Напоминание

"Умей сказать нет!"

Автор: Базарова Евгения Борисовна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Боровичи Новгородской области
Наименование материала: Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ подростками посредством изобразительной деятельности.
Тема: "Умей сказать нет!"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Программа

профилактики злоупотребления

психоактивных веществ подростками

посредством изобразительной деятельности.

Составила:

Базарова Евгения Борисовна

учитель изобразительного искусства

МАОУ СОШ №2

г.Боровичи

2017г

Пояснительная записка

Проблема распространения наркомании в среде детей и подростков – одна из важнейших

проблем школы.

В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление

характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени

зависит его дальнейшая судьба.

Все это говорит о том, что нужна постоянная целенаправленная профилактическая

работа. Дети должны иметь элементарные знания о наркотиках, их влиянии на организм.

С целью профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся 5-6

классов была разработана данная программа.

Основным способом воздействия на учащихся является использование элементов

изобразительной деятельности.

Принимая во внимание особенности подросткового возраста, когда подростку тяжело

выражать чувства языком, на помощь приходит изодеятельность, где он свободно может

переложить на бумагу свои чувства, эмоции, радости, тревогу и переживания.

Мы все больше или меньше любим рисовать, не отдавая себе в этом отчета, рисование не

наносит нам никакого вреда, оно дает выход нашим эмоциям. Составляя из различных

элементов конкретные предметы – образы, человек воплощает себя в них. А в

сложнейших ситуациях, когда решается наша судьба, рисунки помогают обрести

уверенность, помогают принять правильное решение - так как являются языком нашего

внутреннего мира.

Целью программы является овладение учащимися объективными, соответствующими

возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного

поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и

других психоактивных веществ.

Задачи :

-

формирование у детей и подростков навыков определения круга позитивных

ценностей и негативных факторов («что хорошо, а что плохо»);

-

формирование позитивной самооценки, чувства собственного достоинства,

отношения к себе как к независимой, самостоятельной личности;

-

формирование ценностного и одновременно ответственного отношения к себе;

-

тренировка навыков принятия ответственных решений, отстаивания убеждений и

позиций;

-

накопление знаний факторов и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного,

ответственного поведения в ситуациях риска ( умение сказать «нет»);

-

формирование ценностного отношения к своему здоровью;

Программа рассчитана на 17 часов.

Каждое занятие включает в себя:

-

разминку;

-

дискуссию по теме;

-

практическую работу ( выполнение рисунков, схем, плакатов, коллажей);

обсуждение и оценку практической деятельности

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ Тема

Цель

Практическая работа

кол

час

1.

2.

3.

4.

5.

Самопознание

своего «Я»

Знакомство

Знакомство, получение

первичной

информации друг о

друге. Формирование

коммуникативных

навыков.

Нарисовать символ солнца с

лучами, в центре - буква Я.

Каждый луч символизирует

одну из положительных черт

характера. Чем больше

лучей, тем позитивнее

характеристика учащегося.

На доске такой же рисунок

солнца, в центре написано

слово КОЛЛЕКТИВ.

Каждый из участников игры

выбирает, на его взгляд

самую лучшую свою черту

характера, записывает её на

солнечном луче.

Обсуждение.

1.

1.

1.

1.

1.

Наши

настроения

Самовыражение,

самосознание.

Развитие навыков

активного слушания,

умения бережно

относиться друг к

другу.

Нарисовать своё настроение.

Можно использовать мимику

лица, символы,

пиктограммы. По окончанию

работы, каждый

рассказывает о своём

рисунке.

Моя семья

Формирование чувства

близости между

родителями и детьми.

Осознание учащимися

поддержки со стороны

членов семьи.

Придумать эмблему своей

семьи. Возможно

использовать любимые

занятия членов семьи.,

Коллектив

Повышение

позитивного

настроения и

сплочённости группы,

эмоциональное

расслабление.

Инструкция: Представьте

себе, что все мы с вами

элементы узора. Некоторые

из нас имеют схожие

характеры – это похожие

элементы. Для того, чтобы

получился узор, нужно

соединить элементы между

собой. Класс делится на

подгруппы. Выполнение

рисунка каждой подгруппой.

Обсуждение.

Мир взрослых

Самовыражение и

самопознания.

Осознание своей

жизни, работа над

актуальными на

данный момент

трудностями и

проблемами.

Нарисовать что-то, что

символизировало бы тебя

маленького и тебя взрослого.

Похожи ли эти два символа?

Что себе сегодняшнему

можешь дать ты маленький и

ты взрослый? Обсуждение.

6.

Здоровье.

Кадры из

будущего.

Помочь учащимся

осознать своё

отношение к здоровью.

Формировать чувства

личной

ответственности за

здоровый образ жизни.

Инструкция: представьте

себе, что о вас через

тридцать лет сняли фильм.

Вы – главные герои фильма.

Нарисуйте один кадр из

фильма. Как бы вы

выглядели, чем занимались,

если бы имели вредные

привычки.

1.

7.

Необитаемый

остров.

Формирования навыка

принятие как

коллективных, так

индивидуальных

решений.

Формирование

представлений о

конфликтах, умение

распознавать и

прогнозировать

конфликтную

ситуацию, идти на

компромисс.

Инструкция: представьте,

что вы попали на

необитаемый остров. Вам

нужно придумать остров

Будущего, в котором можно

было бы жить. Начните с

самого необходимого.

Обсуждение.

2.

8.

Как достичь

цели

Поиск внутреннего

ресурса, повышение

самооценки.

Поразмышлять над

вопросом: что тебе может

помочь достичь своих

целей? Чем ты уже

обладаешь, для достижения

этих целей: черты характера,

друзья, поддержка родных и

т. д.

На листе бумаги изобразить

в виде символа четыре свои

сильные качества.

Обсуждение.

1.

9.

Кто рядом с

тобой?

Создание позитивного

настроя, развитие

взаимопонимания,

доверия.

Придумать человеку,

который рядом символ

животного или растения,

который бы подходил ему,

отражал его внутреннее

содержание, передавал

настроение. Обсуждение.

1

10.

Вредные

привычки.

Формирование

осознанного

негативного

отношения к

курению. Обсудить

различные варианты

отношения к своему

здоровью и возможные

пути его сохранения.

Конкурс плакатов, карикатур

на тему:

Вредные привычки.

Курение.

2

11.

Учись говорить

НЕТ!

Научить учащихся

справляться с

давлением со стороны

друзей, Сформировать

представления об

алкогольной

зависимости.

Создание фото коллажа на

тему: Вредные привычки.

Алкоголь.

2

12.

Нет

наркотикам!

Развивать умения

сказать нет.

Сформировать у

учащихся

представление о

последствиях первой

пробы наркотика.

Конкурс плакатов на тему:

Вредные привычки. Скажи

наркотикам нет.

2

13.

Заключительное

занятие.

Помочь учащимся

осознать свое

отношение к вредным

привычкам.

Формировать умения

принимать единственно

правильное решение,

делать правильный

выбор.

Итоговая дискуссия.

Итого:

1

17

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Вострокнутов Н.В. Семья и дети в антинаркотических программах, профилактики,

коррекции, реабилитации. ООО Фирма «Вариант», 2003.

2.Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. Изд.Образование-культура. 2002.

3. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков. М.изд.Владос. 2004.

4.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.Беларусская навука, 1998.

5..Солдатова Е.Е. Профилактика подростковой наркомании. Новгородский региональный

центр развития образования.2000.

6. Тростанецкая.Г.Н. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.

Минобразование России, 2002.

7. Шипицына Л.М. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами

несовершеннолетними в общеобразовательной среде. Изд.Образование-культура.С-

Петербург.2003.