Напоминание

"Развитие выносливости"

Автор: Юткина Ольга Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 23"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья о практическом опыте
Тема: "Развитие выносливости"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Что представляет собой выносливость? Это способность противостоять физическому

утомлению во время мышечной деятельности. Измеряется она временем, за которое

происходит работы мышц различной интенсивности. Деятельность, связанная с

координацией, требуется точности движений. И здесь очень важен показатель

выносливости. Необходимо в точности выполнять движения.

Основные виды выносливости:

Общая, или аэробная — она выражается в способности выполнять физическую

работу, умеренную по интенсивности, в течение долгого периода времени. Сюда

относится плавание и спортивная ходьба, а также лыжный спорт. Даже пилку дров

можно добавить в этот список.

Специальная — она характеризуется способность человека к выполнению

физической работы в определенном виде спорта, при заданной интенсивности, в

течение продолжительного периода времени.

Специфические виды выносливости:

Скоростная. Здесь важен промежуток времени, за который удается в определенном

режиме удерживать скорость и темп тех или иных движений.

Силовая. Она способна отражать умение долго заниматься силовой работой, не

уменьшая при этом эффективность.

Координационная. Эта выносливость касается двигательной активности, которая

характеризуется различными действиями технико-тактического характера.

Методы развития выносливости

Для того чтобы развить аэробную выносливость, необходимо выполнять циклические

упражнения. При этом будут задействованы в работу все группы мышц. Отличными

помощниками здесь станет ходьба и плавание, а также лыжный спорт.

Для развития специальной выносливости необходимы соревновательные упражнения. То

же касается имитационных и специально-подготовительных. Основные методы, которые

используют для воспитания выносливости:

Метод равномерного характера. Здесь необходимо непрерывно работать с

равномерной скоростью длительное время, сохраняя заданную скорость и ритм. То

же касается темпа и амплитуды движений.

Переменный метод. Здесь нагрузки последовательно варьируются во время

непрерывного упражнения. Специально изменяется скорость или темп, а может

быть, амплитуда движений.

Метод повторов. Упражнение выполняется с максимальной скоростью, буквально

за 10–20 секунд. Потом необходим активный отдых, чтобы полностью можно было

восстановиться.

Круговая тренировка. Здесь упражнения выполняются по кругу. Задействованы

станции, которые воздействуют на группы мышц. При этом возможны

интервальные или обычные тренировки.

Игровой метод. В процессе игры развивается выносливость. Здесь постоянно

меняется ситуация. То же касается эмоциональности.

Соревновательный метод. Упражнения выполняются в форме состязаний.

Развитие общей выносливости

Для развития общей выносливости с успехом используют циклические упражнения. Их

продолжительность должна быть не меньше пятнадцати, а то и двадцати минут. Причем

выполнять такие упражнения следует в обычном режиме.

Правила выполнению упражнений:

Доступность нагрузки в сторону усложнения. Организм постепенно в процессе

занятий привыкнет к изменениям физиологического состояния, максимально

адаптируется к нагрузкам.

Упражнения должны выполнять систематично — только так они будут эффективны

для организма. Необходимо в строгом порядке придерживаться требований

относительно нагрузок и последовательности их воздействия. Также не стоит

забывать о том, что нужен и отдых. Да и процесс занятий нельзя прерывать. Если

вы новичок, то обязательно чередуйте дни занятий спортом с днями отдыха —

только так вы сможете воспитать выносливость.

Все должно происходить постепенно. Это касается и повышения нагрузочных

требований. Только так вы не нанесете вред сердцу и сосудам, и поможете

адаптировать эти системы под свои тренировки.

Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в

создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на

основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения

в обязательных программах физического воспитания.

Задачи по воспитанию общей выносливости. Они состоят в первую очередь в том, чтобы

обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Хотя аэробные возможности

организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее,

условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в физическом

воспитании уже с детского возраста. Это - важнейшая предпосылка повышения

общего уровня физической работоспособности и развития специфической

выносливости.

По мере возрастного созревания организма в воспитании общей выносливости (в широком

смысле этого слова) увеличивается значение комплексного воздействия на все ее

факторы. Основная задача при этом заключается в обеспечении неуклонного

соразмерного повышения функциональных возможностей, лимитирующих

способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной

деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательное воздействие на какие-

либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего

уровня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов

деятельности, связанных с проявлением выносливости. Это предполагает

систематическую адаптацию к разнообразным видам утомительной работы,

предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-

двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и

гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, ещё одна задача

вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех

видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта,

избранных в качестве предмета спортивной специализации

Задачи по воспитанию специфической выносливости. Основные из них - это задачи

воспитания скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Суть

их заключается в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической

выносливости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всестороннего

совершенствования двигательных способностей и специальной подготовки к

избранной деятельности. Понятно, что достигаемая степень развития специфической

выносливости будет неодинаковой при различном предмете специализации. Так, при

специализации в видах спорта, требующих предельных проявлений скоростной

выносливости, её воспитание направлено на достижение возможно высокой степени

развития этой способности, в других же случаях обеспечивается лишь некоторая, не

предельная степень её развития, которая определяется общими закономерностями

всестороннего физического воспитания и потребностями прикладной физической

подготовки к трудовой или иной деятельности.

Сказанное подчеркивает особенности и вместе с тем единство задач, решаемых в процессе

воспитания. Объективную основу их единства составляет общность факторов

определяющих выносливость разного типа. Воздействуя на них в ходе воспитания

общей выносливости (в широком смысле), тем самым увеличивают возможности

развития специфической выносливости, а разносторонне воспитывая специфическую

выносливость, в той или иной мере содействуют повышению общего уровня развития

выносливости. Во всех случаях целостный процесс воспитания выносливости должен

быть направлен на комплексное развитие не только физической работоспособности,

но и личностно-психических качеств, от которых в решающей мере зависит

полноценное использование работоспособности

Средства воспитания выносливости

Основные средства. В качестве основных средств воспитания общей выносливости (как

аэробной, так и комплексного характера) используются преимущественно те

физические упражнения и комплексы их, характерными признаками которых

являются:

активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-

двигательного аппарата;

преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;

сравнительно значительная суммарная продолжительность работы (от нескольких минут

до многих десятков минут);

умеренная, большая и переменная интенсивность (соответственно и аналогичная

физиологическая мощность) работы.

активное участие в работе крупных групп мышц;

Наиболее распространенными в массовой практике средствами воспитания общей

выносливости являются:

Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным увеличением

продолжительности бега (например, с 10 до 25-30 мин).

Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с

ускорениями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).

Бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин.

Челночный бег 4 х 100 м.

Плавание в равномерном темпе (до 30 мин).

Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое

произвольными ускорениями.

Марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.).

Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе

(оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин).

Лыжные гонки на 5-10 км (на время).

Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин.

Подвижные игры "Сумей догнать", "Гонка с выбыванием", "Эстафета-поезд" и др.

Прыжки через короткую скакалку. Длительность непрерывных прыжков 3 мин и более.

Темп прыжков - 135-140 раз в минуту.

Преодоление несколько раз подряд отдельных элементов и их сочетаний из полосы

препятствий.

Упражнения, не имеющие этих признаков, хотя и могут при известных условиях

способствовать воспитанию общей выносливости, не позволяют достаточно

эффективно воздействовать на ее главные факторы и обеспечить ее широкий перенос

на виды двигательной деятельности, типичные для повседневной жизни.