Напоминание

конспект открытого занятия "Музыкальное кафе"

Автор: Каширцева Ирина Васильевна
Должность: воспитатель коррекционной школы-интерната
Учебное заведение: ГОКУ "Школа-интернат р.п. Квиток"
Населённый пункт: р.п. Квиток, Иркутская область, Тайшетский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект открытого занятия "Музыкальное кафе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГОКУ «Школа-интернат р. п. Квиток»

Конспект открытого занятия

в 5 классе

«

Музыкальное кафе»

Воспитатель: Каширцева И.В.

Ноябрь 2017 года

1

Открытое занятие в 5 классе «Музыкальное кафе»

Цели:

- Обогащать социальный опыт детей, расширять общий кругозор и музыкальный вкус

средствами музыкальной терапии;

- Корригировать процессы внимания и слухового восприятия на основе анализа музыкаль-

ных произведений;

- Развивать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произве-

дения различных жанров.

Оборудование: мультимедийная установка, фонограммы музыкальных произведений, пе-

сен, словарные слова, музыкальное меню, тесты.

I

. Орг/ момент:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не знатен.

Проявим все свои уменья,

И вместе проведём занятие.

II. Вводная беседа.

- Дорогие ребята и уважаемые гости, я рада приветствовать вас сегодня в нашем кафе и го-

това предложить Вам следующее меню. У вас в меню есть новые слова…

Словарная работа

Деликатес – это дорогое блюдо, которое мы едим очень редко, по праздникам. (читаем)

Дегустация – определение качества какого-либо продукта по виду, вкусу, запаху. (читаем)

- Познакомьтесь с меню…Читайте про себя…Прочитайте вслух меню по цепочке…

- Вы, конечно же, заметили, что меню не совсем обычное. С чем оно связано?

- Правильно! (слайд 2) Наше меню – музыкальное, и сегодня Вы гости музыкального

часа. (слайд 3) Прочитайте тему нашего занятия: «Музыкальное кафе».

Ц.У: Будьте внимательны, активны, дисциплинированы! Соберитесь и покажите все свои

знания, умения и музыкальные способности, а в конце занятия вы поделитесь с нами свои -

ми впечатлениями.

III.Основная часть:

- Итак, начинаем. (слайд 4) Подумайте, без каких древнейших музыкальных инструментов

нельзя начать приём пищи?(тарелки и ложки) Верно!(2 клика)

- Я предлагаю вам пробовать все блюда музыкального меню по порядку.

1. (слайд 5) Вы выбираете «Лёгкие блюда»!

-Верно, на диете сидите? А не проголодаетесь ли?

- А чтобы вы легко «переварили» это блюдо, послушаем стихотворение Андрея Усачёва

«Восьмая нота МУ», которое вы приготовили: (Приложение № 1) (слайд 6)

-А какие нотки остались у пастушка пропоём все вместе…(слайд 7)

Итог: Спасибо, ребята, что напомнили друг другу и нам название нот.

2

- А теперь пробуйте «лёгкие блюда» и попытайтесь ответить на следующие вопросы: (ра-

бота в парах)

1 столику: (слайд 8) Без какой ноты не может обойтись ни один уважающий себя повар?

(соль) (клик)

2 столику: (слайд 9) Какие ноты растут на грядках? (репа, редька, редис, помидор, фа-соль,

огурец, перец, сельдерей)

3 столику: (слайд 10) Назовите продукты или блюда с музыкальным уклоном, где присут-

ствуют названия нот? (пищевая соль, фасоль, винегрет, солянка, салями – сорт сыровяле-

ной колбасы, рыба – форель, треска, сиг)

4 столику: (слайд 11) Какими нотами можно измерить музыку? (ми-ля-ми)

Итог: С задание вы справились успешно, надеюсь, что блюдо вам понравилось.

2. Итак, (слайд 12) следующее блюдо «Ноты, сваренные вкрутую»

- Какое интересное и вкусное блюдо предлагаю вам отведать.

Ц.У.: Сейчас я буду показывать вам иллюстрации, а вы должны не просто угадать героев

мультфильмов, но и исполнить с ними их любимые песни, по куплету достаточно:

(слайд 13)1. Крошка Енот – «Улыбка»

(слайд 14)2. Кот Леопольд «Если добрый ты»

(слайд 15) 3. Крокодил Гена «Пусть бегут неуклюже»

(слайд 16) 4. Антошка и его песня

(слайд 17) 5. «Бременские музыканты» «Ничего на свете лучше нету»

-Ребята, а сейчас назовите, музыкальные инструменты, которыми владеют герои этих

мультфильмов. (гитара, труба, скрипка, барабан, гармошка)

Итог: Молодцы! Понравилось блюдо? Я рада за вас.

3. А теперь попробуйте «Музыкальные деликатесы» (слайд 18)

В нашем случае мы поговорим о лучших музыкальных произведениях, которые известны

во всём мире.

Ц.У.: Вам необходимо на слух определить уже знакомые музыкальные произведения и му -

зыкальный жанр этого муз/деликатеса. Слушаем и пробуем все…(слайд 19)

1) Это «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома Чайковского

Итог: Молодцы, что помните и правильно определили

2) «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Итог: По названию и характеру муз/произведения понятно, что это танцевальный жанр.

3) П.И. Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского

Итог: Верно, это песня.

- Подумайте! А что или кто объединяет эти три произведения?

Итог: (слайд

20) Правильно, у них один автор: П.И.

Чайковский – великий русский

композитор. Его произведения балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая краса-

вица» поистине можно считать муз/ деликатесами, т.к. известны и любимы во всём мире, а

не только у нас в стране.

- Ребята, ой, какое непростое блюдо хочу вам предложить – смех!

4. (слайд 21) «Смех, запечённый до хрустящей корочки»

- Съешьте кусочек, и смешинка в рот попадёт – не выберется!

3

- Вам было дано домашнее задание – разучить школьные частушки, Пожалуй, пришло вре -

мя их исполнить и поделиться задором и весельем с гостями.

(

Приложение №2)

Исполнение частушек детьми

Итог: Вам понравилось блюдо? Заодно и отдохнули!

- И у нас осталось попробовать ещё одно особенное блюдо от шеф-повара:

5. «МП3- дегустация» (слайд 22)

В данном случае – мы будем дегустировать или прослушивать новое музыкальное произве-

дение.

-Ребята, какой сейчас месяц года?.. Верно!

-Наша

пьеса

называется

«Святки.

Декабрь»

12-ая

из

музыкального

альбома-календаря

«Времена года» П.И. Чайковского.

(слайд 23) Святки – это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и

самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…(В. А. Жуковский, из баллады «Светлана»)

- В позапрошлом веке не только крестьянские девушки, но и барыни-дворянки с замирани -

ем сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу, устраивали «святочные гадания». На

святки ходили ряженые из дома в дом, одетые не по обычаю, а ради шутки, пели святоч -

ные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Эта традиция ко -

лядовать сохранилась и до наших дней.

(слайд 24) Давайте посмотрим видеоролик, где присутствуют картины русских художников

позапрошлого века и звучит волшебная музыка.

Ц.У.: Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. (клик)

Прослушивание и просмотр видеоролика.

Музыкальный тест (слайд 25)

Ц.У.: Внимательно прочитайте вопросы, подумайте и подчеркните выбранный вариант, он

может быть и не один: (приложение № 3)

Итог: Правильно, ребята, пьеса «Святки» - это «Вальс» - очень популярный в позапро-

шлом веке танец, символ семейных праздников. Красивый вальс, который можно слушать,

а можно под него и танцевать даже вокруг красивой Рождественской ёлки. Только он лири -

ческий задумчивый, зимний и немножко грустный. Ведь расставаться с уходящим годом

всегда грустно, и вальс «Святки» в музыкальном альбоме «Времена года» тоже послед-

ний…

- Пришла пора и нам распрощаться, а напоследок…

6. (слайд 26) Наш «Музыкальный десерт» – «Песенка сладкоежек». Мы ведь все очень

любим сладенькое! Да и наши гости не откажутся отведать. Согласны?!!

Исполнение песни детьми (приложение № 4)

Итог: Молодцы!

IV. Итог-рефлексия:

(слайд

27) Давайте

подведём

итог

занятия

поделимся

своими

впечатлениями.

Ребята продолжите фразы: итак…

4

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я научился…

- у меня получилось …

- меня удивило…

- мне захотелось…

Итог: Ребята, ... (слайд 28)

Занятия время истекло.

Я вам, ребята, благодарна,

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

Вы все сегодня молодцы! Награда вам - полезные витамины. Всем спасибо!

Приложение № 1

Стихотворение «Восьмая нота Му»

1.Давным-давно жил пастушок.

Был у него мешок.

В мешке лежали восемь нот

И маленький рожок.

2.И подпевала вся земля,

Когда рожок ему

Пел: ДО, РЕ, МИ и ФА, СОЛЬ, ЛЯ…

И ЛЯ, и СИ, и МУ!

3.Уснул однажды пастушок

И уронил мешок.

И восемь новых звонких нот

Упали на лужок.

4.И раскатились, как фасоль,

Все ноты по нему:

И ДО, РЕ, МИ, и ФА, и СОЛЬ,

И ЛЯ, и СИ, и МУ!

5.Пастух обшарил свой мешок.

Он обыскал весь луг.

Нашёл семь нот, но не найдёт

Восьмой пропавший звук.

6.И тут корова подошла

Задумчиво к нему,

И к небу морду подняла,

И замычала: - МУ!

7.Рожок теперь совсем не тот,

И звук не тот совсем:

Ведь раньше было восемь нот,

А их осталось семь.

8.Понятно каждому без слов,

Куда девался звук,

И почему у всех коров

Му-музыкальный слух.

Приложение №2

5

1.Ставьте ушки на макушке,

Мы споём для вас частушки!

Лукавые, задорные,

Останетесь довольные!

2.Эх, ты, русская частушка,

Любит, чтит тебя народ!

Несмотря на все столетья

Тебя время не берёт!

3.Ярко солнышко сияет

Над землёю высоко.

До чего учиться в школе

В наше время нелегко!

4.Шесть часов сидим за партой,

Трудимся и трудимся.

Мы ведь скоро так детьми

Быть совсем разучимся!

5.Распрощались с детством нашим

Мы, наверно, навсегда:

Всё уроки, да уроки,

Поиграть нам некогда!

6.Мы –мальчишки боевые,

За себя уж постоим,

Драчуну или задире

Мы отпор всегда дадим!

7.Мы – ребята ничего,

Очень даже стильные,

Но по части развлечений!

А так мы не спортивные!

8.Там, где песни, дискотеки,

Пятый класс не заменим.

Что касается учёбы –

Тут мы, братцы, не горим!

9.Мы – ребята озорные,

Любим песни петь, плясать.

Если только разойдёмся –

Никому нас не унять!

10.В небольших своих припевках

Рассказали, как живём,

Что допеть мы не успели,

В другой раз Вам допоём!

Приложение № 3

Музыкальный тест:

1.Какое настроение у музыки?

- задумчивое

- грустное

- загадочное

- лирическое

2.В каком темпе она звучит:

- медленном

- среднем

- быстром

6

3.Какие музыкальные инструменты исполняют эту музыку?

- скрипка

- фортепиано

- аккордеон

4.К какому музыкальному жанру относится?

- песня

- танец

- марш

Приложение №4

«Песенка сладкоежек»

1.В мире будет больше радости,

Если будет больше сладостей:

Шоколада и пирожных,

Лимонада и конфет.

Это просто наслаждение!

Это просто объедение!

Для детей на целом свете

Ничего вкуснее нет!

Припев:

Нам клубничное варенье

Поднимает настроенье!

Вместо щей и манной каши

Будем есть его всегда!

Шоколадные конфеты

Нам заменят все омлеты.

Только взрослым мы об этом

Не расскажем никогда!

2.В мире будет больше радости,

Если будет больше сладостей:

Море вкусной карамели,

Сладкой ваты облака!

Будем вафли есть и пряники.

Взрослые, не надо паники!

Будут целы наши зубы,

Знаем мы наверняка!

Припев: тот же

3.В мире будет больше радости,

Если будет больше сладостей:

В каждой плитке шоколада

Удовольствия секрет.

Будет мир наполнен сладкими

Пастилами, мармеладками

Для детей на целом свете

Ничего вкуснее нет!

Припев: тот же

7