"История жизни Печорина, написанная им самим. (глава "Княжна Мери" )"

Автор: Романовская Зоя Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Черская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Черский, Нижнеколымский район, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Урок литературы в 9 классе
Тема: "История жизни Печорина, написанная им самим. (глава "Княжна Мери" )"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок на основе стратегии «чтение с остановками». (9 класс)
Тема урока: « История жизни Печорина, написанная им самим». ( «Княжна Мери» ) Цели урока:1. Рассмотреть конфликт Печорина с дворянской средой, показать неизбежность этого столкновения. 2. Дать возможность учащимся высказать свой взгляд на личность Печорина, его друзей и врагов. 3. Проанализировать эпизод «Дуэль Печорина с Грушницким», выяснить, как раскрываются характеры героев в этом эпизоде. 4. Выяснить особенности композиции и сюжета повести. Ход урока Эпиграфы к уроку: За что они все меня ненавидят? За что? Обидел ли я кого-нибудь? М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод Тайный, Когда огонь кипит в крови. М.Ю.Лермонтов. Дума. 1) Беседа по выяснению особенностей композиции и сюжета. - Чем отличается построение повести «Княжна Мери» от предыдущих повестей? - На сколько частей можно разделить повесть «Княжна Мери» и каким композиционным приемом осложнена вторая часть? - Почему запись во второй части возобновляется через полтора месяца? Как это характеризует героя? Что заставляет домыслить? О какой авторской позиции свидетельствует? - Назовите основные сюжетные линии в этой повести? - Назовите основной конфликт этой повести? 2) Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мери». - Как проходит жизнь представителей «водяного общества»? Назовите их занятия, интересы? Каким оказывается Печорин в этой среде? Как Лермонтов изображает это общество? 3) Печорин и Грушницкий. « Я себя презираю, а вас ненавижу...Нам на земле вдвоем нет места.» Ролевая игра. Рассказ ученика от лица Грушницкого. Почему приятели стали врагами? За что презирает Печорин Грушницкого?
4) Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким». - Что послужило причиной ссоры? - Хотел ли Печорин дуэли и смерти Грушницкого ( Приведите цитаты, которые помогают понять душевное состояние главного героя.) - Мог ли поступить иначе? - Что движет Грушницким, когда он принимает решение участвовать в заговоре против Печорина?(Унижение, ревность, желание отомстить.) - Ночь перед дуэлью. Почему автор рассказывает о переживаниях, чувствах Печорина, а не его противника? Какие стороны души Печорина открываются читателям? - Как раскрываются характеры героев в сцене дуэли? - Каково на душе у Печорина после дуэли? 5) Печорин и Мери. Ролевая игра. « Я вас ненавижу!». Рассказ ученицы от лица Мери. Для чего Печорину понадобилось затевать интригу с Мери? За что все-таки полюбила Мери Печорина? 6) Печорин и Вера. Ролевая игра. « Я никогда не буду любить другого...». Рассказ ученицы от лица Веры. Чтение фрагментов из письма Веры. Почему Вера и Печорин не могут быть вместе? 7) Самостоятельная работа по группам. Задание: 1- написать синквейн о Печорине; 2- синквейн о Грушницком; 3- синквейн о Вернере; 4- синквейн о Мери. 8) Подведение итогов урока. Как мы ответим на вопрос Печорина: «За что они все меня ненавидят?»
Почему несчастлив

Печорин?

Версия 1
:герой не способен по- настоящему любить (чтобы досадить Грушницкому, влюбляет в себя Мери, играет ее чувствами, мучает Веру), дружить (…из двух друзей один всегда раб другого)
Версия 3
: герой, понимая недостатки своего характера, ничего не может сделать (я топор в руках судьбы)
Версия 4
: Печорин – индивидуалист, он одинок, потому что его на самом деле интересует только собственное «эго»!
Версия 2
:герой – жертва и палач одновременно: воспитание изуродовало его душу («я говорил правду - мне не верили..., «первое мое удовольствие…- подчинять своей воле все…, возбуждать к себе чувство любви, преданности, страха).