"История жизни Печорина, написанная им самим. (глава "Княжна Мери" )"
Автор: Романовская Зоя Андреевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Черская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Черский, Нижнеколымский район, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Урок литературы в 9 классе
Тема: "История жизни Печорина, написанная им самим. (глава "Княжна Мери" )"
Урок на основе стратегии «чтение с остановками». (9 класс)
Тема урока: « История жизни Печорина, написанная им самим».
( «Княжна Мери» )
Цели урока:1. Рассмотреть конфликт Печорина с дворянской средой,
показать неизбежность этого столкновения.
2. Дать возможность учащимся высказать свой взгляд
на личность Печорина, его друзей и врагов.
3. Проанализировать эпизод «Дуэль Печорина с
Грушницким», выяснить, как раскрываются
характеры героев в этом эпизоде.
4. Выяснить особенности композиции и сюжета повести.
Ход урока
Эпиграфы к уроку: За что они все меня ненавидят?
За что? Обидел ли я кого-нибудь?
М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод
Тайный,
Когда огонь кипит в крови.
М.Ю.Лермонтов. Дума.
1)
Беседа по выяснению особенностей композиции и сюжета.
-
Чем отличается построение повести «Княжна Мери» от
предыдущих повестей?
-
На сколько частей можно разделить повесть «Княжна Мери» и
каким композиционным приемом осложнена вторая часть?
-
Почему запись во второй части возобновляется через полтора
месяца? Как это характеризует героя? Что заставляет домыслить?
О какой авторской позиции свидетельствует?
-
Назовите основные сюжетные линии в этой повести?
-
Назовите основной конфликт этой повести?
2)
Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мери».
-
Как проходит жизнь представителей «водяного общества»?
Назовите их занятия, интересы?
Каким оказывается Печорин в этой среде?
Как Лермонтов изображает это общество?
3)
Печорин и Грушницкий. « Я себя презираю, а вас ненавижу...Нам
на земле вдвоем нет места.» Ролевая игра. Рассказ ученика от
лица Грушницкого.
Почему приятели стали врагами?
За что презирает Печорин Грушницкого?
4)
Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
-
Что послужило причиной ссоры?
-
Хотел ли Печорин дуэли и смерти Грушницкого ( Приведите
цитаты, которые помогают понять душевное состояние главного
героя.)
-
Мог ли поступить иначе?
-
Что движет Грушницким, когда он принимает решение
участвовать в заговоре против Печорина?(Унижение, ревность,
желание отомстить.)
-
Ночь перед дуэлью. Почему автор рассказывает о переживаниях,
чувствах Печорина, а не его противника? Какие стороны души
Печорина открываются читателям?
-
Как раскрываются характеры героев в сцене дуэли?
-
Каково на душе у Печорина после дуэли?
5)
Печорин и Мери. Ролевая игра. « Я вас ненавижу!». Рассказ
ученицы от лица Мери.
Для чего Печорину понадобилось затевать интригу с Мери?
За что все-таки полюбила Мери Печорина?
6)
Печорин и Вера. Ролевая игра. « Я никогда не буду любить
другого...». Рассказ ученицы от лица Веры. Чтение фрагментов из
письма Веры.
Почему Вера и Печорин не могут быть вместе?
7)
Самостоятельная работа по группам. Задание: 1- написать
синквейн о Печорине; 2- синквейн о Грушницком; 3- синквейн о
Вернере; 4- синквейн о Мери.
8)
Подведение итогов урока. Как мы ответим на вопрос Печорина:
«За что они все меня ненавидят?»
Почему несчастлив
Печорин?
Версия 1
:герой не способен по-
настоящему любить (чтобы досадить
Грушницкому, влюбляет в себя Мери,
играет ее чувствами, мучает Веру),
дружить (…из двух друзей один всегда
раб другого)
Версия 3
: герой, понимая
недостатки своего характера,
ничего не может сделать (я
топор в руках судьбы)
Версия 4 : Печорин – индивидуалист, он
одинок, потому что его на самом деле
интересует только собственное «эго»!
Версия 2
:герой – жертва и палач
одновременно: воспитание изуродовало
его душу («я говорил правду - мне не
верили..., «первое мое удовольствие…-
подчинять своей воле все…, возбуждать к
себе чувство любви, преданности, страха).