"Влияние необычных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Автор: Кудрявцева Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"
Населённый пункт: Республика Алтай Усть-Канский район село Усть-Кан
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние необычных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Влияние необычных техник рисования на развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста.
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач дошкольной педагогики. Одной из задач ФГОС ДОО является развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Многие педагоги осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности и воспитание творческой личности в целом. Для актуализации творческого потенциала детей я выбрала рисование. Рисование - это язык внутреннего мира маленького ребенка. Дети любят рисовать потому, что рисование доступно, выразительно и продуктивно - рисуешь и обязательно что – то получится. И так, зачем и почему дети рисуют? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство – период становления физиологических и психологических функции организма ребенка. Тогда рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма. Детское рисование помогает координировать зрение и движения, развивает чувственно – двигательную координацию. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью». Рисование помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает определенную свободу. Когда я начинала работу по этой теме, то использовала термин «нетрадиционные техники рисования». Но так как многие из этих техник, приемов рисования хорошо освоены педагогами и применяются на практике, то называть их «нетрадиционными» нецелесообразно. Поэтому, для себя я их называю необычные техники или необычные методы рисования. Самое увлекательное в процессе рисования – волшебство, а необычные техники рисования помогают увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. На занятиях по изобразительной деятельностью я знакомлю детей с различными техниками рисования по принципу: «От простого к сложному». Дети узнают, что рисовать можно не только карандашом, кистью, но и пальчиками, ладонью, с помощью подручных средств (ватных палочек, ниток, трубочек, листьев деревья и т.д.) Существует много нетрадиционных техник рисования: оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, нитями – которые относятся к авангардному направлению искусства XX века, которое получила название абстракционизма. На сегодня, его считают частью мирового изобразительного искусства. Многие признанные художники: В. Кандинский, П. Пикассо, М. Чюрленис, Е. Поленова, П. Филонов - принадлежали к этому течению.
Необычные техники рисования привлекают детей своей свободою, здесь нет никаких правил, главное – процесс. Экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в этих техниках раскрепощают ребенка, он не боится, что у него что – то не получится. Поэтому я использую в совместной образовательной деятельности, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей необычные методы и приемы рисования. Так как они доступны и интересны, дают полную свободу для самовыражения, развивают речь, мелкую моторику и помогают подготовить руку к письму. Работы детей, выполненные в необычных техниках рисования, выставляются на конкурсах, используются для украшения пространства группы. И так, опыт работы показывает, что использование необычных техник рисования способствует самовыражению и самоутверждению детей. Дает возможность выбирать, думать, искать, пробовать, вселяют уверенность в своих силах. А главное, эти техники дают детям порадоваться результатами своего труда. Ведь всякое открытие чего – то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству. Литература. Комарова Т.С. детское художественное творчество. М., 2005 Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. СПб., 2008. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2009.