Напоминание

"Взаимодействие с семьями по формированию познавательных интересов в игровой деятельности"

Автор: Ивлева Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №190"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Взаимодействие с семьями по формированию познавательных интересов в игровой деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Взаимодействие с семьями по формированию познавательных

интересов в игровой деятельности

Содержание
Введение......................................................................................................................................... 3 I. Теория и практика организации взаимодействия с семьями по формированию познавательных интересов в игровой деятельности.................................................................. 4 1.1. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как педагогическая проблема..........................................................................................................4 1.2. Познавательный интерес. Роль познавательного интереса в подготовке детей к обучению в школе......................................................................................................................6 II. Опыт организации взаимодействия с семьями по формированию познавательных интересов в игровой деятельности............................................................................................ 12 2.1. Изучение познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста............12 2.2. Работа с родителями по формированию познавательного интереса средствами игры ................................................................................................................................................... 13 Заключение................................................................................................................................... 15 Список литературы......................................................................................................................16 Приложения 2

Введение
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинскнй подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Кроме того, в концепции содержания непрерывного образования одним из оснований преемственности дошкольного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности. Рассматривая вопрос о развитии познавательного интереса, необходимо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности дошкольного возраста и какие интересы ему присущи. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека. Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка – создать максимальные условия для его роста и развития. У. Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться – интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно – ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни». Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья. Цель исследования: определить значение познавательного интереса дошкольников и условия его развития в семье в процессе взаимодействия детского сада и родителей. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса дошкольников. 2. Рассмотреть взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как педагогическую проблему. 3. Изучить особенности формирования познавательного интереса у старших дошкольников. 4. Описать опыт организации взаимодействия детского сада и семьи по проблеме формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. 3

I. Теория и практика организации взаимодействия с семьями по формированию

познавательных интересов в игровой деятельности

1.1. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как

педагогическая проблема
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и детского сада широко обсуждается педагогами и психологами– практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии детского сада с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве [9]. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи [8]. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников детского сада в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [8]. Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания [6]. А.В. Мудрик во «Введении в социальную педагогику» посвящает взаимодействию отдельную главу. В наиболее общем виде, по его мнению, «взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу». Основу взаимодействия в социальной педагогике, согласно педагогическому подходу А.В. Мудрика, составляет личностный подход, который, являясь базовой ценностной ориентацией педагога, определяет «стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений» [5]. В настоящее время данный термин иногда подменяется термином «партнерство». Н.Н. Хридина называет партнерство – формой организации компании, фирмы, которая создается на основе договора между партнерами, в котором оговариваются их права, обязанности, ответственность и т.д. [5] В контексте проводимого нами исследования заслуживает внимание позиция Т.И. Александровой, которая дает определение социальному партнерству в системе образования как процессу взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия [5]. Мы будем понимать под социально-педагогическим партнерством процес c взаимодействия детского сада с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью развития образовательной среды и повышению эффективности данного взаимодействия. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество, по мнению Т. Н. Дороновой, предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, 4
взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений [7]. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия детского сада с семьёй [4]. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость). В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называют «работа с семьей». Для экономии сил и времени 5
«обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.). Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом. Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь [1]. Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
1.2. Познавательный интерес. Роль познавательного интереса в подготовке детей к

обучению в школе
Проблема познавательного интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Сущность познавательного интереса характеризуется, по мнению Г.И. Щукиной, стремлением проникать в глубину явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению [16]. Предметом познавательного интереса является одно из самых значительных свойств человека – способность к познанию окружающего мира не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала) [13]. Специфической особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности 6
человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Личность в трудовой деятельности, используя предметы, материалы, инструменты, способы, испытывает постоянную потребность в познании их свойств, а также в изучении научных основ современного производства и в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. При этом любой вид человеческой деятельности включает в себя познавательное начало, те или иные поисковые творческие процессы, которые способствуют преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно. Познавательный интерес, по мнению Н.Г. Морозова, является важнейшим образованием личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека. Он формируется в определенных социальных условиях его существования и не является имманентно присущим от рождения человеку [11]. Познавательный интерес в психологии интерпретируется по-разному. Так, например, он понимается как целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий); форма познавательной (интеллектуальной) потребности (С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, П.Г. Сирбиладзе); избирательное отношение (А.Г. Ковалев, О.Н. Михайлова, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина); мотив (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова); сплав эмоционально- волевых процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон); выразитель ценностных ориентации личности (С. Рахмонов); особое состояние психики (Н.К. Постникова). Познавательный интерес с точки зрения психологии - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности. Познавательный интерес определяется как потребность в знаниях, ориентирующих человека в окружающей действительности. Его отличительной чертой является тесная связь с ядром познавательной деятельности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в интересующем их предмете, установить более глубокие связи и отношения. Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку они лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к деятельности и социальную позицию. Он ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам. Это социальная сила, обусловливающая функционирование и развитие социальной деятельности. Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте. В этот период ребенок в своей повседневной деятельности руководствуется именно интересом: «интересно» или «неинтересно» - два критерия, по которым можно судить об отношении дошкольника к фактам, предметам и явлениям окружающего мира. Если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области перцепции, поскольку становится неважным, незначимым для них. Исследованиями установлено, что процесс познания в целом определяется от начала до конца интересом: само выделение объекта и задача его познания прямо определяются потребностями и интересами ребенка; выражая активное, побудительное начало, он становится катализатором процесса познания, активизируя процесс духовного освоения объекта детьми; дошкольник с позиции своего интереса производит оценку того или иного социального объекта, а также знаний о нем, полученных в результате познания [12]. Классификация познавательных интересов, предложенная А.К. Марковой, включает в себя не только уровни развития познавательного интереса детей, например по 7
таким показателям как активность и самостоятельность, степень обращенности к изучаемому объекту, связь с эмоциональной стороной, но и детализирует эти уровни развития познавательного интереса по его направленности на отдельные компоненты учебной деятельности. А также выделяет качественные и динамические характеристики интереса. Несмотря на то, что ее классификация выстраивалась на материале работы с учащимися школы, некоторые показатели имеют для нас определенное значение применительно к дошкольному возрасту [10]. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению, определяя положительное отношение к умственной деятельности, представляет собой внутреннее условие формирования субъективности в осуществлении этой деятельности и выполняет несколько функций [2]: А) побудительную, отражающую энергетику возникшего познавательного мотива, мобилизующего субъекта на осуществление интеллектуальной деятельности; Б) организующую, обеспечивающую предвосхищающее отражение хода и результата деятельности; В) стимулирующую, поддерживающую активацию мотива па должном уровне на протяжении этой деятельности до се объективного завершения; Г) направляющую, детерминирующую устремленность па умственную деятельность; Д) регулирующую, обеспечивающую движение к результату с помощью системы контроля (в дошкольном возрасте этот механизм выступает преимущественно в развернутом плане, постепенно приобретая свернутые формы на последующих этапах возрастного развития). Таким образом, отправной точкой для определения общего замысла создания системы формирования познавательного интереса у детей 6 — 7 лет стало его понимание в структуре общей способности к учению как интегративного (эмоционально- интеллектуально-деятельностного) психического образования, выражающего субьективное эмоционально положительное отношение ребенка к получению новых знаний об объективной окружающей действительности. В своем формировании познавательный интерес проходит несколько уровней [2]: 1. Элементарный – на нем возникает открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, находится на поверхности отдельных фактов. 2. Средний - интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями. 3. Высокий - связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением и совершенствованием способов учения. По характеру проявления познавательного интереса можно выделить следующие уровни: 1 - низкий уровень, 2 - средний и 3 – высокий уровень. Так, у детей с низким уровнем развития познавательного интереса активность на занятиях ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Дети со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Дети с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера. Познавательный интерес к человеку другой группы мы рассматриваем как относительно устойчивую познавательную направленность старшего дошкольника на усвоение доступного круга знаний о нем, его самобытности, связанную с эмоционально- положительными переживаниями и нравственным отношением. 8
Заслуживает внимания исследование Э.Л. Барановой, в котором определен ряд оценочных критериев формирования познавательного интереса у детей в составе общей способности «учиться» (См. Приложение.1). На наш взгляд, следует обратить внимание на тот факт, что в развитии ребенка дошкольного возраста существуют определенные закономерности, которые влияют на процесс формирования познавательного интереса. Стало очевидным, что каждую стадию развития основных проявлений ребенок проходит в определенный возрастной период. Так, например, прохождение первой стадии характерно для детей 3–4 лет, в период, когда начинается проявление осмысленного отношения к окружающему, появляются первые определенные познавательные вопросы, интерес ко всему новому и необычному. Вторая стадия для детей 4–5 лет, в период, когда проявляется активность и стремление к самостоятельности, усложняются мыслительные процессы и появляются более сложные познавательные вопросы. И, наконец, третья стадия достигается к 6–7 годам, когда у детей достаточно сформированы навыки практической деятельности, проявляются произвольные формы поведения, логика в вопросах, высказываниях, можно судить о четко выраженной познавательной позиции. Существует ряд показателей, которые свидетельствуют о наличии познавательного интереса у детей: стремление к углубленному изучению предмета; регулярное самостоятельное пополнение знаний в этом направлении; активное накопление необходимых для этого способов познания; умение преодолевать возникающие во время учебы трудности; умение сосредоточить внимание на основном; заинтересованность и инициативность во время работы; эмоционально-познавательные, непосредственно мотивированные отношения детей к самой учебной деятельности; стремление творчески использовать свободное время. Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Только постепенно под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает ему разные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательного интереса дошкольников. Рассмотрим их более подробно. С 1 года до 3 лет. Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т.д. Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего 9
мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша. С 3 до 4 лет. К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам. С 4 до 5 лет. 4-5 лет - начало первых проявлений личных интересов ребенка После 4 лет развитие познавательных способностей дошкольников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями. В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника:  установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями – в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий,  знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,  начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать),  начало формирования положительного отношения к окружающему миру. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. С 5 до 7 лет. В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте 10
формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях. Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. 11

II. Опыт организации взаимодействия с семьями по формированию познавательных

интересов в игровой деятельности

2.1. Изучение познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Построение работы невозможно без получения полной информации об уровне развития познавательного интереса дошкольников. Для этого в исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 6-7 лет. Методика «Определение познавательной потребности детей», H. И. Гaнoшeнкo, B. С. Юpкeвич. Основными показателями развития познавательной потребности выступали: реакция на новизну, стремление к новизне, степень любознательности (см. Рисунок 1.) Рисунок 1. - Реакция на новизну, стремление к новизне, степень любознательности Полученные данные позволили сделать вывод о том, что реакция на новизну у детей 5-6 лет сформирована на низком уровне. Следовательно, можно говорить о том, что реакция детей на новый стимул слабая. При этом было выявлено, что дети испытывают слабую потребность в стремлении к новизне, не вносят разнообразие в выполняемую ими деятельность. При этом проявляют среднюю степень любознательности. Полученные данные по трем показателям (реакция на новизну, стремление к новизне, степень любознательности) позволили сделать вывод об уровня развития познавательной потребности детей 6-7 лет. Результаты представлены на рисунке 2. 12
Рисунок 2. - Познавательная потребность детей старшего дошкольного возраста У 16 детей (53%) выявлен высокий уровень познавательной потребности, у 7 (23%) детей выявлен низкий уровень познавательной потребности, у 7 (23%) детей выявлен средний уровень познавательной потребности. В целом был сделан вывод о том, что среди детей старшего дошкольного возраста преобладает высокий уровень познавательной потребности. Такие дети могут подолгу заниматься какой-либо умственной деятельностью, проявляет повышенный интерес к новым знаниям, любит задания на сообразительность и смекалку. На основе полученных результатах диагностики был разработан комплекс мероприятий с родителями, которые позволили организовать работу по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи через игровую деятельность.
2.2. Работа с родителями по формированию познавательного интереса средствами

игры
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях: 1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения. Для решения задач данного направления в детском саду используются следующие формы работы: - организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей; - семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой; - оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка; 13
- совместный труд родителей, детей, воспитателей. 2. Повышение педагогической культуры родителей. С этой целью в детском саду проводятся: - родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей; - консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги; - функционирует клуб для родителей «Родничок», где мамы и папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр. В процессе проведения данного вида деятельности родителями были получены теоретические и практические знания по организации игровой деятельности дошкольников, таким образом, чтобы способствовать формированию у последних познавательного интереса. Так, например, организуя круглый стол «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста» с родителями старшей группы была организована дискуссия по данной проблеме, обмен опытом по использованию игр, способствующие формированию познавательного интереса. Данное мероприятие было полезным не только для молодых родителей, но и для родителей уже имеющих опыт воспитания детей. Огромная роль была отведена наглядным формам работы с родителями. Например, были разработаны памятки и рекомендации, оформлены папки-передвижки (в сотрудничестве с педагогом-психологом, логопедом). В раздевалке организована «Копилка вопросов и ответов». Принцип ее функционирования заключался в том, что в специально отведенный ящик родители опускали листки с вопросами, на которые затем получали ответы, которые помещались в индивидуальные кармашки, сделанные в кабинках детей. При этом если вопросы повторялись, то они озвучивались через проведение консультаций и на родительских собраниях. Помимо этого совместно с родителями были разработаны тематические недели, которые включали в себя дидактические игры, которые родители проводили в условиях семьи (См. Прил. 3). Данная идея тематических недель была положительно воспринята родителями, вызвав у последних большой интерес. В настоящее время работа по формированию познавательного интереса продолжается, результаты которой будет получены по окончанию учебного года. Но уже на сегодняшний день можно говорить о том, что дети стали чаще задавать вопросы познавательного характера, проявлять инициативу и т.д. 14

Заключение
Основное условие, обеспечивающее развитие познавательного интереса — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Формирование познавательного интереса строится на одном из средств, а именно, с помощью игровой деятельности. В процессе игр это условие может обеспечиваться за счет наличия новой информации, неизвестной детям, возможности получения чувственного опыта (рассматривания, трогания, экспериментирования с объектами изучения). Игра как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: - активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста; - развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; - учит их действовать по правилам, развивает любознательность; - закрепляет знания, умения. Родители в условиях семьи под руководством педагогов детского сада осуществляют обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что им нужно сделать, увидеть, услышать и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направления деятельности детей вызывает заинтересованность, практическую и умственную активность детей, способствует повышению произвольности и осознанности восприятия, активного обследования предмета. А комплексное воздействие со стороны детского сада и семьи многократно увеличивает эффективность развивающей работы. Организуя работу по данному направлению, была организована как теоретическая, так и практическая подготовка родителей. Родители познакомились с особенностями проявлений познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, возможностями игры в его формировании. Кроме того, был разработан совместный план работы детского сада и семьи по решению проблемы формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. 15

Список литературы
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94. 2. Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования [Текст] / Э. А. Баранова // Интеграция образования. - 2006. - № 3. - С. 124-128. 3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет [Текст] / Л. Н. Вахрушева. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 150 с. 4. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями [Текст] / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. - 2006. - №9. - С.23-31. 5. Детский сад и семья — рука об руку [Текст] / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф. Телепиевой. — Мозырь : МГУ, 2004. – 96 с. 6. Детский сад и семья [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. – Москва : Просвещение, 1986. – 78 с. 7. Доронова, Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова. – Москва : Просвещение, 2005. – 190 с. 8. Доронова, Т. Н., Соловьева, Е. В., Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – Москва : Линка-Пресс, 2001. – 224 с. 9. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст] / Под ред. Т. Н. Дороновой, Е. В. Соловьевой. – Москва : Линка-Пресс, 2001. – 116 с. 10. Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Академия, 2008. – 192 с. 11. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. — Москва : Просвещение, 2004. — 95 с. 12. Мухина, В. С. Развитие личности шестилетних детей в условиях учебной деятельности [Текст] / В. С. Мухина // Начальная школа. – 2004. - № 9. – С. 22. 13. Рамонова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова. – Москва : Академия, 2006. – 120 с. 14. Семенова, М. Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников: диссертация [Текст] / М. Л. Семенова. – Челябинск, 2008. – 163 с. 15. Шинкарёва, Н. А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры [Текст] / Н. А. Шинкарёва, О. А. Евдокимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 102-104. 16. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии [Текст] / Г. И. Щукина. – Москва : Просвещение, 2006. — 382 с. 16
Приложение 1 КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Составляющие

познавательного

интереса

Показатели проявлений

Стадии развития проявлений
Интеллектуальная – возникновение познавательных вопросов; – обращенность к изучаемому объекту; – представления об окружающем I. Представления бессисстемны; наличие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; наличие познавательных вопросов предметного характера II. Дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета; конкретизация и усложнение познавательных вопросов III. Представления системны; наличие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно-следственных связей; возникновение познавательных вопросов причинно-следственного характера, рассуждений Эмоционально- волевая – проявление эмоций, связанных с познанием; – активность и самостоятельность в преодолении трудностей; – сосредоточенность и внимание к познавательной информации I. Познавательная инертность, уход от деятельности в случае затруднений; минимальная самостоятельность; эпизодическое эмоциональное переживание II. Познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей с помощью взрослого; эмоционально-познавательное отношение к деятельности III. Высокая самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; стремление к преодолению трудностей; стойкая эмоционально-познавательная направленность на определенную сферу окружающей действительности Процессуальная – исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач; – стремление найти не- стандартный способ решения поисковой задачи; – обращенность на от- I. Обращенность на результат познавательной деятельности; репродуктивность в решении поставленных задач; индивидуальный характер деятельности II. Обращенность на постановку целей или задач; интерес к содержанию объекта познания; ситуативное 17
дельные стороны познавательной деятельности; – проявление умений вступать в диалог по поводу познания включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; интерес к различным способам решения задач III. Обращенность на процесс познавательной деятельности; интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности; использование разнообразных нестандартных способов в решении задач 18
Приложение 2 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ДОШКОЛЬНИКОВ» Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождения в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными способностями, как широта и устойчивость. Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. Прочные знания — основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить - значит знать». Советуем родителям для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни проводить с детьми прогулки и экскурсии. Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта. В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности. Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремится к познанию, искать способы удовлетворения жажды знания. Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным и т.д. Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательный интерес ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?»- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос. 19
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ» Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает: - становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе; - формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём; - формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления); - развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления; - развитие восприятия. В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования. Живые объекты, природа: - различение живого и неживого; - бережное и уважительное отношение к живому; -готовность заботиться о ком-то или чем-то; - представление о правилах безопасного поведения. Неживые объекты, предметы: - орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться; -технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования; -игрушки - ребенок использует по своему усмотрению; -материалы (конструкторы, изо материалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности; - эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение. Способы и приёмы действий (технологии). Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте). Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. 20
КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста; -активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей; - способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей. Форма проведения: круглый стол. Методы: выступление воспитателя по теме с использованием презентации, представление семейного опыта, дискуссия, игровая программа, рефлексия. План работы круглого стола: 1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания. 2. Выступление воспитателя «Растите любознательных» с презентацией. 3. Дискуссия «Шляпа вопросов». 4. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома». 5. Игровая программа «Взрослые и дети» 6. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников». 7. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет». 1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания. Тема нашего круглого стола - «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста». Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых. 2. Выступление воспитателя «Растите любознательных» Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т. е. познавательный интерес. Ученые Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый… », поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса. Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем: 21
а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность; б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой; в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету, чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса. В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь! » А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует! Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов. Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «… под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов. Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно. Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться. 3. Дискуссия «Шляпа вопросов». (Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.) 22
Листочки с вопросами складываются в шляпу. • О чем спрашивает Ваш ребенок? • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах? • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик? • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему? • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы? • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения? • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос? 4. Представление опыта семьи Х. «Экспериментируем дома». Опыт «Извержение вулкана», "Прочная бумага" и др. 5. Игровая программа «Взрослые и дети» Цель - активизация родителей на развитие любознательности детей. 1 задание. Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы. 2 задание. Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие. 3 задание. Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т. д.) . 4 задание. На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу. Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол. 6. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников». 7. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет». Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета. Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»; Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»; Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно» 23
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения. 3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?» 4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд. 5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост». 6. По возможности много путешествуйте с ребёнком. 7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате». 8. Ходите с ребёнком в музеи. 9. Проводите совместные наблюдения и опыты. 10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. 11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком. 24
Приложение 3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема недели

Умственное

развитие

Мотивационный

компонент

Практический

компонент
«Техника» Игра: «Умные машины» Цель:- закрепление тематического словаря - различение и называние технических средств, которые помогают людям Совместный подбор тематического материала, картинок с изображением техники. Подбор изображения транспорта на картинке с изображением. - группировать машины по признакам: по их назначению. «Овощи и фрукты» Игра: «Магазин» Цель:- учить детей использовать усвоенный речевой материал в различных ситуациях общения - соотносить знание обобщающих слов с конкретным названием Предварительная работа с картинками с изображениями овощей и фруктов, отгадывание загадок по теме. Самостоятельное обобщение слов с конкретным названием, например: огурец, помидор – овощи «Сказки» Игра: «Из каких мы сказок?» Цель: учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки. - учить понимать вопросы и отвечать на них Отгадывание героев сказок по вопросам, развивающим выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора. Составить сказку в виде комиксов по сюжету, формируя оценочно- контрольные навыки деятельности у детей. «Времена года» Игра: «Времена года» Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение Выбрать то, что соответствует данному времени года. Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено. 25
-учить устанавливать причинно следственные связи «Части тела» Игра: «Знаешь ли ты себя?» Цель: закреплять названия частей тела - запоминать и соотносить их мысленно. Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела, через отгадывание загадок Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке, собери картинку на которой изображен человек. Нарисовать рисунок человека. «Словесные игры» Игра: «Придумай предложение» Цель: совершенствовать речевую активность, - увеличивать словарный запас слов. - развивать внимание, Быстро придумать, сказать предложение. Передача мяча после составления полного предложения. «Логика» Игра «Да –Нет» Цель: учить детей мыслить; - логично ставить вопросы; - делать правильные умозаключения. Ответ на вопросы словами только “да” или “нет”. Угадывание детьми предмета посредством вопросов, даваемые в логической последовательности. «Учись объяснять» Игра «Для чего нужен предмет?» Цель: Учить детей сравнивать предметы; - узнавать предметы по описанию Сравнивание предметов по признакам сходства и различия. Отгадывание, передача мяча тому из играющих, кто назвал два предмета, отгадав их по описанию участника игры. «Растения» (комнатные полевые садовые) Игра: «Какое растение?» Цель: - называние растений -отнесение Рассматривание разных видов растений на картинках. Подготовка Уход за растениями в группе. Составление букета из полевых цветов. Работа с растением 26
растений к их родовому отношению нарисованного растения с родителями дома нарисованным ребенком с родителями. «Животные» (домашние, дикие) Игра: «Помогите животным найти свой дом» Предварительная работа детей с педагогом по подготовке макета леса, дома для животных. Размещение животных по домам, чтение с таблички или самостоятельное проговаривание, где живут животные, например: «где живет лиса?» лиса живет в лесу. Уточняют значение «дом» и «дикие, домашние животные» «Одежда и обувь» Игра: «Помоги Незнайке» Цель: - активизировать словарь детей - учить понимать вопросы и отвечать на них - развивать внимание Педагог говорит детям: «незнайка собрался на прогулку, но не знает, что ему одеть и обуть. Давайте поможем собрать незнайку на прогулку» Одевание незнайки: подбор для него одежды и обуви. «Человек» (части тела) Игра: «Запомни и найди» Цель: - учить детей находить одинаковые изображения - закреплять названия частей тела - запоминать и соотносить их мысленно. Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела. Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке. «Продукты питания» Игра: «Посылка» Цель: - учить описывать предметы продуктов питания и узнавать их по описанию. Предварительный сбор муляжей продуктов питания Доставать предметы по тактильным ощущениям, описывать продукты питания и их предназначение. «Посуда» Игра: «Кайди Совместный подбор Чтение табличек с 27
картинку» Цель: - активизировать словарь -совершенствовать навык глобального чтения - развивать внимание картинок с изображением посуды названием посуды, показ правильной картинки «Мебель» Игра: «Кукла Маша купила мебель» Цель: - называние предметов мебели - соотнесение мебели с геометрическими фигурами. Совместный поход в игрушечный магазин с куклой Машей и покупка ей мебели. Расстановка мебели в комнате, соотнесение мебели с геометрическими фигурами. «Дом» Игра: «Мишкин дом» Цель: - расширение словаря детей -называние частей дома Подготовка игрушечного дома, мебели для дома. Дети расставляют мебель на свои места в комнате для мишки. «Семья» Игра: «Узнай по фотографии» Цель: - называние членов семьи - выявление знаний о родственных отношений. Работа с книжкой самоделкой, составленной ребенком с родителями. Вклеивание фотографий своей семьи в книжку самоделку. «Профессии» Игра: «Кому что надо?» Цель: - уточнение представления детей о профессиях - учить называть функции и свойства предметов. Подготовка костюмов повара, врача совместно с детьми. Ребенок достает вещь из коробки называет ее и передает ее по назначению, например: лекарство – дает детям врач. «Улица» Игра: «Какие бывают улицы?» Цель: расширение словаря детей - уточнение представлений об улицах. Рассмотрение городских и сельских улиц. Правильное название улиц, рисование городских или сельских улиц. 28
«Гигиена» Игра: «Трубочист» Цель:- уточнять представления о гигиене - учить правильно, одеваться, умываться, вытираться. Просмотр картинок как правильно ухаживать за собой. Помощь детей трубочисту в последовательности ухаживания за собой, рисование на бумаге предметов гигиены. «Насекомые, птицы» Игра: «Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?» Цель: - уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов - учить аналитическому чтению. Предварительная работа по составлению картинок с изображениями насекомых, птиц. Называние детьми названий птиц, насекомых, размещение картинки с изображением насекомых под соответствующими табличками. «Школьные принадлежности» Игра: «Буратино идет в школу» Цель: - расширение словаря детей -уточнение знаний школьных принадлежностей Помощь Буратино в собирании портфеля для занятий в школе. Называние предметов школьной принадлежности, уточнение для чего они нужны, самостоятельное рисование школьных принадлежностей. 29