Напоминание

"Пришкольный участок – биологическая и экологическая лаборатория для школьников".

Автор: Владимирова Надежда Леонидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Пришкольный участок – биологическая и экологическая лаборатория для школьников".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ

многопрофильный

лицей

города

Кирово-Чепецка

Кировской

области

Из опыта работы:

Пришкольный

участок

биологическая

и

экологическая лаборатория для школьников

.

Учитель биологии высшей категории

Владимирова Надежда Леонидовна

2017г.

Для

экологического

воспитания

детей

важно

использовать

пришкольный участок, на котором возможно создание природных

лабораторий (слайд 1-2)

Современные

подходы

к

учебно-воспитательному

процессу

требуют

переосмысления

работы

на

пришкольном

участке.

Пришкольные участки должны использоваться не только как зона

трудовой деятельности, где учащиеся учатся и получают умения и

навыки в практической деятельности современных людей знающих

как работать на земле, как вырастить будущий урожай, но и умения

оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять

творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют

становление будущего профессионала, определяют его жизненные

и профессиональные ценности.[3]

Направлениями работы пришкольного участка должны стать

экспериментально-опытническая

и

проектно-исследовательская

работа. Тематика опытов может быть самая разнообразная, но

темы должны быть интересны, доступны для детей и связаны с

прохождением учебной программы (слайд 3).

В

прошлом

учебном

году

были

поставлены

следующие

эксперименты:

«Влияние

различных

субстратов

на

выгонку

луковичных

растений

в

условиях

зимнего

«сна»;

«Изучение

проращивания

семян

при

органоминеральной

обработке»,

«Влияние стратификации семян бархатцев, георгинов на появление

всходов», «Влияние температуры почвы на урожайность фасоли»,

«Влияние глубины заделки семян на появление всходов салата»

(слайд 4).

Проведены следующие опыты:

дыхание листа; движение воды

по стеблю растения; испарение растениями. Влияние света на рост

р а с т е н и я ,

в л и я н и е

уд а л е н и я

у в я д ш и х

ц в е т ко в

н а

продолжительность цветения календулы, бархатцев,

Удлинение

периода

цветения

флокса

многолетнего

путём

весенней

срезки

части

побега;

влияние

пасынкования

на

ускорение

зацветания.

Увеличение размеров цветов у георгинов путём прищипки части

бутонов и другие (слайды5,6,7).

При проведении любого опыта учащиеся знакомятся с

внешним

видом

семян

и

растений,

с

их

биологическими

особенностями, наблюдают за появлением всходов и последующим

развитием

растений,

изучают

жизнь

растений

и

условия

их

выращивания.

Одновременно

учащиеся

приобретают

комплекс

практических умений и навыков.

Перед

посевом

они

подготавливают

семена,

почву,

вносят

удобрения,

высеивают

семена,

применяя

при

этом

агротехнику,

учитывающую биологические особенности растений конкретного

сорта

в

местных

условиях,

осуществляют

уход

за

ростом

и

развитием растений получая прекрасную рассаду для пришкольного

участка (слайд8).

В дальнейшем учащиеся стремятся обеспечить оптимальные

условия

жизни

растений

путем

своевременной

прополки,

окучивания,

прищипки

и

других

приемов

ухода

за

растениями,

борьбы с сорняками, болезнями и вредителями.

В рамках пришкольного участка были проведены следующие

проектно-исследовательские работы: «Исследование чистоты

воздуха по сосне обыкновенной», «Лишайники-индикаторы

чистоты воздуха», «Влияние фитонцидов растений на чистоту

воздуха», «Исследование физико-химических свойств почвы

пришкольного участка»; «Исследование внешнего вида растений

пришкольного участка». Со многими из них учащиеся достойно

выступили на городском конкурсе «Юный следователь»,

региональном конкурсе «Шаг в будущее»(слайд 9).

В результате проведения опытов, сопровождаемых

наблюдениями, учетами, исследованиями учащиеся более глубоко и

сознательно усваивают учебный материал, содержание которого

подтверждается их личной практикой.

Результаты исследований в 2016-2017 учебном году

реализовались в долгосрочном практико-ориентированном проекте

«Композиционное оформление ландшафта пришкольного участка»

(слайд10).

Ц ел ь ю

д а н н о го

п р о е к т а

я в и л о с ь

создание

видового

разнообразия

древе сно-кустарниковой

и

т р а в я н и с т о й

растительности Кировской области и формирование эстетически и

экологически

привлекательного

пространства

пришкольной

территории (слайд 11). В ходе работы над проектом была проведена

большая подготовительная работа. Спланированы все этапы работы

(слайд 12).

При

реализации

задач

данного

проекта

оформилась

эстетически привлекательная партерная зона пришкольного участка

(слайды 13,14,15).

Участвуя в городском конкурсе «С любовью к городу» мы

заняли 2 место и получили грантовую поддержку для дальнейшей

реализации задач проекта (слайд 16).

Таким образом, пришкольный участок содержит большие

возможности для практико-ориентированной и проектно-

исследовательской деятельности являясь биологической и

экологической лабораторией для учащихся.

Список литературы

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в

школе.- М.6 вербум-М,2001.-48с .

2. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай

интегративной технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев

//Директор школы.- 1995.- № 6.- С. 17-22.

3.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к

проектированию М.: Смысл,2001.- 365 с.