"Формирование познавательной активности младших школьников посредством проектирования на уроках технологии"
Автор: Филипова Лидия Васильевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ лицей с.Булгаково
Населённый пункт: с.Булгаково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование познавательной активности младших школьников посредством проектирования на уроках технологии"
Формирование познавательной активности младших школьников
посредством проектирования на уроках технологии.
Младший школьный возраст-начальный этап вхождения в проектную
деятельность. В курсе изучения предмета Технология проектную
деятельность можно планировать со второго полугодия второго класса, а в
первом классе придумывать подготовку к её осуществлению, с помощью
творческих заданий :
1.Отгадай загадку, вырежи нужные отгадки и приклей так, чтобы получилась
сюжетная картинка-аппликация.
2.Прочитай предложения, представь картины, нарисуй одну из них.
3.Составь композицию на тему <<Мой город>>, используя фотографии и
рисунки.
4.Вырежи детали и составь орнамент в полосе.
5.Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки,
вырежи и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку.
Этому способствуют:
-организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично-
поискового, исследовательского;
-активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического
анализа задания (анализ образца изделия, выбор материалов, планирование
этапов работы, организация раб.места, контроль и самоконтроль процесса и
результатов труда);
-дизайн-упражнения, творческие задания по усовершенствованию
предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях
(полезность, надёжность и эстетичность);
-составление “звёздочки обдумывания”, которая может использоваться и при
разработке проекта.
НАЗНАЧЕНИЕ
ФОРМА, РАЗМЕРЫ
ДЕКОРАТИВ.
ОФОРМ-ИЕ
ОСОБЕННОСТИ
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ
ЦВЕТОВО Е РЕШЕНИЕ
КОНСТРУКЦИИ
В центре схемы–“звёздочки” пишут название изделия, а “лучики” указывают
те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Учитель
стимулирует творческий поиск детей, фиксирует поэтапное выполнение
работы, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи.
А начиная со второго класса можно вводить сам термин “проект” и приучать
учащихся к особенностям прект. деят-ти , вводя задания, подготавливающие
к выполнению проекта.
Задания во втором классе:
1.Игра “Пластический этюд”-передай услышанное.
2.Игра “Словесный этюд”-передай увиденное.
ИЗДЕЛИЕ
МАТЕРИАЛЫ
3.Проектирование-рассказ о нарисованном по вопросам, данным в учебнике.
4.Задания с делением на группы по видам использования материалов.
5.Игра “Знак качества”-ориентирована на развитие оценочных навыков.
Оценка работ учащихся в паре под руководством учителя.
Для краткосрочного проекта и удобства оценивания применяется
контрольный лист проекта.
Контрольный лист проекта
Класс: 1 В Ф.И.О. выполняющего_______________________________
Этап выполнения
проекта
Что оценивать
Степень
самостоятельност
и (высокая,
средняя, низкая)
Оценка
Исследовательский
Выбор и
обоснование
проекта.
Анализ
конструкции
изделия.
Планирование
технологического
процесса.
Технологический
Организация
труда.
Выполнение
трудовых
операций.
Соблюдение
правил техники
безопасности.
Заключительный
Готовое изделие.
Документация по
проекту.
Защита проекта.
В 3-4 классах можно применять обобщенный алгоритм выполнения проекта.
1.Поиск проблемы.
2.Варианты решения проблемы.
3.Подготовка к реализации её решения:
1).выбор материалов;
2).выбор инструментов (учёт техники безопасности);
3).выбор оптимальной конструкции.
4.Изготовление проекта.
5.Рефлексия , самоконтроль.
6.Доработка и усовершен. проекта.
7.Защита проекта.
Использование всех этапов проектной деятельности наиболее ярко
просматривается на примере создания проекта “Город” на уроке
технологии в 3 классе. Это результат большой подготовительной работы,
которая осуществляется в 1 и 2 классах.
Подготовительные упражнения.
В 1 классе я познакомила учеников с различным родом материалами, научила
организовывать своё рабочее место, анализировать образцы простейших
изделий, делать выбор материалов из числа предложенных, выполнять
упражнения по образцу с небольшой долей детского творчества, например:
-Отгадай загадки, вырежи нужные отгадки и приклей их так, чтобы
получилась сюжетная аппликация.(Я брала загадки про жилища, про город,
про городских жителей, про инфраструктуру. )
-Прочитай предложения, представь картины, нарисуй одну из них.(Я
предлагала рассказы, небольшие тексты про Уфу, картины наших местных
художников.)
-Составь композицию на тему “Мой город”, используя фотографии и
рисунки.
-Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки,
вырежи и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку.
Во 2 классе организация процесса обучения продолжается на основе
продуктивных методов: частично-поискового и исследовательского.
Например:
-Проектирование – рассказ о нарисованном по вопросам, данным в учебнике.
-Задания с делением на группы по видам использования материалов. Ученики
разделились на 3 группы и выбрали себе материалы.
-Игра «Знак качества», ориентированная на развитие оценочных навыков.
Оценка работ учащихся в паре под руководством учителя.
Вводятся дизайн-упражнения-творческие задания по усовершенствованию
предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях
(полезность, надёжность, эстетичность).
Организационный момент, в ходе которого дети свами делятся на группы и
выбирают командира. Внутри группы происходит распределение ролей.
Исследовательский этап начинается с формулирования темы и цели
деятельности.
-Детям я предлагаю принять участие в проекте «Город». Данная тема будет
всем интересна, так как каждый старается попробовать себя в роли
архитектора.
-Зная этапы проектной деятельности, учащиеся ставят перед собой цель –
изготовить проект; задачу -использовать четырёхгранную призму в качестве
высокоэтажных домов, как одну из составляющих города.
Для того чтобы провести анализ будущего изделия на этапе исследования
при разработке проекта, а так же с целью развития у детей воображения,
предлагается использовать «звёздочку обдумывания». В центре
схемы-«звёздочки» дети пишут название изделия, а «лучики» указывают те
факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Я
стимулирую творческий поиск детей, фиксирую поэтапное выполнение
работы. При работе со «звёздочкой обдумывания» используется метод
мозговой атаки. Например, «генераторы» предлагают своё цветовое решение
будущего изделия, а «эксперты» выбирают из предложенных признаков
наиболее подходящие к изделию(метод фокальных объектов). Такая работа не
только развивает творческое воображение, но и учит детей работать в
группах, прислушиваться к мнению других и приходить к единому.
Исследование продолжается выполнением каждой группой эскизов, по
которым в дальнейшем будет строиться само изделие. Начинают работу
«экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие
«аналитикам» сделать выводы в виде схем. Наглядное подкрепление-эскиз
осуществляют «иллюстраторы», после чего начинается защита эскиза одним
из учеников группы.
На технологическом этапе результаты исследования воплощаются в
практическую деятельность. Каждый в группе изготавливает
четырёхгранную призму по разметке, предложенной авторами учебника
технологии 3 класса по УМК «Школа-2100» . Когда все детали в сборе: куб,
пирамида и призма, то начинается практическое воплощение эскизов.На этом
этапе главная роль отводится «испытателям», в то время как другие учащиеся
группы при необходимости вносят свои коррективы.
На заключительном этапе происходит защита проекта, где дети
рекламируют своё изделие. Этап представляет собой кульминационный
момент всей предшествующей работы и сложен тем, что необходимо убедить
«экспертов» из других групп в правильности изготовления, аккуратности,
соразмерности всех составляющих элементов проекта.
Защита проходит по вопросам:
-Соответствует ли полученный результат первоначальному замыслу?
-Какие материалы использовались в работе?
-Какие оригинальные технические и технологические решения были найдены
и использованы?
-Как решена эстетическая сторона модели(оформление)?
Контроль за качеством изделия присутствует на каждом этапе проектной
деятельности. С помощью контрольного листа проекта можно оценить
деятельность учащихся на каждом этапе выполнения, причём даётся
возможность это сделать сначала каждой из групп, а потом на основании
высказанных мнений отметку ставит учитель. Это позволяет увидеть, как
дети умеют владеть теоретическими знаниями и использовать их в
практической деятельности, несколько слаженно умеют работать в группах, а
также обратить внимание на ошибки, допущенные на каком-нибудь из этапов.
Итоговая оценка за проект выставляется с учётом текущих оценок на этапах
осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, качества изделия и
его защиты.