Напоминание

Натюрморт из нескольких предметов (от плоскостного и декоративного к объемно пространственному).

Автор: Егоров Константин Глебович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №15
Населённый пункт: г .Казань
Наименование материала: План - конспект урока "Этюд натюрморта гуашью"
Тема: Натюрморт из нескольких предметов (от плоскостного и декоративного к объемно пространственному).







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

План - конспект урока «Этюд натюрморта гуашью»

.

Автор работы: Егоров Константин Глебович

преподаватель спец. Дисциплин МБОУ ДО ДШИ № 15 г Казань

Тема Урока: Натюрморт из нескольких предметов (9-12 часов для 3 кл)

(от плоскостного и декоративного к объемно пространственному).

Цель: формирование умений передавать в натюрморте тональные и цветовые

отношения предметов, образующих смысловую группу на фоне ярких драпировок при

прямом освещении.

Оборудование для учащихся: бумага формат АЗ, гуашь, простой карандаш, ластик,

кисти.

План урока

1.Вводная беседа

2.Анализ постановки. Раскладка предметов по цветотонам.

3. Последовательность выполнения натюрморта. Практическая работа.

4.Подведение итогов.

Характерной особенностью этого решения является то, что цвета берутся локально без

связи с окружающими объектами. Затем в цветотона вносятся дополнительные оттенки. И

только после написания рефлексов все цветотона приобретают обусловленный цвет. В

начале работы важно не изображать мелкие детали и не усложнять себе работу. Детали на

последнем этапе!

1 этап. Выполнение подготовительного рисунка.

2 этап. Подбор тонально цветовых отношений теней на палитре. Писать необходимо

сильно разбавленной краской без белил. После того как этот слой подсохнет, можно

приступать к живописи густыми красками.

3 этап. а) Первое нанесение цветом густыми красками надо начинать с наиболее ярких

предметов. А белые, пишем светло-серыми, после жидкого подмалевка черной краской.

Очень важно замешивать на палитре все цвета так, чтобы они выглядели чуть темнее,

чем в натуре, так как при высыхании краска светлеет.

б) Добиваемся на палитре тонов более сложных по цветотону предметов и

равномерно закрываем все поверхности изображения натюрморта.

4 Этап а) Сейчас пришло время определить на палитре оттенки белых или почти белых

предметов и перенести их на изображение. Теперь можно пользоваться белилами.

Цвет белого предмета на палитре нужно подобрать тонально таким же, какими он

кажется, издали, (не забывая о свойствах гуаши при высыхании). Для сравнения можно

использовать кусочек той же белой бумаги, на которой пишется натюрморт, и сравнить его

светотонально, поднеся к белым предметам постановки. Они выглядят практически

одинаковыми. А затем сравнить белый лист от места, где пишется натюрморт и станет

видно, что предмет постановки явно темнее бумаги, так как он находится вдали и на него

падает меньше света. Цвет белого предмета нужно подобрать таким же на палитре, каким

он кажется вдали. Цветовые оттенки зависят от характера освещения (теплого или

холодного).

б) Так же важно на данном этапе прописать собственные и падающие тени. После

первой прописки, не всегда удается подобрать ту или иную тень по тонально цветовому

оттенку. Значит необходимо уточнить и переписать.

Теперь натюрморт выглядит плоскостным, декоративным или аппликативным. Работа

на данном этапе весьма условна, но иногда выглядит интереснее, чем законченное

объемно-пространственное решение.

в) Чтобы получить изображение объемным, необходимо прописать полутона -

промежуточные места между тенью и светом. Как правило, на одном предмете, если он

шаровидный, сферической формы, имеется несколько полутеней, разных по светотону.

Сначала нужно подобрать одну основную большую тень. После этого можно определить и

обозначить в работе мелкие полутени.

У теней есть интересная особенность при очень ярком и контрастном освещении видны

разные светоцветовые оттенки и для большей передачи объема, мазки наносятся по форме

предметов. Если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме

овала), если цилиндрическую или коническую поверхность, то по вертикали или по

горизонтали (под углом) и т.д.

5.Этап а) На последнем этапе, вначале, на палитре, определяются блики и рефлексы, а

затем переносятся на изображение натюрморта.

Блики при теплом освещении тоже должны быть теплыми (и наоборот). Именно блики и

рефлексы придают законченность изображаемому объекту.

Кроме того именно рефлексы в тенях и полутенях помогают передать воздушность,

пространственность в натюрморте.

Необходимо, чтобы в тенях рефлексы были не светлее, чем светлые части этого предмета,

иначе это разрушит цельность объема.

б) На заключительном этапе необходимо уточнить касание с фоном, обозначить

контуры, чтобы придать работе целостность. Для этого чистой мокрой кистью можно

смягчить границы между тенями, полутенями, полусветами (если они имеются) и

максимально приблизить изображение к натуре. Для усиления пространственности в

натюрморте необходимо, чтобы границы (контуры) самих предметов в тенях и на

дальнем плане были мягче.

Следует также обратить внимание целостность колорита и уточнить некоторые цветовые

пятна. Возможно, что некоторые пятна (или предметы) «выпали» из натюрморта

(чересчур темные или наоборот яркие пятна).

Посмотрев на отражение этюда в зеркале, сразу можно увидеть, что и где нужно

исправить, что смягчить, а что сделать более контрастным

Работы учащихся ДШИ №15 г. Казань

Куренкова Света 13 лет Лукашевич Поля 12 лет Хасиева Саша 13 лет