Автор: Шостак Мария Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33 г. Белгорода
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль учебного эксперимента в развитии познавательного интереса школьников к изучению физики"
Роль учебного эксперимента в развитии познавательного интереса школьников к
изучению физики
Шостак Мария Юрьевна, учитель физики МБОУ СОШ №33, г. Белгород
1. Познавательный интерес и познавательная активность учащихся
Познавательный
интерес
—
одно
из
важнейших
качеств
личности.
Он
складывается
в
процессе
жизнедеятельности
человека,
формируется
в
социальных
условиях его существования и не является присущим человеку от рождения [2].
Познавательный интерес имеет особую значимость в школьные годы. Один из
основных стимулов к изучению предмета – это интерес. Интерес влияет на развитие
интеллектуальной
активности
школьника,
на
совершенствование
процессов
памяти,
восприятия, внимания.
Основная черта познавательного интереса – его интеллектуальный характер. Он
направлен на выявление новых сторон, на установление причинно-следственных связей
между явлениями, на установление зависимостей между этими связями.
Наличие
познавательного
интереса
определяет
положительное
отношение
школьника к изучению предмета. Самостоятельная творческая работа учащихся возможна
в том случае, если учителю удается активизировать у школьника интерес к предмету. В
том случае, когда
интереса нет, учебная
информация не вызывает у школьников
положительных эмоций и полностью им безразлична.
Стремление школьников проникнуть в познаваемую область более основательно в
постоянном
побуждении
заниматься
предметом
своего
интереса
является
сущностью
познавательной активности и познавательного интереса. Обзор литературы по данному
вопросу позволяет сделать вывод, что интересу присущ
индивидуальный характер.
Школьники
различаются
по
качеству
интересов,
по
их
характеру:
по
степени
устойчивости, глубины, выраженности [1, 10, 16].
Я считаю важным отметить, что
познавательный интерес является одновременно и средством обучения, и мотивом, а на
более высоком уровне он переходит в качество личности.
2. Способы развития познавательного интереса в ходе обучения физике
Ряд авторов выделяют в процессе развития познавательного интереса три основных
этапа. Первый этап – это возникновение любопытства, которое является естественной
реакцией человека на новую информацию. На втором этапе любопытство может перейти в
любознательность
при
создании
определенных
условий.
С
позиции
психологии,
любознательность
близка
к
интересу.
От
интереса
она
отличается
слабой
направленностью,
неустойчивостью,
рассеянием.
В
то
же
время,
активизация
любознательности – один из наиболее важных результатов дидактического воздействия,
которое способствует формированию устойчивого интереса, появляющегося на третьем
этапе [1, 6, 18].
Анализ работ по данной теме позволяет сделать вывод о том, что существует два
вида познавательного интереса: ситуативный и устойчивый. Ситуативный и устойчивый
интересы
связаны
между
собой
и,
при
создании
оптимальных
условий
обучения,
устойчивый интерес переходит в личностную направленность обучающихся (рис.1).
Эпизодический
(ситуативный)
интерес
обусловлен,
как
правило,
приемами,
методами введения новой информации, а также ее содержанием. Устойчивый интерес, в
отличие от эпизодического, став направленностью личности, в основном определяется
содержанием учебного материала, и практически не зависит от методов преподавания.
Наиболее
эффективно
познавательный
интерес
развивается
тогда,
когда
он
последовательно
проходит
следующие
этапы:
любопытство
-
любознательность
-
ситуативный интерес - устойчивый познавательный интерес - направленность личности к
познанию в определенной области.
Формирование устойчивого познавательного интереса, как правило, проходит в два
этапа
(см.Таблицу
1).
На
первом
уровне
учитель
обеспечивает
эмоциональный
фон
восприятия
учебного
материала.
На
втором
уровне
идет
формирование
устойчивого
познавательного интереса.
Уровень 1
Содержание
Примеры видов организации
познавательной деятельности
Исторические сведения
Доклады, рефераты
Занимательные факты
Опыты, примеры, внеклассная работа,
конференции, вечера
Занимательные опыты
Доклады, опыты, викторины
Нестандартные задачи
Самостоятельная работа, урок-семинар
Уровень 2
п о з н а в
а т е л ь н
ы й
и н т е р е
с
с и т у а т и в н ы
й
у с т о й ч
и в ы й
Рисунок 1«Виды познавательного интереса»
Факультативы,
курсы,
элективы,
кружки,
самообразование
Решение задач, спецпрактикумы,
рассмотрение вопросов, не входящих в
основную программу, индивидуальная
исследовательская работа
Таблица 1«Уровни формирования познавательного интереса»
Обзор литературы позволил сделать вывод, что познавательный интерес на всех
этапах своего развития характеризуется следующими чертами:
1)
Положительное эмоциональное отношение к деятельности;
2)
Познавательная сторона этой эмоции;
3)
Наличие мотива, идущего от самой деятельности. Это означает, что сама по себе
деятельность привлекает школьника [3, 14, 19].
Интерес,
который
возникает
к
предмету
познавательной
деятельности,
может
поддерживаться
различными
способами.
Наиболее
существенны
для
возникновения
познавательного интереса следующие факторы:
1.
Создание
педагогом
внешних
условий,
которые
позволили
бы
школьнику
получить большое количество впечатлений и информации.
2.
Необходимый минимум знаний и опыт дают учащемуся возможность начать
познавательную деятельность в сфере своего интереса.
Для
того,
чтобы
устойчивый
интерес
был
успешно
сформирован,
предмет
познавательной деятельности нужно выбирать так, чтобы процесс его изучения вызывал
потребность в получении и применении новой информации.
3. Дидактические функции учебного эксперимента в развитии познавательного
интереса учащихся к физике
При
изучении
учебного
материала
на
уроках
физики,
занимательность
можно
реализовывать
через
создание
проблемных
ситуаций,
подбор
содержания
изучаемого
материала и нестандартных форм его изложения. По мнению Я.И.Перельмана, учитель
может способствовать формированию познавательного интереса школьников следующим
образом:
1)
иллюстрировать положения науки событиями современности;
2)
использовать примеры из техники;
3)
обращаться к художественной литературе, легендам, сказаниям;
4)
вместе с учениками рассматривать различные фантастичные ситуации;
5)
использовать софизмы и парадоксы;
6)
привлекать учащихся к анализу бытующих предрассудков;
7)
использовать неожиданные для школьников сопоставления;
8)
приводить примеры, взятые из повседневной жизни;
9)
анализировать
математические
«фокусы»,
использовать
подвижные
и
настольные
игры;
10) обсуждать
с
учащимися
примеры
использования
физических
закономерностей
на
сцене, на эстраде, в цирке и кино;
11) проводить экскурсы в историю науки [11].
Я считаю, что к этому можно добавить следующие позиции: проведение занимательных
опытов, новости современной науки, обсуждение природных явлений.
Ряд
задач
обучения
физике
-
формирование
глубоких
и
прочных
знаний,
формирование естественнонаучного мировоззрения, развитие интеллектуальной сферы
учащегося обусловлено развитием познавательного интереса и познавательной активности
учащихся.
Физика
–
наука,
не
простая
для
понимания
школьником.
Как
следствие,
актуализируется проблема формирования познавательного интереса у учащихся при ее
изучении [9, 15].
Следует отметить, что С.Л. Рубинштейн, Л.А. Гордон, А.П. Леонтьев и др. считают,
что
характер
познавательного
интереса
-
поисковый.
Под
влиянием
познавательного
интереса человек ставит перед собой задачи, ответы на которые он сам активно ищет. При
этом
поисковую
деятельность
школьник
совершает
с
увлечением,
испытывая
эмоциональный
подъем,
радость
от
успехов.
Познавательный
процесс
влияет
на
протекание
психических
процессов,
таких
как
внимание,
мышление,
память,
воображение, которые при этом приобретают особую активность и направленность [8, 13,
19].
Систематическое
и целенаправленное
управление процессом формирования
познавательного интереса при оптимальных педагогических условиях, может привести к
тому, что познавательный
интерес станет устойчивой чертой личности. Анализ работ,
посвященных развитию познавательного интереса школьников, позволил мне выделить
следующие способы его развития [5, 7, 12].
1)
Самостоятельная работа
Качество выполнения
самостоятельных заданий служит
надежным показателем
уровня знаний, умений и навыков ученика. Самый трудный момент урока – организовать
самостоятельную работу учащихся.
2)
Проблемное обучение
Проблемное обучение всегда вызывает неослабевающий интерес учеников, побуждает
школьников к поиску решения проблемы.
Основа проблемного обучения – это вопрос-проблема, который ставится на общее
обсуждение,
вследствие
чего
ученики
активно
включаются
в
работу.
Они
думают,
рассуждают, открывают для себя новое. Такое обучение пробуждает к жизни эмоции
учеников,
создает
обстановку
увлеченности,
раздумий,
поиска.
Это
положительно
сказывается на отношении школьника к учению.
Хорошо развивают интерес исследовательские и творческие работы учащихся. Они
заставляют работать воображение, умение думать, делать выводы, активно оперировать
знаниями. Для этой цели используется метод моделирования.
3)
Занимательный материал
Занимательность
–
это
одно
из
средств
формирования
познавательного
интереса
школьников.
Элементы
занимательности,
игры,
необычные,
неожиданные
формы
проведения уроков вызывают у детей удивление, живой интерес к процессу познания,
помогают им лучше усваивать любой учебный материал.
В процессе игры на уроке физики учащиеся незаметно для себя выполняют различные
упражнения, где им приходится сравнивать предметы, находить общее и отличное в
строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит
ученика в условия поиска.
4)
Развитие познавательных способностей
В
процессе
учения,
большую
роль
для
школьника
играет
уровень
развития
познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, наблюдение, воображение,
память,
мышление.
В
учебный
материал
необходимо
включать
логические
задания,
которые
направлены
на
развитие
таких
характеристик
внимания,
как:
объем,
устойчивость, умение переключать внимание с одного предмета на другой, распределять
его на различные виды деятельности, предметы и явления [17].
Список использованной литературы
1.
Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение,
1997. – 327 c.
2.
Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980. – 184 c.
3.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1984. – 437 c.
4.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. М.:
“Просвещение”, 1985. – 276 c.
5.
Зверева Н.М.. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва:
Просвещение, 1980. – 218 c.
6.
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении
физики. – Москва: Просвещение, 1983. – 265 c.
7.
Лебедев О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973.
– 258 c.
8.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.— М., 1971. – 354 c.
9.
Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы // Под ред. А. В.
Усовой. – Москва: Просвещение, 1990. – 293 c.
10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. – 123 c.
11. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: “Наука”, 1991. – 213 c.
12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: -
М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.2. – 194 c.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000. –
426 c.
14. Селевко
Г.К.
«Современные
образовательные
технологии»:
Уч.
пособие.
-
М:
Народное образование, 1998г. – 191 c.
15. Сивухин Д.В. Общий курс физики. - М.: Высшая школа, 2001. , т.т. 1-5.
16.
Теория
и
методика
обучения
физике
в
школе.
Общие
вопросы.
Под
ред.
С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М.: “Академия”, 2000. – 315 c.
17.
Фронт альные
лабораторные
работы
по
физике
в
7-11
к л а с с а х
общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С.
Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб.
лит., 1996. – 368 с.
18. Щукина
Г.И.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
в
учебном
процессе. М., Просвещение. – 253 c.
19. Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика,
1971. – 270 c.