ – реалистичное изображение перерабатывается в образ. Работа над декоративным натюрмортом требует от художника определенных знаний и навыков:  Законы формы, представление о построении всяческих декоративных решений.  Пространственные характеристики, организация пространства, соотношение плоскостности и объемности, эффекты иллюзорности.  Организация орнаментальной среды.  Законы ритмики, роль контрастов. Пути решения одной и той же задачи в искусстве могут быть самыми разными. Можно показать форму цветочного горшка, изобразив верхние и нижнее основание в виде эллипса, то есть с использованием перспективы, а светотеневую растяжку по конической поверхности дать условно, в два тона. А можно верхнее и нижнее основание дать условно – в виде прямых горизонталей, а тоновые изменения на конической поверхности дать более подробно, но в декоративном ключе, как орнамент чередующихся по тону полос. Можно акцент поставить на декоре драпировки, а можно на ритме и орнаменте самих 2
предметов. Главное не переборщить, сохранить равновесие большого и малого, пятна и линии. Плотность и заполнение декором могут быть разными. Важно, чтобы орнаментальный мотив не уничтожил окончательно форму. Остановимся чуть подробнее на изображении драпировок, так как очень часто при выполнении графических натюрмортов именно драпировка выполняет организующую роль. Стилизацию драпировок можно производить двумя путями. Первый вариант стилизации предполагает наличие драпировки со сложным орнаментальным мотивом. Стилизация драпировки идет в данном случае по пути стилизации орнамента. Он упрощается, ищется графический язык для его изображения. Второй вариант предполагает наличие однотонной или слабо орнаментированной драпировки. Здесь стилизация строится или на трансформации орнамента, связанной с пластикой драпировки или на декоративном решении пластики складок. Стилевое единство в натюрморте может быть достигнуто различными способами: с помощью ограничений в декорировании или построении всей композиции или введения единого организующего мотива. Например, можно ввести условие и декорировать только с помощью прямых и волнистых линий, исключив любые плоские формы (треугольники, круги и т.д.). Или исключить прямые линии не только из декора, но и из силуэтных линий, чтобы весь натюрморт строился на плавных кривых линиях и т.д. Возможны и другие решения: с использованием оверлеппинга, когда изображаемые предметы как бы проникают один в другой и связываются в единую орнаментальную группу, с введением модуля и т.д. Таким образом, решая комплекс задач, связанных с декоративной стилизацией натюрморта, ученики приобретают практический опыт графической работы, овладевают умениями и навыками обобщения, гармонизации изображаемых объектов, согласно определенным заданным условиям.
Основные принципы построения графической композиции.
В работе над натюрмортом используются основные принципы построения графической композиции. К ним относят: цельность, симметрию, асимметрию, ритм и пластику.
1. Цельность
- один из самых важных принципов построения любой композиции. В обыденном значении она понимается как неразрывность, непрерывность, единство. С цельностью связывают ясность и простоту восприятия формы. 3

2. Симметрия
часто трактуется как основной закон природы. Обычно в искусствознании симметрия связывается со спокойным равновесием. В декоративной стилизации натюрморта понятие равновесия охватывает: - цветовое решение; - выявление объема и перспективы (если есть необходимость); - распределение света и тени (если также есть необходимость); - характер и особенности применения основных элементов графики и т.п.
3. Асимметрия
в обыденном ее понимании – это отклонение от симметрии или ее отсутствие. Асимметрия по своей природе настроена на более активные связи с окружающей средой, поэтому она всегда вызывает повышенный интерес у художников. Проявление симметрии и асимметрии в искусстве натюрморта – результат воздействия двух взаимно проникающих методов, которые дают множество произведений с гармоничным существованием статики и динамики. Они как бы выражает две стороны жизни человека, его характер. Знание особенностей статичных и динамичных построений дает возможность выхода на композиции с нюансированным преобладанием тех или других начал. Если композиция натюрморта выполняется из форм, тяготеющих к наклонным линиям или острым углам, то имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив одну общую идею движения и в цветовом колорите, используя активные цветовые и тональные контрасты взаимодополнительных цветов. Возможно, также членение плоскости на неравные части. Если в композиции участвуют формы строгих очертаний, лучше использовать статику, симметрию, с использованием спокойного, нежного колорита родственных цветов, малоактивных контрастов и, если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части.
4. Ритм
– универсальный структурный принцип, действенный для любого эстетического объекта. Ритм - «закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых, изобразительных и т.п.). Одно из важнейших проявлений ритма – повторность элементов, мерность их чередования. В натюрморте ритм в наиболее ярком виде проявляется в декоративных композициях со значительной орнаментальной составляющей. В натюрморте с множеством предметов сложность ритма достигается сочетанием или наложением простых ритмических рядов.
5.

Пластика
как выразительность лепки объемной формы произведений искусства общеизвестна. Пластические свойства произведений искусства ассоциируются у нас с композициями форм, зрительно «перетекающих» друг в друга, или с одной, изменяющейся на своем протяжении формой.
Способы трансформации формы:
1. Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до максимальной остроты, например, предельно округлив «пузатенький» кувшин, активно вытянуть удлиненную форму груши, подчеркнув пластику предметов 4
нанесением декоративного рисунка. Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими. 2. Допускаются различного рода условности; предметы можно подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мнимой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко – развернуть, как будто на него смотрят сверху. 3. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней. 4. Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения пространства, но главное – сохранить суть и узнаваемость постановки. 5. К поиску цветовых вариантов следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь тональные отношения; можно также значительно дополнить его новыми сочетаниями. Применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания зависит от пластического хода постановки. Динамический ритм «рубленных» плоскостей имеет смысл подчеркнуть тональными и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов. В мягкой пластике изгибающихся форм существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных сочетаний или введением орнаментальных рисунков. Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи, быть обдуманны, взвешены и отвечать одной самой главной задаче декоративной выразительности. Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов.
Методические рекомендации к практическому занятию по рисунку 3

класс в детской художественной школе
Изучение возможностей стилизации мы рассмотрим на примере занятия
Тема: «Графика. Стилизованный натюрморт»

Цель:
создать стилизованный натюрморт, применяя основные принципы построения графической композиции, применяя способы трансформации формы
Занятие для 3 класса (13-14 лет)
5

Материалы
: формат А3, белая бумага, гуашь цветная, газета, клей, ножницы, карандаш, маркеры и т.д.
Натюрморт состоит:
декоративный комнатный цветок, чайник, кружка и груша, драпировки. Натюрморт с цветком поставлен с использованием как простых, однотонных драпировок, так и драпировок с орнаментом. Доминантой натюрморта является цветок.
Задачи:
1.найти плоскостное, декоративное решение натюрморта, 2.передать условно пространство и объем изображаемых объектов, 3. найти свое стилевое решение.
Подбор предметов для натюрморта.
Большую роль при выполнении задания играет
постановка.
Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации; маловыразительная постановка не даст желаемых результатов. Начинать выполнение практического задания необходимо с внимательного анализа. Нужно изучить обстановку, внимательно рассмотрев ее с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею. Далее нужно сделать ряд поисковых эскизов различного характера. Нужно выполнить графические поиски композиции натюрморта, ее фрагментов или отдельных предметов, стараясь максимально разнообразить эскизно – поисковый этап. Набор предметов для стилизованного натюрморта. 6

Поисковые эскизы
После того, как ориентировочный стиль пластики определился, делаются композиционные варианты постановки в целом, чтобы добиться выразительности и остроты изображения. Поэтому не нужно спешить сразу выполнять окончательный вариант, следует попробовать отработать другие пластические ходы, чтобы окончательно убедиться в верности найденного решения. Любой натюрморт, в том числе и стилизованный, должен быть уравновешенным. При организации равновесия в стилизованном натюрморте необходимо решить, в каком случае отдать предпочтение статике, а в каком – динамике. Если композиция выполняется из форм, тяготеющим к наклонным линиям или острым углам, то имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив общую идею движения и в цветовом колорите, используя активные 7
цветовые и тональные контрасты взаимодополнительных цветов. Возможно так же членение плоскости на неравные части.
Конструктивно - линейное построение предметов
Когда созданы эскизы, следующим этапом необходимо переносить выбранное композиционное решение на большой формат. Не оставляем без внимания силуэт, пропорции, симметричность предметов. На этом этапе юный художник должен определиться с техникой. В 3-ем классе целесообразно давать ученикам возможность самостоятельно выбирать технику: аппликация, работа с гуашью, маркерами и фломастерами и др.
Заключительный этап выполнение натюрморта.

Цельность всех компонентов и декоративная выразительность.
Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи, быть обдуманны, взвешены и отвечать одной самой главной 8
задаче декоративной выразительности. Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов.
Поэтапное выполнение натюрморта. От эскиза к готовой работе


1 этап 2 этап 3 этап 9
4 этап Черепанова Екатерина 13 лет
Динамичная и статичная композиции
10

Графические приёмы декоративного натюрморта


а) Деление композиции на плоскости Ковалёва Анастасия 14 лет б) Выделение центра (доминанты) Круглова Елизавета 13 лет 11
Учитывая тот факт, что обучение в детской художественной школе является базой для получения знаний, развивающихся по принципу от простого к сложному и основой для получения знаний достаточных для поступления в средне специальные и высшие учебные заведения, задание «Графика. Стилизованный натюрморт» является первой ступенью для получения основных знаний по условно – стилизованному изображению. Юные художники были очень заинтересованы. Все четыре занятия прошли на одном дыхании. Многие даже не хотели идти отдыхать на перемену. Особенно творчески показали себя: Иваненкова Александра, её работа построена на контрастах, Круглова Елизавета ярким красным цветом акцентировала доминанту, Николаенко Джейн и Облакова Дарья создали динамичные композиции, статичные композиции были у Артемьевой Алисы и Лапека Александры. Результатом своей работы каждый был доволен. Учащиеся, отработав это задание в 3 классе, выходят на решение более сложных задач в задании «Декоративная композиция». Эта работа в меньшей степени связана с натурными постановками и выполняет роль своеобразного «катализатора идей», развивает наблюдательность, умение отбирать и использовать главное для итогового результата. Задание, как правило, связано с освоением пространства. Это стилизованные композиции фигур, помещенные в интерьер, темы улицы, села, города и т.д. Таким образом, достигается основная цель стилизация как художественное выражение основной характеристики, главного свойства самой сущности реального объекта. Стилизованное изображение становится одним из наиболее важных этапов на пути освоения такой формы восприятия и передачи реальности, как абстракция.
Библиография.
1. Жабинский В.И., ВинтоваА.В.Рисунок: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-м, 2008. 2. Карлин Л.Н., Белоцерковский А.В. Инновационные технологии обучения и качество образования //Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы XII Международной научно-методической конференции, 26 октября 2007 года.- СПб.: СПб ГУП, 2007. 3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 4. Пармон Ф.М. Рисунок и мода – графика: Учебник для вузов. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2004. 12