Напоминание

"Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

Автор: Садучина Динара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"
Населённый пункт: Республика Алтай Усть-Канский район село Усть-Кан
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой

деятельности

Д.Н.Садучина, воспитатель

МБДОУ «Усть-Канский детский сад»
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира, постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В общении с взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребенок начинает осваивать: "определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...", а значит, он вовлекается в процесс социализации. Социализация человека происходит во взаимодействии с различными людьми, группами, средами. У.Бронфенбреннер считает, что социализация ребенка осуществляется в результате его взаимодействия в экологической среде, которую он понимает как систему концентрических структур микро-, мезо -, экзо- и макросистем. Отечественные ученые, такие как: В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Дошкольный
возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Социализация ребенка в дошкольном возрасте может реализовываться через несколько аспектов, одним из самых ярких является игровая деятельность. К тому же следует отметить, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, которые вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Игра - это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т.д. Кроме того, игра - своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Другими словами именно в игре осуществляется процесс социализации, т.е. процесс становления личности маленького человека, усвоение им социально - культурного опыта. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы представления об окружающем, различные умения, например умение, самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умения самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. Н.К.Крупская писала: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для
них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего". Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно - образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания (относительно социально контролируемая социализация), под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно - образному характеру его мышления, эмоциональности и активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных, в игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни. Таким образом, игра является важным средством социализации ребенка: знакомит с окружающим миром, побуждает стремление активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Литература: 1.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.-М.:Речь,2004. 2.Мудрик А.В. Социализация человека. - М.:МПСИ,2011. 3.Социализация дошкольника через игру. Под ред. Т.В.Пятница. - М.:Белый ветер, 2004.