Напоминание

"Принцип минимакса в проблемно – диалогической технологии процессе обучения географии в школе."

Автор: Афян Елена Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 г.Тайшета
Населённый пункт: город Тайшет, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Принцип минимакса в проблемно – диалогической технологии процессе обучения географии в школе."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Принцип минимакса в проблемно – диалогической технологии процессе

обучения географии в школе.
«Будущее — в руках школьного учителя» - так считал Виктор Гюго. Это будущее — наши ученики. Именно они составят интеллектуальную элиту России, им мы передадим из рук в руки великое государство, они будут множить делами своими славу Отечества. Поэтому вопрос о создании эффективной системы образования, отвечающей запросам времени, именно сегодня является чрезвычайно острым и актуальным. Эффективность образования - вопрос государственной безопасности! Поэтому образование названо руководством РФ приоритетной областью. Подготовка успешных выпускников — главная миссия, которую для себя определяет педагогический коллектив нашей школы. В ней одна из главных задач — формирование у школьников нравственно-этических качеств успешной личности. Среди этих качеств умение работать в команде, принимать ответственное решение. Конечно, важно и формирование внутренней мотивации к учению. Я - учитель-практик. Я не пишу свои программы и учебники: моя задача насколько возможно эффективно, учить по тем учебникам, которые написаны талантливыми авторами. Я хочу, чтобы мои ученики сохранили в себе ту жажду познания, которая горит в их глазах сегодня, чтобы, кем бы они ни стали, в каждом их деле и слове был виден творческий потенциал. Главное — личность каждого ученика! Успех учителя — это успех всех его учеников! Учительский опыт невозможно представить без воплощения именно в них, в наших детях! Поставить цель — полдела, а вот как добиться ее реализации? Мне всегда хотелось, чтобы на моих уроках было интересно всем, но интересы у всех разные, как, же их учесть, как соединить? Эту проблему я решаю на своих уроках, ведь каждый ученик, должен быть вовлечен в процесс познания. Не повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы, принимать решения и отвечать за них. Данный подход, возможно, осуществить при использовании проблемно- диалогической технологии, которая позволяет урок объяснения нового материала превратить в урок открытия новых знаний. Это создает мотивацию, а главное - позволяет подготовить учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, к тем ситуациям в жизни, когда им приходится использовать полученные знания и умения.
Есть вопросы, без ответа на которые немыслимо преподавание географии. Это «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить результативно?» Если ответить на первый вопрос, то это будет не сумма каких-то фактов. Это будет развитие способности мыслить, выявлять и ставить проблемы, находить пути их решения. Словом, задавать умные вопросы. Это суть проблемного подхода, без которого невозможно преподавание географии. Здесь и формирование мировоззрения, и развитие коммуникативных качеств, и все другое, что позволяет ребятам впоследствии быть успешными в жизни. Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Поблемно-диалогическая технология, помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Реализация технологии в практическом преподавании обеспечивается следующей
системой дидактических принципов:
1) Принцип
деятельности
- заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип
непрерывности
– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип
целостности
– предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип
минимакса
– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип
психологической комфортности
– предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип
вариативности
– предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип
творчества
– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. В своей работе я использую принцип минимакса. Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение в школе сориентировано на некий средний уровень. Этот уровень слишком высок для слабых детей, но он явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие, как сильных детей, так и слабых. Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся, часто выделяют 2, 3, 4 и т.д. уровня сложности обучения. Однако реальных уровней в классе ровно столько, сколько детей. Возможно, ли их точно определить? Не говоря уже о том, что практически трудно реализовать деление даже на четыре уровня - ведь для учителя это означает примерно двадцать подготовок в день! Выход прост: выделить всего лишь два уровня - максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню, соответствующему своим способностям.
Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться, ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то обеспечивается индивидуальный подход к каждому ученику. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять свою индивидуальную потребность в информации и самостоятельно ее находить. Следуя этому принципу, на уроке целесообразно использовать избыточную информацию, которую ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. В этом плане важную роль в преподавании географии играет использование специально подобранных, но при этом не адаптированных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием источников. В них ученик должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, чтобы находить и использовать нужную им информацию школьники учились сами (этому способствуют, например, задания, связанные с поиском в тексте главного, самостоятельной постановкой вопроса по содержанию текста). Урок с использованием принципа минимакса требует довольно большой предварительной работы учителя. Приходится готовить большой материал, т.к. заранее неизвестно, что захотят узнать ученики. Кроме того, индивидуальная работа с учениками на уроке всегда должна быть продуманной и обоснованной, обеспечивающей выбор разных заданий, и постоянную разработку новых упражнений. Наконец, в ходе урока ученики часто высказывают необычные версии и задают вопросы, к которым учитель должен быть готов. Поэтому ему необходимы более широкие знания, заметно выходящие за пределы темы и позволяющие отвечать на такие вопросы учеников.
При подготовке к подобным урокам учителя часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Одна из причин этого — неумение организовать урок, используя принципы деятельностного подхода. Рекомендуется следующий алгоритм подготовки к уроку. На первом этапе следует выделить в содержании темы обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям на конец данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных и диагностических работах. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не только на данном уроке, но и на последующих уроках в процессе их применения. Сюда, в частности, обычно относятся понятия, выделенные курсивом в каждом параграфе, разделе. Понятия, теоретические и фактические знания, которые могут быть отнесены к теме, но не отражены в программных требованиях, относятся к максимуму. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока. На втором этапе, выявив содержание минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и набор важнейших вопросов для диалога с учениками. Выработанный план нужно стараться соблюдать, отвлекаясь лишь на затруднения при изучении важнейших знаний. Вообще в подобной методике надо быть заранее готовым к тому, что ребята вольно или невольно могут уводить учителя в сторону от продуманного плана. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель планирует для себя систему важнейших вопросов и старается ей следовать. Учитель вместо объявления темы начинает урок с создания проблемной ситуации – предъявляя ученикам, например, два противоречивых мнения. Осознание противоречия вызывает удивление учеников, а вопросы учителя ориентируют их на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Это важнейший этап урока – постановка проблемы самими учениками. Учебной проблемой может быть как нерешенный научный вопрос (например, «гипотеза происхождения Вселенной») так и вопрос, актуальный только в процессе изучения материала (например, «Остается ли постоянным во времени космический адрес Земли?»). После формулирования учебной проблемы учитель может дать
возможность ученикам высказать свои версии, составить план решения и самое главное - предложить подумать, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса. Ученики обращаются к изученному материалу – это этап актуализации. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако, в отличие от него, актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь понадобилось для решения новой проблемы. Лишь на третьем этапе учитель выбирает и включает в конспект урока те знания из максимума, которые могут заинтересовать школьников. Этот материал является резервом, которым нужно стараться, по возможности, не жертвовать. На четвертом этапе – завершающий контроль. Он должен быть предложен на основе принципа минимакса: готовность - по верхней планке знаний, контроль – по нижней. При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки и эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача учителя вывести оценку усвоения учебного материала, ориентируясь на планку знаний и умений, необходимых для дальнейшего продвижения. Успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно происходит – от уверенности учеников в своих силах, их познавательных интересов, их умения преодолевать трудности. Самостоятельные работы, проверки, взаимопроверки, интерактивное тестирование становятся привычным для учеников занятием. Используется и методика самопроверки знаний. Учащиеся выполняют тест, а затем проводят самопроверку и анализируют ошибки, выставляют оценки. Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат, и успех в достижении более высокого уровня. Это позволит сформировать у учащихся установку на достижение успеха. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все и пойдет дальше. Остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Например, в 6 классе учащиеся уясняют, что география– это «наука о Земле». Но по ходу работы на уроке это понятие можно корректировать: География - наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности Если при обсуждении темы учащиеся перечисляют признаки науки, этот материал уже старших классов с легкостью может быть усвоен и шестиклассниками. В конце работы с термином учитель дает полное определение понятию (уровень максимума). Как показывает практика, заученное в 5-6 кл. определение из двух слов «наука о Земле» даже средние ученики нередко используют в 9-11кл. Переучиваться бывает сложно, потому что уже сложился стереотип о том, что это понятие простое. Ребята же, которые запомнили все признаки географии в младших классах, с удовольствием отмечают, что без труда справляются с заданиями в старших. Принцип минимакса связан с принципом вариативности. Принцип вариативности предполагает развитие нестандартного мышления учащихся, то есть понимания возможности различных способов решения задач и умения осуществлять анализ альтернатив. Уровень сложности заданий определяется в соответствии со шкалой: 1) обязательный уровень: предполагает решение задач по извес тному алгоритму. 2) уровень грамотного пользователя: предполагает построение алгоритма решения задачи в соответствии с известным методом. 3) творческий уровень: предполагает построение алгоритма решения задачи в соответствии с самостоятельно построенным методом. Особо подчеркнем, что принцип минимакса не предполагает «всеобуча на творческом уровне», а является механизмом разноуровнево го обучения. Поэтому, с одной стороны, не предполагается выполнение детьми всех заданий из учебника, а с другой - не предполагается увеличения уровня административного контроля знаний, так как это может привести к перегрузке детей и учителей. Вместе с тем, при пра вильном использовании принципа минимакса он становится эффек тивным инструментом реализации индивидуализации и дифференци ации процесса обучения. Не менее важным для достижения результативности в обучении считаю создание на уроке атмосферы психологической комфортности. Во-первых, это проявляется в снятии стрессобразующих факторов учебного процесса: боязнь ошибиться, страх перед оценкой за неправильный ответ. На уроке каждый успешен; диалог,
выстраиваемый на уроке, дает возможность ученику не бояться ошибок, выбрать то задание, которое ему по силам. Это позволяет создать на уроке комфортную творческую атмосферу, стимулирующую творческую активность школьников. А принцип минимакса как раз и помогает этому.
Урок:
Наш космический адрес
Цели урока :
- формировать умения анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы. - учить самоопределяться в решении географических вопросов.
Тип урока:

изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: групповая

Методы обучения: проблемно – диалогический

Приёмы: принцип минимакса

Минимум:
географическое положение планеты Земля в космосе.
Максимум:
происхождение Вселенной и Галактик.
Оборудование:
таблица «Солнечная система»
Ход урока.

I. Постановка проблемы и актуализация знаний.
1. Можно ли определить географическое положение нашей планеты? Постоянно ли оно?
I I. Поиск решения.

1. Используя текст детской энциклопедии, фотографии, заполнить таблицу

Необходимый уровень
. Правильно расположи понятия, и что они означают.
Программный уровень.
Впиши в первую колонку недостающие слова к оставшимся предложениям.
Максимальный уровень.
Впиши в последнюю строку известное тебе словосочетание с соответствующим ему значением.
2. Подумайте и подчеркните особенности третьей планеты Солнечной системы , отличающие ее от других планет. • Есть вода. • Жизнь. • Шарообразность. • Вращение вокруг Солнца. • Наличие воздушной оболочки – атмосферы. • Наличие естественного спутника. 3.Подпишите конверт со своим космическим адресом М Вселенная О Галактика Млечный Путь Л Солнечная система О Планета Земля Д Материк Евразия Е Государство Россия Ц Город Тайшет Используя вывод – памятку из учебника прошу вас, ответить изменяется ли космический адрес Земли. В завершении своего выступления хочу сказать: Вы - блестящие учителя, у вас прекрасные ученики! И мой совет Вам: 1.Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; 2.Веди ученика от собственного опыта к общественному; 3.Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; 4.Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; 5.Учи анализировать каждый этап работы;
6.Критикуя, стимулируй ученика.
Что такое Вселенная
Вселенная - это пространство, включающее в себя абсолютно все: Солнце, планеты, нашу Галактику, миллиарды других галактик Ученых полагают, что начало Вселенной положил взрыв колоссальной силы, получивший название Большого нарыва, который произошел 15 млрд. лет назад. Тогда-то и родилась материя, энергия, пространство и время. Вселенная на раннем этапе развития имела вид невероятно горячего и плотного шара, который стал стремительно расширяться и положил начало всему. Во Вселенной все постоянно меняется, рождаются и умирают звезды, а сама Вселенная продолжает расширяться во внешнее пространство.
Галактики
Галактики это огромные звездные системы собранные воедино гравитацией, подобные нашей звездной системе — Галактике (в отличие от других галактик, ее название пишется с прописной буквы). Внешний вид и физические характеристики галактик чрезвычайно разнообразны. Каждая из галактик содержат в себе миллиарды звезд.
Млечный путь
Рассматривая ночное звездное небо, можно увидеть неярко светящуюся белесую полосу, которая пересекает небесную сферу. Это Млечный Путь. Он виден с любой точки земной поверхности. Он образует кольцо, но мы видим лишь его часть. Мы воспринимаем Млечный Путь как слабо светящуюся рассеянную полосу, на самом деле он состоит из огромного количества звезд, не видимых отдельно невооруженным глазом. Это наш дом - наша Галактика. Млечный Путь представляет собой спиральную галактику, состоящую из большого плоского диска диаметром, превышающим расстояние в 100 тысяч световых лет. Наша Галактика, Млечный Путь, имеет характерную спиральную форму, типичную и для других галактик. Галактическое ядро находится в середине диска. Вокруг диска лежит гало, симметричная сферическая структура, где расположены самые старые звезды и шаровые звездные скопления, это наиболее древние образования нашей Галактики.
Солнечная система
Солнце планеты, их спутники, астероиды, кометы – это все Солнечная система. Солнце и Солнечная система в целом образовались около 4,5 миллиарда лет назад. Солнечная система возникла из облака, в состав которого входили газ и движущиеся частички пыли. Под воздействием собственного веса из него образовался диск, в центре которого сформировалось Солнце.
Постепенно внутри диска в результате уплотнений стали образовываться скопления из твердого материала. Они сталкивались друг с другом, в результате чего сформировались крупные небесные тела. Их размер соответствует существующим планетам. Внутри туманностей, где температура была достаточно высокой, образуются скалистые планеты, такие как Меркурий, Венера, Земля и Марс. Далеко от центра формируются планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, которые содержали большое количество льда, а также их окружал густой слой газа.
Солнце
Солнце — центральная и единственная звезда нашей системы, вокруг которой вращаются все объекты Солнечной системы. Первым исследователем Солнца стал знаменитый ученый Галилей, который с помощью изобретенного им телескопа начал исследовать солнечные пятна, таким образом исследование Солнца продолжаются уже почти 400 лет. Солнце является типичной звездой, одной из миллиардов звезд в нашей галактике Млечный путь. Спектральный класс Солнца G2V - оно относится к классу желтых карликов и находится на расстоянии около 26 000 световых лет от центра Млечного пути, вращается вокруг него, делая один оборот примерно за 225—250 миллионов лет. Солнце — это источник тепла и света, без которых было бы невозможно возникновение и существование жизни на нашей планете. Радиус Солнца составляет 696 тыс. км, что в 109 раз превышает радиус Земли.Объём Солнца превышает земной в 1,3 миллиона раз. Масса Солнца в 330 000 раз больше массы Земли. Приложение №2 Подумайте и подчеркните особенности третьей планеты Солнечной системы, отличающие ее от других планет. • Есть вода. • Жизнь. • Шарообразность. • Вращение вокруг Солнца. • Наличие воздушной оболочки – атмосферы. • Наличие естественного спутника.
Приложение №3 Подпишите конверт, со своим космическим адресом используя данную информацию
Ц

Город Тайшет

Д

Материк Евразия

О

Галактика Млечный

Путь

О

Планета Земля

Л

Солнечная система

Е

Государство Россия


М

Вселенная