Напоминание

"Коррекционные игры в работе с заикающимися дошкольниками"

Авторы: Кирбитова Любовь Георгиевна, Исайчева Надежда Яковлевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 59 г. Апатиты
Населённый пункт: Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционные игры в работе с заикающимися дошкольниками"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Коррекционные игры в работе с заикающимися дошкольниками

Кирбитова Л.Г., - учитель-логопед.

Исайчева Н.Я.- воспитатель

МБДОУ №59 г. Апатиты

Мурманской обл.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Формирование

правильной

речи

представляет

собой

сложный

психологический

и

коррекционно-педагогический

процесс.

Тяжелые

нарушения речи у детей отрицательно

влияют на умственное развитие

ребенка,

особенно

на

формирование

высших

уровней

познавательной

деятельности.

Как показывают статистические данные, заикание является одним из

распространенных,

сложных

и

длительно

протекающих

речевых

нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом

и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период

наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание ограничивает

коммуникативные

возможности

ребенка,

искажает

формирование

личности, затрудняет социальную адаптацию.

На данный момент в МБДОУ №59 г. Апатиты функционирует отдельная

группа

для

детей

с

заиканием.

Задачами

коррекционно-развивающего

обучения в этой группе являются:

- формирование навыков пользования самостоятельной речью без заика-

ния,

- нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных

психофизиологических особенностей.

Поскольку заикание тесно связано с формированием личности, его

следует рассматривать в структуре особенностей и деятельности ребенка.

В первую очередь, заикание негативным образом влияет на характер

общительности детей: остро чувствуя свой речевой недостаток, они боятся

судорог в речи, переживают после неудачной речевой попытки, могут быть

замкнуты, стеснительны, иногда агрессивны в поведении. У большинства

заикающихся

детей

недостаточно

развито

такое

характерное

для

дошкольников качество, как подражательность: они не в состоянии повторить

речевой образец, правильно выполнить необходимое движение, часто вообще

отказываются

от

подражания.

Между

тем,

эффективность

коррекционно-

развивающей

работы

логопеда

напрямую

определяется

степенью

общительности и подражательности заикающихся детей.

В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый

комплексный

метод,

включающий

в

себя

целый

ряд

различных

медико-

педагогических

мероприятий.

Необходимость

именно

комплексного

воздействия объясняется тем, что данный недуг представляет собой не какой-

то частный «изолированный» дефект, а сложное речевое расстройство, тесно

связанное

со

всей

личностью

ребенка.

Естественно,

что

такое

сложное

расстройство

не

может

быть

преодолено

за

счет

использования

каких-то

отдельных приемов – здесь необходимо воздействие на весь организм в целом,

начиная

с

раннего

возраста

с

учетом

индивидуальных,

возрастных

и

потенциальных возможностей воспитанников.

Наиболее

перспективной

технологией

в

решении

этой

проблемы

является игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Именно в игре

активно происходит развитие ребенка – его речи,

мышления, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение

управлять своим поведением. При понимании игры как виде деятельности

открываются широкие возможности ее применения в коррекционных целях.

Разнообразные игры в логопедической

работе с

заикающимися

детьми

дошкольного

возраста

используются

в

зависимости

от

возраста

детей,

степени

проявления

заикания,

особенностей

поведения

и

этапов

коррекционной

работы.

Они

направлены

на

коррекцию

речевых

нарушений

и

воспитание

таких

сторон

личности,

как

подражательность,

самостоятельность,

общительность,

необходимых

для

социальной

реабилитации

воспитанников

и используются с учетом ряда принципов:

- в первую очередь реализуется принцип деятельности.

Каждую

игру

следует

считать

деятельностью,

а

систему

игр

рассматривать

как

совокупность

связанных

между

собой

разных

видов

деятельности.

-

Принцип

систематичности,

последовательности

и

учета

возраста

позволяет

распределить

игры

в

определенной

системе

с

выделением

наиболее

важных

для

детей

каждого

возраста

игр,

а

при

выборе

последовательности

игр

клиническую

картину

заикания,

особенности

поведения детей, что создает условия для развития у заикающихся детей

самоорганизации и активности в поведении и речи.

-

очень

важен

принцип

учета

индивидуальных

особенностей.

Он

предполагает

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку,

позволяет

использовать игры так, чтобы нормализовать те функции, которые у данного

ребенка недостаточно развиты или требуют коррекции.

- принцип учета структуры дефекта реализуется при комплектовании

подгрупп детей, а так же на первых этапах коррекционной работы. С детьми с

тяжелой степенью заикания вначале проводятся индивидуальные занятия-

игры,

облегчающие

вхождение

в

незнакомый

коллектив

и

диктующие

необходимость

использования

при

этом

наиболее

простого

речевого

материала.

Разнообразные

игры,

составляющие

методику

игровой

деятельности,

можно подразделить на следующие виды:

игры с пением (хороводы и игры-инсценировки). На начальном этапе

коррекционной работы они занимают ведущее место, так как оказывают

благотворное влияние на нерешительных, замкнутых детей, позволяют им

привыкнуть к коллективу детей, педагогам группы. В этих играх быстрее

усваиваются

навыки

облегченных

форм

речи.

В

процессе

игр

широко

используются хороводные мелодии с простой песенно-ритмической основой.

При этом у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп

и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с

характером

музыкального

сопровождения.

Важно

наполнить

детей

радостными

переживаниями,

вызвать

желание

активно,

самостоятельно

двигаться. В этом возрасте ребята еще очень нуждаются в правильном показе,

ясных, кратких пояснениях.

Необходимо продумывать, в каких случаях

детям

доступны

задания

самостоятельных

поисков

движений,

а

в

каких

нужна наглядная помощь взрослого.

Воспитание

указанных

навыков

положительно

влияет

на

речь,

совершенствует

её

просодические

компоненты

(темп,

ритм,

паузацию,

интонационную

выразительность,

фонетическое

и

логическое

ударение),

способствует

развитию

произвольного

поведения,

нормализует

переключаемость процессов возбуждения и торможения.

Развитие игровой активности продолжается

в процессе подвижных

игр с правилами. Они используются в ходе физминуток,

перед и между

занятиями,

как

логопедом,

так

и

воспитателями,

на

логоритмических

з а н я т и я х

-

е жед н е в н о

и

н а

в с ех

э т ап а х

р а б от ы .

Н а

э т а п е

самостоятельной

речи

такие

игры

могут

организовываться

детьми

в

самостоятельной

деятельности,

что

благотворно

влияет

на

развитие

речи

заикающегося

ребенка,

его

коммуникативные

качества,

помогает

преодолеть

логофобии.

Соблюдение

правил

таких

игр

сдерживает

эгоистическое

стремление

детей

лидеров

всегда

быть

первыми

и

поощряет менее активных детей.

Вышеизложенные

игровые

методические

приемы

в

процессе

работы

видоизменяются в зависимости от сложности заданий, степени усвоения на-

выков, времени разучивания материала.

Одним из доступных и немаловажных методов в системе занятий с

заикающимися

детьми

являются

дидактические

игры.

Они

используются

не

только

для

воспитания

игрового

поведения,

но

и

для

коррекции

нарушений

звукопроизношения,

развития

фонематического

восприятия,

подготовке

к

обучению

грамоте.

Такие

игры

с

четкими,

строго

упорядоченными

правилами

и

действиями

способствуют

воспитанию

дисциплинированности, выдержки; развивают подражательность, зрительное

и

слуховое

восприятие,

внимание,

пальчиковую

моторику.

На

простом

речевом материале в ходе игры детей знакомят с разными образцами речи,

данными логопедом.

Перенести полученные навыки речи в реальные условия общения помают

коммуникативные игры, т.к. заикающимся детям трудно свободно общаться

друг с другом и окружающими людьми: дефект речи мешает выразить свои

мысли,

отчего

ребенок

чувствует

себя

уязвленным,

неинтересным,

отвергнутым. Малыш идет на контакт, общается охотно, пока не осознает

своего дефекта. Как только это происходит - ломается формула общения.

Поэтому уже на этапе ограничения речи используются коммуникативные

игры. Главная задача этого этапа работы - преодоление у детей замкнутости,

пассивности,

формирование

выразительных

мимических

и

жестовых

движений,

развитие

пантомимики.

В

обучении

способам

невербальной

передачи образа используются

серии заданий под названием «Действую-

чувствую-воображаю».

Второй

этап

формирует

представления

о

правилах

и

способах

эффективного

общения,

включает

теоретический

аспект

и

практическую

подготовку к ведению диалога-интервью. На этом этапе очень важно помочь

ребенку побороть свою неуверенность, страх речевого общения и внушить

уверенность

в

своих

силах.

Через

«язык

чувств»,

а

именно

игры-

комплименты, можно успешно решить эти проблемы. Позднее на этапах

вопросно-ответной и самостоятельной речи дети учатся ведению диалога

посредством умения задавать друг другу вопросы и отвечать на них через

игры: «Ты мне – я тебе», «Я спрошу, а ты ответь», «Почемучки» и др., а

также через «телефон доверия», «игры-интервью».

Такие игры вначале

можно вести от лица кукол, потом переносить эти игры в социум.

Такие «уроки душевного равновесия» шаг за шагом помогают

ребенку выйти из сложной ситуации и сбалансировать собственные эмоции,

поскольку

разбалансированность

чувств

способствует

возникновению

эмоциональных расстройств, что ведет к нарушению социальных контактов и

к декомпенсации заикания.

Существенное место в системе комплексного подхода к устранению

заикания занимает

театрализованная деятельность - как одно из средств

коррекции речи, двигательной сферы и снятия болезненной фиксации на

речевом дефекте.

Учитывая, личностно-психологические особенности заикающихся детей,

игра в театр ведется в определенной системе:

- театр за ширмой,

- театр в темных очках,

- театр в маске.

В играх с куклами согласованность движений руки и речи позволяет

интересно

и

непринужденно

снимать

напряжение

с

органов

артикуляции.

Теперь все внимание ребенка концентрируется на руке и

кукле -

таким

образом снимается болезненная фиксация на речи. Рука ребенка напряжена и

дрожит,

а

речь

льется

спокойно

без

пароксизмов

заикания.

Особенности

ручных кукол позволяют широко пользоваться ими на протяжении всего курса

коррекции заикания.

Кукла помогает снять мышечное напряжение (свойственное, как правило,

большинству заикающихся детей) не только с органов артикуляции, но и рук,

плечевого

пояса,

воротниковой

зоны.

Ощущению

расслабленности

дети

учатся в сравнении с максимальным напряжением.

Правильное

речевое

дыхание,

четкая

ненапряженная

артикуляция

являются

основой

правильной

речи

заикающегося

ребенка.

Тренировка

речевого дыхания,

улучшение звучания голоса и уточнение артикуляции

проводятся одновременно, и решить эту задачу с 4-5 –летним ребенком

интереснее,

доступнее

и проще опять же с помощью куклы. При таком

подходе «Школа дыхания» превращается в «театр».

Необходимость четкой артикуляции в моей логопедической работе

наглядно подчеркивает артикулирующая кукла пес Максимилиан (названный

так самими детьми). Пасть куклы-собаки широко открывается, а подвижный

язык

и

губы

указывают

верное

положение

органов

артикуляции

при

произношении того или иного звука. На этой кукле детям показываются

артикуляционные упражнения,

зондовый массаж, т.к.

вновь пришедшие

дети,

как

правило,

боятся

массажоров,

зондов,

аппарата

«ДЕНАС»,

так

необходимых

при

постановке

звуков

и

релаксации

органов

артикуляции.

Работа

с

куклой

помогает

упорядочить

чрезмерно

ускоренную

речь

заикающихся детей: она

учит их замедлять темп речи, делать смысловые

паузы и произносить слова с атакой на гласные, как бы пропевая слова и

предложения.

Как

известно,

заикающиеся

дети

имеют

различные

невротические

проявления,

внутренние

зажимы,

и

т.п.

Снять

психоэмоциональное

напряжение, стабилизировать нервную систему также позволяют куклы (у

нас они сделаны из набивных мячей). Доброго Чиполино можно крепко

прижать,

полюбить,

пожалеть,

а

злого,

жадного

Синьора

-

Помидора

поколотить, кулачками, наказать за то, что обижал добрых человечков -

персонажей

сказки

Джани-Родари,

снимая

тем

самым,

агрессивные

проявления,

отрицательные

эмоции.

В

игре

можно

специально

создавать

ситуации, которые помогут ребенку правильно относиться к своим неудачам.

Умение

себя

преодолеть

ценное

качество

для

любого

человека,

а

для

заикающегося и плохо говорящего, неуверенного в себе ребенка – особенно.

Театрализованная

деятельность

дает

возможность

развивать

способности

каждого ребенка, формировать его творческое воображение.

Воспитательные

и

развивающие

возможности

театрализованной

деятельности

широки,

а

участие

ребенка

в

подготовке

и

самом

театрализованном

действе

дает

колоссальный

спектр

возможностей

для

развития креативных способностей детей.

Повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс

компенсации

речевого

дефекта,

предупредить

появление

рецидивов,

а,

следовательно,

снизить

риск

социальной

дезадаптации

позволяет

применение

специальных

компьютерных

технологий,

учитывающих

закономерности и особенности развития детей с данным видом речевого

нарушения. Компьютер предоставляет широкие возможности использования

различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над

деятельностью.

В

частности,

визуализация

основных

просодических

компонентов

речи

в

виде

доступных

для

ребенка

образов

позволяет

активизировать

компенсаторные

механизмы

на

основе

зрительного

восприятия.

C

помощью

компьютерной

технологии

«Игры

для

Тигры»

отрабатывается

достаточный

вдох

и

длительный

выдох,

плавная

голосоподача, нужный темп и ритм речи.

Эффективна для коррекции дыхания и другая компьютерная технология:

«БОС – здоровье – детям». Она помогает в интересной форме работать над

физиологическим

и

речевым

дыханием,

а

технология

«Демосфен»

-

отрабатывать все просодические компоненты речи.

Безусловно, использование системы игр в работе логопеда раскрывает

лишь один из аспектов коррекционно-развивающего воздействия на детей в

комплексном методе устранения заикания. Тем не менее, для ребенка игра -

это его относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой

он может реализовать свои желания и интересы. Неправильная речь детей и

особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии

в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования

игр в логопедических занятиях с дошкольниками с речевой патологией.

Литература:

1.Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. М.,

АСАДЕМА,

2003

.

2.Волкова

Г.А.

Игровая

деятельность

в

устранении

заикания

у

дошкольников. С-П «Детство-пресс» 2003.

3.Ворошилова Е.Л., Коррекция заикания у дошкольников. М,, «Сфера»,

2012г.

4. Визель Т.Г., Коррекция заикания у детей. Владимир. 2010г.

5.

Виноградова

М.А.

Формирование

навыков

речевого

общения

у

заикающихся дошкольников. С-П, КАРО, 2006г.