"Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Автор: Садучина Динара Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"
Населённый пункт: Республика Алтай Усть-Канский район село Усть-Кан
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой
деятельности
Д.Н.Садучина, воспитатель
МБДОУ «Усть-Канский детский сад»
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) - это период овладения социальным
пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми,
а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая
употреблением все большего числа предметов по их функциональному
назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному
миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность
постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой
культурой двойственную природу рукотворного мира, постоянство
функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.
В общении с взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается
тонкой рефлексии на другого человека. В этот период интенсивно развивается
способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и
воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками,
изображениями и т.д. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и
негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более
позднем возрасте.
В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько,
что это дает основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребенок
начинает осваивать: "определенную систему знаний, норм и ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена
общества...", а значит, он вовлекается в процесс социализации.
Социализация человека происходит во взаимодействии с различными людьми,
группами, средами. У.Бронфенбреннер считает, что социализация ребенка
осуществляется в результате его взаимодействия в экологической среде,
которую он понимает как систему концентрических структур микро-, мезо -,
экзо- и макросистем.
Отечественные ученые, такие как: В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин считают, что
каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем
индивидуальном развитии именно в период своего детства. Дошкольный
возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в
социализации детей.
Социализация ребенка в дошкольном возрасте может реализовываться через
несколько аспектов, одним из самых ярких является игровая деятельность. К
тому же следует отметить, что в дошкольном возрасте игра - основной вид
детской деятельности, которые вызывает качественные изменения в психике
ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Игра - это единственная
деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра
есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у
него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет
зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его
отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и
воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении,
чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т.д. Кроме того, игра
- своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта. Другими словами именно в игре осуществляется процесс
социализации, т.е. процесс становления личности маленького человека,
усвоение им социально - культурного опыта.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют
наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию
общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Чем
старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития,
тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для
становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность
самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические,
подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства реализации
своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях дошкольного
воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с
товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные
черты характера ребенка, его привычки, интересы представления об
окружающем, различные умения, например умение, самостоятельно находить
выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь
известными нормами и правилами поведения, или умения самостоятельно
организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для
решения игровых задач.
Н.К.Крупская писала: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют
исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для
них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания
окружающего". Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевая
духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра -
подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе
сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно -
образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только
позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является
мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания
высоких человеческих качеств.
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта.
Ребенок развивается под воздействием воспитания (относительно социально
контролируемая социализация), под влиянием впечатлений от окружающего
мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра
наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ
переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно - образному
характеру его мышления, эмоциональности и активности. Подражая в игре
труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными.
Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том,
чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных, в игре
обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.
Таким образом, игра является важным средством социализации ребенка:
знакомит с окружающим миром, побуждает стремление активно действовать в
общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои
мечты.
Литература:
1.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.-М.:Речь,2004.
2.Мудрик А.В. Социализация человека. - М.:МПСИ,2011.
3.Социализация дошкольника через игру. Под ред. Т.В.Пятница. - М.:Белый ветер, 2004.