Напоминание

"Особенности работы с одаренными детьми"

Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Дом детского творчества" Октябрьского района
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская республика
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Особенности работы с одаренными детьми"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности работы с одаренными детьми.

Из опыта работы педагога дополнительного образования

«Дома детского творчества» Октябрьского района города Ижевска

Семеновой Ольги Владимировны

руководителя объединения «Ансамбль русской песни «Отрада».


Дополнительная образовательная программа «Ансамбль русской песни «Отрада» дает возможность не только работать с группой детей, но и индивидуально развивать солистов. Программа успешно реализуется более 15 лет, на протяжении этого времени программа изменялась и дополнялась. Последней серьёзной работой стал дополнительный курс «Творческая группа» для одаренных и высоко-мотивированных выпускников основной четырехлетней программы, которые продолжают заниматься любимым делом. Главная идея дополнительного курса – эта работа с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми начиналась с необходимости выбрать и подготовить солистов ансамбля. На уроках вокала методом наблюдения выбирались ребята, обладающие более организованным музыкальным слухом и ярким голосом. Но что бы раскрыть талант и подготовить артиста не достаточно работать по программе, необходимо что-то большее. Я стала искать методы, доверяя своей интуиции. И в скором времени солисты ансамбля «Отрада» достигли высоких результатов, о чём свидетельствуют их победы на конкурсах и фестивалях различного уровня, включая Международный фестиваль-конкурс в Болгарии, в Санкт-Петербурге, в Суздале и в Сочи. Солисты ансамбля приглашаются выступать в различных концертных программах. Анализируя свою работу, я получила подтверждение того, что действовала правильно и выводами хочу поделиться с вами.
Доверяйте своей интуиции
. Нельзя найти одну волшебную, подходящую для всех одаренных детей методику. Талант не измеряется в граммах и сантиметрах. Одаренность не всегда видна. Интуиция и опыт помогают мне выявлять ребят, с которыми нужно заниматься индивидуально. Некоторые способности, навыки у одаренных детей скрыты, и, на первый взгляд, ребенок кажется заурядным, но я чувствую, что это наша будущая звёздочка, и упорно продолжаю работу, и результат стоит вложения такого долгого и кропотливого труда. Оглядываясь назад, задумываюсь о том, что если бы не моя интуиция все прошли бы мимо настоящего таланта.
Мотивация как фактор успеха развития одаренного ребёнка
. В моей практике мне часто встречаются дети, которые обладая превосходными вокальными данными, не желают заниматься. В таком случае я пытаюсь замотивировать ребенка. Подключаю в работу родителей. У многих родителей наличие таланта у своего ребёнка вызывает откровенное удивление и недоверие. (Он никогда не поет, в детском саду его ставили в последний ряд, не давали даже стихи прочитать). В таких случаях приходиться работать ещё и над мотивацией родителей. Только если мы вместе приложим усилия – будет результат. Признаюсь честно: несколько способных детей в моей практике не получили развития из-за непреодолимой лени, создать у них мотивацию я не смогла. Причина тому –
отсутствие у детей личностных качеств, которые отличают одаренного ребёнка от способного.
Правильный репертуар
раскрывающего солиста, находит эмоциональный отклик, позволяет быть конкурентно-способным на конкурсах, развивает и создает ситуацию успеха, и, главное, способствует устойчивой мотивации. Большую поддержку оказывает солистам концертмейстер, именно он выходит на сцену вместе с ребенком, поддерживает его правильным аккомпанементом, подбадривает своим присутствием, тогда как моя участь – переживать за кулисами. В нашем ансамбле вместе с одаренным ребенком работает команда: педагог и концертмейстер.
Формула «педагог всегда знает больше ученика»

в работе с одаренными детьми не действует.
Принятие того, что некоторые способности вашего ученика превосходят ваши, толкает педагога в постоянный поиск идей, методов и практических примеров, что даёт возможность дальнейшего развития одарённости, делает занятия продуктивными. Я заглядываю в методики для профессиональных ВУЗов, использую работы преподавателей Российской академии музыки им. Гнесиных кафедры хорового и сольного народного пения Л.В. Шаминой и Н.К. Мешко.
Не навреди
. Маленький артист - это хрупкая организация вокально-исполнительских навыков и эмоциональной чувствительности. Первостепенная ответственность педагога в том, что бы сохранить здоровый голосовой аппарат ребенка в опасный предмутационный и мутационный период. Мои звёздочки вместе со мной проходят этап изменения и становления голоса, который к тому же сопровождается эмоциональной нестабильностью. Подросток может глубоко переживать ситуацию неуспеха (сорвался голос, грязное интонирование как следствие мутационных процессов), что готов бросить дело и замкнуться. Моя задача в такие моменты поддержать мотивацию одаренного ребенка к дальнейшему развитию объяснив природу проблемы и пути решения. Программа разработана так, чтобы иметь возможность давать периоды отдыха солисту. Я могу выбирать из группы одаренных детей тех, кого пригласить на индивидуальное занятие, а кого только на групповое.
Педагог должен чувствовать эмоциональное состояние обучающегося и

интересоваться его физическим здоровьем.
Работа с одаренными детьми – это постоянный поиск, постоянный эксперимент, не традиционные решения, где путеводителем для меня являются интуиция и опыт; это постоянное беспокойство и большое счастье, ведь успехи одаренных детей ансамбля «Отрада» - это и мои успехи.