Напоминание

"Формирование познавательной активности младших школьников посредством проектирования на уроках технологии"

Автор: Филипова Лидия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ лицей с.Булгаково
Населённый пункт: с.Булгаково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование познавательной активности младших школьников посредством проектирования на уроках технологии"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование познавательной активности младших школьников

посредством проектирования на уроках технологии.
Младший школьный возраст-начальный этап вхождения в проектную деятельность. В курсе изучения предмета Технология проектную деятельность можно планировать со второго полугодия второго класса, а в первом классе придумывать подготовку к её осуществлению, с помощью творческих заданий : 1.Отгадай загадку, вырежи нужные отгадки и приклей так, чтобы получилась сюжетная картинка-аппликация. 2.Прочитай предложения, представь картины, нарисуй одну из них. 3.Составь композицию на тему <<Мой город>>, используя фотографии и рисунки. 4.Вырежи детали и составь орнамент в полосе. 5.Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки, вырежи и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку.
Этому способствуют: -организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично- поискового, исследовательского; -активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания (анализ образца изделия, выбор материалов, планирование этапов работы, организация раб.места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда); -дизайн-упражнения, творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность, надёжность и эстетичность); -составление “звёздочки обдумывания”, которая может использоваться и при разработке проекта. НАЗНАЧЕНИЕ ФОРМА, РАЗМЕРЫ ДЕКОРАТИВ. ОФОРМ-ИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ЦВЕТОВО Е РЕШЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ В центре схемы–“звёздочки” пишут название изделия, а “лучики” указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует поэтапное выполнение работы, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи. А начиная со второго класса можно вводить сам термин “проект” и приучать учащихся к особенностям прект. деят-ти , вводя задания, подготавливающие к выполнению проекта. Задания во втором классе: 1.Игра “Пластический этюд”-передай услышанное. 2.Игра “Словесный этюд”-передай увиденное.
ИЗДЕЛИЕ
МАТЕРИАЛЫ
3.Проектирование-рассказ о нарисованном по вопросам, данным в учебнике. 4.Задания с делением на группы по видам использования материалов. 5.Игра “Знак качества”-ориентирована на развитие оценочных навыков. Оценка работ учащихся в паре под руководством учителя. Для краткосрочного проекта и удобства оценивания применяется контрольный лист проекта.
Контрольный лист проекта

Класс: 1 В Ф.И.О. выполняющего_______________________________
Этап выполнения проекта Что оценивать Степень самостоятельност и (высокая, средняя, низкая) Оценка Исследовательский Выбор и обоснование проекта. Анализ конструкции изделия. Планирование технологического процесса. Технологический Организация труда. Выполнение трудовых операций. Соблюдение правил техники безопасности. Заключительный Готовое изделие. Документация по проекту. Защита проекта. В 3-4 классах можно применять обобщенный алгоритм выполнения проекта. 1.Поиск проблемы. 2.Варианты решения проблемы.
3.Подготовка к реализации её решения: 1).выбор материалов; 2).выбор инструментов (учёт техники безопасности); 3).выбор оптимальной конструкции. 4.Изготовление проекта. 5.Рефлексия , самоконтроль. 6.Доработка и усовершен. проекта. 7.Защита проекта. Использование всех этапов проектной деятельности наиболее ярко просматривается
на примере создания проекта “Город”
на уроке технологии в 3 классе. Это результат большой подготовительной работы, которая осуществляется в 1 и 2 классах.
Подготовительные упражнения.
В 1 классе я познакомила учеников с различным родом материалами, научила организовывать своё рабочее место, анализировать образцы простейших изделий, делать выбор материалов из числа предложенных, выполнять упражнения по образцу с небольшой долей детского творчества, например: -Отгадай загадки, вырежи нужные отгадки и приклей их так, чтобы получилась сюжетная аппликация.(Я брала загадки про жилища, про город, про городских жителей, про инфраструктуру. ) -Прочитай предложения, представь картины, нарисуй одну из них.(Я предлагала рассказы, небольшие тексты про Уфу, картины наших местных художников.) -Составь композицию на тему “Мой город”, используя фотографии и рисунки. -Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки, вырежи и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку. Во 2 классе организация процесса обучения продолжается на основе продуктивных методов: частично-поискового и исследовательского. Например:
-Проектирование – рассказ о нарисованном по вопросам, данным в учебнике. -Задания с делением на группы по видам использования материалов. Ученики разделились на 3 группы и выбрали себе материалы. -Игра «Знак качества», ориентированная на развитие оценочных навыков. Оценка работ учащихся в паре под руководством учителя. Вводятся дизайн-упражнения-творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность, надёжность, эстетичность). Организационный момент, в ходе которого дети свами делятся на группы и выбирают командира. Внутри группы происходит распределение ролей. Исследовательский этап начинается с формулирования темы и цели деятельности. -Детям я предлагаю принять участие в проекте «Город». Данная
тема
будет всем интересна, так как каждый старается попробовать себя в роли архитектора. -Зная этапы проектной деятельности, учащиеся ставят перед собой
цель –
изготовить проект;
задачу
-использовать четырёхгранную призму в качестве высокоэтажных домов, как одну из составляющих города. Для того чтобы провести
анализ будущего изделия
на этапе исследования при разработке проекта, а так же с целью развития у детей воображения, предлагается использовать «звёздочку обдумывания». В центре схемы-«звёздочки» дети пишут название изделия, а «лучики» указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Я стимулирую творческий поиск детей, фиксирую поэтапное выполнение работы. При работе со «звёздочкой обдумывания» используется метод мозговой атаки. Например, «генераторы» предлагают своё цветовое решение будущего изделия, а «эксперты» выбирают из предложенных признаков наиболее подходящие к изделию(метод фокальных объектов). Такая работа не только развивает творческое воображение, но и учит детей работать в группах, прислушиваться к мнению других и приходить к единому. Исследование продолжается выполнением каждой группой эскизов, по которым в дальнейшем будет строиться само изделие. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы в виде схем. Наглядное подкрепление-эскиз
осуществляют «иллюстраторы», после чего начинается защита эскиза одним из учеников группы. На
технологическом этапе
результаты исследования воплощаются в практическую деятельность. Каждый в группе изготавливает четырёхгранную призму по разметке, предложенной авторами учебника технологии 3 класса по УМК «Школа-2100» . Когда все детали в сборе: куб, пирамида и призма, то начинается практическое воплощение эскизов.На этом этапе главная роль отводится «испытателям», в то время как другие учащиеся группы при необходимости вносят свои коррективы. На
заключительном этапе
происходит
защита
проекта, где дети рекламируют своё изделие. Этап представляет собой кульминационный момент всей предшествующей работы и сложен тем, что необходимо убедить «экспертов» из других групп в правильности изготовления, аккуратности, соразмерности всех составляющих элементов проекта. Защита проходит по вопросам: -Соответствует ли полученный результат первоначальному замыслу? -Какие материалы использовались в работе? -Какие оригинальные технические и технологические решения были найдены и использованы? -Как решена эстетическая сторона модели(оформление)?
Контроль
за качеством изделия присутствует на каждом этапе проектной деятельности. С помощью контрольного листа проекта можно оценить деятельность учащихся на каждом этапе выполнения, причём даётся возможность это сделать сначала каждой из групп, а потом на основании высказанных мнений отметку ставит учитель. Это позволяет увидеть, как дети умеют владеть теоретическими знаниями и использовать их в практической деятельности, несколько слаженно умеют работать в группах, а также обратить внимание на ошибки, допущенные на каком-нибудь из этапов.
Итоговая оценка
за проект выставляется с учётом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, качества изделия и его защиты.