Напоминание

" Космическое путешествие", " День и ночь - сутки прочь", " Поздняя осень. Как природа готовится к зиме?"

Автор: Вербицкая Надежда Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 " Родничок"
Населённый пункт: посёлок Красногвардейское, Красногвардейский район, Республика Крым
Наименование материала: Конспекты занятий для детей средней группы ДОУ
Тема: " Космическое путешествие", " День и ночь - сутки прочь", " Поздняя осень. Как природа готовится к зиме?"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Красногвардейский МБДОУ « Детский сад №4 « Родничок»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

« ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»


Конспект разработан старшим воспитателем

Вербицкой Надеждой Александровной
2015


Интегрирование образовательных областей:
« Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».
Виды деятельности детей:
познавательно – исследовательская
,
социально – коммуникативная, изобразительная.
Программное содержание:
дать детям представления о космосе, планетах, звездах, солнечной системе: солнце- это звезда, вокруг которой вращается наша планета Земля. Формировать представления о времени: год, времена года и их последовательность, день и ночь, сутки. Продолжать совершенствовать знания детей о цвете, названии цифр, размерах предметов, закреплять умение считать, дать представление о значении Солнца для всего живого на Земле, смене времен года и связанными с этим изменениями в природе. Продолжать работать над развитием мелкой моторики руки: изображение круглых предметов разного размера. Формировать интерес к познанию природы, обогащать активный словарь словами: космос, ракета, планета Земля, звезда Солнце, космонавт, год, времена года, сутки .
Оборудование:
изображение ракеты ( игрушка, картинка), желтый мяч ( солнце), картина с изображением солнечной системы, цифры до5, настольная лампа ( лучше с круглым абажуром), глобус, круги из цветной бумаги ( красный, коричневый, зеленый), игрушка ( картинка) Тётушка сова, картины с изображением 4 времен года, каждому ребенку небольшой лист тонированной тёмно – синим цветом бумаги, желтая и голубая гуашь. Примечание: занятие проводить в начале учебного года.
Планируемые результаты:
дошкольники в игровой форме получат представления о космосе, нашей планете, закрепят знания о чередовании времён года, дня и ночи; в экспериментальной деятельности обогатят представления о солнце. Дети продолжат упражняться в знании цветовой гаммы, выкладывании цифр до четырёх, совершенствовать представления о времени. Малыши обогатят словарный запас, отразят и закрепят новые знания в рисунке расширят кругозор. Занятие продолжит работу по формированию у детей любознательности, коммуникативных навыков в общей игре, любви к природе.

Содержание организованной познавательной деятельности

детей:

ВОСПИТАТЕЛЬ
. Дети, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие прямо в космос, занимайте свои места в ракете. Люди, которые летают в космос, называются
КОСМОНАВТАМИ
, итак мы теперь кто? Мы – космонавты. Запускаем ракету ( показ цифр и счет) : 5,4,3,2,1.Пуск! Ракета несет нас в
КОСМОС
( показывает изображение солнечной системы). Вот он космос- это огромный мир, где множество ярких
ЗВЁЗД
, больших и маленьких
ПЛАНЕТ.
Посмотрите на огромный огненный шар - это
СОЛНЦЕ
, всем нам хорошо знакомое солнышко. А теперь посмотрим в окно: солнце кажется нам совсем маленьким. Почему? Это потому что оно очень далеко от нас. На самом деле солнце большое, яркое и горячее, как огонь. Какого оно цвета? Правильно, желтое. Давайте представим, что это не настольная лампа, а солнце. Что нам даёт солнышко? (включает лампу). Солнце даёт нам свет. Подойдите и потрогайте нашу лампу – солнце. Что чувствует рука? Тепло, солнышко согревает нас. Вышло солнце – и на улице день, светло и тепло. А если оно спрячется? Станет темно и холодно, наступит ночь. Дети, а хотите поиграть с солнышком?
ПОДВИЖНАЯ ИГРА « ДЕНЬ – НОЧЬ»
Дети в роли птиц и бабочек, воспитатель берет мяч – солнце. По команде: « День» воспитатель поднимает «солнце» над головой. Дети бегают и « машут крыльями». По команде: «Ночь» воспитатель опускает мяч - дети останавливаются и делают вид, что спят. Игра повторяется 3 -4 раза. Отдохнули? Занимайте снова места в ракете. Нас ждет в космосе ещё много интересного. Мы познакомились с Солнцем и знаем, что это большой огненный шар. Такие яркие и горячие шары называются
ЗВЁЗДАМИ
(показ картины «солнечная система»). Вокруг звезды летают большие и маленькие шары – это планеты. В космосе всегда порядок: каждая планета обходит Солнце только по своей «дорожке». На одной из таких планет живем мы, люди. Когда космонавты полетели в космос, они увидели издалека нашу планету. Это оказался вот такой
маленький шар голубого цвета (показывает глобус). Наша планета называется
ЗЕМЛЯ.
Посмотрите в окно на небо, оно голубое и окутывает нашу планету, как одежда, потому Земля и кажется голубой. Вот так наша Земля летает вокруг Солнца и никогда не останавливается ( вращает глобус вокруг лампы), она проходит полный круг за время, которое называется
ГОД.
Земля обошла Солнце вокруг один раз – прошёл год, ещё круг – ещё год. Давайте поиграем в новую игру с нашей планетой.
Д/И «СКОЛЬКО ЛЕТ ПРОШЛО?»
Воспитатель медленно вращает Землю вокруг Солнца, останавливаясь после каждого круга. Дети считают круги. Так до 3 – 4 кругов подряд постепенно усложняется игра. Дети, а сколько вам лет? Покажите на пальцах. А словом? Если вам 4 года, значит, пока вы живете на свете, наша Земля обошла Солнце по кругу 4 раза. А теперь мы отдохнём, ножки – ручки разомнём.
ФИЗМИНУТКА « СОЛНЫШКО»
Встало солнышко с утра дети встают с мест и становятся на Поднимайтесь, детвора! расстоянии друг от друга. Потянулись, улыбнулись, дети поднимаются на носочки и тянут Ещё выше потянулись. руки вверх. Рады солнышку зайчата, прыжки на месте ( как зайки) Вот как прыгают ребята! Крыльями петух захлопал, хлопают по бокам «крыльями» - руками. Мишка по лесу затопал, топают ногами. Машут ветками берёзы, качают руками над головой. Просыпаются стрекозы, Полетели, полетели, бегают на носочках, машут руками (крыльями) И тихонечко присели. садятся на корточки или на стулья ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, нас снова ждёт ракета, занимайте свои места. Считаем: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Летим домой, к планете Земля. Впереди планета коричневого цвета ( показывает круг из цветной бумаги). Это Земля? А вот красная планета, может быть это Земля? Смотрите! Желтая планета! Это Земля? А какая наша Земля? Правильно, голубая, самая красивая!
Вот она ( глобус), бух! Ракета приземлилась, значит , она села на Землю, мы дома! Дети, похоже, нас кто-то встречает. Это умная и учёная тётушка Сова ( игрушка, картинка).
СОВА:
Здравствуйте, ребята. А где это вы были? Что же вы видели в космосе? Так вы теперь настоящие космонавты! Какие молодцы! Что это у вас (показывает на глобус)? А это что за лампа? Ах, это Земля и Солнце? Вы всё правильно запомнили, но ещё не знаете самого интересного! Рассказать? Ну, слушайте внимательно. Когда Земля обходит Солнце, то на нашей планете происходит смена
ВРЕМЁН

ГОДА.
В году всего 4 времени года, они идут друг за другом по порядку и называются
ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО
и
ОСЕНЬ

(показывает картины «Времена года»).
Стала льдом вода и грязь, снег покрыл дома, Это значит, началась ЗИМУШКА…ЗИМА. А вы знаете, какое время года идёт за зимой? Снег растаял, стал водой, на деревьях почки, Появляется трава, первые цветочки Лес очнулся ото сна, значит, на дворе… ВЕСНА. Что же происходит после весны? Наступает следующее время года: Если солнце жарко греет и в саду клубника спеет, В шортах и панамках дети, в море тёплая вода, Лес зелёный, много света, значит, наступило… ЛЕТО. А за летом идёт такое время года: Если щедрый урожай люди собирают, А деревья жёлтые платья надевают, Дождик часто моросит, значит, ОСЕНЬ к нам спешит. ( перемешивает картины времён года) Ой, шалун – ветерок перепутал все мои картины!
ВОСПИТАТЕЛЬ
: Не волнуйся, тётушка Сова, мы расставим твои картины по порядку.
Д/И « ВЫЛОЖИ ГОД ПО ПОРЯДКУ»
Дети при помощи воспитателя расставляют по порядку картины времён года, называя их.
К картинкам выкладывают цифры, считая порядковым счётом: первая ЗИМА, вторая ВЕСНА, третье ЛЕТО, четвёртая ОСЕНЬ. Все вместе – ГОД.
СОВА
: Вот спасибо, ребята! Приглашаю вас в мастерскую маленьких художников. Мы будем рисовать, как Земля движется вокруг Солнца.
МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ХУДОЖНИКОВ
. По образцу воспитателя дети на листах тонированной бумаги рисуют гуашью большое жёлтое Солнце (с лучами), а рядом – маленькую голубую Землю и «дорожку», по которой она движется вокруг Солнца. Воспитатель, давая образец, обязательно заостряет внимание детей на цвете и размере объектов. ВОСПИТАТЕЛЬ: какие прекрасные рисунки у вас получились! Мы сделаем из них нарядную выставку. Дети, вам понравилась игра в космическое путешествие? Настало время прощания с Тётушкой Совой. До свидания, мудрая сова, прилетай к нам ещё.

Красногвардейский МБДОУ « Детский сад №4 « Родничок»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

« ДЕНЬ И НОЧЬ – СУТКИ ПРОЧЬ»


Конспект разработан старшим воспитателем

Вербицкой Надеждой Александровной
2015


Интегрирование образовательных областей:
« Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».
Виды деятельности детей:
познавательно – исследовательская
,
социально – коммуникативная, изобразительная.
Программное содержание:
Продолжать формировать представления детей о космосе, космических телах, движении Земли. Совершенствовать понятие о частях суток, причине смены дня и ночи, вращении нашей планеты вокруг своей оси. Продолжать учить детей ориентироваться во времени. Закрепить знания детей о Солнце как о звезде, рассказать о том, что звёзд в космосе много. Впервые дать знания о Луне. Продолжать активизировать словарь детей: космос, планета Земля, звёзды. Продолжать обогащать активный словарь дошкольников словами:
сутки, утро, день, вечер, ночь, Луна, части суток
. Упражнять детей в знании цветов и их оттенков, счёте до пяти. Развивать речь, внимание, мышление, память, эстетический вкус. Совершенствовать умение наклеивать готовые формы, выполняя коллективную аппликацию.
Оборудование:
Комната или её часть с затемнённым окном, свеча ( фонарь) маленький светлый мяч, фонарик, кот – мягкая игрушка, набор картин «части суток», аудиозапись со спокойной и плавной музыкой ( Э. Мориконе, П. Мориа), мешочек со звёздами из цветной бумаги не менее 12 цветов, большой черный лист картона для коллективной аппликации, клей, кисти, салфетки.
Планируемые результаты:
дошкольники в игровой форме закрепят представления о космосе, нашей планете, в экспериментальной деятельности увидят причину чередования дня и ночи, закрепят представления о временах суток. Дети продолжат упражняться в знании цветовой гаммы, совершенствовать представления о времени. Дошкольники обогатят словарный запас, получат возможность закрепить знание цветовой гаммы и выполнить творческое задание в виде коллективной аппликации.


Примечание: занятие проводить в начале года.


ХОД ЗАНЯТИЯ:
( Воспитатель предварительно затемняет одно из помещений группы или часть комнаты)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Посмотрите в окно, дети, что вы видите вверху? Правильно, небо. А что выше неба? А выше неба находится КОСМОС, там темно и очень холодно. Я снова приглашаю вас в космическое путешествие ( дети заходят в затемнённую часть комнаты с воспитателем). Мы знаем, что в космосе темно, но там, где темнота всегда есть и свет. Что же светит в космосе? Конечно же, СОЛНЦЕ! ( зажигает свечу). Представим, что эта свеча и есть Солнце. Какое оно? Оно яркое, жёлтое, горячее, большое. Солнце – это огромный огненный шар. Такие шары называются ЗВЁЗДАМИ. Как вы думаете, есть ли в космосе ещё такие звёзды, как наше Солнце? Выйдете на улицу, когда темно, и вы увидите много звёзд. Это тоже огромные солнца, они лишь кажутся нам маленькими, потому что находятся очень далеко от нас. Мы уже знаем, что вокруг Солнца летают ПЛАНЕТЫ. Одна из них - это наша… ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ, ( берёт светлый мяч и подносит к свече, имитируя движение вокруг Солнца). Наша Земля вот так вращается по кругу: один круг – один год. Ещё круг – ещё год: зима, весна, лето, осень. А ещё наша планета кружится вокруг себя, как будто танцует ( показ). Смотрите: одна часть планеты освещена лучами Солнца, а на другой половине Земли темно. Там, где светло –
ДЕНЬ,
там, где темно
– НОЧЬ
. Снова повернулась Земля уже другим боком к Солнышку ( показ). Где теперь день? А здесь что? Правильно, ночь. Как вы думаете, дети, на какой стороне планеты сейчас мы, на тёмной или светлой? У нашей ПЛАНЕТЫ есть « подружка», с которой они вместе летают вокруг Солнца. Это
ЛУНА
. Она так близко к нам находится, что мы легко можем увидеть
ЛУНУ
на ночном небе. Куда же пропадают ЛУНА и ЗВЁЗДЫ днём? Чтобы вы это поняли, покажу фокус (в темноте зажигает фонарик). Представим, что это не фонарик, а ЛУНА и ЗВЁЗДЫ. В темноте, ночью они светят ярко, их хорошо видно. А теперь я выношу их на яркий солнечный свет. Видите, как неярко сейчас светит фонарик? А ведь я не выключала его, просто солнечный свет оказался ярче и сделал ЛУНУ и
ЗВЁЗДЫ совсем незаметными. Значит, днём ЛУНА и ЗВЁЗДЫ никуда не пропадают, они лишь становятся невидимыми под яркими лучами Солнышка. Хотите поиграть? Я буду ЛУНОЙ, а вы – моими ЗВЁЗДАМИ.
ФИЗМИНУТКА:
Под музыку дети повторяют ритмично танцевальные движения за воспитателем. Это упражнение « Повтори за мной» ( 2-3 минуты). Отдохнули просто здорово! Получился настоящий звёздный хоровод. Скажите, ребята, сейчас ДЕНЬ или НОЧЬ? Правильно, на улице светло – это день, темно – НОЧЬ. День и ночь вместе составляют
СУТКИ
. Но есть и другие
ВРЕМЕНА

СУТОК
. Об этом мои картинки и стихи (воспитатель использует картины времён суток).
1.УТРОМ
ты проснулся рано, солнышку и свету рад, Вместе с мамочкой за руку ты шагаешь в детский сад.
Сутки начинаются с УТРА.

2.ДНЁМ
ты в группе не скучаешь: занимаешься, играешь, Нагулялся во дворе и обед уж на столе.
После утра наступает ДЕНЬ.

3.ВЕЧЕРОМ
домой пора. До свиданья, детвора. Снова вместе вся семья: папа, мама, брат и я.
За днём приходит ВЕЧЕР.

4.НОЧЬЮ
во дворе темно, лишь ЛУНА глядит в окно. ЗВЁЗДЫ водят хоровод, спать пора, кроватка ждёт.
За ВЕЧЕРОМ наступает НОЧЬ.

Солнышко с Луною ходят, хороводы в небе водят:

УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ - это значит СУТКИ прочь.
У меня для вас, дети. Есть чудесный мячик и новая игра.
Д/И « СКАЖИ ДАЛЬШЕ»
Дети поочерёдно называют части суток, передавая мяч друг – другу. Пока мы играли, мне показалось, что кто – то скребётся в дверь. Посмотрим, что это за зверь… Да это же кот Василий из соседнего дома ( мягкая игрушка). Проходи, Вася, будь нашим гостем.
КОТ:
Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я котик, днём люблю поспать, а ночью выхожу гулять,
По крыше я шагаю и звёзды собираю.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Дети, можно ли собирать с неба звёзды? Нет, конечно! ЗВЁЗДЫ – это огромные огненные шары, такие, как наше Солнце.
КОТ:
А почему они такие маленькие?
ВОСПИТАТЕЛЬ
: ЗВЁЗДЫ лишь кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.
КОТ
: Вам признаюсь честно, дети, с неба звёзд я не достал, Я их из цветной бумаги целый вечер вырезал. Вот мешочек звёзд моих: красных, жёлтых, голубых, Тот, кто цвет их назовёт, звёздочку себе возьмёт.
Д/И « НАЗОВИ ЦВЕТ ПРАВИЛЬНО» ( все цвета и оттенки).
Воспитатель достаёт из «чудесного мешочка» звёзды, дети называют их цвет. За правильный ответ получают звезду.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Какие вы молодцы, ребята, все цвета назвали правильно! Положим звёздочки в эту коробку, они нам ещё пригодятся, а у котика для вас есть интересные загадки.
КОТ:
Ребята, сегодня вы узнали, что есть четыре времени суток: УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Поиграем в игру: я загадываю загадку, а вы отвечаете, когда это бывает, утром, днём, вечером или ночью.
Д/И « КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
1.Рано мы встаём с кроватки, дружно делаем зарядку. Кто угадает, когда это бывает? 2. Солнышко зашло, темнеет, я бегу домой скорее. Кто угадает, когда это бывает? 3.Спят и куклы, и слоны, им цветные снятся сны. Кто угадает, когда это бывает? 4.Много света и тепла, я во двор гулять пошла. Кто угадает, когда это бывает? 5.Солнце в небо поднимается. Вся природа просыпается. Кто угадает, когда это бывает? 6.За окном темнота, а на ней – красота! Там Луна и звёзды в ряд, как фонарики горят. Кто угадает, когда это бывает?
КОТ:
Молодцы, дети! За ваше умение отгадывать загадки расскажу такую историю. Однажды я вышел ночью на улицу и увидел вот
такое небо ( показывает тёмный лист ватмана с наклеенной на нём Луной). Чего – то здесь не хватает, - подумал я, - а чего, так и не понял. А вы, ребята, как думаете, что ещё должно быть на ночном небе? Правильно, звёзды! Давайте украсим небо и подарим ему множество разноцветных звёзд!
КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ « ЗВЁЗДНОЕ НЕБО»
Дети ритмично и равномерно наклеивают на готовый фон готовые звёзды, выбирая цвет последних самостоятельно.
КОТ:
Ай – да красота! Совсем другим стало небо! Я рад, что звёздочки мои пригодились для такой красивой картины. А теперь мне пора домой, к маме. До свидания, дети, мяу!
ДЕТИ
: До свидания, котик, спасибо за игру и занятие.
Красногвардейский МБДОУ « Детский сад №4 « Родничок»


КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

« ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. КАК ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ?»


Конспект разработан старшим воспитателем

Вербицкой Надеждой Александровной
2015

Интегрирование образовательных областей:
« Познание», « Коммуникация».

Виды деятельности детей:
познавательно – исследовательская
,
социально – коммуникативная.
Программное содержание:
уточнить и закрепить знания детей об осени и её трёх периодах: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень. Учить сравнивать три поры этого времени года, видеть простые причинно- следственные связи между объектами живой и неживой природы. Учить наблюдать за погодой, изменениями в жизни растений, совершенствовать знания об их строении, классификации ( деревья, кустарники, травы), знакомить с новыми растениями: рябина, барвинок. Закрепить представления детей о том, как дикие животные, птицы и насекомые готовятся к зиме. При помощи игр и познавательно – исследовательской деятельности обобщить знания дошкольников об осени. Обогащать активный словарь словами: рябина, берёза, шиповник. Воспитывать интерес к природе, любознательность, гуманное отношение ко всему живому. Развивать логику, речь, память, внимание, воспитывать самостоятельность мышления, чувство юмора.
Планируемые результаты:
дошкольники обогатят представления о мире природы поздней осенью, закрепят знания о трёх периодах осени, живой и неживой природе, строении растений, перелётных и зимующих птицах.
ЭТО ЗАНЯТИЕ ПРОХОДИТ НА ПРОГУЛКЕ КАК ЭКСКУРСИЯ.



ХОД ЗАНЯТИЯ


ВОСПИТАТЕЛЬ
: Дети, какое сейчас время года? Правильно, ОСЕНЬ. Осень бывает разной. РАННЯЯ ОСЕНЬ похожа на лето: листья на деревьях зелёные, кругом цветы, бабочки, тепло и солнечно, много ОВОЩЕЙ и ФРУКТОВ, поют птицы и люди одеты по- летнему. Помните, как мы побывали на даче у кролика? Начало осени мы наблюдали и на нашем участке. После РАННЕЙ ОСЕНИ наступает самая красивая пора – ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ: на улице прохладно, на деревьях жёлтые и красные листья, птицы и животные готовятся к зиме. Золотую осень мы встречали в лесу. Сегодня мы поговорим о последней части осенней поры –
ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ
и увидим, как изменилась ЖИВАЯ и НЕЖИВАЯ природа перед наступлением холодной зимы. Посмотрите на небо. Какое оно сегодня? Серое, хмурое, пасмурное, солнца не видно. А какой ВОЗДУХ на улице, тёплый или холодный? Холодно, дует ветер. Как мы одеты? Утром вы идёте в детский сад и видите, как лужи покрыты тонкой корочкой льда. Часто идёт холодный мелкий дождь. Сегодня у многих ребят в шкафчиках висят зонты. Неприветливая и холодная пора
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ.
А теперь потрогайте землю. Какая она? Земля мокрая и холодная, а иногда твёрдая и мёрзлая. Вот как изменилась НЕЖИВАЯ ПРИРОДА поздней осенью. ЖИВАЯ ПРИРОДА подстраивается под новые условия и тоже меняется: растения и насекомые засыпают, животные готовятся к зиме. Помните, как мы наблюдали за растениями на нашем участке РАННЕЙ ОСЕНЬЮ? Посмотрим, что с ними стало сейчас, проведаем старых знакомых. Как называется это растение? Правильно, БЕРЁЗА. Это ДЕРЕВО, КУСТ или ТРАВА? Почему вы считаете, что берёза – это дерево? Что есть у деревьев, а у трав и кустов нет? Конечно же, СТВОЛ. Ствол берёзы не изменился, а вот КРОНА осталась без листьев. Ветки деревьев голые, листья облетели. Берёза готова ко сну: зимой питания и солнца мало, ей нечем кормить свои листочки. А чем же питается дерево? Оно добывает воду и питание из земли. Земля низко, крона – высоко, как же питание попадает к веточкам? Под землёй у всех растений есть КОРНИ, именно они сосут воду, потом питание идёт по СТВОЛУ вверх, как по дороге, и доходит до каждой ветки. Зимой земля замерзнет, и берёза получит совсем мало еды. Дети, а что было бы, если бы берёза не сбросила листья, а на них выпал снег? Каждый лист дерева, как маленькая
лопаточка, набрал бы на себя горку снега, ветки под тяжестью этого снега сломались. А голой КРОНЕ снег не страшен. Смотрите, кроны остальных деревьев тоже без листьев. Сегодня мы познакомимся ещё с одним обитателем нашего участка – это
дерево РЯБИНА.
У него тоже уже опали листья, но крону украшают яркие ягоды. Ягоды рябины созревают зимой, они съедобны и горькие на вкус. Людям они служат лекарством, а некоторым птицам – пищей. Посмотрите, дети, все деревья без листьев, а какое дерево на нашей площадке осталось зелёным? О нём есть загадка: « зимой и летом одним цветом»? Правильно, ЁЛКА. Листья ёлочки в виде иголок, им снег не страшен и питания много не надо, потому и сбрасывать их незачем. Вот и стоит наша ёлка круглый год зелёной красавицей. А теперь посмотрите на розу. На ней чудесные красные ягоды. Это
ШИПОВНИК.
Раньше люди колючки называли шипами. Чтобы собрать ягоды розы надо быть осторожным: куст колючий. Ягоды розы –
ШИПОВНИК
очень полезны: из них делают вкусный напиток. Как мы видим, эти ягоды созревают поздней осенью. Листьев на розе нет, значит, куст подготовился к зимнему сну. Дети, посмотрите, как пожелтела трава: ей не хватает тепла и солнца. Пожелтела и наша старая знакомая ФИАЛКА. А сейчас я покажу вам травянистое растение, которое не боится холода и даже зимой остаётся зелёным. Это
цветок БАРВИНОК.
Потрогайте, какие у барвинка твёрдые листики, они не требуют много питания и солнца, это растение очень выносливое и сильное. Итак, мы знаем, что все растения делятся на ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ и ТРАВЫ. Эти знания нам пригодятся в новой игре.


Д/И « МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ПОКАЖЕМ».
Дети стоят на одной стороне площадки и показывают, к какой группе принадлежит названное воспитателем растение. Если это дерево – руки вверх, куст – руки вперёд на уровне груди, трава – руки вниз. Кто ошибся, переходит на противоположную сторону. Кто остался и не ошибся, тот выиграл. Воспитатель называет только хорошо знакомые детям растения: БЕРЁЗА, ФИАЛКА, РОЗА, РЯБИНА, ЁЛКА, БАРВИНОК и т.д.
Молодцы, ребята. Наша следующая игра о трёх частях осени. Мы уже знаем, что осень делится на три поры. РАННЯЯ ОСЕНЬ похожа на лето: тепло, всё цветёт, листья на деревьях зелёные, много овощей и фруктов. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ очень красива: она перекрашивает листья в разные цвета, животных и птиц заставляет готовиться к зиме.
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ
унылая и холодная: дождь, ветер, голые деревья и кусты. Играем так: я рассказываю стихотворение, а вы угадываете, о какой поре осени идёт речь.
Д/И « ТРИ ПОРЫ ОСЕНИ».
1. Зелёная листва, зелёная трава, солнце пригревает. Когда это бывает? ( ранней осенью) 2. Все деревья разные: жёлтые и красные, листья опадают. Когда это бывает? (золотой осенью) 3. Дерево без листьев голое стоит. Холодно, уныло, дождик моросит. ( поздняя осень) 4. Бабочки порхают, птички летают, люди урожай богатый собирают. ( ранняя осень) 5. Лужицы замёрзли, улетели птицы, первый снег пушистый в воздухе кружится. ( поздняя осень) 6. В небе кружат стаи, птицы улетают. Кто угадает, когда это бывает? ( золотой осенью) Молодцы, дети, все три поры осени назвали правильно. А сейчас устроим прогулку под дождём. Представьте, что на улице дождь, а у нас в руках большие разноцветные зонты.
ФИЗМИНУТКА « ПРОГУЛКА ПОД ДОЖДЁМ»
В руки зонтики возьмём, погуляем под дождём, Держат воображаемый зонт. Ветер дует ой – ой – ой! Улетает зонтик мой! Руки описывают полукруг, туловище наклоня- ется в стороны. Мы присядем, а потом как грибочки подрастём. Приседание. Сели – встали, сели – встали, наши ножки не устали! Будем прыгать через лужи, отдых нам совсем не нужен! Прыжки на обеих ногах в стороны. Воздух чист, дышать легко. Все вдохнули глубоко. Глубокое и медленное дыхание. Носом воздух набираем, через ротик выдыхаем. Ребята, во время прогулки вы видели каких - то НАСЕКОМЫХ: жуков, мух, бабочек? Нет? А где они сейчас? Правильно,
ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ
насекомые засыпают? А кто из животных спит всю зиму? Да, засыпают ежи, медведи, барсуки. Почему же не ложатся спать волки, зайцы, лисы? Мы знаем, что зимой спят лишь
те животные, которым нечего есть, а остальные, и ХИЩНИКИ, и ТРАВОЯДНЫЕ или делают запасы пищи или ходят по лесу и добывают себе еду. Было это ЗОЛОТОЙ ОСЕНЬЮ. Незнайка пошёл в лес наблюдать, как звери готовятся к зиме. Всё, что ему удалось увидеть, Незнайка записывал в эту тетрадь, он как всегда наш друг многое перепутал. Незнайка просит нас прочитать его записи и найти в них ошибки.
Д/И « ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК?»
1. Хвост поджав, раскинув ноги, заяц спит в своей берлоге. Спит ли заяц зимой? Кто спит в берлоге? Как называются «ноги» у животных? 2. Лиса шишки собирает, жёлуди в дупло таскает. Что ест лиса зимой? Кто собирает запас еды в дупло? 3. Хищники по лесу рыщут, хищники добычу ищут, Волк, корова и лиса. Вот такие чудеса! Кто такие ХИЩНИКИ? Кто в нашем стихотворении лишний? Корова - это дикое или домашнее животное? Корова – ХИЩНИК или ТРАВОЯДНОЕ животное? Корова э это ДИКОЕ или ДОМАШНЕЕ животное? Каких домашних животных вы знаете? 4.Птицы всюду сбились в стаи: « Улетаем, улетаем!» ЛАСТОЧКИ и СОЛОВЬИ, ГОЛУБИ и ВОРОБЬИ. Кто из этих птиц не летит в тёплые края? Как называются птицы, которые зимуют с нами? Как называются птицы, которые улетают на юг? 1. Зайчик по полю скакал и запас зерна собрал, Вырыл норку и в кладовку всё зерно перетаскал. Делают ли зайцы запасы на зиму? Кто роет норку и запасает в ней зерно? Молодцы, дети, исправили все ошибки Незнайки. Когда мы наблюдали природу поздней осенью, то увидели, что ПЕРЕЛЁТНЫЕ птицы уже улетели, НАСЕКОМЫЕ уснули, деревья сбросили листья – всё готово к ЗИМЕ. А мы говорим: « До свиданья, ОСЕНЬ. Здравствуй, ЗИМУШКА – ЗИМА!».