"Обучение хореографии с учётом их психологических особенностей детей младшего школьного возраста"

Автор: Яковлева Матрена Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Соттинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Огородтах, Усть-Алданский район, Республика Саха /Якутия/
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение хореографии с учётом их психологических особенностей детей младшего школьного возраста"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «Соттинская СОШ»

МР «Усть-Алданский улус /район/»

«Обучение хореографии детей младшего

школьного возраста с учётом их психоло-

гических особенностей».

Разработка:
Яковлева Матрена Петровна, педагог дополнительного образования

Содержание:
Введение 3 Глава I. Характеристика детей младшего школьного возраста. 8 Глава II. Приемы индивидуализации и дифференциальный подход в обучении младших дошкольников. 17 Глава III. Учёт психологических особенностей в обучении хореографии. 25 Заключение. 33 Использованная литература. 36 2

Введение.
Тема работы «Обучение хореографии детей младшего школьного воз - раста с учетом их психологических особенностей» выбрана мною не случай - но. В современной гуманитарной науке уже имеется целое направление ис - следований проведенных с исследованием методов по изучению общей, воз - растной, педагогической и социальной психологии, которые уже доказали свою научную перспективность. «Для изучения психических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы (приемы, спосо - бы) исследования. [Крутецкий, 1980, с.15] Метод (от греческого «путь к чему-либо) – это общий подход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем. Разные взгляды на предмет порождают разные стратегии исследования или разные методы [Смирнова, 2003, с.18] В отличие от метода, методика – это частный тактичный способ полу - чения фактов, который зависит от конкретных условий работы особенностей объекта (например, от возраста детей), изобретательности и пр. Исследова - тельских методик в детской психологии великое множество. Основные методы психологии – наблюдение и эксперимент. применя - ются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие. [Крутецкий, 1980, с.15] Метод наблюдения. Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача состояла в динаменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась в соб - ственно в наблюдении за процессами развития. Одним из первых исследова - телей, осуществивших наблюдения за развитием ребенка, был Ч.Дарвин. В 3
1881 году именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45-46 се - кунде жизни, привязанности ко взрослому в конце 5-го месяца жизни и много других важных фактов. [Смирнова, 2003 с.19] Первой книгой по детской психологии стал труд немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). Ребенок был впервые подвернут система - тическому наблюдению с момента рождения до конца 3 года жизни [Смирно - ва, 2003 с.19] Многие исследователи детской психологии часто ссылались на наблю - дении за детьми известный советский детский психолог Д.Б. Эльконин (1904- 1984) использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса фор - мирования предметных действий ребенка. Существуют несколько вариантов наблюдения:  Наблюдение может быть сплошным и выборочным. Сплошные наблю - дения охватывают одновременно многие стороны наблюдения ребенка. Его задача – описать общую картины поведения. Выборочные наблюде - ния фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую за - ранее.  Наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблю - дении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка. Вклю - ченное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, но участвует в совместных с ним действиях.  Существуют также одноразовый или пролонгированный (длительное) наблюдения. В психологическом эксперименте исследователь намеренно создает условия, в которых протекают деятельность ребенка, или ставит перед ним определенные задачи. В детской психологии эксперимент должен быть мак - симально приближен к естественным условиям жизни детей. Особым видом эксперимента, позволяющим выявить движущие силы и причины развития психических способностей, является генетико-моделирую- щий, или формирующий, эксперимент, в котором осуществляется экспери - 4
ментальное формирование той или иной психической способности. Форми - рующий эксперимент может быть одноразовым или пролонгированным, т.е. продолжаться в течение ряда лет с одними теми же детьми. [Смирнова, 2003 с.22-25] Моя работа является попыткой применения методов и навыков психо - логии к анализу обучения хореографии детей младшего школьного возраста. В качестве респондентов в исследовании выступают дети младшего школьно - го возраста, коллектив « °л¼±нэ кытыла» МОУ «Соттинская средняя общеоб - разовательная школа» Усть-Алданского улуса РС/Я/, непосредственно руково- димый мной. Применительно, к художественной культуре и народному творчеству в целом эти методы развивались такими отечественными исследователями как Эльконин Д.В., Ковинько Л.В. [Воспитание…, 1996], Безруких М.М., Ефимо - вой С.П. [Безруких …, 1996], Долгих Л.П. [Долгих …, 1996], Выготский Л.С., Запорожец А.В., Жуковская Р.И. и другие которые рассматривали в качестве первичного объекта и материала типы психики и физиологические возможно- сти детей, которые подразумевали восприятие музыки как «необходимый объем навыков создающий основы для решения задач музыкального воспита - ния» [Воспитание, 1987, с.86] Данная тема
актуальна
для меня с разных точек зрения.
Во-первых
, применительно к хореографическому творчеству. Психологические темы еще не изучались, и поэтому еще не получили должного освещения в научной и методической литературе.
Во-вторых
, возрастная психология, в частности психология детей младшего школьного возраста, интересна по своей сути для моей дальнейшей работы с детьми младшего школьного возраста. Ведь, со - вершенствование музыкального развития ребенка предполагает его психиче - ское развитие и формирование. В единстве указанных аспектов тема моего исследования, еще не являл - ся предметом изучения. Между тем как важность и необходимость такого исследования, заклю - 5
чается еще и в том, что оно позволяет проследить эволюцию танцевальной культуры якутских детей, выявить в народной хореографии традиции и нова - ции которые определяют национальное своеобразие танцевального искусства конкретно народа. Основной
целью
данной работы является исследование процесса обу - чения хореографии детей младшего школьного возраста с учетом их психоло - гических особенностей. Для достижения намеченной цели в работе решаются следующие
задачи:
1. Дать общую характеристику детей младшего школьного возраста, при - меняя различные труды отечественных исследователей: 2. Выявить приемы индивидуализации личности в процессе деятельно - сти, в частности, обучении хореографии: выяснить дифференциальный подход в обучении младших школьников: 3. Провести анализ обучении хореографии якутских детей. учитывая пси- хологические особенности, а так их менталитет. Таким образам, объектом исследования является анализ обучения детей применительно психологических методов. Предмет исследования - младшие школьники.
Научная новизна
работы заключается в том, что данная тема в каче - стве предмета специального исследования с применением указанных методов в искусствоведении рассматриваются впервые.
Научная значимость
работы заключается в том, что в результаты ис - следования могут быть использованы в педагогической и творческой деятель - ности хореографов, т.к. кроме научного значения, работа имеет значения, ра - бота имеет значение прикладного характера.
Краткая структура работы:
6
Во введении дается общая характеристика методологической базы, предпринятого мною исследования. Здесь особое внимание уделяю анализу содержания имеющихся в литературе, разных определений основных поня - тий и терминов. Первая глава работы посвящена детальному описанию общей характе - ристики детей младшего школьного возраста. Вторая глава предполагает выявление приемов индивидуализации лич - ности в обучении процессе обучения хореографии, а так же установление необходимости и важности дифференцированного подхода в обучении млад - ших школьников. В данной главе необходимо определить такие термины как «индивидуализация», «дифференцированный» подход и т.д. Третья глава названа «Учет психологических особенностей в обучении хореографии». Исходя из названия данной главы мною предпринята попытка применить свои наблюдения, отмеченные в коллективе « °л¼±нэ кытыла » ССШ Усть-Алданского улуса РС\Я. В заключении предполагается сделать выводы по всем поставленным задачам исследования. Работа состоит из введения, с трех глав и заключения. Библиографиче - ский список использования источников и литературы включает наименова - ния. К работе прилагается сценарно-постановочная разработка танцев, фото, видео материалов, проведенных в течение многих лет моей работы в коллек - тиве «°л¼±нэ кытыла» ССШ Усть-Алданского улуса РС/Я/.
Глава I. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
7
В отечественной психологии приняты несколько характеристик детей младшего школьного возраста. Однако, в последние годы тенденция изуче - ния их особых характеристик наиболее полно отражается в трудах последних лет. Общая характеристика детей младшего школьного возраста, совпадаю - щие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность си - стематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако не - совершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных де - тям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического раз - вития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, не - которые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики мо - ложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте». [Акимова…, 1992, с.13]. Начало обучения в школе ведет к коренному измене - нию социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение ко - торых получает общественную оценку. Ведущей в младшем школьном воз - расте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие измене - ния, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразова - ния, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших 8
школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на сле - дующем возрастном этапе. На протяжении младшего школьного возраста на - чинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Без - условный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значе - ние для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детско - го сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:  качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведе - ния и деятельности;  рефлексия, анализ, внутренний план действий;  развитие нового познавательного отношения к действительности;  ориентация на группу сверстников. [Белошистая, 2000, с.148-153] Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечива - ющих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолю - бия. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Веду - щая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что млад - ший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе кото - рых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. [Дубро - вина, Семенов, 2000, с.142-144]. Согласно Л.С. Выготскому, специфика млад - шего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются де - тям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что мож - но и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т. д. Одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ре - бенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, бы - стро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выпол - нить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое- 9
либо поручение, соблюдать определенные правила. [Дубровина, Семенов, 2000, с.143]. Коломинский Я.Л. считает, что если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассни - ков, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ро - весником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому - то важно и интересно. [Дубровина, Семенов, 2000, с.144]. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывает - ся на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной сим - патии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внима - тельность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредствен - ные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальны - ми. В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выде - лены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются: 1) наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения; 2) введение ограничительной цели; 3) расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относитель - но самостоятельные и небольшие действия; 4) наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении пове - дением. Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка яв - ляется участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения. С первых дней пребывания в школе ребенок включа - ется в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учи - телем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. [Коссов, 1987, 10
с.9-20]. Развитие индивидуальности учащегося в условиях единообразия школьного образования - серьезная психолого-педагогическая проблема во все времена существования системы массового обучения. Ни одна педагогическая система не отрицает необходимости индивиду - ального подхода к личности в процессе ее воспитания, но при этом система школьного образования ориентирована целиком и полностью на некоего «среднего» ученика и нацелена на формирование у этого «среднестатистиче - ского» ученика «обязательного уровня «зунов» и непременно в четко опреде - ленные «нормативные» сроки (отставание от этих сроков крайне нежелатель - но, а за бегание вперед не поощряется). При этом наибольшим стремлением к такой унификации отличается именно начальная ступень обучения. Если добавить к этому крайний консер - ватизм (и не только в содержании обучения) этого фактически замкнутого концентра системы образования, нацеленного главным образом на то, чтобы дать ребенку элементарные навыки чтения, письма, счета и расширить его представления об окружающем мире, становится понятной та необходимость поисков путей обновления всех компонентов сложной структуры начального образования, которая активно идет в последние годы в отечественной педаго - гике. Давно сложившиеся и ставшие каноническими содержание и методики обучения и воспитания младших школьников сегодня начинают вступать в противоречие с новыми представлениями об особенностях и возможностях обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Смена приоритетных целей обучения, их обусловленность проблемой воспитания личности ребенка на основе личностно-деятельностного подхода в корне ме - няет взаимоотношения системы обучения (в лице общества и педагогическо - го коллектива в частности) и ученика. Это обусловлено тем, что обучение во - обще, а начальное обучение особенно, может быть эффективным, направлен - ным на становление личности ребенка, раскрытие его способностей только в 11
том случае, если оно исходит из максимально точного учета общих возраст - ных и индивидуальных психологических особенностей детей в этот период жизни и данного конкретного ребенка в частности. На сегодняшний день существует множество педагогических и психо - логических исследований, убедительно доказывающих, что при обеспечении систематического индивидуального подхода к ребенку при изучении любого предмета можно получить гораздо более высокие учебные результаты. В другом источнике по общей характеристике возраста указывается следую - щие положения: Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально Костная система младшего школьника находится в стадии формирова - ния - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения [Крутецкий, 1986, с.238] Формирование личности в младшем школьном возрасте. При правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассни - ками), включение в единую систему коллективов (общешкольный, классный), включение в новый вид деятельности (учение), а в нашем случае включение в дополнительный, внеурочный вид деятельности (ансамбль хореографии «°л¼±нэ кытыла» все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю. Моральное развитие в школе ставится перед необходимостью соблю - дать целую систему четких моральных требований и норм, правил поведения, 12
определяющих и регламентирующих его поведение в школе, на улице, в об - щественных местах, которыми он должен руководствоваться в отношениях со взрослыми и сверстниками. [Крутецкий, 1986, с256]. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться об - щественная направленность личности. Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обога - щаются от 1-го к 3-му классу, становятся более четкими, определенными. Моральные суждения первоклассников обычно основаны на опыте собствен - ного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и роди - телей. Так, например, в моем коллективе Копырина Ксюша (7 лет), которая на- чала заниматься танцами ещё с дошкольного возраста, часто рассуждает: «надо говорить «спасибо!», «мама так говорила», «Матрена Петровна сказа - ла, чтобы я держала голову выше». У учащихся 2-3 классов, по мимо опыта собственного поведения указаний старших, сказывается и умение анализиро - вать опыт других людей. [Крутецкий, 1986, с.256]. Так, они под влиянием изучения нового танца, как образца художественной культуры понимают го - раздо чаще своих младших товарищей тему, суть, цель поставленного танца. Например, танец «осуохай» – якутский ритуальный танец и т.д. Это же харак - теризует и моральное поведение. Если дети семи-восьми лет совершают по - ложительные моральные поступки, чаще всего, следуя указаниям старших, в частности меня, как руководителя ансамбля, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки, по собственной инициати- ве, не дожидаясь указаний со стороны. Конечно, самостоятельно дать ребенку провести экзерсис у станка или какое-то движение для ребенка такого возрас - та – не только радость, восхищение, но и приобретение жизненного опыта. Такой активист закладывает себе организаторские, педагогические и другие навыки. Возрастная особенность детей, только что поступивших в школу, - об - 13
щая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8 лет) еще не об - ладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоле - ние трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, поте - рять веру в свои силы и возможности. Младший школьник, еще не умеет все - сторонне обдумывать свои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недостаточное способность к волевому усилию сказы - вается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями и пре - пятствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переде - лывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания формируется умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки. В коллективе есть дети, которые очень любознательны, однако их воля, характер требуют выправки. К приме - ру, Охлопкова Сардана ( 7,5 л ) проявляет искорку воли к запоминаниям и техники исполнения отдельных танцевальных движений, однако, это искорка быстро потухает в течении 1-2 занятий, она быстро устает ленится. Причиной к этому, по моему мнению может быть некоторая рассеянность. По устране - нию данной проблемы проделана в течении года следующая работа: - выра - ботка автоматизированных движений, путем долгих тренировок, а также от - тачивания внимательности путем медленного повтора танцев. Результат полу- чился необыкновенный: Сардана стала вдумываться в каждый танец, теперь она одна из лидеров коллектива. Так воспитывая волю и характер у младших школьников, приучаю их управлять своим темпераментом. Характер младших школьников также отли - чается некоторыми возрастными особенностями. Прежде всего, дети – им - пульсивны – склонны действовать незамедлительно. Они, как правило, отли - чаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, довер - чивы, справедливы. В ряде случаев ученики начальных классов обладают от - рицательными формами поведения, к ним относятся например, капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребе - 14
нок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Порой у детей проявляются лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дур - ной поступок из-за боязни наказания. Поскольку в младшем школьном воз - расте характер еще формируется, важно предупредить превращение этих ча - сто временных, случайных психических состояний в черты характера [Кру - тецкий, 1986, с.257] Младшие школьники очень эмоциональны, они не могут сдерживать чувства, контролировать их внешние проявления, дети очень непосредствен - ны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся 3 или даже 2 классов могут быть следующие обстоятельства:  ребенок считает, что его недооценивают;  он не занимает в коллективе положение которые, по его мнению, заслу - живает. Дети в таких случаях недисциплинированны, несговорчивы, обидчивы, упрямы и т.д. Чуткое отношение воспитателя, по-нашему мнению правильная организация деятельности ребенка и его взаимоотношения с товарищами мо - гут вывести ребенка из этого состояния. С годами у детей все больше развивается способность регулировать свои чувства. Под влиянием музыки, танцев, а также других видов деятельно- сти у них формируется эстетические чувства. Большие возможности открывает младший школьный возраст для вос - питания коллективистических отношений. За несколько лет школьник накап - ливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллек - тива. Первоклассники еще не чувствуют, себя частью единого коллектива, они в каком-то смысле особенны, независимы, нередко у них можно заметить 15
проявления отчужденности, завистливости наивного хвастовства. Коллектив начинает складываться тогда, когда под влиянием руководителя дети впервые начинают проявлять интерес к успехам и неудачам, достижениям и ошибкам других, проявлять взаимопомощь, начинают относиться к коллективной дея - тельности как ко всеобщему делу. Ребенок в коллективе осознает опыт общественно полезной деятельно - сти. Показательны межличностные отношения. У детей 1-2 классов друже - ские отношения недостаточно устойчивы. Например, Катя (семи лет) дружит с Викой (6 лет) «потому, что вместе стоим в паре в танце «полька», «потому, что наши родители знакомы и ходят в гости к друг другу» (разговор Мохно - носова Влада (8 лет) с Захарова Айта (7 лет). Наблюдалась быстрая смена друзей, симпатий и антипатий. У школьников 9-10 лет опыт моральных отношений богаче. На этой основе у ребят складываются более глубокие дружеские отношения, которые начинают играть более значительную роль в формировании нравственных ка - честв характера. Дружеские чувства проявляются уже в стремлении быть по - лезным товарищу, в согласовании своих действий и поступков. Разлады и конфликты переживаются с детьми уже глубоко. И так, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения и воспи - тания происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подго- тавливает их к вступлению в самый сложный и потому ответственный период их жизни – подростковый возраст.
Глава II. Приемы индивидуализации и дифференцированный подход в

обучении младших школьников.
16
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особен - ным индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт лично - сти, которые заметно отличают данного человека от других людей. [Подла - сый, 2003, с.121]. “Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем основанным. Для этого у него и нет времени. Своеобразность детей терпимо в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку по всем правилам. Тут приходиться заботиться о том, что дети отвы - кали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преоб - разование души составляет воспитание» [Гегель, 1946, с.82]. Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитания долж - но максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием чело - века, основанным на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному члену коллектива, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благо - приятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого в индивидуальном подходе нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. В «великой дидактике» Яна Коменского есть указания на такие типы: 17
«у одних способности острые, у других тупые, у одних гибкие и податливые, у других – твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой» [Коменский, 1992, с.309]. Четкое разведение понятий «дифференцированный» и «индивидуаль - ный» является обязательной предпосылкой организации обучающей деятель - ности руководителя. «Дифференциация обучения через ее формы необходима для оптималь - ной педагогической поддержки развития индивидуальности, а не для ее изна - чального становления. В этих формах она не возникает, а лишь реализуется, наиболее оптимально развивается». [] Многозначительность проблемы воспитания будущего поколения тре - бует постоянной динамики ее развития и совершенствования. Эффектив - ность данного процесса определяется многоаспектностью привлекаемых средств. Особым потенциалом в развитии эмоционально-чувственной сферы личности ее духовной культуры обладает художественное творчество, раз - личные виды искусства, в частности – пластические искусства, хореография. Хореографическое искусство синкретично. Органическая связь его с музы - кой, костюмом , декорациями порождает проникновение в суть реальной дей - ствительности при помощи художественных обобщений, образов, танцеваль - ной лексики, рисунка, вызывая у человека переживания. Хореографическое искусство, ранее не привлекавшееся, с его нетрадиционными технологиями, (пластические и музыкально-пластические этюды, танцевальные комбина - ции, сюжетные и тематические танцы), способствует утонченному воспита - нию и формированию развитой эмоционально – чувственной сферы ребенка. Для развития именно эмоционально-чувственной сферы, воспитания и формирование нами разработан курс занятий, апробированный на базе дет - ского хореографического коллектива « °л¼±нэ кытыла » ставит своей целью интегрирования процесса разностороннего воспитания с хореографическим образованием. Осуществляя данную цель необходимо решение следующих 18
задач:  развитие познавательного интереса в целом, о танцевальной культуре якутов, других народов использование знаний на занятиях хореогра - фии;  формирование стремления к эстетико-этическому окружающей дей - ствительности, грамотному поведению в ней;  поддержание и развитие у детей устойчивого интереса наблюдать при - роду исследовать ее, отыскивать сходства между природой и человеком, побуждающее ребенка к гармонизации, в том числе, через эмоцио - нально-пластическое выражение;  развитие творческой активности личности ребенка, его индивидуально - сти, эстетическое воспитание средствами хореографии;  физическое совершенствование, развитие мышечного чувства, коорди - нации, чувства ритма, музыкальности;  овладение грамотным исполнительским танцевальным и актерским ма - стерством. Несомненно, именно такие программы и методики применяются уже с детсадовского возраста, и они безусловно, доказали свою перспективность. Способность детей младшего возраста к образно-мифологическому мироо - щущению, наглядному, предметному восприятию окружающего мира, по - требности выражать себя в эмоционально-пластических формах является также основой применяемых методик. Особенность технологий, предостав - ляемых хореографией, заключается в их невербальности. В арсенал средств воспитания входят: пластические и музыкально-пластические этюды, рас - крывающие образы живого мира, танцевальные комбинации , имитирующие повадки животных, состояния природной среды, танцы на различные темы. Ребенок, ведомый музыкой, может очень точно пластически подражать жи - вотным, «вдыхать» в образ эмоциональное содержание. Младший школьный возраст (6-10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жиз - 19
ни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общения, отношениях с другими людьми. Ведущий деятельностью становится учение, изменяется уклад в жизни, появ - ляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окру - жающими. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго окружения: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляет - ся рост и заметно увеличивается вес: скелет подвергается к окостенению, но этот процесс еще не довершается. Идет интенсивное развитие мышечной си - стемы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения. Совершенствуется нервная система. Увеличивается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика. В высокой степе - ни возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к свету увеличивается на 45%, су - ставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные на 80%. [Леонтьев] Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Не маловажное значение имеет и расширение сферы обучения. «Быстротекущее развитие, множество новых качеств, кото - рые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педаго - ги строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности» [Мелик-Пашаев, 1989, с.26-36] Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неор - ганизованностью, но в то же время, остротой и свежестью, «Созерцательной любознательностью». Внимание младших школьников в коллективе, в исполнении и разучи - ванию танцев, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. На наш вз - гляд, поэтому весь процесс обучения и воспитания подчинен воспитанию культуры внимания танцевальные движения, да и вся работа в хореографиче - 20
ском коллективе требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Этого вопроса мы коснемся и в следующей главе, когда речь пойдет о темпераменте. Мышление у детей на - чальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логиче - скому. [Педагогическая, 1965, с. 87-88] «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» – напоминал К.Д. Ушинский [Подласый, 2003, с.112]. Большое значение в по - знавательной деятельности имеет память. Естественные возможности школь - ника первой ступени велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Однако ученики начальной школы не умеют распорядится своей памятью и подчи - нить ее задачами обучения. Немалых усилий стоит выработка умений само - контроля ум, при заучивании, навыков самопроверки и т.д. [Семенов, 1990, с. 261] Становление личности маленького школьника происходит под влияни - ем новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного, хореографического коллектива). У него развива - ются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного по - ведения (ответственность за поступки, коллективизм, товарищество, взаимо - помощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возмож - ности для формирования нравственных качеств и положительных черт лич - ности. «Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна [Юнг, 1995, с.186] Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организо - ванный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств не с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам [Якиманская, 1995, с.36]. Хорошие результаты дает со - 21
четание труда с игрой, в которых максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания двигательную активность – все это должно удовлетворяться в ра - зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающий у детей тру - долюбие, культуру движений навыки коллективных действий и разносто - роннюю активность. Значительным потенциалом в развитии культуры ребенка: младшего школьного возраста является эмоционально-чувственная сфера его личности, эстетическое отношение к окружающей действительности, этика взаимодей - ствия с окружающим миром. Всем этим обладает самодеятельное хореогра - фическое творчество. Как часто вам приходится видеть танцующих на сцене «сороконожек», «пингвинов», «ласточек»... Привлекают и расцветающие на сцене цветы, зажигающиеся звездочки. Да, дети могут стать и «колокольчика - ми», и «бабочками», и создать на сцене красочный образ павлина. Эта «вели - чавая птица», плавно передвигаясь, появляется на сцене. Головку и туловище ее изображает одна исполнительница, хвост — это двенадцать человек, оде - тых в соответствующие костюмы. Вся красота павлина в его хвосте, который он то раскрывает, как очаровывающий веер, то закрывает, не желая радовать окружающих. Танцовщицы показывают, как павлин поворачивается то одним боком, то другим, величественно продвигаясь по сцене и сохраняя свое до - стоинство. Паузы, которые «держит» павлин, демонстрируя свой прелестный хвост, завораживают зрителя. А сами исполнители, вживаясь в образ велича - вой птицы, будто вступают в диалог с человеком, демонстрируя перед ним и гордую красу природы, и ее доверчивость, беззащитность. Кроме того, на уроках хореографии возможно формирование образцов пози - тивного поведения в природе. Используя пластические движения, пантомимы, позы; эмоциональная реакция на происходящие события выражается через мимику, применяется речевое обсуждение ситуации. Дети сами должны сделать вывод, что к при - 22
роде и животным, к окружающей действительности нужно быть вниматель - ными. Танцев, которые помогают особенностям психики младшего школьника достаточно много. Все танцы позволяют углубить процесс гармонизации с окружающим миром. Представление ребенком-исполнителем эмоционально–пластически– танцевальных образов действительности в хореографических постановках , создание которых происходит с непосредственным его творческим участием (подбор музыкального материала, определение сюжета, изучение или непо - средственное общение с образами природы, работа над эскизами костюмов и т.д.), является конечным результатом хореографического процесса воспита - ния. Расширение кругозора и углубление знаний о мире и действительности (привлекаются традиционные методы: экскурсии на природу, беседы, чтение книг, рассказ, просмотр видеоматериалов и т.д.) является необходимым условием успешного осуществления процесса воспитания культуры отноше - ния ребенка к окружающему миру. Процесс воспитания культуры посредством танца предполагает интел - лектуальную и эмоционально-чувственную сферы личности, формирование мышления, коэволюционный подход, проявляющемся в осознании отноше - ний Природа-Человек. Показателями и критериями воспитанности и развива - ющейся личности являются: ценностные установки, знание и выполнение нравственных «законов» взаимодействия с окружающим миром, побуждаю - щее к сотрудничеству, созидательной деятельности, позитивные процессы приобретения личного, эмоционального опыта ребенка, потребность в обще - нии, заботе об объектах, проявления устойчивых положительных эмоцио - нальных реакций на сцене, в школе и пр., эстетическое восприятие и эмпати - ческая чувствительность. Стремление выразить чувственный опыт взаимо - действия с реальной действительностью в творческой деятельности, просле - живающийся в процессе учебно-воспитательной работы на протяжении ис - 23
следуемого периода, дают основания сделать выводы об эффективности при - менения пластических средств хореографии в побуждении детей к чуткому отношению к окружающей действительности.
Глава III. Учёт психологических особенностей в обучении хореографии.
Для нашей темы важны такие базовые категории психологии как «ин - 24
дивидуальность», «приемы индивидуализации», а также «дифференцирован - ный подход». В педагогической науке индивидуализация определяется как, «органи - зация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обу - чения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». [Акимова, 1992, с.3-4] Учение в индивидуальном темпе является наиболее старой и наиболее эффективной формой обучения, но в то же время весьма проблемной сегодня. Система может позволить ребенку продвижение в индивидуальном темпе только в течение небольшого промежутка времени, это обусловлено единым для всего класса учебным пособием, а вовсе не программой, как считают многие учителя. [Белошистая, 2000, с.148] Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей че - ловека, составляющих его разнообразие, его отличие от других людей. Он проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индиви - дуальном стиле деятельности. «Это только одна из сторон личности челове - ка» [Общая психология, 2002, с.322]. Будь руководитель, учитель, наставник или родитель, он всегда остановится на таком понимании или структуры лич - ности как «сверхчувственное». Для этого особенно важна понятие «самосо - знание». Если мы рассмотрим социальные паспорта участников коллектива, в котором 10 младших школьников, от 7 до 11 лет можно увидеть следующую картину. Таблица №1 О самооценке детей от 7 до 11 лет. 25
ФИО Сила воли Целеустремленность Инициативность Самостоятельность Выдержка Решительность Энергичность Настойчивость Самоконтроль Софронов Ян + + + + + + + + + Стрекаловский Ан- дрей - - - + + - + + + Сивцев Денис + + + + + + + + + Готовцев Вася + + - - + - - - - Лебедев Жора +- + - - - + + + - Черкашина Катя + + + + + - + + + Новикова Вика - - + + + + + - + Мигалкина Галя - - + + + - - + + Мохноносова Влада - - - + - + - + - Охлопоква Сардана + + + + - - + + + ИТОГО: 60% 60% 60% 80% 70% 50% 70% 80% 70% В среде младших школьников уровень самооценки выше среднего. Т.е. по-нашему мнению, уровень самостоятельной активности в коллективе «поз - воляет воздействовать на ребенка волей других и стимулировать его соб - ственную волю организацией воздействия на других в процессе совместной деятельности, в танце, игре». [Общая психология, 2002, с.354]. То есть дети, у которых сила воли, целеустремленность, инициатив - ность, выдержка и прочие отмечены, являются явными лидерами коллектива. На них должен опираться руководитель. Ведь, несомненно, движение дея - тельности всего коллектива, он должен усматривать на каноны более развито- го. Иначе, если работа будет строиться на «усредненном» или «низком» кано - не результат также будет таковой. То есть дети у которых самооценка ниже должны равняться на других, более совершенных. Для примера приведем двоих – Софронова Яна и Стрекаловского Ан - дрея. В краткой характеристике отмечено, что Ян, несомненно, ребенок с за - датками лидерского положения, отличник, развитый разносторонне, легко за - 26
поминает, доброжелательный. На него равняются все мальчики. Напротив, Стрекаловский Андрей – ребенок с ДЦП, болезненного вида, аллергик, спо - койный, хорошист учебы, но закомплексованный из-за болезни. Волю этого мальчика как руководитель, стараюсь развивать хвалой или успокоением. Стараюсь много встречаться с его родителями. Перед другими детьми этот ребенок работает из-за побуждения. Это – отличное качество. То есть я учу ребенка преодолеть и трудности без особых волевых усилий. Те качества, которые отмечены отрицательным знаком нужно стараться удалить при помощи всего коллектива. Это умелое научение его «технике движения», понятию «коллектива» и т.д. Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. «Чувства – устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер; они выража - ют устойчивое отношение к какими объектами (реальным и воображаемым). [Столяренко, 2000, с.158]. Это переживание. Человеческая жизнь невыносима без переживаний. Наши младшие школьники радуются при прослушивании музыкального оформления танцев. Если звучит легкая, быстрая музыка танца «Хаар, Хаар барахсан» («Снежинки») они суетятся стараются собраться как можно быстрее занять исходное положение. А музыка историко-бытового танца «Полонес» медленно. Они уже вдумчивы, воспитывают детей к этике - ту, взаимоотношениям мальчиков и девочек. Чувствуют отношения друг к другу, красоту, грацию. В работе с младшими школьниками хореограф значительное внимание уделяет развитию у ребенка эмфатической чувствительности, обогащению эмоционального опыта, формирования способности передать характер изоб - ражаемого героя. Примером интеграции воспитания и обучения хореографии могут быть пластические этюды по мотивам природы для детей младшего школьного возраста. Каждый танец или каждое упражнение предполагает введение ребенка 27
в роль животного, растения или объекта не живой природы. Для этого необхо- димо предварительное наблюдение заданного объекта, чтение дополнитель - ной литературы о нем. Собранная информация проговаривается на занятии. Создается устный образ животного или растения, который затем будет ожив - лен под музыку. Прослушивая музыку, определяя ее характер, дети начинают более глубоко чувствовать характер героя. И затем воплощает свои фантазии, создавая образ при помощи пласти - ческих средств. Так, в якутском танце « °л¼±нэ сарсыардата» («Утро на Лене») девочки имитируют образы волн, цветков, мальчики – птичек и жеребят. Этот танец воспитывает детей любить и свою родину, дети испытывают чувства патрио - тизма, увлечения прекрасным, вовлекаются в танец всей душой. В самом на - чале нашей работы звучит фонограмма с характерными звуками природы родного края. Детям, сидящим на коленях, предлагается закрыть глаза и пред- ставить картинку, которая появляется на основе прослушивания звукового ма- териала. Возникающие в воображении детей картинки вызывают у них соот - ветствующее эмоциональное состояние: то ли радости от встречи с полновод- ной Леной, то ли грусти от расставания с убегающими волнами, то ли трепет - ного ожидания сокровенных тайн природы… фонограмма закончилась. Дет - ские глаза сияют радостью от встречи с любимыми уголками своего края, го - товностью поделится увиденным. Предлагаю ребятам рассказать о том, что они представили, слушая эту музыку. Исходя из своего опыта общения с при - родой, опираясь на информацию из литературы, кино и видеофильмов, дети описывают увиденные ими картинки. Но, чтобы в сознании ребенка появились яркие образы, требуется по - мощь. В этих целях дается небольшой комментарий к музыкальному матери - алу во время его прослушивания. Например, так: «прислушайтесь. Вы оказа - лись на берегу реки, где течет многоводная, великая река – любимая Лена. Она медленно, надменно продвигается по своему руслу, природа просыпает - ся. Сначала просыпаются птицы и они спускаются к волнам. Птицы щебечут 28
будто разговаривают. Просыпаются цветы, им нравится общаться друг с дру - гом. При формировании хореографических умений и навыков этот танец преследует цель научить ребенка правильной постановке корпуса. Этим танцем хореограф решает свою профессиональную задачу разви - тия у ребенка чуткого восприятия музыки и умения определить ее характер. Одновременно осуществляется развитие экологической культуры младшего школьника. Ценится чисто индивидуальные наблюдения ребенка, его непо - вторимость и оригинальность. Ведь каждый танец продиктован личным опы - том, характером, индивидуальными особенностями ребенка. За время работы в коллективе я заметила еще одну сторону эмоцио - нальной чувствительности. Делая упражнения особую радость дети испытывают от таких, как «Кузнечик» и «Солнечный зайчик». Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на четыре такта. Исходное положение: “Кузнечик прижался к земле”. Лежа на животе, корпус, ноги, подъем вытянуты; руки согнутые в локтях (“опираются” о пол) – “согнутые ножки кузнечика”. На первые два такта – выпрямляя руки в локтях, прогиб верхней части корпуса назад, нижняя часть корпуса на полу, соединенные ноги вытянуты. На вторые два такта – возвратиться в исходное положение. “СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК” (прыжки на двух ногах). С солнечным зайчиком весело играть в пятнашки. Никогда не знаешь, куда он прыгнет. Я попробую его догнать. Он - направо, я – направо, он - налево, я – налево, вверх, вниз, вперед, назад. Вот озорник! Но я все равно его догоню. Музыкальный размер 2/4. Исходное положение: шестая позиция ног, подготовительное положе - ние рук. 29
Прыжки на двух ногах вперед, назад, вправо, влево. Возможно произ - вольное направление в соответствии с заданным образом солнечного зайчика. Когда высокая исполнительская культура позволяет ребенку подчинять свое тело динамике создаваемого образа, достигать грациозности и четкости движений, следуя своему творческому воображению, когда высокохудоже - ственный музыкальный материал воспринимается как порыв попутного вет - ра, а костюмы удачно раскрывают содержание замысла постановщика, к ре - бенку приходит ощущение гармонии, он переживает радость, восторг от постижения совершенства, красоты. Это служит надежной гарантией того, что на длительный период, а часто и на всю жизнь, растительный и животный мир станет для исполнителя частью его собственной души. Это больше, чем любовь к природе. Это единение с природой. Если 6 — 7-летний ребенок не отделяет себя от окружающего мира в силу психофизиологических особенно - стей возраста, в частности, недостаточно развитой когнитивной сферы, то, пройдя путь через осознание ценности своего “Я”, выделение этого “Я” из природы, к 10-11 годам ребенок, благодаря искусству, способен вернуться к мироощущению “Я - природа”, вместив ее в свою душу. Чувство также проявляются в народных танцах. У нас есть монголь - ский, испанский, марокканский танцы, которые дают детям младшего школь - ного возраста познавательную информацию о культуре других народов, узна - ют темперамент, характер. Перед разучиванием таких танцев дается описания данного народа, рассказывается климат, условия, костюмы и т.д. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности эмоций, впе - чатлительности и т.д. [Общая психология, 2002, с.380] Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны и поэтому главные его усилия должны быть направ - лены не на его исправления, а на разумное использование в конкретной дея - тельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особен - 30
ности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многооб- разие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. [Тихонова, 2000, с.120- 123]. Выделенные И.И. Павловым типы нервной системы по основным ха - рактеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента.  Сильный, уравновешенный подвижный – сангвиник;  Сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;  Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик;  Слабый тип – меланхолик; [Общая психология, 2002, с.385] Приведем в пример младших школьников, рассматривая их типы тем - пераментов. 1. Софронов Ян – сангвиник, активный, аккуратный, быстро схватывает и запоминает комбинации, выворотность очень хо - рошая, доброжелательный, соансамбльники прислушиваются к его мнению, авторитетный, лидер для мальчиков. Может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться энергичен, работоспособный. 2. Стрекаловский Андрей – флегматик. Последний ребенок в се - мье, хорошист, очень спокойный, с хорошим воспитанием. Комплексует из болезненного состояния, самый доброжела - тельный, старательный. Схватывает медленно, артистичный. Когда все радуются всегда невозмутим, ненаходчив, при - спосабливается к новым танцам медленно. Отличается вы - держкой, целеустремленности нету. 3. Сивцев Денис – сангвиник как и Софрнов Ян. 4. Готовцев Вася – учится средне, комбинации запоминает, одна - ко технику схватывает медленно. Не выделяется в коллективе, 31
старательный. Инертный, несдержан. Скорее холерик. нетерпе- лив, вспыльчив, большая устойчивость стремлений и интере - сов (больше занимается кружковыми занятиями). 5. Лебедев Жора – также холерик. Вспыльчив, легко входит в кон - фликт, запоминает средне, избалован, обязателен, любит, чтобы его хвалили. 6. Черкашина Катя – одаренный талантом, авторитетна, доброже - лательна, легко общается, нет мимики, скорее относится к типу сангвиник. 7. Новикова Вика – меланхолик. Если танец не заинтересует, она – человек настроения, чувствительна, легко устает, чрезмерно обидчива, неуверенна, малоработоспособен. 8. Мигалкина Надя – флегматик, не выделяется из коллектива, доброжелательна, спокойна, артистична, старательна, энергич - на, работоспособна, приспосабливается к новому танцу с тру - дом. 9. Мохноносова Влада – холерик. Неформальный лидер девочек, закомплексована, средне схватывает, вспыльчива, нетерпелива, несдержена, менее пластична. 10. Охпоква Сардана – флегматик. Неуверенна, робкая, отстаивает свое мнение время от времени, трудолюбивая, отчуждается от коллектива иногда любит одиночество. Ребенок из многодет - ной семьи, старательна. Дифференциация типов темперамента в нашем коллективе доволно родная, однако руководителю необходимо проводить с ними побольше време - ни, беседовать, активно включиться в их досуг и пр. Хореографическое искусство обладает большими возможностями в вос- питании экологической культуры личности, гармонично воздействуя на ее ду- ховное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально-чувственное и физи - ческое развитие при помощи пластики тела, музыки, эмоционального образа, 32
художественного образа в виде костюма исполнителя, декорации спектакля или хореографической постановки. Выразительность человеческого тела имеет безграничные возможности в создании любого образа. [Репкин В.В…, 1995, с.13-23 ] Поэтому любой руководитель хореограф для преодоления конфликта индивидуального стиля ребенка младшего школьного возраста со стилем ру - ководителя коллектива. Существует ряд довольно известных методик, реко - мендуемых психологами учителям, а в трудных случаях лучше обратиться к профессиональному психологу. Ведь только зная устойчивые, характерные для данного ребенка черты психики, определяющие индивидуальный стиль его учебной деятельности, можно гораздо успешнее организовать индивиду - альную помощь этому ребенку именно в том виде и в той форме, которая со - здает условия наибольшего благоприятствия для этого конкретного ребенка.
Заключение.
Тот подход, который можно с уверенностью назвать действительно ин - дивидуальным, на сегодня находится в “зародышевом” состоянии, поскольку 33
психологи пока еще не могут дать учителю четких рекомендаций по поводу того, какие именно индивидуально-типологические особенности ребенка необходимо учитывать при построении учебного процесса. Тем не менее, в отечественной педагогике и педагогической психологии поиск выхода из сложившегося в современной системе образования тупика ведется уже на протяжении нескольких десятилетий. За эти годы было разра - ботано и предложено множество теорий, методик и программ обучения. В последние годы все больше исследователей (как отечественных, так и зарубежных) связываю эту проблему с понятием “индивидуального стиля учебной деятельности” учащихся и, как следствие, рассматривает ее с точки зрения соответствия этого индивидуального стиля ученика стилю преподава - тельской деятельности учителя, с одной стороны, и стилю изложения учебно - го материала в учебных пособиях, с другой. Соответственно этому выявляют - ся две основные группы “стилевых конфликтов”: конфликт индивидуального стиля ученика с индивидуальным стилем преподавания учителя и конфликт индивидуального стиля ученика со стилем представления учебного материа - ла посредством учебных пособий. С традиционной точки зрения цель индивидуального подхода к ребенку состоит в том, чтобы приспособить его (ребенка) к специфике учебного про - цесса, учебного материала, предназначенного для усвоения по тому или ино - му предмету. И это большая ошибка. В результате нашей работы выявлены следующие выводы: Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, способностей и дарований каждого. В индивидуальном подходе нуждаются «трудные» дети – дети из се - мей социально необеспеченных, с низким уровнем жизни. Для преодоления конфликта индивидуального стиля ребенка младшего школьного возраста и руководителя коллектива необходимо проводить соот - ветствующее психологическое исследование ребенка. Ведь, только зная устойчивые характерные для данного ребенка черты 34
психики, определяющие индивидуальный стиль его учебной деятельности, можно гораздо успешнее организовать индивидуальную помощь этому ребен- ку именно в том виде и в той форме, которая образует условия наибольшего благоприпятствия для конкретного ребенка. Процесс воспитания культуры посредством танца предполагает разви - тые интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы личности, фор - мирование мышления. Показателями и критериями развивающей личности является: ценностные установки, знание и выполнение нравственных «зако - нов» взаимодействие с окружающим миром, побуждение к сотрудничеству, созидательной деятельности и т.д. Стремление выразить чувственный опыт с реальной действительностью в творческой деятельности, прослеживающийся в процессе учебно-воспитательной работы на протяжении исследуемого пе - риода, дают основания сделать выводы об эффективности применения пла - стических средств, хореографии в побуждении детей к чуткому отношению к окружающей действительности. Надо сказать, что этими методами основательно знакомы все педагоги в т.ч. и хореографы. Мы активно сотрудничаем с другими «образцовыми» и «народными» танцевальными коллективами республики. Это: 1. «Кэнчээри», Борогонцы, Усть-Алданский 2. «О³о саас», Малыкай, Нюрбинский 3. ДМШ, Хомустах, Намский Очень результативно и эффективно методы наблюдения и эксперимента используют все хореографы, творческие личности, такие как Иванова Т.Н., Ноговицына У.П. Литература: 1. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащегося и индиви - дуальный подход. М, 1992. 2. Безруких 1996 - Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего уче - ника? Пособие - Изд. Центр «Академия», 1996. 35
3. Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие раз - вития его личности // Вопр. Психол. 2000. № 4 4. Воспитание 1987 - Воспитание и обучение детей младшего дошколь - ного возраста, М., «Просвещение», 1987. 5. Воспитание… 1996 - Воспитание младшего школьника. Учебное посо - бие /Сост. Л.В. Ковинько / Изд. Центр «Академия», 1996. 6. Гегель, 1946 - Гегель. Соч. - М., 1946 - Т 7 7. Доятих, 1997 - Долбих Л.П. И др. Разноцветный мир детства. Пособие - Изд. Центр «Академия», 1997. 8. Дубровина И.В., Семенов И.Н. Первый международный конгресс по проблеме гуманизации образования //Вопр. Психол. 2000 9. Коменский, 1982. - Коменский Я.А. Великая дидактика //Избранные пед. соч. - М., 1982. - Т. 1. 10. Крутецкий, 1980 - Крутицкий В.А. Психология. М., «Просвещения», 1980. 11. Мелик - Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возмож - ности // Вопр. Психол. 1989. № 5 12. Общая психология, 2002 - Общая психология курс лекций – «Владос», 2002 13. Подласый, 1993 - Подласый И.П. Педагогика новый курс. М., «Вла - дос», 2003. 14. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогиче- ского мониторинга в построении учебной деятельности // Вопр. Пси - хол. 1995.№ 1. 15. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творче - ских задач. М., 1990. 16. Смирнова, 2003 - Смирнова Е.О. Детская психология ГИЦ «Владос». М, 2003. 17. Тихонова И.А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скры - тые психологические возможности // Вопр. Психол. 2000 № 4 18. Юнг К. - Г. О становлении личности // Конфликты детской души., «Ка - нон», 1995. 19. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно - ориентированно - го обучения // Вопр. Психол. 1995 . № 2 20. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентирован - ным на личностное развитие школьников // Вопр. Психол. 1995 . № 2 36
37