Напоминание

"Роль учебного эксперимента в развитии познавательного интереса школьников к изучению физики"

Автор: Шостак Мария Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33 г. Белгорода
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль учебного эксперимента в развитии познавательного интереса школьников к изучению физики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль учебного эксперимента в развитии познавательного интереса школьников к

изучению физики

Шостак Мария Юрьевна, учитель физики МБОУ СОШ №33, г. Белгород

1. Познавательный интерес и познавательная активность учащихся

Познавательный

интерес

одно

из

важнейших

качеств

личности.

Он

складывается

в

процессе

жизнедеятельности

человека,

формируется

в

социальных

условиях его существования и не является присущим человеку от рождения [2].

Познавательный интерес имеет особую значимость в школьные годы. Один из

основных стимулов к изучению предмета – это интерес. Интерес влияет на развитие

интеллектуальной

активности

школьника,

на

совершенствование

процессов

памяти,

восприятия, внимания.

Основная черта познавательного интереса – его интеллектуальный характер. Он

направлен на выявление новых сторон, на установление причинно-следственных связей

между явлениями, на установление зависимостей между этими связями.

Наличие

познавательного

интереса

определяет

положительное

отношение

школьника к изучению предмета. Самостоятельная творческая работа учащихся возможна

в том случае, если учителю удается активизировать у школьника интерес к предмету. В

том случае, когда

интереса нет, учебная

информация не вызывает у школьников

положительных эмоций и полностью им безразлична.

Стремление школьников проникнуть в познаваемую область более основательно в

постоянном

побуждении

заниматься

предметом

своего

интереса

является

сущностью

познавательной активности и познавательного интереса. Обзор литературы по данному

вопросу позволяет сделать вывод, что интересу присущ

индивидуальный характер.

Школьники

различаются

по

качеству

интересов,

по

их

характеру:

по

степени

устойчивости, глубины, выраженности [1, 10, 16].

Я считаю важным отметить, что

познавательный интерес является одновременно и средством обучения, и мотивом, а на

более высоком уровне он переходит в качество личности.

2. Способы развития познавательного интереса в ходе обучения физике

Ряд авторов выделяют в процессе развития познавательного интереса три основных

этапа. Первый этап – это возникновение любопытства, которое является естественной

реакцией человека на новую информацию. На втором этапе любопытство может перейти в

любознательность

при

создании

определенных

условий.

С

позиции

психологии,

любознательность

близка

к

интересу.

От

интереса

она

отличается

слабой

направленностью,

неустойчивостью,

рассеянием.

В

то

же

время,

активизация

любознательности – один из наиболее важных результатов дидактического воздействия,

которое способствует формированию устойчивого интереса, появляющегося на третьем

этапе [1, 6, 18].

Анализ работ по данной теме позволяет сделать вывод о том, что существует два

вида познавательного интереса: ситуативный и устойчивый. Ситуативный и устойчивый

интересы

связаны

между

собой

и,

при

создании

оптимальных

условий

обучения,

устойчивый интерес переходит в личностную направленность обучающихся (рис.1).

Эпизодический

(ситуативный)

интерес

обусловлен,

как

правило,

приемами,

методами введения новой информации, а также ее содержанием. Устойчивый интерес, в

отличие от эпизодического, став направленностью личности, в основном определяется

содержанием учебного материала, и практически не зависит от методов преподавания.

Наиболее

эффективно

познавательный

интерес

развивается

тогда,

когда

он

последовательно

проходит

следующие

этапы:

любопытство

-

любознательность

-

ситуативный интерес - устойчивый познавательный интерес - направленность личности к

познанию в определенной области.

Формирование устойчивого познавательного интереса, как правило, проходит в два

этапа

(см.Таблицу

1).

На

первом

уровне

учитель

обеспечивает

эмоциональный

фон

восприятия

учебного

материала.

На

втором

уровне

идет

формирование

устойчивого

познавательного интереса.

Уровень 1

Содержание

Примеры видов организации

познавательной деятельности

Исторические сведения

Доклады, рефераты

Занимательные факты

Опыты, примеры, внеклассная работа,

конференции, вечера

Занимательные опыты

Доклады, опыты, викторины

Нестандартные задачи

Самостоятельная работа, урок-семинар

Уровень 2

п о з н а в

а т е л ь н

ы й

и н т е р е

с

с и т у а т и в н ы

й

у с т о й ч

и в ы й

Рисунок 1«Виды познавательного интереса»

Факультативы,

курсы,

элективы,

кружки,

самообразование

Решение задач, спецпрактикумы,

рассмотрение вопросов, не входящих в

основную программу, индивидуальная

исследовательская работа

Таблица 1«Уровни формирования познавательного интереса»

Обзор литературы позволил сделать вывод, что познавательный интерес на всех

этапах своего развития характеризуется следующими чертами:

1)

Положительное эмоциональное отношение к деятельности;

2)

Познавательная сторона этой эмоции;

3)

Наличие мотива, идущего от самой деятельности. Это означает, что сама по себе

деятельность привлекает школьника [3, 14, 19].

Интерес,

который

возникает

к

предмету

познавательной

деятельности,

может

поддерживаться

различными

способами.

Наиболее

существенны

для

возникновения

познавательного интереса следующие факторы:

1.

Создание

педагогом

внешних

условий,

которые

позволили

бы

школьнику

получить большое количество впечатлений и информации.

2.

Необходимый минимум знаний и опыт дают учащемуся возможность начать

познавательную деятельность в сфере своего интереса.

Для

того,

чтобы

устойчивый

интерес

был

успешно

сформирован,

предмет

познавательной деятельности нужно выбирать так, чтобы процесс его изучения вызывал

потребность в получении и применении новой информации.

3. Дидактические функции учебного эксперимента в развитии познавательного

интереса учащихся к физике

При

изучении

учебного

материала

на

уроках

физики,

занимательность

можно

реализовывать

через

создание

проблемных

ситуаций,

подбор

содержания

изучаемого

материала и нестандартных форм его изложения. По мнению Я.И.Перельмана, учитель

может способствовать формированию познавательного интереса школьников следующим

образом:

1)

иллюстрировать положения науки событиями современности;

2)

использовать примеры из техники;

3)

обращаться к художественной литературе, легендам, сказаниям;

4)

вместе с учениками рассматривать различные фантастичные ситуации;

5)

использовать софизмы и парадоксы;

6)

привлекать учащихся к анализу бытующих предрассудков;

7)

использовать неожиданные для школьников сопоставления;

8)

приводить примеры, взятые из повседневной жизни;

9)

анализировать

математические

«фокусы»,

использовать

подвижные

и

настольные

игры;

10) обсуждать

с

учащимися

примеры

использования

физических

закономерностей

на

сцене, на эстраде, в цирке и кино;

11) проводить экскурсы в историю науки [11].

Я считаю, что к этому можно добавить следующие позиции: проведение занимательных

опытов, новости современной науки, обсуждение природных явлений.

Ряд

задач

обучения

физике

-

формирование

глубоких

и

прочных

знаний,

формирование естественнонаучного мировоззрения, развитие интеллектуальной сферы

учащегося обусловлено развитием познавательного интереса и познавательной активности

учащихся.

Физика

наука,

не

простая

для

понимания

школьником.

Как

следствие,

актуализируется проблема формирования познавательного интереса у учащихся при ее

изучении [9, 15].

Следует отметить, что С.Л. Рубинштейн, Л.А. Гордон, А.П. Леонтьев и др. считают,

что

характер

познавательного

интереса

-

поисковый.

Под

влиянием

познавательного

интереса человек ставит перед собой задачи, ответы на которые он сам активно ищет. При

этом

поисковую

деятельность

школьник

совершает

с

увлечением,

испытывая

эмоциональный

подъем,

радость

от

успехов.

Познавательный

процесс

влияет

на

протекание

психических

процессов,

таких

как

внимание,

мышление,

память,

воображение, которые при этом приобретают особую активность и направленность [8, 13,

19].

Систематическое

и целенаправленное

управление процессом формирования

познавательного интереса при оптимальных педагогических условиях, может привести к

тому, что познавательный

интерес станет устойчивой чертой личности. Анализ работ,

посвященных развитию познавательного интереса школьников, позволил мне выделить

следующие способы его развития [5, 7, 12].

1)

Самостоятельная работа

Качество выполнения

самостоятельных заданий служит

надежным показателем

уровня знаний, умений и навыков ученика. Самый трудный момент урока – организовать

самостоятельную работу учащихся.

2)

Проблемное обучение

Проблемное обучение всегда вызывает неослабевающий интерес учеников, побуждает

школьников к поиску решения проблемы.

Основа проблемного обучения – это вопрос-проблема, который ставится на общее

обсуждение,

вследствие

чего

ученики

активно

включаются

в

работу.

Они

думают,

рассуждают, открывают для себя новое. Такое обучение пробуждает к жизни эмоции

учеников,

создает

обстановку

увлеченности,

раздумий,

поиска.

Это

положительно

сказывается на отношении школьника к учению.

Хорошо развивают интерес исследовательские и творческие работы учащихся. Они

заставляют работать воображение, умение думать, делать выводы, активно оперировать

знаниями. Для этой цели используется метод моделирования.

3)

Занимательный материал

Занимательность

это

одно

из

средств

формирования

познавательного

интереса

школьников.

Элементы

занимательности,

игры,

необычные,

неожиданные

формы

проведения уроков вызывают у детей удивление, живой интерес к процессу познания,

помогают им лучше усваивать любой учебный материал.

В процессе игры на уроке физики учащиеся незаметно для себя выполняют различные

упражнения, где им приходится сравнивать предметы, находить общее и отличное в

строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит

ученика в условия поиска.

4)

Развитие познавательных способностей

В

процессе

учения,

большую

роль

для

школьника

играет

уровень

развития

познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, наблюдение, воображение,

память,

мышление.

В

учебный

материал

необходимо

включать

логические

задания,

которые

направлены

на

развитие

таких

характеристик

внимания,

как:

объем,

устойчивость, умение переключать внимание с одного предмета на другой, распределять

его на различные виды деятельности, предметы и явления [17].

Список использованной литературы

1.

Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение,

1997. – 327 c.

2.

Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980. – 184 c.

3.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1984. – 437 c.

4.

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. М.:

“Просвещение”, 1985. – 276 c.

5.

Зверева Н.М.. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва:

Просвещение, 1980. – 218 c.

6.

Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении

физики. – Москва: Просвещение, 1983. – 265 c.

7.

Лебедев О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973.

– 258 c.

8.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.— М., 1971. – 354 c.

9.

Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы // Под ред. А. В.

Усовой. – Москва: Просвещение, 1990. – 293 c.

10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. – 123 c.

11. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: “Наука”, 1991. – 213 c.

12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: -

М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.2. – 194 c.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000. –

426 c.

14. Селевко

Г.К.

«Современные

образовательные

технологии»:

Уч.

пособие.

-

М:

Народное образование, 1998г. – 191 c.

15. Сивухин Д.В. Общий курс физики. - М.: Высшая школа, 2001. , т.т. 1-5.

16.

Теория

и

методика

обучения

физике

в

школе.

Общие

вопросы.

Под

ред.

С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М.: “Академия”, 2000. – 315 c.

17.

Фронт альные

лабораторные

работы

по

физике

в

7-11

к л а с с а х

общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С.

Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб.

лит., 1996. – 368 с.

18. Щукина

Г.И.

Активизация

познавательной

деятельности

учащихся

в

учебном

процессе. М., Просвещение. – 253 c.

19. Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика,

1971. – 270 c.